Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2014 в 16:17, курсовая работа
Основной целью данной работы является изучение особенностей культуры студенчества, как отдельной социальной группы, а также изучение особенностей культуры студентов гуманитарных и технических специальностей. Для достижения цели в представленной работе необходимо решить следующие задачи:
Изучить специальную литературу по рассматриваемой проблеме;
Рассмотреть понятие и сущность культуры с точки зрения социологического подхода;
Выявить особенности культуры студентов как отдельной социальной группы;
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...3
Глава 1: Культура студенчества………………………………………………..5
Понятие культуры с точки зрения социологического подхода……………………………………………………………………5
Особенности культуры студенчества, как отдельной социальной группы…………………………………………………………………….7
Особенности культуры студентов гуманитарных и технических специальностей………………………………………………………….11
Выводы по первой главе……………………………………………………….12
Глава 2: Культура студентов. Социологические исследования……………..13
2.1. Исследование А.В. Соколова и И.О.Щербаковой……………………… 13
2.2. Исследование А.В. Соколова. Духовный мир студенческой молодежи………………………………………………………………………..19
2.3. Исследование Т.Г. Исламишиной, О.А. Максимовой. Жизненные установки студентов……………………………………………………………20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………23
Список литературы……………………………………………………………..24
2.2. Исследование А.В. Соколова. Духовный мир студенческой молодежи.
Соколов А.В. провел в 2000 – 2004 годах социологическое исследование. Им были охвачены студенты Санкт-Петербургского Университета культуры и искусств (государственный вуз) и Гуманитарного университета профсоюзов (негосударственный вуз); опрошены более 1500 человек. Обратимся к данным, позволяющим судить о духовном мире нынешней студенческой молодежи, разумеется, учитывая масштабы опроса, без претензий на широкие обобщения.
"Нравится ли Вам Ваше поколение?". Этот вопрос был задан 250 студентам различных курсов. Около 60% ответило утвердительно, 25% - отрицательно, 15% - "и да, и нет".
Самооценка поколения: отрицательные черты. В письменных интервью был поставлен вопрос: "Какие отрицательные черты находите Вы у своих сверстников?". Семантически близкие формулировки были обобщены. Выявились десять "осуждаемых" постсоветским студенчеством "пороков". Остановимся на них с учетом ранжирования по частоте упоминания.
1. Бесцельное существование (жизнь сегодняшним днем), потребительское отношение к жизни ("прожигание жизни"), апатичность, пассивность, иждивенчество, лень, тунеядство, разгильдяйство.
2. Алкоголизм, пьянство, наркомания, курение - способы разрушения личного здоровья.
3. Эгоизм, корыстолюбие, жадность, зависть, отсутствие коллективизма, взаимопомощи.
4. Агрессивность, насилие, жестокость, озлобленность, цинизм, хулиганство, преступность.
5. Хамское поведение, бескультурье, грубость, бездуховность, неуважение к старшим.
6. Лживость, лицемерие, безответственность,
расхлябанность, предательство, ловкачество.
7. Аморальность,
распущенность, разврат.
8. Бездумное следование моде, глупое подражательство.
9. Отсутствие патриотизма, неумение ценить свою историю, равнодушие к судьбе России.
10. Зависимость от техники.
Самооценка поколения: положительные черты. Среди них студенческая молодежь особо выделила следующие:
Целеустремленность, целенаправленность, деловитость, организованность
Самостоятельность, самодостаточность, независимость, свободолюбие.
Жизненная активность, оптимизм, уверенность в будущем, предприимчивость, трудолюбие, напористость.
Интеллектуальность, умственное развитие, творческие способности (креативность), талантливость.
Стремление к знаниям, овладению культурой понимается как естественное дополнение интеллектуальности и интеллигентности.
Альтруизм, доброта, дружелюбие, гуманизм, честь, правдивость, порядочность, вообще - высокие моральные качества.
Патриотизм, любовь к Родине.
2.3. Исследование Т.Г. Исламишиной, О.А. Максимовой. Жизненные установки студентов.
Исламишина Т. Г., Максимова О. А. провели в 1996— 1998 гг. исследование в вузах Республики Татарстан. Исследованием было охвачено свыше 300 студентов высших учебных заведений, расположенных как в г. Казани - государственный технический университет (КГТУ), Институт бизнеса и управления, - так и в других городах – Нижнекамский муниципальный институт.
В этом исследовании был применен метод анализа жизненных установок и ожиданий А. Лакейна. В соответствии с данной методикой респондентам предлагалось изложить свои жизненные планы по схеме:
1. Приведите, не задумываясь, перечень своих жизненных планов, желаний как крупномасштабных, так и менее значимых (все, что придет на ум). Затем разделите данные планы на три группы по степени важности их для вас на блоки А, Б, В.
2. Укажите свой самый главный жизненный проект.
3. Перечислите свои жизненные планы на ближайшие пять лет.
4. Опишите ваши планы на
5. Представьте, что вам осталось жить полгода. Чем бы вы занялись в оставшееся вам время?
По полученным в ходе исследования результатам можно проследить определенные различия во взглядах трех исследовавшихся групп студентов. Студенты государственных вузов среди своих жизненных планов указывают на желание достичь продвижения в карьере и, как следствие, высокого благосостояния, побывать за границей (в том числе с целью обучения или стажировки). Среди перспективных проектов часто называются создание семьи, воспитание детей, обеспечение им достойного уровня жизни. В планах на ближайшие годы отмечается обучение в вузе, создание семьи. Очень немногие студенты хотели бы заняться самосовершенствованием, развиваться духовно. В ответе на пятый вопрос респонденты разделились на две примерно равные группы. Первые в последние полгода жизни предпочли бы сделать что-либо полезное, чтобы оставить о себе память - помочь детскому дому, написать книгу, попросить прощения у тех, кого обидели, "простить всех врагов".
Вторые потратили бы время на развлечения, сделали бы дорогие покупки, постарались бы исполнить свои самые несбыточные мечты. В целом из ответов видно, что студенты данной группы склонны рассчитывать прежде всего на свои силы, пробиться в жизни, научиться зарабатывать деньги.
Жизненные планы студентов негосударственных вузов концентрируются вокруг двух главных направлений: 1) купить как можно больше престижных вещей - машину, норковую шубу, дом (желательно на берегу моря) и т.п.; 2) иметь крупную фирму (юридическую, финансовую) или занимать в ней престижную должность. Желание побывать за границей у большинства респондентов связано исключительно с развлечениями (Париж, Багамы и т.п.).
Среди планов на ближайшее время учеба идет на третьем месте после каких-либо покупок и желания весело провести каникулы. Здесь гораздо больше желающих повеселиться в последние годы жизни, чем сделать что-либо полезное. Прослеживается тенденция: студенты данной группы как должное воспринимают обеспеченное положение своих родителей и более склонны рассчитывать на их поддержку, чем на собственные силы. При этом молодые люди "присваивают" ценности родителей, их мировоззрение и сами становятся "молодыми взрослыми". Видимо, эта особенность и обусловливает наивысший процент "материалистического мировоззрения" среди студентов негосударственных вузов.
Компаративный анализ данных по вузам г. Казани, с одной стороны, и иных татарстанских городов - с другой, позволяет сделать вывод, что в вузах последних относительно больше студентов, для которых важнее духовные ценности. В данной группе также чаще на первое место среди жизненных проектов выдвигается создание семьи, успешное окончание вуза.
Итак, исследование выявило определенные
различия в ценностных ориентациях разных групп студентов татарстанских вузов.
В целом же, как выяснилось, большинство
студентов, из всех трех основных групп
респондентов, строит грандиозные планы
на будущее, не определяя при этом для
себя реальных путей достижения намеченных
планов.
Заключение
Цели и задачи, поставленные в курсовой работе, выполнены. Исследовано понятие и сущность культуры, изучены особенности студенчества, как отдельной социальной группы и особенности студентов, гуманитарных и технических специальностей, рассмотрены и проанализированы социологические исследования.
Краткие выводы по проделанной работе:
Высшие Учебные Заведения, безусловно, воспитывают из студента не просто профессионально подготовленного, но и культурно образованного человека.
Студенты ВУЗов имеют высокий уровень культуры, широкие духовные интересы, строят грандиозные планы на будущее.
Студенты-гуманитарии, как показывают исследования, в большей степени интересуются искусством, живописью, литературой.
Подводя итог, следует отметить, что культура - это неотъемлемая часть человеческой жизни. Культура организует человеческую жизнь. Студентам после окончания ВУЗа предстоит выход во взрослую жизнь и в своей будущей профессиональной деятельности студентам самим придется выполнять культурную функцию.
Культура дает человеку чувство принадлежности к сообществу, воспитывает контроль над своим поведением, определяет стиль практической жизни.
Список литературы.