Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2014 в 16:17, курсовая работа
Основной целью данной работы является изучение особенностей культуры студенчества, как отдельной социальной группы, а также изучение особенностей культуры студентов гуманитарных и технических специальностей. Для достижения цели в представленной работе необходимо решить следующие задачи:
Изучить специальную литературу по рассматриваемой проблеме;
Рассмотреть понятие и сущность культуры с точки зрения социологического подхода;
Выявить особенности культуры студентов как отдельной социальной группы;
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...3
Глава 1: Культура студенчества………………………………………………..5
Понятие культуры с точки зрения социологического подхода……………………………………………………………………5
Особенности культуры студенчества, как отдельной социальной группы…………………………………………………………………….7
Особенности культуры студентов гуманитарных и технических специальностей………………………………………………………….11
Выводы по первой главе……………………………………………………….12
Глава 2: Культура студентов. Социологические исследования……………..13
2.1. Исследование А.В. Соколова и И.О.Щербаковой……………………… 13
2.2. Исследование А.В. Соколова. Духовный мир студенческой молодежи………………………………………………………………………..19
2.3. Исследование Т.Г. Исламишиной, О.А. Максимовой. Жизненные установки студентов……………………………………………………………20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………23
Список литературы……………………………………………………………..24
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Пермский национальный исследовательский политехнический университет»
Факультет гуманитарный
Направление 040100.62 «Социология»
Кафедра социологии и политологии
курсовая работа
по дисциплине «Основы социологии»
на тему: «Культура студенчества»
Выполнил:
студент гуманитарного
Группы С-12-1б
Кочергина С. Ю.
Подпись(___________)
Проверил:
Старший преподаватель кафедры
Социологии и политологии
Широян С. Ш.
Оценка(___________)
Подпись(___________)
Пермь, 2013 г.
Содержание.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
Глава 1: Культура студенчества………………………………………………
Выводы по первой главе……………………………………………………….12
Глава 2: Культура студентов. Социологические исследования……………..13
2.1. Исследование А.В. Соколова и И.О.Щербаковой……………………… 13
2.2. Исследование А.В. Соколова. Духовный
мир студенческой молодежи…………………………………………………………
2.3. Исследование Т.Г. Исламишиной, О.А. Максимовой.
Жизненные установки студентов………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Формирование культуры студента – одна из важнейших проблем современного мира. Технические, социальные преобразования современного общества коснулись всех областей человеческой деятельности, в том числе и такой деятельности как общественная коммуникация, посредством которой, человек, в нашем случае студент, окультуривается. В процессе образования человек взаимодействует с огромным количеством людей, которые делятся своим культурным опытом, в результате восприятия которого, человек как бы обретает «культурный слой».
Данная тема особенно актуальна, потому как именно культура формирует личности членов общества, тем самым регулируя их поведение в обществе. Задача воспитания из студента не просто профессионально подготовленного специалиста, но и культурного человека, имеющего широкие духовные интересы, всегда относилась к числу приоритетных задач системы высшего образования. Главной целью профессионального образования является подготовка студента к будущей деятельности. Как известно, в современном обществе важна не только профессиональная подготовленность человека, но и его культурная образованность. И поэтому профессиональное образование должно развивать в обучаемом объекте его личные культурные качества.
Основной целью данной работы является изучение особенностей культуры студенчества, как отдельной социальной группы, а также изучение особенностей культуры студентов гуманитарных и технических специальностей. Для достижения цели в представленной работе необходимо решить следующие задачи:
Объектом курсовой работы является студенческая молодежь.
Предметом курсовой работы является культура студентов, её влияние на формирование личности.
Глава 1: Культура студенчества.
Культура – понятие многообразное. Толкование понятия «культура» существует в нескольких вариантах, потому как рассматривается оно с точки зрения разных подходов (философский, антропологический, социологический и т.д.)
С точки зрения социологии, культура является духовно-материальным фундаментом, на котором возникло и развивается человеческого общество. В социологическом словаре можно найти следующие определения понятия «культура»: «Культура – это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе».
Культура в широком смысле — это процесс формирования надындивидуального бытия, неподвластного отдельному человеку и проявляющегося в выработке общечеловеческих, общезначимых ценностей, норм, принципов социального общежития (Э. Дюркгейм). Культура в узком смысле — это деятельность социокультурных институтов и конкретных учреждений культуры, в которых происходит процесс накопления, воспроизводства, трансляции и приращения культурных достижений как социума в целом, так и отдельных социальных групп и личностей (образование, наука, искусство; школы, НИИ, музеи и т.п.).
В социологии существуют три взаимосвязанных подхода в изучении культуры:
Социологи первыми среди обществоведов увидели в молодежи как социальной группе присущие только ей культурные черты, специфические интересы, ценности и нормы поведения, заговорили об особых проблемах молодежи, имеющих, прежде всего социальные корни.
Существует множество определений понятия «молодежь», данные социологами. Одно из наиболее ранних и самых распространенных определений (1962 г.) дал советский и российский социолог, доктор философских наук Владимир Тимофеевич Лисовский. Согласно его точке зрения, молодежь – поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодежи могут колебаться от 16 до 30 лет.
Советский и российский социолог, антрополог, философ Игорь Семёнович Кон также уделял большое внимание изучению молодежи, как особой социально-демографической группы. И. С. Кон значительно углубил и расширил определение В. Т. Лисовского: «Молодежь - социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально - психологических свойств. Молодость как определённая фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но её конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации».
В 70-е гг. ХХ в. Социологи определили молодежь как группу, внутренне дифференцированную в соответствии с классовыми признаками, положением и ролью в обществе, функциями и видами деятельности, ценностными ориентациями, мировоззрением. В 90-х гг. молодежь характеризуют как самостоятельную социально-демографическую группу, имеющую ряд особенностей, определяющихся специфической позицией в процессе воспроизводства социальной структуры, способностью наследовать и преобразовывать сложившиеся общественные отношения.
Существует ли отличие между студенческой молодежью и молодыми людьми, не учащимися в высших учебных заведениях?
Студент (от лат. studens, род. падеж studentis - усердно работающий, занимающийся), учащийся высшего, в некоторых странах и среднего учебного заведения. В Древнем Риме и в средние века студентами называли любых лиц, занятых процессом познания. С организацией в XII веке университетов термин «студент» стал употребляться для обозначения обучающихся (первоначально и преподающих) в них лиц; после введения ученых званий для преподавателей (магистр, профессор и др.) - только для учащихся.
Термином «студенчество» обозначают студентов как социально-демографическую группу, характеризующуюся определенной численностью, половозрастной структурой, территориальным распределением и т.д.; определенное общественное положение, роль и статус; особую фазу, стадию социализации (студенческие годы), которую проходит значительная часть молодежи и которая характеризуется определенными социально-психологическими особенностями.
Студенчество представляет собой определённую часть молодёжи, которая имеет как общие со всей молодёжью черты, так и специфические особенности.
Студенчество составляет многочисленную и важную социальную группу.
Научные, технические, социальные преобразования современного общества повлекли за собой повышение социальной значимости высшего образования, с ростом которой, возрастает роль студенчества и увеличивается его количество.
Несмотря на различия социального происхождения, материальных возможностей, студенчество связано общим видом деятельности и образует в этом смысле определённую социально-профессиональную группу. Общая деятельность в сочетании с территориальным сосредоточением порождает у студенчества известную общность интересов, групповое самосознание, специфическую субкультуру и образ жизни, причём это дополняется и усиливается возрастной однородностью, которой не имеют другие социально-профессиональные группы.
Период обучения в высшем учебном заведении для молодого человека означает смену возрастного статуса в рамках довзрослого состояния и эту смену можно осуществить по своему выбору, можно отменить или изменить. Студенческий период ведет к росту человеческой свободы в социальном измерении.
Черты, проявляемые в общесоциальной сфере студенческой молодежью, привнесены в ее жизнедеятельность главным образом в предшествующем периоде жизни, как и у всей молодёжи, воспитаны в детском и подростковом возрасте семьей, дошкольными учреждениями, школой, общественными организациями. В студенческий период они продолжают активно закрепляться, развиваться и проявляться. Отношение студента к учебе есть также во многом следствие его общесоциальной зрелости.
К числу специфических особенностей студенчества следует отнести такую типичную черту, как социальный престиж. Как отмечалось выше, студенчество является наиболее подготовленной, образованной частью молодежи, что, несомненно, выдвигает его в число передовых групп молодежи. Это в свою очередь предопределяет формирование специфических черт психологии студенческого возраста.
Обучение в Высшем Учебном Заведении существенно влияет на рост культурного уровня студентов. Для студентов характерен довольно широкий спектр духовных запросов; потребность в оперативной и качественной эстетической подготовке; стремление максимально использовать предоставляемые местными условиями культурные возможности приобщиться к культурно-историческим ценностям, развить свой эстетический вкус. Задача воспитания из студента не просто профессионально подготовленного специалиста, но и культурного человека, имеющего широкие духовные интересы, всегда относилась к числу приоритетных задач системы высшего образования.
Безусловно, уровень культуры у студентов выше, чем у такой социальной группы, как молодежь. Но в настоящее время студенты больше уделяют внимание профессиональной подготовке, повышению уровня профессионального образования, забывая о повышении уровня культурного развития. Студенты не отрицают традиционную культуру, признают ценности, принятые в обществе и прививаемые им старшими. Культурные и эстетические запросы их формируются благодаря информации, получаемой, прежде всего, из СМИ, а также в процессе учебы.
В общесоциальной сфере для многих студентов характерны такие черты как высокий нравственный, моральный уровень; гуманизм, коллективизм и общительность; стремление к самовоспитанию и самосовершенствованию; социальный оптимизм.
Естественно, что эти характеристики присущи не всем студентам.
Различия между студентами гуманитариями и технарями вытекают из различий в уровне гуманитарного и технического образования.