Культура студенчества

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2014 в 16:17, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью данной работы является изучение особенностей культуры студенчества, как отдельной социальной группы, а также изучение особенностей культуры студентов гуманитарных и технических специальностей. Для достижения цели в представленной работе необходимо решить следующие задачи:
Изучить специальную литературу по рассматриваемой проблеме;
Рассмотреть понятие и сущность культуры с точки зрения социологического подхода;
Выявить особенности культуры студентов как отдельной социальной группы;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...3
Глава 1: Культура студенчества………………………………………………..5
Понятие культуры с точки зрения социологического подхода……………………………………………………………………5
Особенности культуры студенчества, как отдельной социальной группы…………………………………………………………………….7
Особенности культуры студентов гуманитарных и технических специальностей………………………………………………………….11
Выводы по первой главе……………………………………………………….12
Глава 2: Культура студентов. Социологические исследования……………..13
2.1. Исследование А.В. Соколова и И.О.Щербаковой……………………… 13
2.2. Исследование А.В. Соколова. Духовный мир студенческой молодежи………………………………………………………………………..19
2.3. Исследование Т.Г. Исламишиной, О.А. Максимовой. Жизненные установки студентов……………………………………………………………20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………23
Список литературы……………………………………………………………..24

Файлы: 1 файл

культура студенчества.doc

— 131.50 Кб (Скачать)

Гуманитарные науки занимаются исследованием явлений духовной жизни общества. Гуманитарные науки – это системы знаний, предметом которых выступают духовные ценности общества. К ним могут относиться такие общественные науки как: история, философия, право, политэкономия, филология и т.д.

Технические науки — комплекс наук, которые исследуют явления, важные для развития техники, или её саму (изучает техносферу). Одними из первых технических наук стали механика, которая долгое время существовала в тени физики, и архитектура.

Студенты гуманитарии изучают такие науки, которые помогают обретать им «культурный слой», увеличивать духовный интерес. Студенты технических специальностей изучают технику, её развитие. Они меньше уделяют внимание культурной образованности.

Таким образом, можно сказать, что уровень культуры у студентов гуманитарных специальностей выше, чем у студентов «технарей».

 

Выводы по первой главе:

Студенчество как социальная группа представляет собой определённую часть молодёжи, которая имеет как общие со всей молодёжью черты, так и специфические особенности.  Уровень культуры студентов выше, чем уровень не учащихся, так как обучение в ВУЗе существенно влияет на уровень культурного развития молодежи. Для студентов характерен довольно широкий спектр духовных запросов; потребность в оперативной и качественной эстетической подготовке; стремление максимально использовать предоставляемые местными условиями культурные возможности приобщиться к культурно-историческим ценностям, развить свой эстетический вкус.

Уровень культуры студентов гуманитарных специальностей выше, так как гуманитарные науки занимаются исследованием явлений духовной жизни общества, поэтому студенты-гуманитарии находятся в постоянном окультуривании.

Таким образом, изучив основные понятия, выявив особенности культуры студентов как отдельной социальной группы и особенности культуры студентов, гуманитарных и технических специальностей, можно рассмотреть некоторые социологические исследования по данной теме во второй главе курсовой работы.

 

 

Глава 2: Культура студентов. Социологические исследования.

2.1. Исследование А.В. Соколова и И.О.Щербаковой.

А.В. СОКОЛОВ, И.О. ЩЕРБАКОВА провели в 2001 г. исследование, в котором участвовали 1070 студентов из пяти петербургских вузов, обучающихся по гуманитарным специальностям. Квоты респондентов выбирались таким образом, чтобы проверить предположение о влиянии специальности на ценностные ориентации студентов.

Методология и методика исследования

В данном исследовании были рассмотрены социально-культурные ценности.

Оценки представляют собой субъективные мнения, для сопоставления которых требуется использование шкал.

Соколовым впервые использовался при изучении ценностных ориентаций новый метод мысленного эксперимента, приближающийся к нарративному интервью. Суть его состоит в следующем. Студентам предлагалось сочинить "письмо из будущего", автором которого был бы сам студент четверть века спустя. Структура писем была стандартной: положение России в 2026 году, мои профессиональные занятия, источники доходов и материальное положение, семья, досуговые интересы, круг общения и т.д. Получено 86 "писем из будущего", которые позволили представить достаточно яркие социально-психологические портреты постсоветского студенчества.

Качественные данные в виде высказываний авторов интервью и "писем из будущего" обрабатывались методом контент-анализа.

Результаты исследования.

Духовные ориентации студентов.

Социализация. Рассмотрим отношение студентов к таким социальным духовным ценностям как профессионализация,ирелигия.. В связи с профессионализацией гуманитарного студенчества нельзя не обратить внимание на практически поголовную - 75-85% заинтересованность в гуманитарном знании и столь же единодушное пренебрежение естественными и техническими науками. Негуманитарное студенчество более любознательно: отдавая приоритет математике, химии, компьютерным технологиям, 20-25% ощущают интерес к литературе, истории,

философии.

Религиозность. Проверяли насколько гуманитарное студенчество является воцерковленной социальной группой. При массовом опросе предлагалось выбрать один из вариантов: "Я - глубоко верующий человек, хорошо знаю Закон Божий, читаю Библию, часто бываю в церкви, соблюдаю посты и отмечаю праздники". "Бываю в церкви время от времени, не могу назвать себя истово верующим, но и атеистом себя не считаю". "Не ощущаю религиозной потребности, в церкви не бываю". Первый ответ выбрали 6,5% гуманитариев и 4,9% негуманитариев; атеистами признали себя соответственно 18,2% и 31,0%. Подавляющее большинство студентов - более двух третей - это не определившиеся в религиозном отношении люди, можно сказать, "язычники", которые ощущают наличие чего-то сверхъестественного, но сомневаются в существовании Христа-Спасителя.

Отношение к Богу послужило темой одного из групповых интервью, со студентами- гуманитариями. Обсуждался вопрос "Что Вам приходит на ум, когда Вы думаете о Боге".

Интервью проводилось в четырех группах (более 100 участников). Высказанные суждения четко разделились на три группы, свойственные верующим, колеблющимся и убежденным атеистам.

Оказалось, что в Божественном покровительстве нуждаются не 6,5% студентов, объявивших себя "глубоко верующим человеком" при массовом опросе, а гораздо больше - 38,5%. Видимо, многих "верующих в душе" язычников отпугивает ритуально-обрядовая сторона воцерковления - регулярное посещение церкви, посты, молитвы, исповеди и т.д. Конфессионально колеблющиеся студенты (32,9%) питают надежду, что Бог есть. Атеистически настроенной оказалась почти треть участников интервью (28,6%), что гораздо больше числа атеистов, обнаружившихся при анонимном массовом опросе (18,2%). Видимо, религиозная приобщенность не воспринимается студенчеством как обязательное условие социализации. 48,6% респондентов не посещают храмов,

42,8% бывают там раз в месяц  или реже, только 8,6% чувствуют потребность регулярно бывать за церковной оградой. Еще меньше социализация связывается с гражданско-политической

определенностью.

Коммуникационные ориентации.

Социальная коммуникация - это движение смыслов в социальном времени и пространстве. Студенты повседневно включены в коммуникационную деятельность, ведь образование - это социально-коммуникационный процесс. Если межличностные контакты органически входят в образ жизни студенчества и занимают значительное (некоторые

респонденты замечают: "чересчур значительное") место, то средства массовой информации (СМИ) не пользуются большой привлекательностью и авторитетом. 13% первокурсников и 15% старшекурсников заявили, что они вообще не читают газеты и журналы. Около трети студентов еженедельно просматривают 1-2 газеты (чаще всего "Комсомольскую правду", "АиФ", "Коммерсант"), а около половины прочитывают в месяц до 3 номеров различных журналов. Наиболее популярны журналы Cosmopolitan, GEO, Shape, "Караван", другие женские и мужские издания, но отношение к ним чисто потребительское. Отдельные студенты читают для практики газеты и журналы на иностранных языках. Личной подписки на периодику никто не имеет.

Радиовещание "не существует" для 34,3% студентов. Зато более половины воспринимают его как необходимое звуковое, как правило, - музыкальное сопровождение жизненного процесса.

Что касается телевидения, то выяснилось следующее: студентов, проводящих у телевизора более 20 часов в неделю, насчитывается около 15%. Вряд ли телевидение оказывает сейчас серьезное воздействие на ценностные ориентации молодежи. Дискуссия относительно того, какие темы недопустимо обсуждать в широкой печати и на телевидении, показала, что 41% допускают "все", но в корректной форме; остальные предлагают те или иные ограничения: "не копаться в грязном белье", "не смаковать интим", исключить насилие, скандалы, сплетни.

Традиционная приверженность книжной культуре достаточно сильна: 50% собирают личные библиотеки и с этой целью регулярно приобретают научную и справочную литературу; 23% покупают переводные художественные бестселлеры, а 17% - книги современных авторов, но никто из студентов не приобретает классическую отечественную литературу. О наступлении эры электронных коммуникаций свидетельствует тот факт, что для 75% студентов Интернет стал обыденным коммуникационным средством.

Пока рано делать какие-либо выводы относительно коммуникационных ориентаций студенчества. Устойчивый баланс между книгой и компьютером будет определяться тенденциями на книжном рынке (неблагоприятными для учебной и научной литературы) и тенденциями распространения информационно-компьютерных технологий в образовании, искусстве, развлечениях, быту (весьма благоприятными и многообещающими).

Эстетические ориентации.

Самофотографии показали следующую структуру досугового (не по заданию педагога, а "для души") чтения студентов-гуманитариев: русская классика привлекает 27% студентов, и приоритетными авторами являются Достоевский, Набоков, Пушкин, Куприн. К современным отечественным авторам относятся по-разному: 34% студентов прочитывает в год менее десяти произведений; 3% успевают осилить 12-15 книг; остальные студенты их не читают. Иностранные авторы более популярны: 40% студентов ежегодно прочитывают до 10 книг, 20% - до 15 книг; 10% - до 20 книг; оставшиеся 30% не интересуются иностранной литературой. 6% студентов-гуманитариев вообще не читают на досуге художественную

литературу. Как видим, начитанность современного гуманитарного студенчества оставляет желать лучшего. 22% гуманитариев и негуманитариев читают лишь литературу, рекомендованную преподавателями. Опрос по теме "Современные русские писатели и поэты" показал, что круг известных студентам имен не превышает пятидесяти. Наиболее популярны В. Пелевин (32,8% респондентов назвали его имя), А. Солженицын (30%), Д. Гранин (17%), А. Маринина (14,3%). Далее - Б. Ахмадуллина, А. Вознесенский, Е. Евтушенко, В. Аксенов, Э. Радзинский, братья Стругацкие, Ч. Айтматов, А. Кушнер. Почти каждый четвертый студент не смог назвать ни одного современного литератора.

Массовые опросы показали, что 25% студентов-гуманитариев считают себя заядлыми театралами и бывают в театре или на концерте не реже раза в месяц; 50% посещают театр 2-3 раза в год; 25% не интересуются театральной жизнью и только случайно попадают в театр.

Кинофильмы, согласно опросам, очень интересуют около четверти респондентов-гуманитариев; 30% их ограниваются случайным просмотром фильмов по телевидению или в видеозаписи.

Изобразительное искусство привлекает 26,3% гуманитариев и 9% негуманитариев; равнодушны к живописи и скульптуре 7,5% гуманитариев и 52% будущих инженеров и математиков.

Остальные отнесли себя к дилетантам. Зато музыка оказалась самым излюбленным видом искусства у современной молодежи. Меломанами в той или иной степени признали себя около 60% студентов всех специальностей, равнодушны к ней всего 6%. Остальные заявили, что они музыку слушают с удовольствием и бывают в опере или на концерте не менее трех раз в год.

Удовлетворяет ли сложившаяся система эстетических ценностных ориентаций самих

молодых людей? "Письма из будущего" свидетельствуют, что не всех. Более половины

корреспондентов пишут: "чтение - главное хобби", "до сих пор не могу жить без книг", "я - запойный читатель", "читаю классиков", "увлекаюсь исторической литературой", "перечитываю Достоевского" и т.д. Многие мечтают регулярно посещать театры и концерты, отмечая, что в настоящее время нет возможности читать классиков и еженедельно бывать в театрах, но хочется, чтобы в будущем это было так. "Письма из будущего" выдают сублимированные желания

постсоветского студенчества.

Этические ориентации.

Деликатный вопрос о совестливости человека зондировался посредством суждений: А. "Самое главное украшение - чистая совесть". Б. "Голос совести не всегда звучит внятно". В. "Совесть нужно иметь, но пользоваться ею не обязательно". Здесь скрыты фактически две альтернативы: А - чистая совесть, Б и В - совесть, так или иначе скомпрометированная. К чистоте совести стремятся 35% гуманитариев, в том числе 55% будущих учителей; среди негуманитариев около 70% не особенно озабочены моральной чистотой. Нелишне вспомнить, что альтруистическая совестливость (готовность к самопожертвованию, сочувствие угнетенным, защита униженных и оскорбленных) всегда считалась, наряду с образованностью, необходимым отличительным качеством русского интеллигента как особого, национальнороссийского феномена. 

Обсуждение вопроса о желательных ценностях и нежелательных антиценностях в обыденной жизни показало следующие ориентации на отторжение антиценностей ("Я не люблю..."): обман, ложь, вранье - 30%; предательство, измену, вероломство - 21,4%; самодовольство, высокомерие, снобизм - 15,7%; тупость, серость, ограниченность - 14,3%; грубость, брань, хамство - 8,5%. Обращает на себя внимание решительное отторжение указанных антиценностей и вместе с тем альтруистическое стремление доставить радость, помогать другим людям - 34%. По-видимому, дефицит этих качеств особенно болезненно ощущается молодыми людьми в постсоветской России.

Информация о работе Культура студенчества