Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 11:15, реферат
Так как культура — это неотъемлемая часть человеческой жизни, то социология изучает и ее. Культура организует человеческую жизнь. В жизни людей культура в значительной мере осуществляет регулирующую функцию в поведение человека, духовной сфере, а также в сфере создания материальных ценностей.
Цель работы: рассмотрение культуры как системы ценностей и норм.
Однако познавательная (гносеологическая) функция не исчерпывает всей природы искусства. Наука тоже познает действительность и это ее главнейшая функция. Но в отличие от искусства, науку интересует мир, существующий сам по себе, объективно, а искусство волнует мир самого человека и человек в мире, т.е. личностный аспект. Кроме того, художественное познание выражено эмоционально, а не языком понятий и умозаключений, как в науке.
Художник не только познает мир, но и создает свой особый художественный мир – мир искусства посредством его произведения (и в этом выражена его особая художественно-эстетическая функция). Благодаря художественной форме и содержанию он пытается выразить и запечатлеть свое отношение ко всему, что волнует его как творческую личность. Художник стремится увидеть в своем внутреннем, субъективном объективное и значимое для других людей. В этом его великое предназначение как творца искусства. В классическом искусстве художник «творил» новую реальность по законам красоты, которые были запечатлены в каноне. В разное историческое время каноны в искусстве резко отличались друг от друга. Одно дело каноны в искусстве древних цивилизаций (например, в Древнем Египте), свято охраняющие религиозные культы. И другое дело в античности, когда появляется большая свобода творчества. И даже в античную эпоху искусство Древней Греции и Древнего Рима столь различалось по своему образному решению, хотя и опиралось на общие каноны.
В мире классической культуры художники отражали мир с позиции эстетического идеала, на формирование которого большое внимание оказывала не только традиция, но и собственное мироощущение. Поэтому были нередки случаи, когда художники (писатели, композиторы, поэты) намного опережали свое время. Ценности, значимые для их творческой личности, не могли не отразиться на создаваемых ими произведениях. При этом, стремление к идеалу могло выражаться двояко: художник создавал мир идеальных образов, во многом усовершенствуя мир реальный, или напротив, намеренно подчеркивал отрицательные стороны, чтобы вызвать к ним негативное отношение у воспринимающего. Тем самым, действуя эмоционально, он стремился сформировать в человеке позитивное и «спровоцировать» его на изменение тех сторон реальности и самого себя, которые его не устраивали, - в этом заключена огромная воспитательная роль искусства.
Настоящий художник вряд ли будет всецело доверяться публике. О толпе, которая то хулит, то рукоплещет, но редко способна по-настоящему оценить талант, не раз писали классики литературы (например, А. С. Пушкин). Высшим судьей для художника является Бог и время, которое все расставит по своим местам. Не случайно процесс художественного творчества сравнивают с божественным актом, считая первым Художником самого Торца. Лучшие творения искусства не только эмоционально окрашены, но и способны вызвать истинную радость и подлинное эстетическое наслаждение. Катарсис (очищение) греки не случайно считали одной из важнейших целей искусства, в результате которого человек преобразуется, становясь совершеннее.
Наряду с познавательной, художественно-эстетической и воспитательной, у искусства есть еще одна важнейшая функция – коммуникативная. Искусство можно рассматривать также как некий информационный «код», благодаря которому передается особого родя информация от одного поколения к другому. Конечно, произведение искусства нельзя свести только к знаку или символу, однако знание особых специфических языков каждого вида искусства в разную историческую эпоху необходимо для того, чтобы адекватно воспринимать ту информацию, которая в них содержится. Семиотический подход к искусству заметно обогатил представление о природе искусства и в ряде случаев явился весьма продуктивным (особенно при изучении особенностей искусства древних цивилизаций), однако ограничиваться им не следует.
Интересную эстетическую концепцию мы встречаем у И. Канта – основоположника немецкой классической философии и эстетики. В своем труде «Критика способности суждения» (1790 г.), который современники называли «библией чистого искусства», он пытается выяснить специфику эстетического, связывая его со свободной игрой воображения и рассудка. Эстетическое чувство, согласно Канту, бескорыстно и сводится к чистому любованию формой предмета. Являясь предметом всеобщего любования, оно не может быть обосновано логически, но имеет форму целесообразности. Прекрасным кант считал то, что нравится всем без всякого интереса своей чистой формой. В духе философии просвещения он рассматривал эстетическое в неразрывной связи с этическим. Не может быть прекрасным то, что не является нравственным и не вызывает чувства доброты, считал Кант. Злого человека нельзя считать прекрасным, даже если он внешне красив. Необходима гармония человеческих черт, и именно искусство содействует культуре способностей души для общения между людьми.
Заключение.
Культура — это духовный компонент человеческой деятельности как составная часть и условие всей системы деятельности, обеспечивающей различные стороны жизни человека. Это означает, что культура вездесуща, но вместе с тем в каждом конкретном виде деятельности она представляет лишь ее собственно духовную сторону — во всем разнообразии социально значимых проявлений.
Вместе с тем культура — это также процесс и результат духовного производства, что и делает ее существенной частью совокупного общественного производства и социальной регуляции наряду с экономикой, политикой и социальной структурой. Духовное производство и обеспечивает формирование, поддержание, распространение и внедрение культурных норм, ценностей, значений и знаний, воплощенных в различных компонентах культуры (мифы, религия, художественная культура, идеология, наука и т.д.). Как важный компонент совокупного производства культура не сводится к внепроизводственному потреблению или обслуживанию. Она является непременной предпосылкой всякого эффективного производства.
Мир человека - это мир культуры Культура - это освоенный и овеществленный опыт человеческой жизнедеятельности. Любой исторический тип культуры в своей конкретности представляет неразрывное единство двух составляющих - актуальной культуры и культуры накопленной, или культурной памяти. На все встающие перед ним вопросы человек ищет ответ в усвоенной им культуре. Культура выступает уникальной характеристикой человеческой жизнедеятельности и потому необычайно разнообразна в своих конкретных проявлениях. Культура представляет собой сложноорганизованную систему, элементы которой не просто множественны, но тесно переплетены и взаимосвязаны. Культура раскрывает свое содержание через систему норм, ценностей, значений, идей и знаний, получающих выражение в системе морали и права, религии, в художественной сфере и науке. Культура существует и в практически действенной форме, в форме событий и процессов, в которых проявились установки и ориентации участников, т. е. различных слоев, групп и индивидов. Эти процессы и события, входящие в общую историю или связанные с какими-то проявлениями хозяйственной, социальной и политической жизни, имеют и культурную подоплеку, оказываются фактами и факторами культурной истории и культурного достояния данного общества.
6. Список используемой литературы
1. Гадамер Г.- Г. Актуальность прекрасного. – М., 1991 г.
2. Гнедич П. П. Всемирная история искусств. – М., 1991 г.
3. Кандинский В. О духовном в искусстве. – М., 1992 г.
4. Маркарян Э. С. Теория культуры и современная наука. – М., 1983 г.
5. Мамонтов С. П. Основы культурологии. – М., 1993 г.
4