Культура как социальное явление

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 15:30, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы: рассмотрение культуры как системы ценностей и норм. Работа состоит из двух глав, в которых анализируется культура как социальное явление, представлены основные компоненты культуры: ценности, нормы, обычаи.

Оглавление

Введение
2.Культура как социальное явление
1) Культура в социологическом понимании и ее основные компоненты. Типы культур, субкультура, контр культура, доминирующая культура.
2) Функции социальной культуры. Развитие и механизмы распространения культуры. Культура как фактор распространения социальных изменений.
Заключение
3.Практика
Возможно, вам приходилось наблюдать сцену, когда какой-то идущий по улице человек громко обсуждает с кем-то по мобильному телефону свои проблемы. Вспомните свою реакцию на его поведение:
а) вы испытывали неудобство в связи с тем, что невольно подслушали чужой разговор;
б) вас раздражал громкий голос незнакомца;
в) вам было интересно наблюдать за поведением этого человека;
г) вам было безразлично его поведение;
д) какие-то иные реакции и мысли.
Список литературы

Файлы: 1 файл

соцмология.docx

— 34.81 Кб (Скачать)

 

Культура - социальный феномен  и в своих основных подсистемах (материальной и духовной) выполняет  следующие основные функции:

1)созидание и преобразование  окружающей среды;

2)созидание и преобразование  самого человека;

3)потребление:  от элементарного   жизнеобеспечения до

эстетического наслаждения;

4)коммуникативно-нормативная  функция, благодаря которой общество  существует как слаженная иерархия  коллективов.

В основе каждой культуры лежат  определенные ценности -разделяемые  всеми убеждения относительно целей, к которым следует стремиться. Они лежат в основе моральных  доктрин. Особое место в культуре занимает язык, который можно определить как систему коммуникаций, использующих звуки и символы, имеющих условное, но строго определенное структурное  значение.

Духовная культура включает в себя следующие основные компоненты: искусство, литературу, науку, образование, религию, идеологию. Каждый из них представляет особый социальный институт и выполняет  различные функции.

Предначертанная культуре задача — связывать людей в единое человечество — находит выражение  в целом ряде ее конкретных общественных функций. Их число в работах разных авторов неодинаково, да и обозначаются они иногда по-разному.

Как один из вариантов, можно  было бы предложить следующий перечень функций культуры с некоторыми пояснениями:

а) функция приспособления к среде (адаптивная),

б) познавательная,

в) ценностная или аксиологическая,

г) информационно-коммуникативная,

д) нормативная или регулятивная,

е) семиотическая.

Наиболее общей и универсальной  функцией культуры является адаптивная – приспособление человека к природному и социальному окружению. К природному окружению приспособление осуществляется преимущественно средствами материальной и физической культуры. К социальному  окружению – благодаря духовной и художественной культуре.

Базовая адаптивная функция  культуры конкретизуется в целом  ряде других, частных функций. Наиболее значительными из них являются:

• познавательная функция (гносеологическая), в рамках которой культура обеспечивает человека истинными или социально  значимыми знаниями об окружающем мире, что позволяет успешно адаптироваться к природным или социальным условиям;

• ценностная функция (аксиологическая), благодаря которой осуществляется целеполагание социокультурного развития, определяются идеалы и нормы поведения  в конкретном обществе и, более широко, регулируются отношения между людьми;

• информационно-коммуникативная  функция осуществляет сохранение и  передачу во времени и пространстве социально-значимой информации, которая  обеспечивает взаимопонимание и  единство общества;

• нормативная (регулятивная) функция культуры связана, прежде всего, с определением различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей; в сфере труда, быта, межличностных  отношений культура регулирует поступки, действия и даже выбор людей; регулятивная функция опирается на такие нормативные  системы, как мораль и право;

• знаковая (семиотическая) функция – культура представляет собой определенную знаковую систему; поэтому невозможно овладеть достижениями культуры без изучения соответствующих  знаков.

Следует отметить, что культура выступает средством собирания, сохранения и передачи человеческого  опыта. Это назначение культуры реализуется  через ряд функций:

1. Человекотворческая, или  гуманистическая функция культуры  выражается в развитии потенциала  человека во всех формах его  жизнедеятельности.

2. Гносеологическая (познавательная) функция выражается в том, что  культура является средством  познания и самопознания общества, социальной группы и отдельного  человека.

3. Информационная, или функция  трансляции социального опыта,  которая среди прочего обеспечивает  связь времен, поколений данного  общества.

4. Коммуникативная – функция  социального общения, обеспечивающая  адекватность взаимопонимания членов  общества.

5. Ценностно-ориентационная  функция культуры выражается  в том, что культура задает  определенную систему жизненных  ценностей, единую для всех  в данном обществе, в которой  живет и на которые ориентируется  человек.

6. Нормативно-регулирующая  функция культуры проявляется  в том, что она становится  способом социального контроля: в процессе социализации ценности, идеалы, нормы и образцы поведения  становятся частью самосознания  личности, формируя и регулируя  ее поведение. Культура в целом  определяет рамки, в которых  может и должен действовать  человек. Культура регулирует  поведение человека в семье,  в быту, на производстве, в общественных  местах и т.д. потому, что она  содержит систему предписаний  и запретов.

 

 

 

 

Заключение

 

Культура  —  это  духовный  компонент  человеческой  деятельности  как составная  часть  и  условие  всей  системы   деятельности,   обеспечивающей различные стороны  жизни человека. Это означает, что  культура  вездесуща,  но вместе с  тем в каждом конкретном виде деятельности она представляет лишь  ее собственно духовную  сторону  —  во  всем  разнообразии  социально  значимых проявлений.

      Вместе  с тем культура  —  это   также  процесс  и  результат   духовного производства, что и  делает ее существенной частью  совокупного  общественного производства  и  социальной  регуляции   наряду  с  экономикой,  политикой   и социальной структурой. Духовное  производство  и  обеспечивает  формирование, поддержание,  распространение   и  внедрение  культурных   норм,   ценностей, значений  и знаний,  воплощенных  в   различных  компонентах  культуры  (мифы, религия, художественная культура,  идеология,  наука  и  т.д.).  Как  важный компонент    совокупного    производства    культура    не    сводится     к внепроизводственному потреблению  или обслуживанию. Она является  непременной предпосылкой всякого  эффективного производства.

Мир  человека  -  это  мир  культуры.  Культура  -  это   освоенный   и овеществленный опыт человеческой жизнедеятельности. Любой  исторический  тип культуры  в  своей  конкретности  представляет  неразрывное  единство   двух составляющих - актуальной культуры и культуры  накопленной,  или  культурной памяти. На все встающие перед ним вопросы  человек ищет ответ в усвоенной  им культуре.  Культура  выступает   уникальной   характеристикой   человеческой жизнедеятельности  и  потому  необычайно  разнообразна  в  своих  конкретных проявлениях.  Культура  представляет  собой  сложноорганизованную   систему,элементы  которой  не  просто   множественны,   но   тесно   переплетены   и взаимосвязаны. Культура  раскрывает  свое  содержание  через  систему  норм, ценностей, значений, идей и знаний, получающих выражение в системе морали  и права, религии, в художественной сфере и  науке.  Культура  существует  и  в практически действенной форме,  в  форме  событий  и  процессов,  в  которых проявились установки и ориентации участников, т. е. различных  слоев,  групп и индивидов. Эти процессы и события, входящие в общую историю или  связанные с какими-то проявлениями хозяйственной,  социальной  и  политической  жизни, имеют и культурную подоплеку, оказываются  фактами  и  факторами  культурной истории и культурного достояния данного общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Практика  

 

Возможно, вам приходилось  наблюдать сцену, когда какой-то идущий по улице человек громко обсуждает  с кем-то по мобильному телефону свои проблемы. Вспомните свою реакцию  на его поведение:

а) вы испытывали неудобство в связи с тем, что невольно подслушали чужой разговор;

б) вас раздражал громкий  голос незнакомца;

в) вам было интересно  наблюдать за поведением этого человека;

г) вам было безразлично  его поведение;

д) какие-то иные реакции  и мысли.

Опросив свих знакомых, я  получила следующий результат: чаще других ответов звучал: г) вам было безразлично его поведение; Ниразу не прозвучал вариант а) вы испытывали неудобство в связи с тем, что  невольно подслушали чужой разговор;

С точки зрения отсутствия противоречия между доминирующими  культурными ценностями и ценностями, привносимыми новыми техническими средствами можно сделать вывод, что технические  средства настолько прочно вошли  в нашу жизнь и закрепились  в ней, что сейчас уже редко  кто испытывает неудобство в связи  с тем, что подслушали чужой разговор. Теперь это уже   её необходимый  атрибут, многие уже не обращают внимания на человека громко разговаривающего по телефону, это равноценно тому, как  если бы он шел не с телефоном, а  с обычным человеком и громко обсуждал  с ним свои проблемы.

Но вот противоречия между  культурой и социальной состовляющей жизни общества, на мой взгляд, существуют. Нормы культуры не позволяют, как  в нашем случае, громко обсуждать  свои проблемы по телефону или между  собой. Но, к сожалению, подобные картины  в наше время не редки. Уровень  культуры, и так не очень высокий  в наше время, продолжает понижатся  и если интенсивно не способствовать его развитию, то в скором будущем у нас не останется никаких традиций, обычаев и т.д. Будет утрачено культурное наследие; все это может привести в недалеком будущем к разрушению общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Социология. Учебник для вузов./под ред. проф. Лавриненко В.Н. 3е изд., М., ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
  2. Социология : Учебное пособие / Ахметова  С.А.,  Беляев  В.А.,  Большаков А.Г.; Под ред. Ерофеева С.А., Низамовой  Л.Р.;  Казан.  гос.  ун-т.  Каф. социологии, Центр  социологии  культуры.  -  Казань,  2001.  -  2-е  изд.
  3. Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Прометей: Юрайт-М, 2001.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ российской федерации 

гоу впо 

всероссийский заочный 

финансово- экономический  институт

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬная работа

по дисциплине «Социология»

 на тему

«Культура как социальное явление»

 

 

 

 

 

 

1  Социология. Учебник для вузов./под ред. проф. Лавриненко В.Н. 3е изд., М., ЮНИТИ-ДАНА, 2004.


Информация о работе Культура как социальное явление