Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 15:30, контрольная работа
Цель работы: рассмотрение культуры как системы ценностей и норм. Работа состоит из двух глав, в которых анализируется культура как социальное явление, представлены основные компоненты культуры: ценности, нормы, обычаи.
Введение
2.Культура как социальное явление
1) Культура в социологическом понимании и ее основные компоненты. Типы культур, субкультура, контр культура, доминирующая культура.
2) Функции социальной культуры. Развитие и механизмы распространения культуры. Культура как фактор распространения социальных изменений.
Заключение
3.Практика
Возможно, вам приходилось наблюдать сцену, когда какой-то идущий по улице человек громко обсуждает с кем-то по мобильному телефону свои проблемы. Вспомните свою реакцию на его поведение:
а) вы испытывали неудобство в связи с тем, что невольно подслушали чужой разговор;
б) вас раздражал громкий голос незнакомца;
в) вам было интересно наблюдать за поведением этого человека;
г) вам было безразлично его поведение;
д) какие-то иные реакции и мысли.
Список литературы
Культура - социальный феномен и в своих основных подсистемах (материальной и духовной) выполняет следующие основные функции:
1)созидание и преобразование окружающей среды;
2)созидание и преобразование самого человека;
3)потребление: от элементарного жизнеобеспечения до
эстетического наслаждения;
4)коммуникативно-нормативная
функция, благодаря которой
В основе каждой культуры лежат определенные ценности -разделяемые всеми убеждения относительно целей, к которым следует стремиться. Они лежат в основе моральных доктрин. Особое место в культуре занимает язык, который можно определить как систему коммуникаций, использующих звуки и символы, имеющих условное, но строго определенное структурное значение.
Духовная культура включает в себя следующие основные компоненты: искусство, литературу, науку, образование, религию, идеологию. Каждый из них представляет особый социальный институт и выполняет различные функции.
Предначертанная культуре задача — связывать людей в единое человечество — находит выражение в целом ряде ее конкретных общественных функций. Их число в работах разных авторов неодинаково, да и обозначаются они иногда по-разному.
Как один из вариантов, можно было бы предложить следующий перечень функций культуры с некоторыми пояснениями:
а) функция приспособления к среде (адаптивная),
б) познавательная,
в) ценностная или аксиологическая,
г) информационно-коммуникативная,
д) нормативная или регулятивная,
е) семиотическая.
Наиболее общей и
Базовая адаптивная функция культуры конкретизуется в целом ряде других, частных функций. Наиболее значительными из них являются:
• познавательная функция (гносеологическая),
в рамках которой культура обеспечивает
человека истинными или социально
значимыми знаниями об окружающем мире,
что позволяет успешно
• ценностная функция (аксиологическая),
благодаря которой
• информационно-коммуникативная функция осуществляет сохранение и передачу во времени и пространстве социально-значимой информации, которая обеспечивает взаимопонимание и единство общества;
• нормативная (регулятивная) функция культуры связана, прежде всего, с определением различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей; в сфере труда, быта, межличностных отношений культура регулирует поступки, действия и даже выбор людей; регулятивная функция опирается на такие нормативные системы, как мораль и право;
• знаковая (семиотическая) функция – культура представляет собой определенную знаковую систему; поэтому невозможно овладеть достижениями культуры без изучения соответствующих знаков.
Следует отметить, что культура выступает средством собирания, сохранения и передачи человеческого опыта. Это назначение культуры реализуется через ряд функций:
1. Человекотворческая, или
гуманистическая функция
2. Гносеологическая (познавательная)
функция выражается в том, что
культура является средством
познания и самопознания
3. Информационная, или функция
трансляции социального опыта,
которая среди прочего
4. Коммуникативная – функция
социального общения,
5. Ценностно-ориентационная
функция культуры выражается
в том, что культура задает
определенную систему
6. Нормативно-регулирующая
функция культуры проявляется
в том, что она становится
способом социального контроля:
в процессе социализации
Заключение
Культура — это духовный компонент человеческой деятельности как составная часть и условие всей системы деятельности, обеспечивающей различные стороны жизни человека. Это означает, что культура вездесуща, но вместе с тем в каждом конкретном виде деятельности она представляет лишь ее собственно духовную сторону — во всем разнообразии социально значимых проявлений.
Вместе
с тем культура — это
также процесс и результат
духовного производства, что и
делает ее существенной частью
совокупного общественного
Мир человека - это мир культуры. Культура - это освоенный и овеществленный опыт человеческой жизнедеятельности. Любой исторический тип культуры в своей конкретности представляет неразрывное единство двух составляющих - актуальной культуры и культуры накопленной, или культурной памяти. На все встающие перед ним вопросы человек ищет ответ в усвоенной им культуре. Культура выступает уникальной характеристикой человеческой жизнедеятельности и потому необычайно разнообразна в своих конкретных проявлениях. Культура представляет собой сложноорганизованную систему,элементы которой не просто множественны, но тесно переплетены и взаимосвязаны. Культура раскрывает свое содержание через систему норм, ценностей, значений, идей и знаний, получающих выражение в системе морали и права, религии, в художественной сфере и науке. Культура существует и в практически действенной форме, в форме событий и процессов, в которых проявились установки и ориентации участников, т. е. различных слоев, групп и индивидов. Эти процессы и события, входящие в общую историю или связанные с какими-то проявлениями хозяйственной, социальной и политической жизни, имеют и культурную подоплеку, оказываются фактами и факторами культурной истории и культурного достояния данного общества.
3.Практика
Возможно, вам приходилось наблюдать сцену, когда какой-то идущий по улице человек громко обсуждает с кем-то по мобильному телефону свои проблемы. Вспомните свою реакцию на его поведение:
а) вы испытывали неудобство в связи с тем, что невольно подслушали чужой разговор;
б) вас раздражал громкий голос незнакомца;
в) вам было интересно наблюдать за поведением этого человека;
г) вам было безразлично его поведение;
д) какие-то иные реакции и мысли.
Опросив свих знакомых, я получила следующий результат: чаще других ответов звучал: г) вам было безразлично его поведение; Ниразу не прозвучал вариант а) вы испытывали неудобство в связи с тем, что невольно подслушали чужой разговор;
С точки зрения отсутствия противоречия между доминирующими культурными ценностями и ценностями, привносимыми новыми техническими средствами можно сделать вывод, что технические средства настолько прочно вошли в нашу жизнь и закрепились в ней, что сейчас уже редко кто испытывает неудобство в связи с тем, что подслушали чужой разговор. Теперь это уже её необходимый атрибут, многие уже не обращают внимания на человека громко разговаривающего по телефону, это равноценно тому, как если бы он шел не с телефоном, а с обычным человеком и громко обсуждал с ним свои проблемы.
Но вот противоречия между культурой и социальной состовляющей жизни общества, на мой взгляд, существуют. Нормы культуры не позволяют, как в нашем случае, громко обсуждать свои проблемы по телефону или между собой. Но, к сожалению, подобные картины в наше время не редки. Уровень культуры, и так не очень высокий в наше время, продолжает понижатся и если интенсивно не способствовать его развитию, то в скором будущем у нас не останется никаких традиций, обычаев и т.д. Будет утрачено культурное наследие; все это может привести в недалеком будущем к разрушению общества.
Список литературы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ российской федерации
гоу впо
всероссийский заочный
финансово- экономический институт
КОНТРОЛЬная работа
по дисциплине «Социология»
на тему
«Культура как социальное явление»
1 Социология. Учебник для вузов./под ред. проф. Лавриненко В.Н. 3е изд., М., ЮНИТИ-ДАНА, 2004.