Коррупция в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 21:47, реферат

Краткое описание

Коррупция исторически различалась по тому, происходило ли получение неправомерных преимуществ за совершение законных действий («мздоимство») или незаконных действий («лихоимство»).Первые официальные упоминания о посуле, как незаконном вознаграждении за осуществление официальных властных полномочий, имеются в Двинской уставной грамоте 1397-1398 гг., в ст. 6 которой говорилось: «А самосуда четыре рубли; а самосуд, то: кто изымав татя с поличным, а посул собе возмет, а наместники доведаются по заповеди, ино то самосуд; а опрочь того самосуда нет».

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 133.26 Кб (Скачать)

Одной из разнообразных форм коррупции в современной России стало трудоустройство родственников  чиновников всех рангов в структуры  с высоким уровнем доходов, что  можно рассматривать как оплату за их лояльность в отношении «удочеривших-усыновивших» и их структур. Родственники часто становятся прикрытием для бизнеса и собственности чиновников, путем переписывания права владения. В печати отмечались вызывающие такие подозрения случаи. В частности, племянница губернатора Краснодарского края Александра Ткачева, дочь его брата, депутата Госдумы Алексея Ткачева, 22-летняя студентка Анастасия Ткачева, стала совладелицей двух трубных заводов на Кубани, крупной девелоперской компании и животноводческой группы компаний «Югптицепром».

Самым выскопоставленным осуждённым чиновником-коррупционером в современной России стал министр юстиции Валентин Ковалев. Ковалев и его помощник Андрей Максимов были в 2001 году признаны судом виновными в хищении вверенного имущества и неоднократном получении взяток в крупном размере по статьям 160 и 290 УК РФ. Срок наказания Ковалеву составил 9 лет условно с испытательным сроком на 5 лет.

По мнению британского  еженедельника The Economist, высказанному в середине 2012 года, для правителей России коррупция — суть системы. По мнению Экономиста, с 2002 года «небольшая группа людей, находящаяся вне досягаемости закона, приобрела состояния, превышающие любые фантазии царей. Возврат к власти г-на Путина защитит эти неправедные богатства».

В 2006 году первый заместитель  Генпрокурора РФ Александр Буксман заявил, что по некоторым экспертным оценкам объём рынка коррупции в России оценивается 240 с лишним млрд долларов США Согласно оценкам фонда ИНДЕМ, эта величина ещё выше: только в деловой сфере России объём коррупции вырос между 2001 и 2005 гг. примерно с 33 до 316 млрд долл. США в год (не включая коррупцию на уровне политиков федерального уровня и бизнес-элиты). По оценке того же фонда, средний уровень взятки, которую российские бизнесмены дают чиновникам, вырос в тот период с 10 до 136 тыс. долл.

Наличие в законодательной  базе государства возможностей для  нелегального обогащения чиновников (в  России, в частности, появилось такое  понятие, как «взяткоёмкость отдельного закона») путём вымогания взяток или незаконной приватизации, или специальных льгот для чиновников, приводит к большой дифференциации доходов чиновников на легальные и нелегальные доходы.

Одним из известнейших чиновников, большая часть состояния семьи которого (более миллиарда долларов) записана на жену, является экс-мэр Москвы Юрий Лужков. Его жена занимается строительным бизнесом на территории, которой распоряжался муж.

В 2007 году председатель Национального антикоррупционного комитета России Кирилл Кабанов заявлял, что никакой борьбы с коррупцией в России нет: аресты чиновников среднего звена систему взяточничества не нарушают, политика по противодействию коррупции не выработана.

В мае 2008 года российский президент  Дмитрий Медведев подписал указ о  создании Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции.[78] В июле того же года он утвердил Национальный план противодействия коррупции, предусматривающий ряд мер по профилактике коррупции. В декабре Медведев подписал пакет законов по противодействию коррупции.

В марте 2011 года Путин заявил о необходимости введения нормы, обязывающей госчиновников отчитываться о своих расходах. Соответствующий закон («О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам») был подписан Путиным в начале декабря 2012 года.

В конце 2011 года экономист  Татьяна Михайлова заявляла, в  разных отраслях разворовывается по разным оценкам от 20 до 60 процентов  бюджетных средств.

Согласно докладу Общественной палаты, опубликованному 3 ноября 2011 года, главной причиной коррупции признается отсутствие реального контроля гражданского общества над работой органов власти на всех уровнях. Коррупция приняла системный характер, разрушая экономику и право. Среди самых проблемных областей — ЖКХ, устройство детей в детсады и школы, медицинская помощь. Но сообщать в правоохранительные органы граждане боятся — лишь 22 % были готовы сделать это. В результате нарастает чувство социальной несправедливости, особенно среди молодежи и обеспеченных слоев населения. Меры правительства по борьбе с коррупцией названы «не адекватными» её размаху.

В конце 2011 года международная  консалтинговая компания PricewaterhouseCoopers и организация Transparency International опубликовали доклады, согласно которым масштабы коррупции в России сокращаются. В докладе PWC отмечено, что «широкий общественный резонанс, который вызывает эта тема, и меры, принимаемые российским правительством в правовом поле, а также работа внутри компаний по укреплению систем обеспечения комплаенса и формированию у сотрудников культуры этичного поведения, — все это приносит свои плоды.»

В марте 2012 года Медведев утвердил Национальный план противодействия коррупции на 2012—2013 годы.

В конце 2012 года оглашена информация о "среднем размере взятки" по России — около 10 тыс. рублей (порядка  половины средней зарплаты в стране).

Оценки Transparency International

Трансперенси Интернешнл начала рассчитывать Индекс восприятия коррупции для России с 1996 года. В 1996 году индекс рассчитывался для 54 стран, для России его значение составило 2,6 балла (46-47 места). Такое же значение индекса было и у Индии.

В 1997 году индекс рассчитывался  для 52 стран. Значение индекса для  России составило 2,3 балла (49 место).

Индекс восприятия коррупции (CPI) по России

Годы

1996

1997

1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

Значения CPI для  России, баллы

2,58

2,27

2,4

2,4

2,1

2,3

2,7

2,7

2,8

2,4

2,5

2,3

2,1

2,2

2,1[110]

2,4[111]

28[112]

Место/из (коэф.позиции)[113]

47/54 (0,9)

49/52 (0,9)

82/99 (0,8)

76/85 (0,9)

82/90 (0,9)

79/91 (0,9)

71/102 (0,7)

86/133 (0,6)

90/145 (0,6)

126/158 (0,8)

121/163 (0,7)

143/179 (0,81)

147/180 (0,82)

146/180 (0,81)

154/178 (0,86)

143/182 (0,78)

133/174 (0,76)





Динамика индекса восприятия коррупции в России в 1996—2010 годах

В 1998 году индекс был рассчитан  для 85 стран. Значение индекса для  России составило 2,4 балла (76 место).

В 1999 году индекс был рассчитан  для 99 стран. Значение индекса для  России составило 2,4 балла (82 место). Такое  же значение индекса было и у Эквадора.

В 2000 году индекс был рассчитан  для 90 стран. Значение индекса для  России составило 2,1 балла (82 место). Такое  же значение индекса было у Кении.

В 2001 году индекс был рассчитан  для 91 страны. Значение индекса для  России составило 2,3 балла (79 место). Такое  же значение индекса было у Эквадора и Пакистана.

В 2002 году индекс был рассчитан  для 102 стран. Значение индекса для  России составило 2,7 балла (86 место). Такое  же значение индекса было у Кот  д’Ивуара, Гондураса, Индии, Tанзании и Зимбабве. В своей речи, посвященной публикации Индекса восприятия коррупции 2002 года председатель Трансперенси Интернешнл Питер Айген отметил, что: «Недавние шаги Президента Владимира Путина по проведению налоговой реформы и новых законов по борьбе с отмыванием денег демонстрируют возможность смягчения восприятия коррупции в России, но ИВК-2002 указывает, что России предстоит ещё длинный путь, так как она по-прежнему остается сильно коррумпированной страной, получившей наравне с Узбекистаном, Грузией, Украиной, Казахстаном, Молдовой и Азербайджаном менее 3 баллов из 10».

В 2003 году индекс был рассчитан  для 133 стран. Значение индекса для  России составило 2,7 балла (79 место). Такое  же значение индекса было у Мозамбика.

В 2004 году индекс был рассчитан  для 146 стран. Значение индекса для  России составило 2,8 балла (90 место). Такое  же значение индекса было у Гамбии, Индии, Малави, Мозамбика, Непала, Танзании. По словам Питера Айгена, прокомментировавшего полученные результаты, Россия, как и другие страны, имеющие крупные запасы нефти набрала низкий балл. «В этих странах система заключения государственных контрактов, связанных с нефтедобычей, пронизана коррупцией, в результате чего львиная доля доходов от производства и продажи нефти оседает в карманах менеджмента западных нефтяных компаний, посредников и местных чиновников», — отметил председатель Трансперенси Интернешнл. Руководитель российского отделения организации Елена Панфилова отметила, что положение России в рейтинге остается стабильным с 2000 года. По её словам, многочисленные реформы президента Путина никак не меняют мнения предпринимателей и экспертов о степени коррумпированности российской бюрократической машины.

В 2005 году индекс был рассчитан  для 159 стран. Значение индекса для  России составило 2,4 балла (126 место). Такое  же значение индекса было у Албании, Нигера, Сьерра-Леоне. По мнению Елены  Панфиловой, такая позиция России в рейтинге — национальный позор  России. Снижение рейтинга России она  связывает с «огромным зазором  между антикоррупционной риторикой на верхах и реальным положением бизнеса на местах».

В 2006 году индекс был рассчитан  для 163 стран. Значение индекса для  России составило 2,4 балла (121 место). Такое же значение индекса имели Бенин, Гамбия, Гайана, Гондурас, Непал, Филиппины, Руанда, Свазиленд.

Величина индекса восприятия коррупции в 2009 году согласно оценке организации Transparency International

В 2007 году Трансперенси Интернешнл включила в свой рейтинг 180 стран. Значение индекса для России составило 2,3 балла (143 место). Такое же значение индекса имели Гамбия, Индонезия, Того. По мнению руководителя российского отделения организации Елены Панфиловой, в России существует «коррупционная стабилизация», вследствие чего позиции России в рейтинге не сильно меняются.

В 2008 году индекс был вновь  рассчитан для 180 стран. Значение индекса  для России составило 2,1 балла (147 место). Такое же значение индекса было у  Сирии, Бангладеш и Кении. В пресс-релизе Центра антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл — Р» отмечалось, что «Индекс 2.1 является самым низким показателем России в ИВК за последние восемь лет. Ничего удивительного в этих данных нет, если учесть, что высочайший уровень коррупции в стране признается как простыми россиянами, так и высшим руководством страны. <…> ситуация с коррупцией в России достигла угрожающих масштабов. И эта угрозу можно отметить по всем фронтам: феномен коррупции поразил политическую и институциональную, экономическую, судебную и правоохранительную, образовательную и воспитательную сферы, сферу социальной защиты, медицинскую, инвестиционную сферы, сферу международной торговли и серьезно подрывает саму государственность России.»

В 2009 году Россия занимала в рейтинге организации Transparency International 146 место. Согласно проведённому Трансперенси Интернешнл в 2009 году исследованию, мировой финансовый кризис подстегнул коррупцию: за последний год она выросла в мире на 9 %. В 2009 году говорилось, что коррумпированные чиновники и политики в развивающихся странах, в числе которых и Россия, ежегодно получают $20-40 млрд взяток, подсчитали в Трансперенси Интернешнл.

В 2010 году Россия заняла 154 место (всего исследованы 178 стран), получив 2,1 балла. В пресс-релизе Центра антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл — Р», в частности, утверждалось: «… никаких кардинальных изменений не произошло. С коррупцией в нашей стране всё как было плохо, так плохо и осталось». Елена Панфилова заявила, что за год в России, фактически, ничего не поменялось, и добавила, что страны с рейтингом ниже трёх баллов следует считать находящимися в зоне очень высокой коррупции.

В 2011 году был составлен «Индекс взяткодателей», подготовленный Transparency International, согласно которому при зарубежных операциях российские компании являются самыми коррумпированными из 28 исследованных стран.

В 2011 году Россия улучшила свои позиции в рейтинге, получив 2,4 балла  и поднявшись на 143 место (всего исследованы 182 страны).

В 2012 году Россия вновь улучшила позицию в рейтинге, набрав по новой  шкале 28 баллов и поднявшись на 133 место (из 174).

Информация о работе Коррупция в России