Контрольная работа по дисциплине "Социология"

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 10:20, контрольная работа

Краткое описание

Цель контрольной работы – формирование комплексных представлений о социологии как о науке и учебной дисциплины, а также овладение знаниями традиционных и современных социологических теорий

Оглавление

1. Введение
2. Опишите структуру современной социологии
3. Общие требования к анкетным вопросам
4. Какие подходы к исследованию культуры существуют в социологии? Назовите достоинства и недостатки различных подходов к исследованию культуры
5. Заключение
6. Литература

Файлы: 1 файл

социология.doc

— 109.00 Кб (Скачать)


Министерство образования республики Беларусь

Учреждение образования

«БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНФОРМАТИКИ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ»

Институт информационных технологий

 

Специальность  МиКПРЭС

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

По курсу  социологии

 

вариант 8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск, 2010

Содержание

 

1. Введение……………………………………………………………………….3

2. Опишите структуру современной социологии……………………………...4

3. Общие требования к анкетным вопросам…………………………………...9

4. Какие подходы к исследованию культуры существуют в социологии? Назовите достоинства и недостатки различных подходов к исследованию культуры…………………………………………………………………………15

5. Заключение……………………………………………………………………21

6. Литература………………………………………………….…………………22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Современная  социология — это множество течений и научных школ, которые по-разному объясняют ее предмет и роль, по-разному отвечают и на вопрос что такое социология. Существуют различные  определения социологии как науки об обществе.

Термин ”социология” происходит от латинского слова ”societas” (общество) и греческого ” hoyos ” (слово, учение). Из чего следует, что ”социология”- есть наука об обществе в буквальном смысле слова.

Социология - отрасль науки о человеческом поведении, ставящая целью раскрытие причинно-следственных связей, возникающих между индивидами и группами в процессе социальных отношений. Она изучает традиции, структуры и институты, влияние групп и организаций на поведение и характер людей. Социология исследует базисные характеристики человеческого общества в локальном и мировом масштабе, занимается изучением социального взаимодействия и группового поведения с помощью исследований, основанных на точном и специализированном сборе и анализе фактов.

Цель контрольной работы – формирование комплексных представлений  о социологии как о науке и учебной дисциплины, а также овладение знаниями традиционных и современных социологических теорий

Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть ряд взаимосвязанных понятий:

- изучить  структуру современной социологии;

- рассмотреть  общие требования к анкетным вопросам;

- охарактеризовать подходы к исследованию культуры существующие в социологии

- обозначить достоинства и недостатки различных подходов к исследованию культуры.

 

 

1. Опишите структуру современной социологии

 

Современная социология является сложно структурирован­ной областью научного знания об основных тенденциях и законо­мерностях становления, развития и функционирования различных по масштабам, особенностям и формам проявления социальных систем, о механизмах действия и проявления этих закономерно­стей в действиях и взаимоотношениях отдельных личностей, соци­альных групп и общностей. [1]

В современной социологии сосуществуют три подхода к структуре данной науки.

Содержательный подход предполагает обязательность наличия трех основных взаимосвязанных компонентов:

1) эмпирии, т. е. комплекса социологических исследований, ориентированных на сбор и анализ реальных фактов социальной жизни с использованием специальной методики;

2) теории – совокупности суждений, взглядов, моделей, гипотез, объясняющих процессы развития социальной системы в целом и ее элементов;

3) методологии – системы принципов, лежащих в основе накопления, построения и применения социологического знания.

Второй подход – целевой. Фундаментальная социология (базовая, академическая) ориентирована на прирост знания и научный вклад в фундаментальные открытия. Она решает научные проблемы, связанные с формированием знания о социальной действительности, описанием, объяснением и пониманием процессов социального развития. Прикладная социология ориентирована на практическую пользу. Это совокупность теоретических моделей, методов, процедур исследования, социальных технологий, конкретных программ и рекомендаций, нацеленных на достижение реального социального эффекта

Третий подход – масштабный – делит науку на макро– и микросоциологию. Первая изучает крупномасштабные социальные явления (этносы, государства, социальные институты, группы и др.); вторая – сферы непосредственного социального взаимодействия (межличностные отношения, процессы общения в группах, сферу повседневной реальности). [3]

К концу XX в. социология превратилась в сложно структурированную науку. В качестве основных структур в ней выделяют:

                  общую и прикладную социологию (первая занимается разработкой фундаментальных основ социологии, вторая - исследованием конкретных актуальных социальных проблем);

                  теоретическую и эмпирическую социологию, которые решают вопросы либо теоретического свойства, либо комплекс методологических и методических проблем организации и проведения конкретных социологических исследований;

                  теория среднего уровня (социология личности, социология образования, политическая социология, экономическая социология и т.д. и т.п.);

                  макроциологию и микросоциологию;

                  направления и школы социологии, т.е. союзы социологов-единомышленников, исповедующих одинаковые парадигмы, близкие теории, единые методологические и методические ориентировки.

Общая социология в зависимости от базовых подходов, которые она использует в процессе исследования общественных явлений, может развиваться в различных направлениях. В связи с этим иногда говорят о господствующей в данном направлении парадигме. Понятием парадигмы обозначается «исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения, методов исследования, господствующих в течение определенного исторического периода в научном сообществе». Применительно к социологии это означает некую общепризнанную всеми представителями данной науки (или отдельного ее течения) совокупность взглядов и методов научного исследования.

Общая социология разрабатывает теоретические подходы к изучению социального действия, отраслевые социологии на базе этих подходов создают теоретические модели, с помощью которых они собирают, анализируют, обобщают и объясняют факты, наблюдаемые в соответствующих им предметных областях. [1]

Прикладная социология изучает и предлагает способы воздействия на социальную реальность, на социальные общности. Она дает представление о реальных процессах общественного развития, занимается прогнозированием, проектированием, формированием социальной политики, разработкой рекомендаций для практики социального управления.

Теоретическая социология — социология, ориентированная на объективное научное исследование общества в целях получения теоретического знания. Необходима для адекватной интерпретации социальных явлений и поведения людей. Без данных эмпирической социологии теоретическая социология становится неаргументированной.

Эмпирическая социология – это совокупность методических и технических приемов для сбора первичной социологической информации. Это достаточно самостоятельная научная дисциплина, которая имеет и другие названия. Соответствующая ей учебная дисциплина так и называется: «Методика и техника конкретных социологических исследований». Эмпирическую социологию называют также социографией. Такое наименование представляется более точным, поскольку оно подчеркивает описательный характер этой дисциплины. [3]

Любое эмпирическое социологическое исследование направлено на выявление или решение какой-либо конкретной проблемы в конкретном месте и в конкретное время. Поэтому полученная в ходе такого исследования информация накапливается и осмысляется в той или иной отраслевой (или специальной) социологической теории. Их сегодня все чаще называют теориями среднего уровня. Само это понятие ввел в научный оборот американский социолог Роберт Мертон.

К числу теорий среднего уровня относятся:

1) те социологические концепции, которые разрабатываются на стыках наук (социология права, медицинская социология, экономическая социология, социология менеджмента и т. п.);

Например,  социология медицины изучает социальные аспекты здоровья населения, социальные функции, структуру и кадры врачей, организации здравоохранения и медицины.

Социология права изучает функционирование права в системе социальных институтов, функции права в обеспечении социального контроля.

2) различные отрасли институциональной социологии – особого направления, связанного с исследованием устойчивых форм организации и регулирования общественной жизни (социология религии, социология образования, социология брака и семьи и т. п.);

Например,  социология образования изучает влияние общества на систему образования и её обратное влияние на общество.

Социология семьи изучает влияние общества на семью и обратное влияние семьи на общество. (ковал)

3) социологические теории среднего уровня, связанные с изучением отдельных сфер общественной жизнедеятельности (аграрная социология, урбанистическая социология, социология чтения и т. п.). [5]

Микросоциология изучает поведе­ние людей в их непосредственном межличностном взаи­модействии. Исследователи, работающие в этом ключе, считают, что социальные явления можно понять лишь на основе анализа тех смыслов, которые люди придают дан­ным явлениям при взаимодействии друг с другом. Микросоциология исходит из того, что основным и первич­ным компонентом человеческого поведения является выбор. Жизнь каждого человека - это бесконечная серия различных вы­боров, ибо человек каждый день выбирает одну из альтернатив: согласиться на какое-либо предложение или отказаться от него; совершить покупку какой-то вещи или отказаться от такой покуп­ки; встретиться с кем-то или избегать встречи и т.п. Специалисты в области микросоциологии стремятся определить, каким образом люди делают свой выбор, и приходят к выводу, что каждый инди­вид старается сделать самый рациональный из всех возможных выборов. Оказывается, что внутренний мир человека, равно как и совершаемые им поступки, часто ограничены возможным выбором, причем люди предполагают избегнуть такого выбора, который мо­жет привести к издержкам, потерям, утратам, неприятностям. [1]

Макросоциологию интересуют крупномасштабные соци­альные системы и процессы, происходящие в течение дли­тельного времени. Основное внимание она уделяет моде­лям поведения, помогающим понять сущность любого общества. Эти модели, или структуры, представляют собой такие социальные институты, как семья, образование, религия, а также экономический и политический строй. Люди, вовлеченные в данную систему социальных струк­тур, испытывают на себе их глубокое влияние. Макросо­циологи изучают взаимосвязи между различными частя­ми общества и динамику их изменений. [2]

В заключении, вообразите дерево, у которого есть корни, ствол, толстые суки, исходящие от них ветки, листья и какие-то плоды. Это дерево – модель современной социологии. Его корни – общая социология, методологические принципы социологии и общенаучные методы познания. Ствол дерева социологии составляют общесоциологические ("большие") теории. Толстые суки - теории среднего уровня, а ветви - специальные (частные) теории. Все, что произрастает на одном толстом суку - отрасль социологии. Листья, цветы и плоды символизируют эмпирическую социологию, конкретные социологические исследования, их методики и результаты.

 

2. Общие требования к анкетным вопросам

 

Людям, интересующимся искусством задавать вопросы, долж­но быть, известны два великих имени, освоивших его в совершен­стве. Первым был знаменитый Сократ, 2,5 тыс. лет назад искав­ший истину и с этой целью задававший мудреные вопросы не только простолюдинам, но и философам. Вторым является Джорж Гэллап, основавший в XX в. свой знаменитый институт изучения общественного мнения и заложивший такие высокие нормы ме­тодической культуры, которые до сих пор считаются эталоном науки. «Большую часть своей жизни Дж. Гэллап задавал людям вопросы и изучал их ответы. Его уважение к тому, что каждый человек говорил, сделали его одним из самых внимательных в мире слушателей общественных настроений и мнений. Два имени — два полюса, философский и методический, между которыми простирается безбрежное море проблем, практик, ме­тодов, видов, коэффициентов и многого другого, что составляет искусство и науку социологического опроса. [6]

Основной инструмент социолога для получения информации – это анкетный вопрос.

Анкетный вопрос —  самый  распространенный метод сбора первичной

информации. С его помощью получают почти  90%  всех социологических  данных.  В каждом случае вопрос предполагает обращение к непосредственному участнику и нацелен на те стороны процесса, которые мало поддаются или не поддаются вообще прямому наблюдению. Вот почему опрос незаменим, когда речь идет об исследовании тех содержательных характеристик общественных, групповых и межличностных

Информация о работе Контрольная работа по дисциплине "Социология"