Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 10:20, контрольная работа
Цель контрольной работы – формирование комплексных представлений о социологии как о науке и учебной дисциплины, а также овладение знаниями традиционных и современных социологических теорий
1. Введение
2. Опишите структуру современной социологии
3. Общие требования к анкетным вопросам
4. Какие подходы к исследованию культуры существуют в социологии? Назовите достоинства и недостатки различных подходов к исследованию культуры
5. Заключение
6. Литература
отношений, которые скрыты от внешнего глаза и дают о себе знать лишь в
определенных условиях и ситуациях. [7]
Для того, чтобы исследование прошло успешно надо заинтересовать и расположить к себе тех, кого необходимо опросить. Это надо учитывать при разработке анкеты.
В литературе высказывается немало советов, правил и требований к разработке вопросов анкеты.
Основные требования к анкетным вопросам:
вопросы в анкете должны быть ясными;
форма ответов, которые предполагает вопрос, должна быть удобной для записи;
в анкете необходим правильный порядок размещения вопросов;
анкета должна быть организована так, чтобы с ней было удобно работать;
вопрос должен задаваться только об одном предмете;
вопрос должен быть коротким и несложным, поскольку длинные вопросы приводят к тому, что респондент не улавливает сути;
вопросы должны вызывать правдивый и точный ответ. [6]
1. Прежде всего, вопросы должны быть недвусмысленными. Двусмысленный вопрос предполагает наличие у респондента не одного ответа на него, а больше. Двусмысленные вопросы — это, по сути, два вопроса в одном: «Согласны ли вы с утверждением, что колбаса «Дружная» предпочтительнее по вкусу, чем колбаса «Волковысская », и что фирме «Беларусь мясо» следует подумать о том, как улучшить вкус своей продукции?» Как ответить на него человеку, который убежден, что колбаса «Волковысская» лучше , чем «Дружная» по вкусу, но ему все равно, что именно следует предпринять фирме, выпускающей последнюю? Вопрос должен быть только об одном предмете. Кроме того, нельзя втискивать два вопроса в один, как, например: «Что Вы думаете о телевидении и его влиянии на детей?»
Иногда, вопреки сознательным усилиям исследователей определить и пояснить понятия, в вопросы могут вкрасться слова с множественными значениями или интерпретациями. Пример двусмысленного вопроса: «Каков размер Вашего дохода?» Подразумевает ли этот вопрос доход всей семьи или только личный доход респондента (и за какой период)? Касается вопрос заработанного дохода (жалованье или заработная плата) или же исследователь проявляет интерес также к другим источникам — к дивидендам от акций и процентам от банковских вкладов и т.п.? Подобно этому, достаточно двусмысленно выглядит вопрос: «Предпочитаете вы автомобили марки А или марки В?» Должен ли респондент ответить нам, какую из марок он намерен реально приобрести или какую марку купил бы, если бы между ними не было разницы в цене? А ответ на вопрос: «Сколько вы покупаете хлеба в день?» — будет зависеть от того, как подумает респондент о поступающем ему хлебе — в виде количества буханок или же в сумме денежных затрат на соответствующую покупку.
Функцию «слов-ловушек» очень часто выполняет местоимение «Вы». Так, на вопрос анкетера «Сколько сахара вы купили за год?» может последовать встречный вопрос респондента: «Лично я или вся семья?» Другим примером ловушек являются слова типа «все», «какой», «никто», «только один», «каждый», «никогда», «всякий». Многие люди негативно реагируют на такого рода обобщающие слова. На вопрос: «На каком компьютере вы работаете?», можно получить такие ответы, как «на старом», «IBM PC», «на Интел инсайд»... А можно получить встречный вопрос: «Дома или на работе?»
2. Каждый вопрос должен быть, насколько это возможно, коротким и простым. Необходимо избегать усложненных, закрученных в спираль формулировок, таких, например: «Как Вы думаете, что бы Вы предпочли в том, что касается пенистости при стирке: низкую пенистость, которая покажет и низкую очищающую способность, но зато ее легко будет смыть, или сильную пену, которая покажет большую очищающую способность, но смыть которую будет труднее?» Оптимальная длина анкетного вопроса должна размещаться в пределах от 11 до 26 слов.
3. В формулировке вопросов следует использовать только те слова, которые заведомо хорошо известны респондентам. Использовать те слова, которые известны членам данной выборки. Известно, что большая часть населения Белоруссии имеет среднее, а не высшее образование. Не нужно использовать специальных и трудных для понимания большинством респондентом слов, таких, например, как: «Что Вы считаете более позитивным или более негативным фактором: хлорирование, фторирование или озонирование водоснабжения?»
4. В вопросах нужно избегать двойного отрицания. Прозрачность смысла в вопросе настолько важна, что необходимо предпринять все возможные усилия, чтобы эту ясность ничто не затуманивало, как в таком, к примеру, вопросе: «Вы бы скорее не стали пользоваться шампунем, который не рекомендован медиками?»
5. Еще один очень важный момент: необходимо избегать предубежденности в формулировке вопросов. Нельзя использовать «пристрастные» вопросы, которые подсказывают определенный, заранее заданный ответ и могут подталкивать респондента к неточному ответу (нередко — именно к тому, который предпочитает получить сам исследователь). Наводящий вопрос «Не кажется ли вам, что в нашем регионе имеет место топливно-энергетический кризис?» подразумевает, что думать иначе было бы необычно. Другие примеры предубежденности можно обнаружить в формулировке вопросов: «На самом ли деле реклама всегда заставляет Вас покупать тот или иной товар?»; «Согласны ли Вы с тем, что современная молодежь получила слишком много свободы?». Здесь, конечно, подсказка проступает даже слишком явно.
6. При составлении анкеты и формулировке вопросов нужно позаботиться о том, чтобы помочь респонденту полностью понять вопрос и выразить свое мнение. Вряд ли многие из опрашиваемых окажутся способными дать точный ответ на вопросы типа: «Какой вкус у шоколада этой марки?» Или: «Что вы, прежде всего, делаете, когда приходите домой?» Необходимо помочь респонденту, сопроводив вопрос перечнем всех (или максимально возможного числа) вариантов ответов.
7. Подумайте, не превышает ли заданный вопрос возможностей памяти респондента. Необходимо помочь респонденту вспомнить интересующие исследователя события. Вряд ли кто-то в состоянии точно ответить на вопрос: «Сколько конфет (в кг) Вы купили за последний год?» Исследователь мог бы в таком случае предложить разбивку по времени:
Сколько конфет (в кг) Вы покупали:
1. за последние 4 недели _____
2. за последние 1—3 мес. _____
3. за последние 3—6 мес. _____
Ученые давно заметили, что способность человека запоминать события зависит от того, насколько они значимы для него.
8. Иногда бывает так, что респонденты просто затрудняются ответить на тот или иной вопрос (либо по тем причинам, что не сталкивались с соответствующей ситуацией на практике, либо потому, что не задумывались над причиной ее возникновения, или просто хотят сохранить в тайне имеющуюся у них информацию). Значит, нужно предусмотреть возможности отступления, чтобы не загонять своего собеседника (респондента) «в угол». Дайте ему (или ей) возможность, в случае необходимости, уклониться от любого ответа, предусмотрев такие варианты, как: «затрудняюсь ответить», «не знаю», «не думал(а) об этом».
9. Не следует переоценивать своих возможностей в предвидении всех возможных вариантов ответов на тот или иной вопрос — жизнь многообразна и неисчерпаема. Поэтому подумайте, не стоит ли добавить к перечню вариантов ответов на некоторые закрытые вопросы такой позиции, как «другие варианты...» («что еще...»), зарезервировав место для того, чтобы респондент мог дать свою версию ответа и превратив тем самым закрытый вопрос в полузакрытый.
10. Иногда следует подумать о том, не заденет ли вопрос самолюбия респондента, его достоинства, не вызовет ли он отрицательных эмоций. Дело в том, что иногда вопросы анкеты могут потребовать от респондента критического отношения не только к окружающим, но и к себе. Например, изучая проблемы поиска рыночной ниши для конкретной марки зубной пасты, обладающей определенными антикариесными и дезодорирующими свойствами, скорее всего не стоит задавать респонденту прямой вопрос о том, как воспринимают окружающие дурной запах из его (или ее) рта. Вряд ли кому-то из тех, кто является потенциальными клиентами вашего заказчика, будет приятно сознаться в том, что окружающие стремятся держаться на расстоянии, беседуя с ними. В этом случае не стоит придавать вопросу столь личностную окраску. Нам в конечном счете нужна обобщенная статистическая картина, а вовсе не индивидуальная исповедь конкретного человека. В этом случае следует прибегнуть к косвенной форме подачи вопроса, такой, например, как: «Когда мне приходится сталкиваться с собеседником, у которого не очень свежее дыхание, я обычно думаю, что...» (далее могут следовать варианты ответов). Так или иначе, респондент, выбирая нужный вариант ответа, прибегнет при этом к собственному опыту. [6]
3. Какие подходы к исследованию культуры существуют в социологии? Назовите достоинства и недостатки различных подходов к исследованию культуры
Культура – это приблизительно всё то, что делаем мы и чего не делают обезьяны.
Лорд Раглан
Одним из важнейших факторов развития человека и общества является культура. Человек живет, действует и как индивид, и как социальная общность (семейная, профессиональная, территориальная, этническая и т.п.), и как все человеческое сообщество не в чисто естественной, природой данной окружающей среде, а в среде, преобразованной человеческим же трудом и культурой. Да и выделился он из животного мира, отделился от него и возвысился над ним благодаря труду и культуре. [1]
Культура - исключительно многообразное понятие. Этот термин появился в Древнем Риме, где слово "cultura" обозначало возделывание земли, воспитание, образование. В ходе частого употребления это слово утратило свой первоначальный смысл и стало обозначать самые разные стороны человеческой жизни.
Культура может быть определена как поведение, специфическое для Homo sapiens, и как совокупность материальных объектов, используемых в качестве неотъемлемой части этого поведения. В частности, культура состоит из языка, идей, верований, традиций, кодексов, институтов, орудий, технологий, произведений искусства, ритуалов, церемоний и т. д. Развитие культуры зависит от способности к учению и передаче знаний следующим поколениям. [2]
Всевозможные проявления культуры изучают многие науки: антропология, этнология, археология, история культуры и др. В чём же специфика социологического анализа культуры?
Социологический анализ культуры даёт возможность изучать социальное и территориальное распространение в обществе форм и способов создания, освоения и использования людьми объектов культуры. Он позволяет выявить устойчивые и изменчивые тенденции в культурной динамике, а также обусловливающие их социальные механизмы. Благодаря этому оказывается возможным установить реальный вклад различных социальных групп в культурную жизнь и направления её движения.
В социологии нет единого подхода к исследованию явлений культуры.
Все многообразие подходов к исследованию культуры можно сгруппировать в несколько типологических групп. Первую группу образуют подходы, при применении которых объектом изучения являются некие предметы или «продукты» культуры. Среди них можно выделить как минимум четыре достаточно самостоятельные группы теорий - это "предметные", "ценностные" , "символические" и "текстовые" теории.
Вторую группу образуют подходы, описывающие деятельность, последовательность действий и роли агентов культурного взаимодействия. Эти подходы реализуются в различных "деятельностных", "технологических", "игровых" и "коммуникативных" теориях.
Третью группу составляют такие теории, которые определяются как "субъектные" (акцентирующие внимание на агентах культурной активности, отвечающие на вопрос: "Кто и как действует?") и "диалоговые" (акцентирующие внимание на вопросе: "Каким образом самоорганизуется культура?"). Все эти подходы взаимодополняют друг друга.[8]
Рассмотрю некоторые, наиболее характерные для современной социологии подходы к исследованию культуры.
Таблица1 – Подходы к изучению культуры в социологии [9]
Подходы | Сущность подхода | Достоинства | Недостатки |
Предметный подход | Культура понимается как искусственно созданное и противостоящее природному, естественному. Культура – это всё то, что создано человеком. Она делится на: материальную и духовную. | Таким образом, культура представляется организованной и лигитимизированной системой образцов, которые усваиваются в ходе социализации, и на основе которых строится любая социальная активность. Данный подход хорошо проработан в социологии, долгое время он был даже одним из доминирующих. | Во-первых, нет чётких критериев, позволяющих оценить тот или иной предмет в культуре, единство культуры нарушается разделением её на две противостоящие друг другу подсистемы - материальную и духовную, культура предстаёт как некое статическое образование, лишённое стимула к какому-либо изменению. Во-вторых, культура предстает как некое статичное образование, лишенное стимулов к какому-либо изменению. |
Деятельностный подход | Культура определяется как качественная характеристика любых форм и результатов человеческой активности, задающая её границы, определяющая её возможности и придающая ей смысл и значимость в глазах социализированных в ней субъектов. | Оценка культурного потенциала индивидов и групп как через количество и качество усвоенных содержаний, так и через те личностные творческие "вставки", которые они делают, самореализуя себя в социокультурной жизни. Этот подход преодолел ограничения и недостатки "предметного" подход (введение фактора динамики), но породил новые проблемы. | В частности, акцент делается не на собственно культурных содержаниях, а на условиях их реализации и проявления. К тому же проблематичным остаётся обоснование и критерии оценивания и сравнения культурного уровня различных субъектов. |
Ценностный подход | Культура представляет собой систему ценностей, признаваемых тем или иным социумом. | Основанием объединения людей для реализации совместных целей и их дифференциации при несовпадении и конфликте целей служит общность и различие ценностей. Этот подход позволил ввести в сферу анализа собственно культурное содержание, акцентируя творческое начало культуры. | Во-первых, даже в рамках одной культурной целостности возможны различные ценностные ориентации и разное понимание того, что ценностью является, а что нет. Это порождает проблему обоснованности принятых ценностных критериев для конкретных ситуаций и разных социальных агентов. Во-вторых, конфликты ценностей требуют для своего разрешения апелляции к лежащим вне сталкивающихся ценностных систем критериям. |
Технологический подход | Культура как особая совокупность средств и механизмов для решения проблем, с которыми сталкиваются её носители, технологична по своей природе. | С точки зрения технологического подхода, важно не столько то, что делается, а скорее то, с какой целью делается. Быть в культуре означает уметь оперировать её механизмами и продуцировать новые нормы поведения. | Недостаточно проработанной остаётся проблема столкновения различных программ организации социальной активности. За рамками рассмотрения оказываются способы создания новых механизмов деятельности и методы их внедрения в культуру. |
Символический подход | Суть культуры понимается как организованность определённых символических форм. В основе культурного взаимодействия лежит понимание символов и умение с ними работать. | Знаково-текстовое оформление культуры позволяет людям "схватывать" ценностные основания культуры, транслировать их через символические системы и структуры коммуникации и деятельности, формируя эти структуры через обмен символами между реальными социальными агентами. | В частности, акцент делается не на собственно культуре, а на условиях их реализации и проявления. |
Игровой подход | Культура рассматривается как самоценная игра, организующая уже имеющиеся содержания, порождающая новые смыслы и возможные схемы коммуникации и действия. | Благодаря игровому подходу произошло окончательное акцентирование креативных (творческих) функций культуры.
| Быть в культуре - это значит играть по принятым правилам. Правила можно менять, но если они приняты, их нарушение ведёт к "выпадению" за рамки данного социокультурного пространства. |
Текстовый подход
| Культура формируется и развивается в особом знаковом пространстве, отдельном от собственно социального пространства. | Носителями автономной знаково-оформленной значимой информации являются сообщения на том или ином языке. Плюсы использование информационных технологий. Данный подход имеет высокий исследовательский потенциал. | В социологии используется не столь активно по сравнению с другими гуманитарными дисциплинами.
|
Диалоговый подход | Культура является сложным, иерархически структурированным и многоуровневым, полифункциональным, самоорганизующимся образованием. | В этом подходе постоянно организуется диалог (полилог) различных традиций и содержаний как в пространстве её существования, так и в исторической ретроспективе. Этот подход позволяет максимально расширить рамки обсуждения проблем культуры.
| Недостаточно проработанной остаётся проблема столкновения различных возрастных групп в ходе диалога. |
Субъектный подход | Культура рассматривается, с одной стороны, как "репрессивный" механизм по отношению к индивидуальному поведению, с другой стороны, как "развивающее" индивида начало | Взгляд на культуру через призму её субъектов позволяет находить именно социологический срез описания и анализа взаимосвязи знаковой и социальной реальности.
| В тоже время взгляд на культуру через призму её субъектов не позволяет видеть полную картину. |
Информация о работе Контрольная работа по дисциплине "Социология"