Контрольная работа по дисциплине "Деловое общение"

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 11:37, контрольная работа

Краткое описание

В психологии конфликт определяется, как столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями. Как следует из этого определения, основу конфликтных ситуаций в группе между отдельными людьми составляет столкновение между противоположными интересами, мнениями, целями, различными представлениями о способе их достижения.

Оглавление

Содержание
Виды и структура конфликта…………………………………………...3
Стадии протекания конфликта………………………………………….7
Тест…………………………………………………………………...….16
Список литературы………………………………………………….….17

Файлы: 1 файл

Кр дел общ.doc

— 79.50 Кб (Скачать)

    Действия, составляющие инцидент, могут быть различными. Но нам важно разделить  их на две группы, каждая из которых  имеет в своей основе специфическое поведение людей. К первой группе относятся действия соперников в конфликте, носящие открытый характер. Это могут быть словесные прения, экономические санкции, физическое воздействие, политическая борьба, спортивное состязание и т.п. Такого рода действия, как правило, легко идентифицируются как конфликтные, агрессивные, враждебные. Поскольку открытый "обмен ударами" хорошо виден со стороны в ходе конфликта, в него могут быть втянуты сочувствующие и просто наблюдатели. Наблюдая самый обычный уличный инцидент, можно увидеть, что окружающие редко остаются равнодушными: они возмущаются, сочувствуют одной стороне и могут быть легко втянуты в активные действия. Таким образом, активные открытые действия обычно расширяют сферу конфликта, они ясны и предсказуемы.

    Ко  второй группе относятся скрытые  действия соперников в конфликте. Известно, что в ходе конфликтов противники чаще всего пытаются замаскировать  свои действия, запутать, обмануть соперничающую  сторону. Эта скрытая, завуалированная, но тем не менее чрезвычайно активная борьба преследует цель навязать сопернику невыгодный ему образ действий и одновременно выявить его стратегию. Основным образом действий в скрытом внутреннем конфликте является рефлексивное управление. По определению, сформулированному В. Лефевром, рефлексивное управление - это способ управления, при котором основания для принятия решения передаются одним из действующих лиц другому. Это означает, что один из соперников пытается передать и внедрить в сознание другого такую информацию, которая заставляет этого другого действовать так, как выгодно тому, кто передал эту информацию. Таким образом, любые "обманные движения", провокации, интриги, маскировки, создание ложных объектов и вообще любая ложь представляют собой рефлексивное управление. Причем ложь может иметь сложное строение, например передача правдивой информации, чтобы ее приняли за ложную.

    По  своему внутреннему содержанию социальные конфликты делятся на. рациональные и эмоциональные. К рациональным относятся такие конфликты, которые  охватывают сферу разумного, делового соперничества, перераспределения ресурсов и совершенствования управленческой или социальной структуры. Рациональные конфликты встречаются и в области культуры, когда люди пытаются освободиться от отживших, ненужных норм, обычаев и верований. Как правило, участвующие в рациональных конфликтах не переходят на личностный уровень и не формируют в своем сознании образа врага. Уважение к сопернику, признание за ним права на некоторую долю истины - это характерные черты рациональных конфликтов. Такие конфликты не бывают острыми, затяжными, так как обе стороны стремятся в принципе к одной и той же цели - улучшению взаимоотношений, норм, образцов поведения, справедливому распределению ценностей. Стороны приходят к соглашению, компромиссу, и, как только удаляется фрустрирующее препятствие, конфликт разрешается.

    Однако  в ходе конфликтных взаимодействий, столкновений агрессия его участников часто переносится с причины  конфликта на личности. При этом первоначальная причина конфликта  просто забывается и участники действуют на основе личной неприязни. Такой конфликт называется эмоциональным.

    С момента появления эмоционального конфликта в сознании людей, участвующих  в нем, появляются негативные стереотипы, порождающие неприязнь и даже ненависть к противнику. Так, во время межнациональных конфликтов создается образ "чужой" национальности как некультурной, жестокой, обладающей всеми мыслимыми пороками, причем этот образ распространяется обычно на всех без исключения представителей другой национальности.

    Развитие  эмоциональных конфликтов непредсказуемо, и в подавляющем большинстве  случаев они неуправляемы. Поэтому  желание некоторых руководителей  организаций искусственно вызвать  конфликт для разрешения спорной  ситуации грозит серьезными последствиями, так как конфликт можно контролировать лишь до определенного предела и после перехода конфликта на эмоциональный уровень его уже невозможно погасить, а можно только локализовать.

    Чаще  всего такой конфликт прекращается после появления в ситуации новых  людей или даже новых поколений. Но некоторые конфликты (например, национальные, религиозные) могут передавать эмоциональный настрой, ненависть и другим поколениям. Тогда конфликт продолжается достаточно длительное время, то затухая, то вновь разгораясь. Нужна настоящая ломка сознания, чтобы уничтожить стереотипы неприязни и ненависти.

    Весьма  характерным моментом на этапе непосредственно  конфликта является наличие критической  точки, при достижении которой конфликтные  взаимодействия между противоборствующими сторонами достигают максимальной остроты и силы. Одним из критериев подхода к критической точке можно считать интеграцию, однонаправленность усилий каждой из конфликтующих сторон, сплоченность групп, участвующих в конфликте. После прохождения критической точки число конфликтных взаимодействий, их острота и сила резко снижаются и дальше конфликт идет по нисходящей к своему разрешению или, если конфликтная ситуация осталась прежней и не устранены причины, вызывающие фрустрирующее состояние, к новому всплеску сил противостояния, к новому подъему, новой критической точке.

    Важно знать время прохождения критической  точки, так как после этого  ситуация в наибольшей степени поддается  управлению. В то же время вмешательство  в критический момент, на пике конфликта  бесполезно или даже опасно. Руководителю, общественному деятелю лучше воздействовать на ход развития конфликта либо до критического состояния, либо после него. Достижение критической точки и ее прохождение во многом зависят от внешних по отношению к участникам конфликта обстоятельств, а также от ресурсов и ценностей, вносимых в конфликт извне.

    Вместе  с тем встречаются и исключения из правил, когда конфликт, даже не достигая критической точки, быстро прекращается, несмотря на активное влияние и приток ресурсов извне. Такое протекание конфликта может наблюдаться в случае появления катарсиса - снижения интенсивности социального процесса при минимуме изменений факторов, определяющих его интенсивность. Явление катарсиса наиболее часто встречается в политических конфликтах. Когда население поддерживает определенную политическую партию, проводится идеологическая работа, используются материальные средства поддержки, неожиданно для руководителей партии наступает состояние полного бездействия и апатии, равнодушия, при которых невозможны активные действия. Причины появления катарсиса в конфликтных ситуациях не известны и совершенно не изучены.

    3. Разрешение конфликта. Внешним  признаком разрешения конфликта  может служить завершение инцидента.  Именно завершение, а не временное прекращение. Это означает, что между конфликтующими сторонами прекращается конфликтное взаимодействие. Устранение, прекращение инцидента - необходимое, но недостаточное условие погашения конфликта. Часто, прекратив активное конфликтное взаимодействие, люди продолжают переживать фрустрирующее состояние, искать его причину. И тогда угаснувший было конфликт вспыхивает вновь.

    Разрешение  социального конфликта возможно лишь при изменении конфликтной  ситуации. Это изменение может  принимать разные формы. Но наиболее эффективным изменением конфликтной ситуации, позволяющим погасить конфликт, считается устранение причины конфликта. Действительно, при рациональном конфликте устранение причины с неизбежностью приводит к его разрешению. Однако в случае высокой эмоциональной напряженности устранение причины конфликта обычно никак не влияет на действия его участников или влияет, но очень слабо. Поэтому для эмоционального конфликта наиболее важным моментом изменения конфликтной ситуации следует считать изменение установок соперников относительно друг друга. Эмоциональный конфликт полностью разрешается только тогда, когда противники перестают видеть друг в друге врага.

    Возможно  также разрешение социального конфликта  путем изменения требований одной  из сторон: соперник идет на уступки и изменяет цели своего поведения в конфликте. Например, видя бесперспективность борьбы, один из соперников уступает другому или оба одновременно идут на уступки. Социальный конфликт может быть также разрешен в результате истощения ресурсов сторон или вмешательства третьей силы, создающей подавляющий перевес одной из сторон, и, наконец, в результате полного устранения соперника. Во всех этих случаях непременно происходит изменение конфликтной ситуации.

 

     Соотнесите типы конфликтов и их причины: 

    А) внутриличностного конфликта

    Б) межличностного конфликта

    В) межгруппового конфликта

    Г) организационного 

  1. отличие в  культуре, социально-психологическом  типе личности
  2. конкуренция за получение группой ограниченных ресурсов
  3. фрустрация
  4. конфликт между формальной и неформальной группой
 

А-3. Фрустрация является внутриличностным конфликтом.

Б-1. Отличие в  культуре, социально-психологическом  типе личности является межличностным конфликтом.

В-4. Конфликт между  формальной и неформальной группой  является межгрупповым конфликтом.

Г-2. Конкуренция  за получение группой ограниченных ресурсов является организационным конфликтом. 
                                             Список литературы
 

    1. Психология  и этика делового общения: Учебник  для вузов/Под. ред. проф. В.Н. Лавриненко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006
    2. Гринина Н.В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2000
    3. Душкина М.Р. Психология влияния – Деловое общение. – СПб.: Питер, 2004
    4. Конфлитология / Под ред. В.В. Ратникова. – М.: ЮНИТИ, 2005
    5. Морозов А.В. Деловая психология: Курс лекций. – СПб.: Изд-во «Союз», 2002

Информация о работе Контрольная работа по дисциплине "Деловое общение"