Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 17:23, контрольная работа
Этнос — группа людей, исторически сложившаяся на определенной территории, имеющая самосознание этнического единства, обладающая единым языком и относительно стабильными особенностями культуры.
В современном мире специалисты насчитывают от двух до пяти тысяч этносов. Эти различия объясняются тем, что некоторые ученые разделяют один этнос на несколько. Например, от современного русского этноса отделяют казаков, камчадалов (русских старожилов Камчатки, многие из которых произошли от браков русских с ительменами и другими местными племенами), поморов (русских старожилов побережья Белого моря) и других.
1. Этнос. Многообразие этнической структуры общества. 2
2. Субэтносы и факторы их образования. 2
3. Исторические типы этноса: племя и нация. 4
4. Народность. 5
5. "Этнонация" и «согражданство». 6
6. Социально-этнические процессы в современном мире. 7
7. Социально-этнические процессы в России. 11
Принцип «плюрализма факторов» был результатом эволюции взглядов русского социолога. П. Сорокин писал, что в более ранних работах (например, «Экономический рост Европы») Ковалевский еще не акцентирует внимание на множественности факторов. Причем его эволюция в отношении признания теории множественности факторов шла по пути замены причинной связи функциональными отношениями.
«...Если фактор в начале рассматривался в качестве некоторой "силы", "влияющей" на те "или иные стороны общественной жизни, "вызывающей" те или иные социальные эффекты, то в позднейших работах целиком уничтожается такое понимание фактора и связь его с эффектами превращается в простую функциональную связь двух или больше чисел рядов, где фактор становиться условной, чисто методологической независимой переменной, а его эффекты -- функционально связанными с ним зависимыми переменными».
Ковалевский считал, что нельзя сводить историю той или другой эпохи к решению уравнения с одним неизвестным, ибо общественные явления взаимно обусловлены и вызываются «не только влиянием внешней среды,... но еще массой взаимоотношений между отдельными проявлениями общественности, хозяйственными, правовыми, государственными, религиозными, художественными и т.п.».
Ковалевский считал «главным двигателем экономической эволюции рост населения». Об этом говорится в его фундаментальной трехтомной работе «Экономический рост Европы до возникновения капиталистического хозяйства», а также в других работах, например «От прямого народоправства к представительному и от патриархальной монархии к парламентаризму» (1906). Наряду с утверждением принципа множественности факторов Ковалевский признавал для отдельных сфер общества и единственную, главную причину изменения. В работе «Экономический рост Европы» Ковалевский пишет: «Важнейшим фактором эволюции (форм народного хозяйства) является в каждый данный момент и в каждой данной стране рост населения, большая или меньшая его густота, от которой зависит, прежде всего, выбор форм производства, а затем зависят и размеры, и порядки фактического владения землей, и сам характер общественных отношений».
По Ковалевскому,
именно рост числа населения, его плотности
был определяющей причиной замены непроизводительного
рабского труда более производительным
-- крепостным. Этим же он объяснял и переход
в первобытном обществе от рыболовства
и охоты к земледелию и скотоводству, который
привел к значительным социально-экономическим
изменениям. Правда, детерминирующую роль
отдельных фактов он никогда не абсолютизировал,
ибо считал, что с течением времени всегда
возможно появление новых причин.
Ковалевского интересовали
не только общие социально-философские
проблемы общественного развития, но и
характер, специфика и функционирование
отдельных сфер социальной системы. Причем
этот подход носил комплексный характер,
ибо он рассматривал процесс взаимосвязи
и взаимодействия между различными подсистемами
общества: политика, экономика, государство,
право и др.
Безусловная заслуга Ковалевского в том, что в своих исследованиях он объяснял многие социальные явления и процессы путем анализа их происхождения. Здесь Ковалевский наиболее ярко проявил свое амплуа историка. Именно генетическая социология занимается проблемами происхождения и образования социальных институтов общества. Наиболее подробно Ковалевский исследовал происхождение семьи, собственности и государства.
Глубокий историзм
в подходах к изучению социальных институтов
позволил Ковалевскому встать на передовые
для того времени позиции. Важной составляющей
социологической концепции Ковалевского
явился его историзм в понимании характера
частной собственности, взгляды на общинную
собственность как предшествующую частной
собственности.
Значительное место в социологии Ковалевского заняла проблема государства, его происхождение. Как представитель либеральной идеологии, он не был согласен с марксистским учением о государстве как особой политической организации господствующего класса, как аппарате диктатуры этого класса.
По Ковалевскому,
государство есть расширение «замиренной
сферы», т.е. орган согласования интересов,
обретения консенсуса в обществе. Именно
эта функция является, как показало современное
развитие государства, одной из центральных.
Государство, по Ковалевскому,
исторически возникло под воздействием
психологической склонности людей признавать
над собой власть тех, кто наделен магической
силой, кто мог заклинаниями управлять
природой. Позднее верховной власти стали
приписывать божественный характер. Особое
значение в становлении государственности
Ковалевский придает «сильной личности»,
которая благодаря «гипнотическому влиянию»
на народ, оказывается творцом государства.
Это далеко не беспочвенный подход к пониманию
механизма политической власти, и образования
государства в частности. В исследованиях
Ковалевского, касающихся проблем государства,
можно провести параллели с теорией господства
М. Вебера, особенно с тем, что относится
к харизматическому типу господства.
Социальный аспект теории Ковалевского наиболее отчетливо выражался в понимании им социального прогресса. О том, какое большое значение придавал Ковалевский теории социального прогресса в общей системе социологического знания, говорит не раз повторяющееся утверждение, что «без идеи прогресса не может быть и социологии». Прогресс он рассматривал как основной закон социальной жизни, а содержание прогресса -- как расширение сферы солидарности, понимая солидарность не просто как психологический феномен, а как социальное единство людей. Взгляды Ковалевского на прогресс и связанную с ним солидарность формировались не только под влиянием идей О. Конта, но и под влиянием социальной обстановки, которая складывалась в России после реформ 60-70-х годов.
Безгранично веря
в процесс «замирения» в обществе, «рост
человеческой солидарности», Ковалевский
знал и о существующих в действительности
противоречиях -- экономических, политических,
духовных и др. Он считал солидарность
нормой, а борьбу в человеческом обществе
и ее крайнее проявление -- борьбу классовую
-- отклонением от нормы.
Во взглядах М. Ковалевского, составивших целую научную эпоху в истории русской социологии, важным аспектом является его понимание социального прогресса. Свои представления о социальном прогрессе он связывал с существованием исторической закономерности. Социальный прогресс, у Ковалевского -- это выражение господствующей в истории закономерности, проходящей через всю жизнь общества, а не результат случайного волеизъявления.
Литература
1)Арутюнян
Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоциология:
Учебн. пособие. М., 1998.
2)Борисов М.Н. Основы
социологии.-Учебное пособие.-РГАТА, 2001Г.
3)Википедия
4)Вролией К.В. Этносоциальные
процессы: теория, история, современность.
М., 1987.
5)Доронченков, А.И.
Межнациональные отношения и национальная
политика в России: актуальные проблемы
теории, истории и современной политики
/ А.И. Доронченков - СПб.: Экстра-про, 1995.
- 412с.
6)Медушевский А.Н.
/ История русской социологии. - С.-Пб., 1991.-
348 с
7)Сафронов Б.Г. М.М.
/ Ковалевский как социолог. М.: Изд.-во
Московского университета, 1960, - 257 с.
8)Эренбург И. Соч.
-- М., 1961. -- Т. 5. -- С. 670.
Информация о работе Этнос. Многообразие этнической структуры общества