Этнос. Многообразие этнической структуры общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 17:23, контрольная работа

Краткое описание

Этнос — группа людей, исторически сложившаяся на определенной территории, имеющая самосознание этнического единства, обладающая единым языком и относительно стабильными особенностями культуры.

В современном мире специалисты насчитывают от двух до пяти тысяч этносов. Эти различия объясняются тем, что некоторые ученые разделяют один этнос на несколько. Например, от современного русского этноса отделяют казаков, камчадалов (русских старожилов Камчатки, многие из которых произошли от браков русских с ительменами и другими местными племенами), поморов (русских старожилов побережья Белого моря) и других.

Оглавление

1. Этнос. Многообразие этнической структуры общества. 2
2. Субэтносы и факторы их образования. 2
3. Исторические типы этноса: племя и нация. 4
4. Народность. 5
5. "Этнонация" и «согражданство». 6
6. Социально-этнические процессы в современном мире. 7
7. Социально-этнические процессы в России. 11

Файлы: 1 файл

работа.rtf

— 194.38 Кб (Скачать)

     Общность языка должна обязательно рассматриваться в неразрывной связи с общностью территории, хотя и этих двух признаков самих по себе тоже недостаточно для вывода о рассматриваемой социально-этнической общности как нации. Эти признаки обязательно должны дополняться еще одним. 

  Таким третьим основным признаком нации является общность экономической жизни,заключающаяся отнюдь не в том, что вся нация производит один и тот же продукт. Мы уже говорили, что общность экономической жизни возникает на основе хозяйственной специализации различных районов страны и упрочения торгово-обменных связей между ними. Этот процесс специализации различных районов, их усиливающейся хозяйственной зависимости друг от друга и был одновременно процессом экономической консолидации наций. 

Народность.

     Кроме того, в советском обществознании в 50-е годы было введено понятие «народность», исторически как бы связывающее племя и нацию.

   В основу  народности легли уже не кровнородственные, а территориальные, соседские связи между людьми. В.И. Ленин критиковал в свое время Н.К.Михайловского, не понявшего этого принципиального отличия народности от племени. По Михайловскому, народность есть просто разросшееся племя. Таким образом, он не видел распада, предшествовавшего возникновению народностей родоплеменных связей и формированию на этой основе принципиально новой исторической формы общности людей -- уже не сугубо этнической, а социально-этнической. Мы знаем немало таких народностей, которые образовались не только из различных этнических групп (болгарская, венгерская), но и различных рас (например, итальянцы). Процесс этот был очень длительным: «сосуществование» племен и народностей характерно для всего периода рабовладельческого общества, а своего развитого состояния народности достигают лишь при феодализме.

 

    Народность -- это исторически сложившаяся общность людей, имеющая свой язык, территорию, известную общность культуры, зачатки экономических связей.

                                                          

                                                              5

Далее мы проанализируем подробнее эту общность в ее взаимосвязях с нациями, проследим ее эволюцию в историческом процессе и т.д. Сейчас же укажем только на необходимость соблюдения принципа историзма при исследовании природы и сущностных черт народностей. 

     Во-первых, народности претерпевают в ходе своего развития самую настоящую метаморфозу, в связи с чем было бы ошибочно отождествлять народности эпохи рабовладения с народностями эпохи феодализма. Встречающееся в литературе предложение различать первичную народность, возникшую непосредственно в процессе разложения родоплеменных общностей, и вторичную,представляющую собой результат дальнейшего развития первичной, позволяет подойти к анализу народностей конкретно - исторически.

     Во-вторых, народности принадлежит определенное историческое место между родоплеменными общностями и нациями под углом зрения такого критерия, как степень развития внутриобщностных экономических связей.  

     В первобытных общностях господствовало натуральное хозяйство, для наций, как мы вскоре увидим, характерна экономическая целостность на базе развитой специализации и разделения труда между отдельными районами страны. Народность еще не может «похвастаться» такой целостностью экономической жизни, но она уже выгодно отличается от исторически предшествующих ей этносов серьезными подвижками в этом отношении. Эволюция сугубо натурального хозяйства в натурально-товарное как нельзя лучше выражает эти подвижки. 

"Этнонация" и «согражданство». 

     Нация -это высшая форма этнической общности людей, наиболее

развитая, исторически устойчивая, объединенная экономическими,

территориально-государственными, культурными, психологическими и

религиозными признаками.

 Принадлежность к той или иной нации называют национальностью. Национальность определяется не только происхождением, но и воспитанием,

культурой и психологией человека.

     Существуют 2 тенденции в развитии нации:

      1) Национальная, которая проявляется в стремлении каждой нации к

 суверенитету, развитию своей экономики, науки и искусства.

      Национализм-это доктрина приоритета интересов и ценностей своей нации,

 идеология и политика, основанная на идеях превосходства и национальной

 исключительности. Национализм может перерасти в шовинизм и фашизм -

 агрессивные проявления национализма. Национализм может вести к

 национальной дискриминации (принижению и ущемлению прав человека).

     2)Интернациональная - она отражает стремление наций к взаимодействию,

 взаимообогащению, расширению культурных, экономических, и др. связей.

                                                           

      Обе тенденции взаимосвязаны и способствуют прогрессу человеческих

 цивилизаций.

                                                         6

     Понятие этнической нации (этнонации) традиционно связывается с евразийским пространством и предполагает, что этническая составляющая государствообразующего этноса подверглась меньшему искажению в процессе создания единого государства и его развития. Таким образом, этнонация строится по признаку принадлежности населения к одному определенному этносу, в то время как остальные рассматриваются как национальные меньшинства. При этом национальная идея не является общенациональной и предполагает политическое и часто правовое противопоставление людей, принадлежащих к разным этносам. Таким образом, этнические права фактически превалируют над гражданскими, что и лежит в основе политического и экономического доминирования государствообразующего этноса над другими этническими группами и различного рода дискриминации. При этом формирование этнонации идет параллельно с установлением этнократии - системы власти, при которой на государственных постах находятся (чаще всего явно преобладают) люди одной этнической принадлежности, использующие эту власть с позиций примата национальных интересов доминирующего этноса в ущерб интересам других этносов. При этом господствующий этнос не всегда может составлять большинство. 

     Второй подход заменяет «народность» и «нацию» как типы этноса единым типом под названием «народ», постепенно складывающимся на базе объединения племен. Этот тип в науке определяется по-разному: как культурный союз одинаково говорящих людей; как совокупность людей с общностью судьбы, характера и психологии; как общность людей, связанных происхождением и самосознанием и др. Два подхода разошлись по ряду параметров, но главный из них - определение нации. В первом случае нация рассматривалась как этническая общность; во втором - как политическое явление, означающее согражданство. Некоторые ученые считают, что нация - это согражданство, т.е. люди живущие в одном гос-ве. Понимание нации как согражданства исходит из принятой ныне всем миром концепции народного суверенитета Руссо, по которой население становится нацией, только когда подданные осознают себя гражданами. Со времен Великой французской революции 1789 года сначала во французском и английском, а затем и в других языках, и в международном праве утверждается этатистское толкование нации как совокупности всех граждан государства. Лишь в языках, отстававших от буржуазных преобразований народов Германии, России, стран Восточной Европы, сохранились оба ее значения - этатистское и этническое. Отсюда и два подхода к типологии этноса в отечественной науке. 

Социально-этнические процессы в современном мире.

    

     Этническая история человечества характеризуется двумя взаимосвязанными тенденциями, одна из которых имеет интегрирующую, а другая -- дифференцирующую направленность. При этом на каждом этапе этнической истории соотношение тенденций и формы их проявления изменяются в соответствии с различного рода детерминирующими факторами.

Действие обеих тенденций во многом зависит от социально-экономического базиса этнических общностей и поэтому далеко не одинаково в разных этнических средах.

                                                          7

     В современных условиях особое влияние на ход этнических процессов оказывает научно-технический прогресс, в первую очередь развитие средств массовой коммуникации. Немалая роль принадлежит также политическому фактору, традиционному образу мышления и демографическим изменениям в структуре этносов.

  Реальная оценка состояния современной этнической картины мира и определяющих ее развитие факторов позволяет прийти к заключению, что отмеченные выше тенденции специфическим образом проявляются в различных регионах нашей планеты. Вполне закономерно, что наиболее активно этнические процессы идут в развивающихся странах, где процесс формирования этносов еще далек от своего завершения. 

     Этнические процессы в Латинской Америке. В рамках каждой отдельной страны региона продолжается этническая консолидация основных наций, сопровождающаяся все большим выравниванием антропологического состава, снижением социальной значимости различий в расовой принадлежности и этническом происхождении. В странах Карибского региона незначительное аборигенное население в ближайшие десятилетия утратит в значительной мере свою традиционную культуру, многие индейские языки уже сегодня стали реликтовыми. Однако индейские этнические группировки еще довольно прочно сохраняют индейское самосознание, чему способствуют резервации. 

    В Центральной Америке продолжается физическое смешение и социально-культурное сближение разнородных этнических групп. Несмотря на общую тенденцию к усилению аккультурационных процессов и ассимиляции индейского населения, крупнейшие этнические общности Мексики и Гватемалы продолжают сохранять свой этнокультурный облик. В других странах региона растворение негров и индейцев в испаноязычной среде протекает более интенсивно. 

     В большинстве латиноамериканских государств в настоящее время формируются новые потоки миграций между странами, идет взаимопроникновение культур разных этнических групп, их сближение, уменьшение пока еще очень существенных различий. Все этнические группы интенсивно втягиваются в этот объединительный процесс как на уровне аккультурации, так и на уровне ассимиляции. 

   То же самое происходит и с обособленными иммигрантскими группами (японцами, немцами и т.д.). Вместе с тем в индейских и иммигрантских этнических группах как реакция па общую ассимиляционную тенденцию наблюдается усиление этноцентризма, с культивацией своего языка, своих особых культурных ценностей.

В целом в Латинской Америке все больше обостряется проблема сохранения этнической самобытности, нарастает противостояние североамериканской культуре, основывающееся на общности исторического прошлого большинства латиноамериканских этносов и развитии общих латиноамериканских культурных черт. С другой стороны, разнообразие аборигенных этнических групп, их культур и этнорасового состава остального населения содействует размежеванию, дифференциации этнических культур.

                                                            8 

   Состояние этнических процессов на Африканском континенте сегодня можно характеризовать как противоречивое и запутанное. Это определяется исключительной сложностью этнического состава, контрастностью экономических условий стран, очень низким уровнем развития этнообъединитель-ных процессов. Этнологические наблюдения последних десятилетий убеждают, что этнические процессы развиваются в Африке зачастую в противоречивых и даже в противоположных направлениях: с одной стороны, консолидация родственных этнических групп в более крупные этнические общности, с другой - межэтническая интеграция в масштабах отдельных стран, а иногда - и регионов, с третьей - дивергенция этнических территорий, разделенных государственными границами.

В Африке сосуществуют все известные виды этнических общностей: от многомиллионных этносов до небольших (несколько сотен или десятков человек) племен бродячих собирателей и охотников, сохраняющих самые архаические формы социальных отношений. Многие народы находятся на различных ступенях культурного развития, на разных стадиях развития этнических общностей. Это особенно заметно в Тропической Африке. Этносоциальные процессы последних десятилетий стимулировали там бурный процесс формирования этнического сознания, за чем последовало развитие процессов этнической консолидации (т.е. появление крупных общностей на основе близких по языку и культуре групп населения) и интеграции (сплочение различных по языку и культуре народов данной страны, укрепление их самосознания).

Информация о работе Этнос. Многообразие этнической структуры общества