Этнос. Многообразие этнической структуры общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 17:23, контрольная работа

Краткое описание

Этнос — группа людей, исторически сложившаяся на определенной территории, имеющая самосознание этнического единства, обладающая единым языком и относительно стабильными особенностями культуры.

В современном мире специалисты насчитывают от двух до пяти тысяч этносов. Эти различия объясняются тем, что некоторые ученые разделяют один этнос на несколько. Например, от современного русского этноса отделяют казаков, камчадалов (русских старожилов Камчатки, многие из которых произошли от браков русских с ительменами и другими местными племенами), поморов (русских старожилов побережья Белого моря) и других.

Оглавление

1. Этнос. Многообразие этнической структуры общества. 2
2. Субэтносы и факторы их образования. 2
3. Исторические типы этноса: племя и нация. 4
4. Народность. 5
5. "Этнонация" и «согражданство». 6
6. Социально-этнические процессы в современном мире. 7
7. Социально-этнические процессы в России. 11

Файлы: 1 файл

работа.rtf

— 194.38 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 

                           

           1 часть.

    

                                               ПЛАН.                               

                                                                                                                   Стр. 

    1. Этнос. Многообразие этнической структуры общества.          2

        2. Субэтносы и факторы их образования.                                       2

    3. Исторические типы этноса: племя и нация.                               4

        4. Народность.                                                                                   5

    5. "Этнонация" и «согражданство».                                                6

    6. Социально-этнические процессы в современном мире.           7

    7. Социально-этнические процессы в России.                              11 
     

         

        2 часть.                                               

         М. Ковалевский                                                                                 15

 

         Литература                                                                                         21 

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                        1

Этнос. Многообразие этнической структуры общества. 

     Этнос --  группа людей, исторически сложившаяся на определенной территории, имеющая самосознание этнического единства, обладающая единым языком и относительно стабильными особенностями культуры. 

     В современном мире специалисты насчитывают от двух до пяти тысяч этносов. Эти различия объясняются тем, что некоторые ученые разделяют один этнос на несколько. Например, от современного русского этноса отделяют казаков, камчадалов (русских старожилов Камчатки, многие из которых произошли от браков русских с ительменами и другими местными племенами), поморов (русских старожилов побережья Белого моря) и других. Численность этносов очень различна. Самыми молочисленными этносами в России являются ороки, проживающие в основном в Сахалинской области и энцы, большая часть которых живет в Таймырском автономном округе. Эти этносы насчитывают менее двухсот человек каждый. Крупнейшими этносами на планете являются китайцы (хань) -- 1180 млн. чел., хиндустынцы -- 260 млн. чел., американцы США -- 200 млн. чел., бенгальцы -- 190 млн. чел., бразильцы -- 160 млн. чел., русские -- 150 млн. чел., японцы -- 130 млн. чел. Среди основных признаков этноса наиболее существенным является этническое самосознание, в том числе самоназвание (этноним), обусловленное единством исторического развития, территории расселения и языка. Географическая среда и историческая судьба формируют определенные особенности хозяйственной деятельности и духовной культуры, которые могут выступать также в качестве признаков этноса. 

Субэтносы и факторы их образования. 

    Субэтнос ( субэтническая группа) -- компактно проживающее сообщество людей, которые принадлежат к большему народу (этносу ), но отличаются особенностями своей культуры и осознают это отличие. Субэтническая группа имеет самоназвание, а её члены испытывают двойственную принадлежность -- к этносу и субэтносу одновременно (например, к азаки в составе русского народa ,  поволжские немцы среди немцев). 

    Субэтнические группы возникают:

    как следствие территориального отделения части народа (так называемые этнотерриториальные группы);

    из предшествовавшего племенного деления и незавершенности ассимиляции (так называемые этногенетические группы );

    вследствие особого социального положения (этносоциальные группы);

    из-за религиозных отличий (этноконфессиональные группы). 

     Важным признаком этноса является язык. В подавляющем большинстве каждому народу присущ особый язык как средство внутриэтнического общения. Но полного совпадения этнической и языковой общности нет. Встречаются этносы, говорящие на различных языках. Нередки случаи, когда несколько этносов говорят на одном и том же языке.

                                                                2

  

     Признаком этноса также является территория расселения, хотя она не несет в себе такого этнического содержания, как язык. Часто этносы, сформировавшись на одной территории, переселялись в совершенно другие области. 

     В ходе истории идет процесс видоизменения этносов, уподобление этноса или его части другим этносам, с которыми его связывает историческая судьба. В результате длительного общения тот или иной этнос, или его отдельная часть, усваивает культуру, язык другого, как правило, более многочисленного и перестает относить себя к прежней социально-этнической группе.  Так, например, сегодня не найти представителей скифов, печенегов, половцев и других известных из истории России этносов. В процессе ассимиляции (видоизменения) образуются и изменяются этносы.Так, русский этнос образовался в результате ассимиляции восточно-славянских племен (вятичей, кривичей, северян), угро-финских племен (возь, ижора), определенной части варяг, монголов, тюрко-язычных племен. Подобным образомв результате ассимиляции различных этносов образовались все современные нации. В современном мире этнические процессы ассимиляции продолжаются.    Ассимиляция усиливается с общественным прогрессом. Так, в последние десятилетия сократилось число бретонцев во Франции, галлов и уэльсцев в Великобритании, кетов, орочей, селькупов в России. Таким образом малочисленные этносы в разных странах не вымирают, а исчезают. В действительности не наблюдалось собственно вымирания этноса как биологического процесса. Ассимиляцию не следует представлять только как процесс перехода представителей малочисленных народов в состав многочисленных народов. Бывает и наоборот, представители многочисленного народа, живя в среде малочисленного, ассимилируется им.

     Наряду с этническим объединением иногда могут иметь место и процессы этнического разделения, подобное происходило при переходе от первобытной формации к экономической, о чем свидетельствует и сегодняшнее расселение этносов, распространение родственных языков и т.п. Так, переселение европейцев в Америку, Австралию, и, отчасти, в Африку сопровождалось формированием новых этносов. Новые этносы возникали и могут возникнуть при расчленении единого народа изменяющимися государственными границами. При этом этническая группа может стать отдельным народом (этносом). 

     Так же признаками этноса являются особенности материальной и духовной культуры, но экономическая жизнь и духовная культура этносов кроме особенностей имеет много общечеловеческих черт. Сходные черты в жизни этносовопределяются географической средой, хозяйственной деятельностью, уровнем социально- экономического, социально-политического и социально-духовного развития. 

      Некоторые социологи считают признаками этноса религию. Этносов на Земле тысячи, а религий несколько. Иногда представители исторически одного этноса разделяются по религиозным признакам на отдельные этносы. Так часть грузин, принявшая ислам, называется аджарцами, или, например, саки были разделены русской колониальной администрацией на якутов, принявших христианство, и долган, оставшихся язычниками.

                                                                3 

Исторические типы этноса: племя и нация. 

     Доклассовое общество выработало свои, обусловленные экономическими причинами, формы общности людей -- род и племя, нация.

    Род представлял собой объединение кровных родственников, обладающих общностью происхождения, общим местом поселения, общим языком, общими обычаями и верованиями. Род был основной ячейкой первой в истории общественно-экономической формации, причем ячейкой многофункциональной: не только этнической, но и производственной, и социальной. Экономической основой рода являлась общинная собственность на землю, охотничьи и рыболовные угодья. Такие производственные отношения (включая уравнительное распределение продуктов) соответствовали крайне низкому уровню производительных сил.

                                                              

   Более высокой исторической формой общности людей в пределах той же первобытнообщинной формации явилось племя - объединение вышедших из одного корня, но впоследствии отделившихся друг от друга родов. Как и род, племя продолжает оставаться этнической категорией, поскольку в основе ее продолжают оставаться кровнородственные связи. И в то же время образование племени уже положило начало расчленению единой многофункциональной общности. Поскольку племя несло лишь часть общественных функций (хозяйственной ячейкой оставалась родовая община), то тем самым было положено начало обособлению этнической общности от непосредственно хозяйственных функций. Когда возникла парная семья, появилась тенденция к обособлению семейно-брачных отношений, кровнородственных связей от этнических общностей. 

   Формирование следующей, еще более высокой формы общности людей, нации, совершенно справедливо и в марксистской, и в немарксистской литературе связывается с развитием капитализма. При этом отнюдь не игнорируется то обстоятельство, что все предшествовавшее капитализму экономическое, политическое и духовное развитие общества явилось подготовкой материальных и духовных предпосылок для образования наций. И все же в докапиталистическом обществе нации вызреть не могли. Если такие предпосылки консолидации народностей в нации как общность территории, общность языка, определенные черты культурной общности, зачатки хозяйственной целостности можно обнаружить еще при феодализме, то становление общности экономической жизни связано уже с процессом генезиса и утверждения капитализма, сломавшего всякого рода феодальные перегородки и установившего прочные экономические связи между различными районами той или иной страны.

     Итак, нация характеризуется следующими признаками.

     Во-первых, это общность территории.Люди и даже сравнительно большие группы людей, пространственно оторванные друг от друга в течение длительного времени, никак не могут принадлежать к одной и той же нации. В то же время и проживание на одной территории само по себе не консолидирует людей в единую нацию. Восточнославянские племена, а затем народности, занимали территорию европейской части нашей страны издавна, тем не менее,

                                                                4

формирование здесь русской и украинской наций произошло лишь в последние века в связи с развитием капитализма, а формирование белорусской нации смогло завершиться только в послеоктябрьский период. 

   Во-вторых, к общности территории, для того, чтобы речь могла идти о нации, должна прибавиться и общность языка. Национальный язык -- это общенародный разговорный язык, понятный для всех членов нации и прочно закрепившийся в литературе. Только такая языковая общность обеспечивает совместную экономическую, политическую, духовную жизнь миллионов и десятков миллионов людей. Но этот, как и любой другой, признак нации нельзя абсолютизировать и рассматривать изолированно. Нередко случается, что один и тот же язык выступает в качестве национального языка нескольких наций (английский язык у англичан, североамериканцев, австралийцев, новозеландцев; немецкий -- в ФРГ и в Австрии; испанский -- у испанцев, мексиканцев, кубинцев).                                                              

Информация о работе Этнос. Многообразие этнической структуры общества