Этнический состав населения России. Проблемы толерантности в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 23:35, реферат

Краткое описание

Россия как никакая страна отличается от остальных благодаря своим совершенно уникальным географическим характеристикам, главной из которых является огромная территория (9000 км протяжённость с запада на восток и 2000 - с севера на юг). Этим обусловлены очень многие особенности и в географии, и в экономике, и в геополитике страны.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….3
Многозначность слова "народ" в его применение к классовому обществу…………………………………………………………………4
Этнические общности…………………………………………………..5
Национальный состав России………………………………………….10
Понятие «толерантность» и его актуальность в условиях современной России……………………………………………………………………12
Межэтническое взаимодействие……………………………………….17
Общие принципы и подходы по преодолению нетерпимости……..19
Заключение……………………………………………………………………21
Список используемой литературы……………………………

Файлы: 1 файл

Реферат Этнический состав населения России.docx

— 55.49 Кб (Скачать)

 

Нижегородский государственный  технический университет им. Р.Е. Алексеева

 

 

 

 

 

 

 

Реферат по социологии на тему  :

Этнический состав населения  России.

Проблемы толерантности  в России.

 

 

 

 

 

Работу выполнила:

Студентка группы 10-Сит

Горошкова Татьяна

Проверила:

Скобелева Екатерина Ивановна

 

 

 

       2012

 

         Содержание

 

 Введение……………………………………………………………………….3

  1. Многозначность слова "народ" в его применение к классовому обществу…………………………………………………………………4
  2. Этнические общности…………………………………………………..5
  3. Национальный состав России………………………………………….10
  4. Понятие «толерантность» и его актуальность в условиях современной России……………………………………………………………………12
  5. Межэтническое взаимодействие……………………………………….17
  6. Общие принципы и подходы по преодолению нетерпимости……..19

Заключение……………………………………………………………………21

Список используемой литературы………………………………………….23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Россия как никакая  страна отличается от остальных благодаря  своим совершенно уникальным географическим характеристикам, главной из которых  является огромная территория (9000 км протяжённость с запада на восток и 2000 - с севера на юг). Этим обусловлены очень многие особенности и в географии, и в экономике, и в геополитике страны.

В силу своего расположения, на стыке двух континентов, Россия соприкасалась  с самыми разными культурами, и  необходимость существования на стыке цивилизаций Европы и Азии привела к формированию неповторимого  национального менталитета и  единственной в своем роде культуры, обусловило особый путь развития русского народа. Естественно, сосуществование  это не всегда было мирным. В течение  многих веков страна была вынуждена  вести борьбу то с кочевниками  на юге, то с западными соседями, и этот факт имел решающее значение для российской истории.

Этнос – это устойчивый и в то же время динамичный, возникший естественно – историческим путем межпоколенный социальный организм, обладающий рядом этнических признаков: этническая территория, язык, общность экономической жизни и т.д.

 Понятие этнос отражает  в полной степени лишь свойства  этнических общностей индустриальной  эпохи - наций. По отношению к до национальным стадиям развития, с характерными для них культурно-лингвистической вариативностью и вне этническими формами самосознания, понятие этнос оказалось непродуктивным (например, категория «народность»). В зарубежной социально-культурной антропологии понятие этнос употребляется сравнительно редко, а построение его теории не считается актуальным. Более употребительным является понятие этничность, отражающее принадлежность к определенной нации или этнической группе.

В России насчитывается более 130 народов. Каждый народ отличается укладом жизни, обычаями, историческими  традициями, культурой, трудовыми навыками.

 

 

  1. Многозначность слова "народ" в его применение к классовому обществу.

Наряду со словом "общество" широкое применение в общественных науках имеет слово "народ". Некоторые  историки даже считают, что именно народы, а не общество и общества являются субъектами исторического процесса.

Слово "народ", как и  слово "общество", многозначно  даже в применении к цивилизованному  обществу. Одно из его значений - низшие слои того или иного классового общества. Именно такой смысл вкладывают в него, когда говорят, например, о борьбе народа против знати, против власти и т.п. Но кроме него, слово "народ" в применении к классовому обществу употребляется еще в двух смыслах.

Один из них - вся совокупность людей, объединенных принадлежностью  к тому или иному геосоциальному организму. Так, например, говорили о народе Югославии, советском народе. Говорили и сейчас говорят о народе Индии, народе Нигерии, пакистанском народе и т.п.

Но среди населения  когда-то единой, а ныне распавшейся  Югославии совершенно отчетливо  выделялись такие совокупности людей, как сербы, черногорцы, хорваты, словенцы, боснийцы (босняки, бошняки, мусульмане), македонцы. Население Индии состоит из хиндустанцев, бихарцев, тамилов, маратхов, телугу, бенгальцев и многих такого же рода групп. В Пакистане живут панджабцы, синдхи, гуджаратцы, кхо, кохистанцы и т.п. И для обозначения каждой из таких общностей людей также применялось и применяется слово "народ". Точно такими же общностями являются англичане, шотландцы, ирландцы, французы, итальянцы, русские, украинцы, башкиры и т.п.

 

 

 

 

 

 

 

  1. Этнические общности

Современное человечество представляет собой сложную этническую структуру, включающую несколько тысяч этнических общностей (нации, народности, племена, этнические группы и т. п.), отличающихся как численностью, так и уровнем  развития. Все этнические общности мира входят в состав двухсот с  лишним стран. Поэтому большинство  современных государств полиэтничны. Например, в Индии проживает несколько сотен этнических общностей, в Нигерии насчитывается 200 народов. В составе Российской Федерации в настоящее время более ста этносов, в том числе около 30 наций.

Этническая общность —  это исторически сложившаяся  на определенной территории устойчивая совокупность людей (племя, народность, нация, народ), обладающих общими чертами  и стабильными особенностями  культуры, языка, психического склада, самосознанием и исторической памятью, а также осознанием своих интересов  и целей, своего единства, отличия  от других подобных образований.

Было время, когда в  нашей науке считалось, что существуют три последовательно сменившиеся  в процессе исторического развития формы этнической общности: племя, народность, нация. И даже годы спустя после XX съезда КПСС (1956) многие советские ученые, прежде всего философы и историки, придерживались определения нации, данного И.В. Сталиным (1878-1953) в работе "Марксизм и национальный вопрос" (1912), согласно которому нация характеризовалась четырьмя основными признаками: общностью языка, общностью территории, общностью экономической жизни и общностью психического склада, проявляющейся в общности культуры. Определение это было далеко не оригинальным. Первые три признака И.В. Сталин позаимствовал из работ по национальному вопросу крупного теоретика марксизма К. Каутского (1854-1938), четвертый - из труда другого марксиста О. Бауэра (1882-1938) "Национальный вопрос и социал-демократия" (1907). В нашей науке считалось, что все эти четыре признака в той или иной степени были присущи и другим формам этнической общности: племени и народности.

Подобный подход не только не помогал понять сущность этнической общности, но, наоборот, закрывал дорогу к этому. В самом деле, поставим вопрос, что объединяет, скажем, всех итальянцев независимо от их социального  положения, политических взглядов и  т.п. и одновременно отличает их всех от всех русских, всех англичан, всех французов? Во всяком случае, не пребывание в составе одного геосоциального организма, а тем самым и не общность территории и экономики. Итальянец, даже навсегда покинувший родину и переселившийся, скажем, в США, долгое еще время, а чаще всего до конца дней своих остается итальянцем. В этой стране к концу 80-х годов проживало 5000 тыс. итальянцев, 5100 тыс. немцев, 3800 тыс. поляков, 1000 тыс. русских и т.п.

Первое, что, казалось бы, роднит всех членов данной этнической общности и одновременно отличает от членов других таких же общностей, - язык. В  известной степени это справедливо  по отношению к русским, полякам, башкирам и многим другим этносам. В  мире существует только одна этническая общность, члены которой говорят  на польском языке. Это поляки. То же самое можно сказать о русских, башкирах, финнах и т.п.

Но это не может быть отнесено к англичанам, испанцам, немцам, французам, португальцам, сербам. Язык, отличая англичан от французов, не отделяет их от американцев, англо-канадцев, англо-австралийцев, англо-новозеландцев. Отличая испанцев, скажем, от шведов, язык не отграничивает их от мексиканцев, кубинцев, чилийцев, аргентинцев. На немецком языке говорят не только немцы, но также австрийцы и германо-швейцарцы. На французском языке, кроме французов, говорят валлоны, франко-швейцарцы и франко-канадцы. На одном языке говорят сербы, хорваты, черногорцы и боснийцы.

Однако различие между всеми этими нациями проявляется в культуре. Нет американского языка, но существует американская культура. Нет аргентинского языка, но существует аргентинская культура. Один язык, но разные культуры у сербов и хорватов.

Общая культура - вот, что  роднит всех англичан, пока они остаются англичанами, и отличает их от американцев, ирландцев, шотландцев и других такого же рода общностей людей, говорящих  на английском языке.

Конечно, иногда различия в  культуре между частями одной  этнической общности могут быть не меньшими, чем между разными этносами. Например, различие в традиционной духовной и материальной культуре двух групп русских, которые в этнографии принято именовать северными  великорусами и южными великорусами, не меньше, чем их отличие от белорусов  и украинцев. И, тем не менее, эти группы этносами не являются.

Здесь перед нами предстает  еще один важный фактор - этническое самосознание, т.е. осознание людьми, составляющими этническую общность, своей принадлежности именно к этой, а не к какой-либо другой общности. И северные великорусы и южные великорусы в одинаковой степени осознавали себя русскими. Таким образом, этническое самосознание состоит в том, что человек осознает себя русским, англичанином, норвежцем. Тем самым он осознает данную общность как "свою", а остальные как "чужие", данную культуру как "свою", а остальные как "чужие".

Наличие этнического сознания необходимо предполагает существования  общего названия этноса - этнонима (от греч. этнос - народ и лат. nomina - название, имя). У этноса может быть несколько названий, одно из них - самоназвание, другие - имена, даваемые данному этносу людьми, принадлежащими к другим народам. Этническое самосознание невозможно без самоназвания. Если члены той или иной культурно-языковой общности не обладают этническим самосознанием, то эта группа не является этносом.

Этнос есть общность социальная и только социальная. Но нередко  она понимается не только как социальная, но и как биологическая. И это  объяснимо. Члены этноса сосуществуют не только в пространстве, но и во времени. Этнос может существовать, только постоянно воспроизводясь. Он обладает глубиной во времени, имеет  свою историю. Одни поколения членов этноса замещаются другими, одни члены  этноса наследуют другим. Существование  этноса предполагает наследование.

Но наследование наследованию рознь. Существует два качественно  разных вида наследования. Одно из них - наследование биологическое, через  посредство генетической программы, заложенной в хромосомах, наследование телесной организации. Другое - наследование социальное, передача культуры от поколения к  поколению. В первом случае принято  говорить о наследственности, во втором - о преемственности.

Передача этнической принадлежности есть наследование чисто социальное, чисто культурное, есть преемственность. Но в нормальных условиях культурное, социальное воспроизводство человека неотделимо от биологического. Дети наследуют от родителей не только телесную организацию, но и культуру, и этническое самосознание. В результате неизбежно возникает иллюзия полного совпадения социального и биологического воспроизводства, биологического и социального наследования, более того иллюзия производности социального наследования от биологического.

Отсюда вытекает представление, что этническая общность в своей  основе есть общность происхождения, что  этнос есть совокупность людей, имеющих  общую плоть и одну общую кровь, что каждый этнос - особая порода людей. Таким образом, социальная по своему существу общность людей осознается как общность биологическая, что  находит свое отражение в языке. Слово "народ", которым в обыденном  языке именуют этнос, происходит от слов "род", "рождать", "порождать". И недаром, еще в XVII-XVIII, даже в XIX вв. для обозначения этноса нередко употреблялось слово "раса".

Когда перед человеком, который  никогда не занимался теоретическими рассуждениями о природе этноса, встает вопрос о том, почему он принадлежит  именно к этому, а не иному этносу, почему, например, он русский, а не татарин, англичанин и т.п., то у него естественно  напрашивается ответ: потому что  мои родители принадлежали к данному  этносу, потому что мои родители - русские, а не татары, не англичане и т.п. Для обычного человека его принадлежность к тому или иному этносу определяется его происхождением, которое понимается как кровное происхождение.

Когда же предки человека принадлежат  не к одному. а к разным этносам, то нередко и он сам и иные знающие об этом люди занимаются подсчетами, сколько в нем разных кровей и какова доля каждой из них. Говорят о долях русской, польской, еврейской и прочих кровей.

Поэтому сознание принадлежности к той или иной этнической общности до самого недавнего времени, никогда  не рассматривалось как что-то чисто  субъективное, всецело зависящее  от разума и воли человека. У человека именно такие, а не иные родители, именно такое, а не иное происхождение, именно такая, а не иная кровь.

Но сознание этнической принадлежности нельзя рассматривать как чисто  субъективное явления даже в том  случае, если понимать этнос в качестве социального и только социального образования, каковым он в действительности является. Оно включает в себя в качестве необходимейшего компонента чувство этнической принадлежности. А чувства человека, как известно, формируются в значительной степени независимо, а иногда и совершенно независимо от его разума, его рассудка. "Любовь зла, полюбишь и козла", - говорит русская пословица.  Сознание и чувство этнической принадлежности формируется под влиянием объективных условий жизни человека и, возникнув, существует уже во многом независимо от его сознания и воли. Эта независимость во многом, конечно, способствует осознанию этнической принадлежности как принадлежности к особой биологической породе людей. Человек не может произвольно изменить сложившееся у него сознание принадлежности именно к этому, а не иному этносу, хотя, конечно, может скрыть его и объявить о своей принадлежности к другой группе.

Информация о работе Этнический состав населения России. Проблемы толерантности в России