Этническая социология

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 11:46, контрольная работа

Краткое описание

В данной контрольной работе будут рассмотрены этнические общности, национально – этнические отношения, межэтнические конфликты и наиболее характерные процессы межэтнических отношений.

Оглавление

Введение.
1. Этнические общности как предмет социологии. Исторические типы этнических общностей.
2. Национально-этнические отношения. Межэтнические конфликты: причины возникновения и способы разрешения.
3. В рамках развивающихся в современную эпоху межнациональных отношений можно выделить следующие наиболее характерные процессы:
этническую консолидацию народов;
межэтническую интеграцию;
ассимиляцию.

Файлы: 1 файл

Этническая социология.doc

— 86.50 Кб (Скачать)

Министерство Образования  и Науки РФ

Федеральное агентство по образованию  ГОУ ВПО

Всероссийский Заочный Финансово-Экономический  Институт

Воронежский филиал

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа по дисциплине

«Социология» на тему:

«Этническая социология».

 

 

                                                          Исполнитель:

 

Руководитель:

                                                                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воронеж 2009 г.

Содержание:

Введение.

  1. Этнические общности как предмет социологии. Исторические типы этнических общностей.
  2. Национально-этнические отношения. Межэтнические конфликты: причины возникновения и способы разрешения.
  3. В рамках развивающихся в современную эпоху межнациональных отношений можно выделить следующие наиболее характерные процессы:

этническую консолидацию народов;

межэтническую интеграцию;

ассимиляцию.

Раскройте содержание названных  процессов, заполнив следующую таблицу:

ПРОЦЕССЫ

СОДЕРЖАНИЕ

   
   
   

 

Заключение.

Список использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Этническая социология изучает весьма сложную сферу национально – этнических отношений. Эти отношения касаются практически всех сторон жизни различных этнических общностей. К тому же они нередко бывают весьма запутанными и противоречивыми. В них выражаются природные и социально – психологические качества этнических общностей, или этносов.

Предметом этнической социологии является национальное самосознание и  этническое поведение, опосредованные конкретно-историческими условиями  их функционирования.

В компетенцию этнической социологии входит изучение состояния общественного сознания и поведения основных рас, существующих в мире. Каждая из рас подразделяется на малые расы, а те, в свою очередь, - на еще более дробные части. Наиболее распространённым является изучение национального самосознания и поведения народов, каждый из которых имеет уникальные черты и признаки, отличающие их друг от друга.

Также этническая социология изучает такой феномен как  диаспоры, то есть национальные группы, живущие в отрыве от исторической Родины, но поддерживающие контакты между собой и сохраняющие национальную культуру, язык, традиции и обычаи.

В данной контрольной  работе будут рассмотрены этнические общности, национально – этнические отношения, межэтнические конфликты и наиболее характерные процессы межэтнических отношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Этнические общности как предмет социологии. Исторические типы этнических общностей.

В процессе долгой совместной жизнедеятельности людей в рамках каждой группы вырабатывались общие  и устойчивые признаки, отличающие одну группу от другой. К числу таких признаков относятся язык, особенности бытовой культуры, складывающиеся обычаи и традиции того или иного народа или этноса (в различных языках и в научной литературе термины «народ» и «этнос» употребляются как синонимы). Эти признаки воспроизводятся в этническом самосознании народа, в котором он осознаёт своё единство, прежде всего – общность своего происхождения и тем самым своё этническое родство.

Этническая  общность – это группа людей, которые связаны между собой общим происхождением и длительным совместным существованием.

В то же время он отличает себя от других народов, которым свойственны  своё происхождение, свой язык и своя культура. Этническое самосознание народа рано или поздно проявляется во всем его самосознании, в котором фиксируются его происхождение, унаследованные традиции, понимание им своего места среди других народов.

К наиболее древним этническим общностям относятся племена, жизнь и деятельность которых были основаны на родовых и социальных связях. Каждое племя обладало признаками этнической общности: они отличались друг от друга своим происхождением, языком, сложившимися обычаями и традициями, материальной и духовной культурой – от примитивной до относительно высокоразвитой. У каждого племени формировалось своё этническое самосознание. Оно обладало этнонимом (названием). Племена – это форма организации первобытно-общинного строя, который в различные исторические эпохи существовал на разных континентах земли. Существуют они и в настоящее время в некоторых частях азиатского, американского, африканского и австралийского континентов.

С разложением первобытно-общинного  строя распадались и племена. С переходом к цивилизации, при  которой на первый план вышли не родовые, а социальные связи между  людьми, племя уступило место другому типу этнической общности, - народу. Все народы как этнические общности на стадии цивилизации (будь то народы Древней Греции и Древнего Рима, Египта, Индии и Китая, а в более поздние периоды – народы Франции, Германии и России) всегда отличались и отличаются поныне своими особыми социально-этническими признаками, в том числе особенностями своего происхождения, языка, культуры, этнического самосознания.

В отличие от племён народы достигали в эпоху цивилизации  несравненно большей социально-этнической консолидации и более высокого (на несколько порядков, как фиксируют этнографы, историки, лингвисты и другие специалисты) развития своего языка, материальной и духовной культуры. Именно в это время начали складываться национальные характеры многих народов, что нашло своё выражение в их национальном сознании и самосознании. Другими словами, племена сменились формирующимися древними народами – нациями, достигшими своего расцвета в последующие исторические эпохи.

Формирование наций, начавшееся с разложения родоплеменного строя, завершилось с развитием машинного производства и капиталистического рынка, связавшего все районы и области той или иной страны в единый экономический организм. Интенсификация экономического общения неизбежно активизировала политическое и культурное общение людей, что вело к консолидации их как наций, расцвету культуры и национального характера.

Такой подход несколько  расходится с тем подходом к проблеме развития исторических общностей людей, согласно которому первобытно-общинные племена развивались в народности, а последние - в нации. При этом народности и нации наделялись по сути одними и теми же признаками, а различались между собой по степени развития данных признаков, подчёркивалось, что со временем народности становятся нациями.

Подобный, как выяснилось, во многом искусственный критерий разграничения  наций и народностей не получил  сколько-нибудь доказательного научного обоснования. Остаётся неясным, какую  этническую общность, будь то, например, киргизы, чеченцы, якуты, можно считать нацией, а какую – народностью и как определить момент перерастания народности в нацию.

В отечественной и  зарубежной литературе можно встретить  множество суждений о нациях как  этнических общностях, сформировавшихся задолго до капитализма. Так, французский учёный Ж.Э.Ренан (1823-1892) считал, что нации существовали ещё в начале Средних веков, «начиная с конца Римской империи или, лучше, со времени разложения империи Карла Великого…1». Ренан справедливо утверждал, что нацию нельзя сводить к той или иной расе. Раса указывает «на родство по крови», а нации могут складываться в процессе совместной жизни и «перемешивания» представителей разных рас.

В нациях сочетаются природные  и социальные свойства. Во всяком случае, нации нельзя сводить исключительно к природным явлениям, как это делают некоторые учёные. Даже если допустить, что одним из существенных признаков нации является общность её происхождения от каких-то предков2, то и в этом случае следует иметь в виду, что нация отнюдь не сводится к данному признаку. Одним из признаков нации Ренан называет общность интересов входящих в неё людей. Общность интересов обусловливается, по Ренану, общими условиями жизни, общностью истории и судьбы и представляет собой могущественный фактор становления и развития нации. Со временем формируется более или менее богатый духовный мир нации, объединяющий всех её представителей.

Духовные признаки нации отмечают многие мыслители. Французский социолог и психолог Г.Лебон (1841-1931) исходил из того, что каждый народ обладает душевным строем столь же устойчивым, как и его анатомические способности. Душа народа – это его нравы, чувства, идеи, способы мышления. Когда портятся нравы, нации исчезают, утверждал Лебон.

Немецкий психолог и  философ Вильгельм Вундт справедливо  утверждал: чтобы понять душу народа, надо знать его историю. Полезными, по его словам, будут знания по этнологии, искусству, науке, религии, языку и обычаям.

Австралийский социолог и политик Отто Бауэр указывал на естественные и культурные признаки нации. Главными отличительными признаками нации он считал её язык и культуру. Национальное сознание трактуется им как осознание того факта, что люди сходятся между собой «в обладании культурными ценностями», а также в направлении их воли, что и составляет особенности их национального характера.

Обобщая всё сказанное, можно утверждать, что нация – это особая историческая общность людей, характеризующаяся общностью её происхождения, языка, территории, экономического уклада, а также психического склада и культуры, проявляющихся в общности её этнического сознания и самосознания. Национальное в любых своих проявлениях связано с уникальными этническими характеристиками нации. Эта связь может быть выражена в большей или меньшей степени, но она всегда имеет место.

Понятия «этнос», «народ», «нация» можно употреблять как синонимы, то есть равнозначные по смыслу, скажем русский народ есть русский этнос и русская нация. Объём и значение данных явлений и выражающих их понятий и терминов по сути одинаковы. В настоящее время многие учёные, в том числе весьма известные, демонстрируют именно такой подход к данному вопросу.

Понятие национальность обозначает этнические признаки не только целых наций, компактно проживающих на определённых территориях, но и всех её представителей, где бы они ни жили, в том числе на территориях других народов и государств.

 

 

 

 

 

2. Национально-этнические отношения. Межэтнические конфликты: причины возникновения и способы разрешения.

Национальные отношения  всегда связаны с решением определённых этнических проблем, касающихся условий выживания и развития тех или иных этносов (народов), в том числе проблем территорий, языка, духовной жизни, традиций, культуры, сохранения их самобытности и прочее. В силу этого они выступают как наицонально-этнические отношения, а понятия «национальные отношения» и «национально-этнические отношения» по сути тождественны.

Объективной предпосылкой возникновения и развития национальных отношений является существование отдельных наций (этносов, народов), отличающихся по своим этническим характеристикам, начиная с особенностей происхождения, касающихся их исторической и современной родины, и кончая особенностями языка, культуры, этнического сознания и так далее. Национальные отношения не существуют как бы в чистом виде, в отрыве от других общественных отношений, они вплетены в эти отношения (политические, духовные, языковые, экономические, экологические) и преломляются в содержании и формах проявления данных отношений. Все эти отношения могут приобретать национальный характер, если в процессе их реализации решаются этнические проблемы существования тех или иных народов или же если экономические, политические и другие проблемы решаются в контексте национально-этнических проблем. Социальная и этническая стороны жизни наций и национальных отношений органически взаимосвязаны.

Национальные отношения  носят комплексный характер, ибо  касаются регулирования многих сторон взаимоотношений между народами (этносами). Они заключают в себе более или менее богатое духовное содержание, поскольку вступающие в них субъекты неизбежно демонстрируют своё этническое сознание и самосознание. Подчас довольно сильные страсти, присущий им настрой чувств и умов. При этом нередко проявляются разного рода иллюзии, заблуждения, предрассудки и мифы. В этом одна из особенностей проявления национально-этнических отношений между народами.

Субъектами национальных отношений выступают большие  и малые этносы (народы). В качестве субъектов национальных отношений  могут выступать как представители  этносов (наций) и по поводу решения национально-этнических проблем – разного рода социальные группы и слои населения.

Среди этносов как  субъектов национальных отношений существуют более или менее развитые с точки зрения достигнутого уровня развития экономики, государственности, культуры. Это не может не сказаться на характере их взаимоотношений. Данное обстоятельство породило проблему социальной справедливости в национальных отношениях, в том числе в отношениях между большими и малыми народами, а также между более или менее развитыми из них.

Проблема социальной справедливости возникает в отношениях между так называемыми коренными  и некоренными нациями (народами). К коренным обычно относят нации, которые компактно проживают на тех или иных территориях и дали имя существующему государственному образованию (например, украинцы на Украине, армяне в Армении, татары в Татарстане). К некоренным нациям относят так называемые национальные группы, проживающие на территориях коренных наций (например, украинцы в Литве, армяне в России). Отсюда возникла проблема национальных меньшинств, осуществления их прав и свобод в условиях тех национальных государственных образований, в которых они проживают.

Межнациональные отношения  могут проявляться в виде экономических, политических, языковых, культурных, экологических и других отношений между нациями. Каждое из этих проявлений межнациональных отношений имеет своё специфическое содержание.

Экономические межнациональные отношения направлены на удовлетворение экономических потребностей наций (народов, этносов). Они формируются как стихийно, в процессе развития, так и на уровне межгосударственных отношений самостоятельных государств, а также в рамках федеративных государств между республиками, автономиями и так далее. Объективной основой межнациональных экономических отношений являются сложившееся общественное разделение труда между различными национальными образованиями, хозяйственно-экономические связи между ними.

Информация о работе Этническая социология