Финансовое государственное образовательное
бюджетное учреждение
Высшего профессионального образования
Финансовый университет при
Правительстве Российской Федерации
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По: Социология
Вариант №13
Тема: «Этническая
социология »
Выполнила:
студентка 3 курса
Факультета: Менеджмента и маркетинга
Специально МО
группы:
дневной
Зубарева Н..С.
№ л.д. 10ММД11667
Содержание:
Введение.
1. Этнические общности
как предмет социологии. Исторические
типы этнических общностей.
2. Национально-этнические
отношения. Межэтнические конфликты:
причины возникновения и способы
разрешения.
3. В рамках развивающихся
в современную эпоху межнациональных
отношений можно выделить следующие наиболее
характерные процессы:
- этническую консолидацию
народов;
- межэтническую интеграцию;
- ассимиляцию.
Раскройте содержание
названных процессов, заполнив
следующую таблицу:
Заключение.
Список использованной
литературы.
Введение.
Этническая социология
изучает весьма сложную сферу
национально – этнических отношений.
Эти отношения касаются практически
всех сторон жизни различных
этнических общностей. К тому
же они нередко бывают весьма
запутанными и противоречивыми.
В них выражаются природные
и социально – психологические
качества этнических общностей,
или этносов.
Предметом этнической
социологии является национальное
самосознание и этническое поведение,
опосредованные конкретно-историческими
условиями их функционирования.
В компетенцию
этнической социологии входит
изучение состояния общественного
сознания и поведения основных
рас, существующих в мире. Каждая
из рас подразделяется на малые
расы, а те, в свою очередь, - на
еще более дробные части. Наиболее
распространённым является изучение
национального самосознания и
поведения народов, каждый из
которых имеет уникальные черты
и признаки, отличающие их друг
от друга.
Также этническая
социология изучает такой феномен
как диаспоры, то есть национальные
группы, живущие в отрыве от
исторической Родины, но поддерживающие
контакты между собой и сохраняющие
национальную культуру, язык, традиции
и обычаи.
В данной контрольной
работе будут рассмотрены этнические
общности, национально – этнические
отношения, межэтнические конфликты
и наиболее характерные процессы
межэтнических отношений.
1.Этнические
общности как предмет социологии.
Исторические типы этнических
общностей.
В процессе долгой
совместной жизнедеятельности людей
в рамках каждой группы вырабатывались
общие и устойчивые признаки,
отличающие одну группу от
другой. К числу таких признаков
относятся язык, особенности бытовой
культуры, складывающиеся обычаи
и традиции того или иного
народа или этноса (в различных
языках и в научной литературе
термины «народ» и «этнос»
употребляются как синонимы). Эти
признаки воспроизводятся в этническом
самосознании народа, в котором
он осознаёт своё единство, прежде
всего – общность своего происхождения
и тем самым своё этническое
родство.
Этническая общность
– это группа людей, которые связаны
между собой общим происхождением
и длительным совместным существованием.
В то же время
он отличает себя от других
народов, которым свойственны своё
происхождение, свой язык и своя культура.
Этническое самосознание народа рано
или поздно проявляется во всем его самосознании,
в котором фиксируются его происхождение,
унаследованные традиции, понимание им
своего места среди других народов.
К наиболее древним
этническим общностям относятся
племена, жизнь и деятельность
которых были основаны на родовых
и социальных связях. Каждое племя
обладало признаками этнической
общности: они отличались друг
от друга своим происхождением,
языком, сложившимися обычаями и
традициями, материальной и духовной
культурой – от примитивной до относительно
высокоразвитой. У каждого племени формировалось
своё этническое самосознание. Оно обладало
этнонимом (названием). Племена – это форма
организации первобытно-общинного строя,
который в различные исторические эпохи
существовал на разных континентах земли.
Существуют они и в настоящее время в некоторых
частях азиатского, американского, африканского
и австралийского континентов.
С разложением
первобытно-общинного строя распадались
и племена. С переходом к цивилизации,
при которой на первый план вышли не родовые,
а социальные связи между людьми, племя
уступило место другому типу этнической
общности, - народу. Все народы как этнические
общности на стадии цивилизации (будь
то народы Древней Греции и Древнего Рима,
Египта, Индии и Китая, а в более поздние
периоды – народы Франции, Германии и
России) всегда отличались и отличаются
поныне своими особыми социально-этническими
признаками, в том числе особенностями
своего происхождения, языка, культуры,
этнического самосознания.
В отличие от
племён народы достигали в
эпоху цивилизации несравненно
большей социально-этнической консолидации
и более высокого (на несколько
порядков, как фиксируют этнографы,
историки, лингвисты и другие
специалисты) развития своего
языка, материальной и духовной
культуры. Именно в это время
начали складываться национальные
характеры многих народов, что
нашло своё выражение в их
национальном сознании и самосознании.
Другими словами, племена сменились
формирующимися древними народами
– нациями, достигшими своего
расцвета в последующие исторические
эпохи.
Формирование наций,
начавшееся с разложения родоплеменного
строя, завершилось с развитием
машинного производства и капиталистического
рынка, связавшего все районы
и области той или иной страны
в единый экономический организм.
Интенсификация экономического
общения неизбежно активизировала
политическое и культурное общение
людей, что вело к консолидации
их как наций, расцвету культуры
и национального характера.
Такой подход несколько
расходится с тем подходом
к проблеме развития исторических
общностей людей, согласно которому
первобытно-общинные племена развивались
в народности, а последние - в нации. При
этом народности и нации наделялись по
сути одними и теми же признаками, а различались
между собой по степени развития данных
признаков, подчёркивалось, что со временем
народности становятся нациями.
Подобный, как выяснилось,
во многом искусственный критерий
разграничения наций и народностей
не получил сколько-нибудь доказательного
научного обоснования. Остаётся
неясным, какую этническую общность,
будь то, например, киргизы, чеченцы,
якуты, можно считать нацией, а какую
– народностью и как определить момент
перерастания народности в нацию.
В отечественной
и зарубежной литературе можно
встретить множество суждений
о нациях как этнических общностях,
сформировавшихся задолго до
капитализма. Так, французский
учёный Ж.Э.Ренан (1823-1892) считал, что
нации существовали ещё в начале
Средних веков, «начиная с конца
Римской империи или, лучше,
со времени разложения империи
Карла Великого…1». Ренан справедливо
утверждал, что нацию нельзя
сводить к той или иной расе.
Раса указывает «на родство
по крови», а нации могут складываться
в процессе совместной жизни
и «перемешивания» представителей
разных рас.
В нациях сочетаются
природные и социальные свойства.
Во всяком случае, нации нельзя
сводить исключительно к природным
явлениям, как это делают некоторые
учёные. Даже если допустить, что
одним из существенных признаков
нации является общность её
происхождения от каких-то предков2,
то и в этом случае следует иметь в виду,
что нация отнюдь не сводится к данному
признаку. Одним из признаков нации Ренан
называет общность интересов входящих
в неё людей. Общность интересов обусловливается,
по Ренану, общими условиями жизни, общностью
истории и судьбы и представляет собой
могущественный фактор становления и
развития нации. Со временем формируется
более или менее богатый духовный мир
нации, объединяющий всех её представителей.
Духовные признаки нации
отмечают многие мыслители. Французский
социолог и психолог Г.Лебон (1841-1931)
исходил из того, что каждый народ обладает
душевным строем столь же устойчивым,
как и его анатомические способности.
Душа народа – это его нравы, чувства,
идеи, способы мышления. Когда портятся
нравы, нации исчезают, утверждал Лебон.
Немецкий психолог
и философ Вильгельм Вундт справедливо
утверждал: чтобы понять душу народа, надо
знать его историю. Полезными, по его словам,
будут знания по этнологии, искусству,
науке, религии, языку и обычаям.
Австралийский социолог
и политик Отто Бауэр указывал на
естественные и культурные признаки нации.
Главными отличительными признаками нации
он считал её язык и культуру. Национальное
сознание трактуется им как осознание
того факта, что люди сходятся между собой
«в обладании культурными ценностями»,
а также в направлении их воли, что и составляет
особенности их национального характера.
Обобщая всё сказанное,
можно утверждать, что нация – это особая
историческая общность людей, характеризующаяся
общностью её происхождения, языка, территории,
экономического уклада, а также психического
склада и культуры, проявляющихся в общности
её этнического сознания и самосознания.
Национальное в любых своих проявлениях
связано с уникальными этническими характеристиками
нации. Эта связь может быть выражена в
большей или меньшей степени, но она всегда
имеет место.
Понятия «этнос»,
«народ», «нация» можно употреблять
как синонимы, то есть равнозначные
по смыслу, скажем русский народ
есть русский этнос и русская нация. Объём
и значение данных явлений и выражающих
их понятий и терминов по сути одинаковы.
В настоящее время многие учёные, в том
числе весьма известные, демонстрируют
именно такой подход к данному вопросу.
Понятие национальность
обозначает этнические признаки
не только целых наций, компактно
проживающих на определённых
территориях, но и всех её
представителей, где бы они ни жили,
в том числе на территориях других народов
и государств.
2. Национально-этнические
отношения. Межэтнические конфликты:
причины возникновения и способы
разрешения.
Национальные отношения
всегда связаны с решением
определённых этнических проблем,
касающихся условий выживания
и развития тех или иных
этносов (народов), в том числе
проблем территорий, языка, духовной
жизни, традиций, культуры, сохранения
их самобытности и прочее. В
силу этого они выступают как
наицонально-этнические отношения, а понятия
«национальные отношения» и «национально-этнические
отношения» по сути тождественны.
Объективной предпосылкой
возникновения и развития национальных
отношений является существование
отдельных наций (этносов, народов),
отличающихся по своим этническим
характеристикам, начиная с особенностей
происхождения, касающихся их
исторической и современной родины,
и кончая особенностями языка,
культуры, этнического сознания
и так далее. Национальные отношения
не существуют как бы в чистом
виде, в отрыве от других общественных
отношений, они вплетены в эти
отношения (политические, духовные,
языковые, экономические, экологические)
и преломляются в содержании
и формах проявления данных
отношений. Все эти отношения
могут приобретать национальный
характер, если в процессе их
реализации решаются этнические
проблемы существования тех или
иных народов или же если
экономические, политические и
другие проблемы решаются в
контексте национально-этнических
проблем. Социальная и этническая
стороны жизни наций и национальных
отношений органически взаимосвязаны.