Этническая социология

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 19:13, контрольная работа

Краткое описание

В компетенцию этнической социологии входит изучение состояния общественного сознания и поведения основных рас, существующих в мире. Каждая из рас подразделяется на малые расы, а те, в свою очередь, - на еще более дробные части. Наиболее распространённым является изучение национального самосознания и поведения народов, каждый из которых имеет уникальные черты и признаки, отличающие их друг от друга.

Оглавление

Введение.
1. Этнические общности как предмет социологии. Исторические типы этнических общностей.
2. Национально-этнические отношения. Межэтнические конфликты: причины возникновения и способы разрешения.
3. В рамках развивающихся в современную эпоху межнациональных отношений можно выделить следующие наиболее характерные процессы:
- этническую консолидацию народов;
- межэтническую интеграцию;
- ассимиляцию.
Раскройте содержание названных процессов, заполнив следующую таблицу:
Заключение.
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

социология.docx

— 27.39 Кб (Скачать)

        Финансовое государственное образовательное бюджетное учреждение

                         Высшего профессионального образования

Финансовый университет при  Правительстве Российской Федерации

                                      

                                      

                                        КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

                                   По: Социология

                                         Вариант №13                                       

                                    Тема: «Этническая социология »

 

                                                            

                                                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                               Выполнила:

                                                                                                             студентка 3 курса 

                                                                                                             Факультета: Менеджмента и маркетинга

                                                                                                            Специально МО

                                                                                                             группы: дневной

                                                                                                             Зубарева Н..С.

                                                                                                          № л.д. 10ММД11667 

 

Содержание:

 Введение.

1. Этнические общности  как предмет социологии. Исторические  типы этнических общностей.

2. Национально-этнические  отношения. Межэтнические конфликты:  причины возникновения и способы  разрешения.

3. В рамках развивающихся в современную эпоху межнациональных отношений можно выделить следующие наиболее характерные процессы:

- этническую консолидацию  народов;

- межэтническую интеграцию;

- ассимиляцию.

 Раскройте содержание  названных процессов, заполнив  следующую таблицу:

 Заключение.

 Список использованной  литературы.

 

Введение.

 

 Этническая социология  изучает весьма сложную сферу  национально – этнических отношений.  Эти отношения касаются практически  всех сторон жизни различных  этнических общностей. К тому  же они нередко бывают весьма  запутанными и противоречивыми.  В них выражаются природные  и социально – психологические  качества этнических общностей,  или этносов.

 Предметом этнической  социологии является национальное  самосознание и этническое поведение,  опосредованные конкретно-историческими  условиями их функционирования.

 В компетенцию  этнической социологии входит  изучение состояния общественного  сознания и поведения основных  рас, существующих в мире. Каждая  из рас подразделяется на малые  расы, а те, в свою очередь, - на  еще более дробные части. Наиболее  распространённым является изучение  национального самосознания и  поведения народов, каждый из  которых имеет уникальные черты  и признаки, отличающие их друг  от друга. 

 Также этническая  социология изучает такой феномен  как диаспоры, то есть национальные  группы, живущие в отрыве от  исторической Родины, но поддерживающие  контакты между собой и сохраняющие  национальную культуру, язык, традиции  и обычаи.

 В данной контрольной  работе будут рассмотрены этнические  общности, национально – этнические  отношения, межэтнические конфликты  и наиболее характерные процессы  межэтнических отношений.

1.Этнические  общности как предмет социологии. Исторические типы этнических  общностей.

 

 В процессе долгой  совместной жизнедеятельности людей  в рамках каждой группы вырабатывались  общие и устойчивые признаки, отличающие одну группу от  другой. К числу таких признаков  относятся язык, особенности бытовой  культуры, складывающиеся обычаи  и традиции того или иного  народа или этноса (в различных  языках и в научной литературе  термины «народ» и «этнос»  употребляются как синонимы). Эти  признаки воспроизводятся в этническом  самосознании народа, в котором  он осознаёт своё единство, прежде  всего – общность своего происхождения  и тем самым своё этническое  родство.

Этническая общность – это группа людей, которые связаны  между собой общим происхождением и длительным совместным существованием.

 В то же время  он отличает себя от других  народов, которым свойственны своё происхождение, свой язык и своя культура. Этническое самосознание народа рано или поздно проявляется во всем его самосознании, в котором фиксируются его происхождение, унаследованные традиции, понимание им своего места среди других народов.

 К наиболее древним  этническим общностям относятся  племена, жизнь и деятельность  которых были основаны на родовых  и социальных связях. Каждое племя  обладало признаками этнической  общности: они отличались друг  от друга своим происхождением, языком, сложившимися обычаями и  традициями, материальной и духовной  культурой – от примитивной до относительно высокоразвитой. У каждого племени формировалось своё этническое самосознание. Оно обладало этнонимом (названием). Племена – это форма организации первобытно-общинного строя, который в различные исторические эпохи существовал на разных континентах земли. Существуют они и в настоящее время в некоторых частях азиатского, американского, африканского и австралийского континентов.

 С разложением  первобытно-общинного строя распадались и племена. С переходом к цивилизации, при которой на первый план вышли не родовые, а социальные связи между людьми, племя уступило место другому типу этнической общности, - народу. Все народы как этнические общности на стадии цивилизации (будь то народы Древней Греции и Древнего Рима, Египта, Индии и Китая, а в более поздние периоды – народы Франции, Германии и России) всегда отличались и отличаются поныне своими особыми социально-этническими признаками, в том числе особенностями своего происхождения, языка, культуры, этнического самосознания.

 В отличие от  племён народы достигали в  эпоху цивилизации несравненно  большей социально-этнической консолидации  и более высокого (на несколько  порядков, как фиксируют этнографы,  историки, лингвисты и другие  специалисты) развития своего  языка, материальной и духовной  культуры. Именно в это время  начали складываться национальные  характеры многих народов, что  нашло своё выражение в их  национальном сознании и самосознании. Другими словами, племена сменились  формирующимися древними народами  – нациями, достигшими своего  расцвета в последующие исторические  эпохи. 

 Формирование наций,  начавшееся с разложения родоплеменного  строя, завершилось с развитием  машинного производства и капиталистического  рынка, связавшего все районы  и области той или иной страны  в единый экономический организм. Интенсификация экономического  общения неизбежно активизировала  политическое и культурное общение  людей, что вело к консолидации  их как наций, расцвету культуры  и национального характера.

 Такой подход несколько  расходится с тем подходом  к проблеме развития исторических  общностей людей, согласно которому  первобытно-общинные племена развивались в народности, а последние - в нации. При этом народности и нации наделялись по сути одними и теми же признаками, а различались между собой по степени развития данных признаков, подчёркивалось, что со временем народности становятся нациями.

 Подобный, как выяснилось, во многом искусственный критерий  разграничения наций и народностей  не получил сколько-нибудь доказательного  научного обоснования. Остаётся  неясным, какую этническую общность, будь то, например, киргизы, чеченцы,  якуты, можно считать нацией, а какую – народностью и как определить момент перерастания народности в нацию.

 В отечественной  и зарубежной литературе можно  встретить множество суждений  о нациях как этнических общностях,  сформировавшихся задолго до  капитализма. Так, французский  учёный Ж.Э.Ренан (1823-1892) считал, что  нации существовали ещё в начале  Средних веков, «начиная с конца  Римской империи или, лучше,  со времени разложения империи  Карла Великого…1». Ренан справедливо  утверждал, что нацию нельзя  сводить к той или иной расе. Раса указывает «на родство  по крови», а нации могут складываться  в процессе совместной жизни  и «перемешивания» представителей  разных рас.

 В нациях сочетаются  природные и социальные свойства. Во всяком случае, нации нельзя  сводить исключительно к природным  явлениям, как это делают некоторые  учёные. Даже если допустить, что  одним из существенных признаков  нации является общность её  происхождения от каких-то предков2, то и в этом случае следует иметь в виду, что нация отнюдь не сводится к данному признаку. Одним из признаков нации Ренан называет общность интересов входящих в неё людей. Общность интересов обусловливается, по Ренану, общими условиями жизни, общностью истории и судьбы и представляет собой могущественный фактор становления и развития нации. Со временем формируется более или менее богатый духовный мир нации, объединяющий всех её представителей.

Духовные признаки нации  отмечают многие мыслители. Французский  социолог и психолог Г.Лебон (1841-1931) исходил из того, что каждый народ обладает душевным строем столь же устойчивым, как и его анатомические способности. Душа народа – это его нравы, чувства, идеи, способы мышления. Когда портятся нравы, нации исчезают, утверждал Лебон.

 Немецкий психолог  и философ Вильгельм Вундт справедливо утверждал: чтобы понять душу народа, надо знать его историю. Полезными, по его словам, будут знания по этнологии, искусству, науке, религии, языку и обычаям.

 Австралийский социолог  и политик Отто Бауэр указывал на естественные и культурные признаки нации. Главными отличительными признаками нации он считал её язык и культуру. Национальное сознание трактуется им как осознание того факта, что люди сходятся между собой «в обладании культурными ценностями», а также в направлении их воли, что и составляет особенности их национального характера.

 Обобщая всё сказанное, можно утверждать, что нация – это особая историческая общность людей, характеризующаяся общностью её происхождения, языка, территории, экономического уклада, а также психического склада и культуры, проявляющихся в общности её этнического сознания и самосознания. Национальное в любых своих проявлениях связано с уникальными этническими характеристиками нации. Эта связь может быть выражена в большей или меньшей степени, но она всегда имеет место.

 Понятия «этнос»,  «народ», «нация» можно употреблять  как синонимы, то есть равнозначные  по смыслу, скажем русский народ есть русский этнос и русская нация. Объём и значение данных явлений и выражающих их понятий и терминов по сути одинаковы. В настоящее время многие учёные, в том числе весьма известные, демонстрируют именно такой подход к данному вопросу.

 Понятие национальность  обозначает этнические признаки  не только целых наций, компактно  проживающих на определённых  территориях, но и всех её  представителей, где бы они ни жили, в том числе на территориях других народов и государств.

 

2. Национально-этнические  отношения. Межэтнические конфликты:  причины возникновения и способы  разрешения.

 Национальные отношения  всегда связаны с решением  определённых этнических проблем,  касающихся условий выживания  и развития тех или иных  этносов (народов), в том числе  проблем территорий, языка, духовной  жизни, традиций, культуры, сохранения  их самобытности и прочее. В  силу этого они выступают как  наицонально-этнические отношения, а понятия «национальные отношения» и «национально-этнические отношения» по сути тождественны.

 Объективной предпосылкой  возникновения и развития национальных  отношений является существование  отдельных наций (этносов, народов), отличающихся по своим этническим  характеристикам, начиная с особенностей  происхождения, касающихся их  исторической и современной родины, и кончая особенностями языка,  культуры, этнического сознания  и так далее. Национальные отношения  не существуют как бы в чистом  виде, в отрыве от других общественных  отношений, они вплетены в эти  отношения (политические, духовные, языковые, экономические, экологические)  и преломляются в содержании  и формах проявления данных  отношений. Все эти отношения  могут приобретать национальный  характер, если в процессе их  реализации решаются этнические  проблемы существования тех или  иных народов или же если  экономические, политические и  другие проблемы решаются в  контексте национально-этнических  проблем. Социальная и этническая  стороны жизни наций и национальных  отношений органически взаимосвязаны.

Информация о работе Этническая социология