Социология этнических общностей. Межнациональные отношения

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2010 в 16:09, контрольная работа

Краткое описание

В жизни каждого человека его принадлежность к тому или иному этносу играет чрезвычайно важную роль. Так, осознание своего места в социальном пространстве задевает самые сокровенные чувства по поводу собственной этнической соотнесенности (идентификации). Но не только для отдельной личности, но и для целого государства этнические процессы выступают на первый план, приобретают первостепенную значимость.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3
1. Этнические общности, их формы……………………………………………5
2. Межнациональные отношения……………………………………………….8
3. Межэтнические конфликты…………………………………………………12
Заключение……………………………………………………………………...15

Файлы: 1 файл

контрольная.doc

— 75.50 Кб (Скачать)

Федеральное Агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Кубанский  государственный университет»

филиал в  г. Кореновске

СПО 
 
 

  Контрольная работа 
 
 
 

  Дисциплина:      Социология

  Тема:       Социология этнических общностей.

           Межнациональные отношения

  Специальность:     080106.51 Финансы (по отраслям)

  Выполнила:      Студентка 3 курса

                   группа 3-Ф-9,11

                   Чуприна Анастасия  Юрьевна

  Преподаватель:     Кудинова Ольга Васильевна

  Дата  сдачи курсовой работы:   «__»_______20__

  Оценка:      _______________

  Подпись преподавателя:   _______________ 
 
 
 
 
 

  Кореновск

  2010

 

   

  Содержание

  Введение………………………………………………………………………….3

  1. Этнические общности, их формы……………………………………………5

  2. Межнациональные отношения……………………………………………….8

  3. Межэтнические конфликты…………………………………………………12

  Заключение……………………………………………………………………...15

 

   Введение

  Наряду  со словом "общество" широкое применение в общественных науках имеет слово "народ". Некоторые историки даже считают, что именно народы, а не общество и общества являются субъектами исторического процесса.

  Слово "народ", как и слово "общество", многозначно даже в применении к  цивилизованному обществу. Одно из его значений - низшие слои того или  иного классового общества. Именно такой смысл вкладывают в него, когда говорят, например, о борьбе народа против знати, против власти и т.п. Но кроме него, слово "народ" в применении к классовому обществу употребляется еще в двух смыслах.

  Один  из них - вся совокупность людей, объединенных принадлежностью к тому или иному геосоциальному организму. Так, например, говорили о народе Югославии, советском народе. Говорили и сейчас говорят о народе Индии, народе Нигерии, пакистанском народе и т.п.

  Но  среди населения когда-то единой, а ныне распавшейся Югославии совершенно отчетливо выделялись такие совокупности людей, как сербы, черногорцы, хорваты, словенцы, боснийцы (босняки, бошняки, мусульмане), македонцы. Население Индии состоит из хиндустанцев, бихарцев, тамилов, маратхов, телугу, бенгальцев и многих такого же рода групп. В Пакистане живут панджабцы, синдхи, гуджаратцы, кхо, кохистанцы и т.п. И для обозначения каждой из таких общностей людей также применялось и применяется слово "народ". Точно такими же общностями являются англичане, шотландцы, ирландцы, французы, итальянцы, русские, украинцы, башкиры и т.п.

  В жизни каждого человека его принадлежность к тому или иному этносу играет чрезвычайно важную роль. Так, осознание  своего места в социальном пространстве задевает самые сокровенные чувства  по поводу собственной этнической соотнесенности (идентификации). Но не только для отдельной личности, но и для целого государства этнические процессы выступают на первый план, приобретают первостепенную значимость. "Напряженность" вместо "нормы" в развитии этнических процессов является показателем социального неблагополучия, аномалии в жизни социума. Эта напряженность может привести к трагическим событиям и даже войне между этносами. Знание психологических особенностей того или иного народа, понимание значимости этнического сознания в развитии социальных процессов необходимо каждому члену общества, чтобы способствовать его стабильности, чтобы правильно строить свои взаимоотношения с представителями других этносов. А некоторые социологи, прогнозируя будущее, даже утверждают, что этническое самосознание станет главной идеологией в мире. Вот почему этническая проблема так интересна для социологов.

 

   1. Этнические общности, их формы

  Этническая  общность (этнос) - исторически возникший вид устойчивой социальной группировки людей, представленный племенем, народностью, нацией, группой народов (славянская этническая общность и др.).

  Этногенетическая  общность или, короче, этнос- это социальная группа, членов которой объединяет этническое самосознание - сознание своей  генегической связи с др.представителями этой группы. Этническое самосознание индивида строится на его представлениях о своём происхождении. Он сознаёт себя принадлежащим к определённому этносу потому, что полагает себя потомком ряда предшествующих поколений предков, принадлежавших к этому этносу. Из поколения в поколение передается память о предках. В результате образуется историческая наследственность, которая и определяет целостность этноса.

  Следует отметить, что здесь имеется в  виду не столько действительная генетическая связь, сколько представление о ней. "Гены" (кровное родство) сами по себе ещё не формируют этническое самосознание. Оно определяется не биологическим фактом происхождения от родителей, относящихся к данному этносу, а социально-психологическим фактом - тем, что индивид думает о своём происхождении. Иначе говоря, для этнического самосознания важно, чьим потомком считает себя человек, а не чьим потомком он является на самом деле. Разумеется, люди обычно знают своих родителей и их представление о своем происхождении основано на этом. Но даже у потомственной аристократии генеалогия рода редко прослеживается с достаточной достоверностью более двух-трёх столетий, а большинству людей известно всего лишь несколько поколений своих предков. И практически почти во всякой родословной, уходящей достаточно далеко в прошлое, обнаруживаются "иноземцы" - выходцы из иных народов. Поскольку любой этнос объединяет в себе генетически разнородные семьи, роды, племена (иногда даже из разных рас) и постоянно пополняется за счёт межэтнических браков и ассимиляции пришельцев из др.этносов, постольку расистские попытки делить людей по "чистоте крови", различать "чистых" и "нечистых" представителей этноса, "настоящих арийцев" и "неполноценных бастардов" и т.п. совершенно бессмысленны. Этническая общность основана не на "крови", а на самосознании людей, а потому есть понятие не биологическое, а социальное (или, можно сказать, биосоциальное).

  В советской школе этнографии в  русле дуалистической концепции  этноса была принята следующая градация этносов в широком смысле (ЭСО), впоследствии эта градация была перенесена на этнос вообще:

  • Род— группа людей, которая основана на кровных связях.
  • Племя— этнос эпохи первобытно-общинного строя или периода его разложения.
  • Народность— окончательно не сформировавшееся сообщество людей, объединённых общим пространством, культурой, языком и т. д., в котором ещё присутствуют значительные внутренние различия.
  • Нация— в настоящее время чаще всего используемое понятие в этнографической литературе. Соответствует развитому индустриальному и постиндустриальному обществу с сильной самоидентификацией. При этом в советской этнографии было принято деление на социалистические и капиталистические нации, которое в результате крушения социалистической системы потеряло смысл.
  • Суперэтнос — по мнению некоторых специалистов, новая форма этноса, формирующаяся в контексте процесса глобализации. Для суперэтноса харакетрна выскоая степень интегрированности наднациональных культурных, экономических, конфессиональных и экономических связей. В ряде случаев образованию суперэтносов способствует территориальная близость наций и национальных государств, а значить общность их геоплитических целей. По некоторым прогнозам суперэтнос станет главным субъектом мировой политики (XXI века), оттеснив на вторые роли нации и национальные государства.

  Между понятиями «этнос» и «нация»  часто ставится знак равенства. В  отечественной литературе, посвященной  этому вопросу, обычно уточняли, что  нация есть не просто этнос, а высшая его форма, пришедшая на смену народности

  Некоторые исследователи четко формулируют  отличия нации от этноса, указывая на разную природу происхождения  понятий «этнос» и «нация». Так, для этноса, по их мнению, характерна надындивидуальность и устойчивость, повторяемость культурных образцов. В противоположность этому, для нации определяющим становится процесс собственного осознания на основе синтеза традиционных и новых элементов, и собственно этнические идентификационные критерии (язык, быт и пр.) принадлежности отходят на второй план. У нации на первый план выходят те аспекты, которые обеспечивают надэтничность, синтез этнических, межэтнических и иноэтнических компонентов (политическая, религиозная и др.)

 

   2. Межнациональные  отношения

  В социальной структуре общества важное значение занимают группы людей, объединённые по национальному признаку. Национальность человека – это его принадлежность к определённой нации или народности. На Земле сейчас настытывается более 2 тыс. наций, народностей, племён. Наций и народностей намного больше, чем государств. Поэтому среди государств немало таких, которые являются многонациональными.

  Судьбу  отдельного человека нельзя оторвать от судьбы его народа. 
Преступные действия фашистов по уничтожению целых народов, в том числе славян (русских, украинцев, белорусов, поляков и др.), евреев, поломали судьбу миллионов семей, принесли несчастье множеству людей и показали, что человек не может быть безразличным к бедам своего народа. Людям присуще чувство национальной гордости. Но понимают они национальную гордость по- разному. Например, лучшие представители русского народа всегда гордились творениями мастеров, выдающимися достижениями русской культуры, подвижничеством борцов против эксплуатации и угнетения. Национальная гордость русских людей включает уважение к национальным интересам других народов, признание того, что и другие народы тоже имеют право на национальную гордость.

  Этой  позиции противостоит другая: «Всё своё – хорошо, всё чужое –  плохо». Люди, разделяющие такую  позицию, готовы оправдывать хорошее  и плохое, что было в истории своего народа, и чернить историю другого народа.

    Такая ограниченность ведет к  национальной розни, к бедам  не только для других народов,  но и для своего собственного.

  В историческом прошлом у разных народов  были славные страницы. Они связаны с достижениями материальной и духовной культуры, которые вызывали и ныне вызывают восхищение многих наций. Но есть в истории и мрачные страницы, которые воспринимаются с болью и которые нельзя скрывать.

    Неудобные факты исторического  прошлого следует не скрывать, а оценивать так, как они того заслуживают.

  Исторический  путь каждого народа – это возникновение  и утверждение национальных традиций и обычаев, отношение к которым неоднозначно. У многих народов есть добрая традиция гостеприимства, славная традиция помощи другим народам, попавшим в беду. Так, после страшного землетрясения в 1988г. в Армении народы нашей страны и других стран мира оказывали бескорыстную помощь армянскому народу – сдавали кровь, посылали медикаменты и одежду, помогали разобрать завалы и восстанавливать города и сёла.

  Но  бывают и отжившие, недобрые традиции. Например, кровавая месть. Молодое поколение не может слепо воспринимать национальные традиции и обычаи. Оно в состоянии самостоятельно определить, что в историческом опыте достойно восхищения, а что – осуждения.

  Германские  фашисты, напав в 1941 г. на Советский  Союз, рассчитывали на возникновение национальных столкновений. Они просчитались. Все народы нашей страны мужественно защищали свою общую Родину, плечом к плечу сражались на фронте, помогали друг другу в тылу. Среди Героев Советского Союза русские и украинцы, белорусы и татары, евреи и казахи, грузины и армяне, узбеки и мордва, чуваши и азербайджанцы, башкиры и осетины, марийцы и туркмены, таджики и латыши, киргизы и литовцы и представители других народов СССР.

  Опыт  истории цивилизации показывает, что национальные конфликты можно  не допустить или смягчить, осуществляя принципы территориальной, национально-территориальной автономии и соблюдая права человека. Эти положения нашли отражение в Декларации прав свобод человека и гражданина. В ней записано, что каждый гражданин России вправе свободно определить свою национальную принадлежность. Никто не может его принудить к указанию национальной принадлежности. Сам человек причисляет себя к той или иной национальности, исходя из самосознания, владения языком, на котором он говорит и считает родным, приверженности традициям и обычаям, которые он соблюдает, культуре, которая ему близка.

  И вместе с тем всякое выступление, разжигающее национальную, расовую  или религиозную ненависть или  представляющее подстрекательство  к дискриминации, вражде или насилию, запрещено законом. В соответствии с этой нормой Декларация прав и свобод человека и гражданина гласит, что оскорбление национального достоинства человека преследуется по закону. Законы России предусматривают уголовную ответственность за ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ граждан по расовым и национальным признакам, а также за проповедь расовой и национальной исключительности или пренебрежения.

Информация о работе Социология этнических общностей. Межнациональные отношения