Экстремизм в современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 09:23, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является выявление причин, характера экстремистской и террористической деятельности, определении основных направлений противодействия и профилактики экстремизму и терроризму в России.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
o проанализировать различные, имеющиеся в научных исследованиях понятия «экстремизма» и «терроризма»;
o сделать анализ правовых основ противодействия экстремизму и терроризму;
o рассмотреть особенности экстремизма и терроризма как явления с учетом российской действительности;
o рассмотреть меры профилактики экстремизма в России

Оглавление

Введение 3
I. Теоретико-методологические аспекты экстремизма как явления 6
1.1. Экстремизм: понятие и классификация 6
1.2. Соотношение понятий «экстремизм» и «терроризм» 16
1.3. Национализм и ксенофобия как источники экстремизма 19
II. Экстремизм и терроризм в условиях российской действительности 24
2.1.Экстремистские организации в России 24
2.2. Анализ декабрьских событий в Москве на Манежной площади 31
2.2.1. Журналистский взгляд. Дмитрий Терехов. 31
2.2.2. Анализ мнения властей о событиях на Манежной площади 42
2.3. Вопросы профилактики экстремизма и терроризма 46
Заключение 53
Список использованной литературы 55
Библиографический список 56

Файлы: 1 файл

ИСЭиПП курсовая.doc

— 281.50 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

СИБИРСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СЛУЖБЫ 
 
 
 
 

Факультет Государственного и  муниципального управления  
 
 

Кафедра Социологии и социального  управления 
 
 
 
 
 

Курсовая работа по дисциплине «Исследование социально-экономических и политических процессов» на тему:

«Экстремизм в современной России» 
 
 
 
 
 

Выполнил:

Слушатель гр. 7117

Грызунков Д.В.

Проверил:

к.п.н., доцент

Савинов Л.В.  
 
 
 
 
 
 
 
 

Новосибирск

2011

 

Оглавление 

 

Введение

 

      Экстремизм  и терроризм представляют собой  угрозу реализации поставленных государством долгосрочных задач во всех сферах общественной жизни, в целом национальной безопасности страны. Важно выявить их истоки, питательную среду, определить, кому выгодно использовать эти преступные формы политического и социального протеста, направленные на дестабилизацию в обществе. Главной опасностью для современной России становятся национализм, ксенофобия и религиозный радикализм, на базе которого возрастают политический экстремизм и терроризм.

      Данная  тема актуальна, т.к. современному государственному служащему важно иметь представление об экстремизме и терроризме как социальных явлениях, о причинах, структуре, содержании, формах. Ведь в наше время эта проблема как никогда актуальна. Каждый год в России случается какая-нибудь беда, связанная с экстремизмом и терроризмом, которая тревожит всё без исключения население страны. Поэтому в данной курсовой работе хотелось бы ответить на вопрос, что такое вообще экстремизм и терроризм, какова его специфика именно в России, и что можно предложить нашей власти, чтобы сократить уровень экстремистских настроений.

      Научно-исследовательская  разработанность  проблемы экстремизма и терроризма активизировалась в 90-е годы XX века и углубляется по осмыслению их сущности, форм и методов проявления в двухтысячные годы.

     Исследованию  методологических истоков экстремизма  и терроризма, связанных с их политическими  целями, способствуют: классические произведения Аристотеля, Макиавелли, Гоббса, Локка, Канта и др., исследовавших концептуальные подходы к теории государства, власти, насилия, социально-политических трансформаций.

     Глубокий  анализ причин возникновения и роста  ксенофобии, нетерпимости, экстремизма представлен в трудах зарубежных ученых. К их числу относятся: Г. Адамс, У. Бек, М. Бумке, Э. Гидденс, Д. Горовиц,           К. Келли, С. Хантингтон, Б. Хофман, И. Шмидт, У.Юри  и др.

     Анализ  природы экстремизма, ксенофобий как  формы его проявления, посвящены труды этнополитологов, историков, философов, юристов, в частности, Р.Г. Абдулатипова, В.А. Михайлова, А.Н. Михайленко, Э.А. Паина, С.А. Пистряковой, С.В. Смульского, П.Т. Тимофеева, В.А. Тишкова, Р.А. Явчуновской и др.

     Заслуживают внимания труды ученых, посвященные природе этнорелигиозного экстремизма и терроризма, его политическим целям, формам проявления: В.Н. Аристова, Д.И. Аминова, И.П. Дабаева, А.А. Игнатенко, М. Ибрагимова, А.В. Малашенко, Р.Э. Оганяна и др.

     Интерес представляют труды, в которых исследуются административно-правовые факторы противодействия экстремизму и терроризму. Эти проблемы выявляются в исследованиях Н.В. Баширова, Н.В. Волкова, С. А. Грачева, С.М. Ивашова, С.Н. Пашнева, В.Н. Сальникова, С.Н. Фридинского и др.

     Эта проблема анализируется также в монографических трудах. В последнее десятилетие появились труды, в которых рассматриваются этнический экстремизм и терроризм, выявляются его истоки, пути предупреждения и профилактики в т.ч. в Москве. Данная проблема отражается в исследованиях Р.Г. Абдулатипова, В.В. Амелина, А. Верховского, А.Ф. Дашдамирова, Л.М. Дробижевой, В.Ю. Зорина, К.В. Калининой, Р.Н. Курбанова, А.А. Мацнева, Н.П. Медведева,                   В.И. Мукомеля, Э.А. Паина, С.А. Пистряковой, В.В. Савельева,             В.А. Тишкова и др. [2]

     Целью исследования является выявление причин, характера экстремистской и террористической деятельности, определении основных направлений противодействия и профилактики экстремизму и терроризму в России.

      Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

    • проанализировать различные, имеющиеся в научных исследованиях понятия «экстремизма» и «терроризма»;
    • сделать анализ правовых основ противодействия экстремизму и терроризму;
    • рассмотреть особенности экстремизма и терроризма как явления с учетом российской действительности;
    • рассмотреть меры профилактики экстремизма в России
 

      Объектом исследования является экстремизм как явление.

      Предметом исследования же будут причины и особенности этого явления в рамках российской действительности.

 

    1. Теоретико-методологические аспекты экстремизма  как явления

    1.1. Экстремизм: понятие и классификация 

      В моменты общественных потрясений, связанных со значительными изменениями условий и образа жизни людей, внезапно образующимся вакуумом ценностей, неясностью жизненных перспектив, экстремизм становится одной из наиболее опасных характеристик общественного бытия.

      Экстремизм (от лат. extremus - крайний) - приверженность к крайним взглядам, мерам. Как  черта, характеризующая мировоззрение  личности или группы лиц, он может иметь отношение к различным сферам жизни, выражаясь в идеях и действиях. Социальную базу экстремизма составляют маргинальные слои, представители националистических, религиозных движений, недовольные существующей политической реальностью.

      Для экстремизма характерны насилие  или его угроза; одномерность восприятия общественных проблем; фанатизм; бездумное  выполнение любых приказов; опора  не на разум, а на инстинкты, предрассудки; неспособность к толерантности. Целью экстремизма является дестабилизация, разрушение, сложившихся в обществе отношений, ценностей.[8]

      Экстремизм  следует отличать от близких к  нему по смыслу понятий. Так, В.И. Даниленко обращает внимание на несовпадение аналитических концепций, нередко отождествляемых понятий экстремизма и радикализма. Радикализм, преследуя радикальные цели и отказываясь от демократических институтов, не выходит при этом за пределы конституционных рамок, в отличие от экстремизма, не ограничивающего себя никакими рамками. А.С. Грачев указывает на смыкание экстремизма с крайним радикализмом, терроризмом, нигилизмом. В связи с этим, полагаем, что необходимо внести уточнения, касающиеся соотношения указанных понятий. Так, радикализм, может рассматриваться как самостоятельное, отличающееся от экстремизма, явление, поскольку не выходит за установленные законом пределы.

      Терроризм - деятельность, осуществляемая в целях  нарушения общественной безопасности, устрашения населения, либо оказания воздействия  на принятие решений органами власти. То есть, средство, используемое экстремистами, а не обособленное явление. Следовательно, терроризм - одна из форм экстремизма.

      Нигилизм, как непримиримое отрицание чего-либо, более широкое явление, которое  может проявляться в различных  как экстремистских, так и неэкстремистских формах. Таким образом, применительно к рассматриваемым понятиям, нигилизм, наряду с прочими формами проявления, включает в себя и экстремизм, и радикализм, и терроризм. [3]

      Виды  экстремизма могут быть установлены, исходя из различных критериев, определяющих ракурс его рассмотрения. Г.И. Авцинова предлагает следующие:

По  направленности:

– экономический (установление одной формы собственности; устранение конкуренции и др.);

– политический (в отношении властных структур, государственного строя);

– националистический (отвергает интересы и права других наций);

– религиозный (нетерпимость к другим конфессиям);

– экологический (против природоохранной политики; за полную ликвидацию промышленности);

– духовный (изоляционизм, отрицание достижений других культур).

По  масштабности действий:

– внутригосударственный (репрессии против собственного народа);

– межгосударственный (использование средств, выходящих за рамки международного права; утверждение своих норм и принципов в мировом масштабе). 

По  отношению к властным структурам:

– государственный (осуществляемые властными структурами репрессии);

– оппозиционный  государству (антирежимные группировки; теракты).

В зависимости от идеи революционаризма:

– правый (фашизм, расизм);

– левый (анархизм, большевизм).

      Следует отметить, что формы экстремизма в чистом виде, практически не встречаются, часто смешиваясь друг с другом.[7]

      Опыт  развития событий в современной  России и ряде республик бывшего СССР показал, что роль, и значение экстремизма оказались явно недооцененными, что во многом способствовало целой серии трагических событий. В настоящее время в мире действует множество экстремистских организаций. Одни из них сепаратистские, такие как баскская "ЭТА" или ирландская "ИРА". Другие, такие как греческая группировка "17 Ноября", или недавно возрожденная итальянская организация "Red Brigades", левого толка.

На территории бывшего СССР активно заявляют о себе националистические и религиозные экстремистские организации - "УНА-УНСО" на Украине, "Белорусский народный фронт", "Джамаат и ислам" в Дагестане, "Исламский путь" в Чечне и другие.

      Причины экстремизма в современной России - это, прежде всего, экономическая нестабильность, низкий уровень жизни населения, коррупция, неспособность власти быстро изменить ситуацию к лучшему. Можно также предположить, что взрыв экстремизма обусловлен происходящей ныне коренной ломкой стереотипов поведения, складывавшихся веками и освященных культурой.

      Говоря  о стереотипах поведения, следует  учитывать наличие в обществе двух типов культуры, которые условно можно обозначить как традиционный, основанный на обычае, и рационалистический, основанный на установленной и охраняемой государством норме. Каждому из них соответствует определенный

тип сознания: мифологический или рациональный. Традиционная культура зиждется на причинно-следственных связях с жизнью и служит основой коллективного познания. Рациональная культура связана с развитием индивидуального сознания и дает множество образцов поведения, разрабатывая весь спектр его возможностей по отношению к норме. [4]

      Смена стереотипов и норм поведения  ведет к тому, что значение норм, закона в общественной жизни резко уменьшается. Люди вынуждены познавать жизнь заново и изнутри, рассчитывая лишь на самих себя и свое целостное восприятие мира. Формируется программа смены основного системообразующего признака личности: стремление к стабильности, фиксированности положения уступает место движению, изменению, т.е. устойчивой динамической целостности мироощущения.[7]

      У приверженцев традиционной культуры основной конфликт разворачивается между осознаваемой ими новой реальностью и культурными стереотипами восприятия и осмысления мира. Поведение здесь вторично. При необходимом и достаточном развитии чувства целого люди этого типа легче соотносят свое поведение с осмысленной целостной картиной мира. Для личностей, сформированных рациональной культурой, наиболее характерен конфликт на поведенческом уровне. Им приходится познавать жизнь опытным путем в меняющемся потоке событий. Резкое неприятие формы поведения, не согласующегося с их опытом, часто приводит этих людей к экстремизму, поскольку прежняя этика разрушена, а новые нормы еще не восприняты. [8]

Информация о работе Экстремизм в современной России