Эксперимент в социальном исследовании

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 15:18, контрольная работа

Краткое описание

К числу самых своеобразных и трудноосваиваемых методов сбора социологической информации относится эксперимент. Уже одно название этого метода, имеющего весьма громкое звучание, завораживает и вызывает особое уважение.
Эксперимент — это опытное исследование воздействия отдельного фактора (или нескольких факторов) на интересующую исследователя переменную. Экспериментальное исследование строится в соответствии с правилами индуктивного вывода о наличии причинно-следственной связи между событиями, во-первых, демонстрируя регулярный характер появления события-«отклика» после предшествующего по времени события-воздействия и, во-вторых, исключая посредством особых приемов экспериментальной изоляции и контроля альтернативные объяснения

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1. История экспериментального метода…………………………………………5
2. Социологический эксперимент………………………………………………..8
3. Сущность и специфика эксперимента в социальных науках……………...10
4. Разновидности эксперимента………………………………………………..13
4.1. Естественный (полевой) эксперимент……………………………………13
4.2. Моделирующий эксперимент……………………………………………..15
4.3. Лабораторный эксперимент……………………………………………….15
4.4. Реальные и мысленные эксперименты…………………………………....17
4.5. Эксперименты по специфике поставленной задачи……………………..17
4.6. Эксперименты по характеру экспериментальной ситуации…………….18
4.7. Эксперименты по логической структуре доказательства гипотезы…….18
Заключение………………………………………………………………………19
Использованные источники и литература…

Файлы: 1 файл

моя контрольная работа по методике.docx

— 41.21 Кб (Скачать)

     4.4. Реальные и мысленные эксперименты

     По  характеру объекта исследования различаются реальные и мысленные эксперименты. Если в реальном эксперименте объяснительные гипотезы проверяются путем планомерного управления условиями социальной деятельности, то в мыслительном эксперименте проверке гипотез подвергаются не реальные явления, а информация о них. По той причине, что в мыслительном эксперименте отсутствует весьма важный признак экспериментирования - целенаправленное вмешательство в реальные процессы, преобразование объекта введением в действие экспериментального фактора, многие исследователи не рассматривают его в числе разновидностей социального эксперимента.  

    4.5. Эксперименты по специфике поставленной задачи

  • Научные и прикладные эксперименты. Научные эксперименты направлены на приобретение новых знаний, прикладные же - на получение практического эффекта.
  • Проективные и ретроспективные. Проективные эксперименты направлены в будущее: исследователь проектирует проявления предполагаемых следствий, вводя в действие гипотетические причины. Ретроспективные - направлены в прошлое: исследователь манипулирует информацией о совершившихся событиях, пытается проверить гипотезы о причинах, вызвавших имеющиеся следствия.
  • Одно- и много-факторные эксперименты. В однофакторном эксперименте проверяется гипотеза о следствиях воздействия одной независимой переменной, в многофакторном эксперименте - целого комплекса переменных в их взаимодействии.
 

    4.6. Эксперименты по характеру экспериментальной ситуации

     По  характеру экспериментальной ситуации следует, прежде всего, различать контролируемые и неконтролируемые эксперименты. На результаты неконтролируемых экспериментов  оказывают существенное влияние  вне экспериментальные факторы, характер и степень влияния которых  неизвестны, часто остается неизвестной  и сама природа этих факторов. При  контролируемом эксперименте контроль переменных означает выравнивание всех условий на экспериментальном и  контрольном объекте, кроме воздействия  экспериментального фактора, и периодическое  измерение значений как экспериментальных  так и не экспериментальных переменных. (Нужно отметить, что подобный эксперимент  в социологии практически невозможен).  

4.7. Эксперименты по логической структуре доказательства гипотезы

     Помимо  всего вышесказанного, эксперименты могут также различаться по логической структуре доказательства гипотезы. В этом случае они делятся на параллельные (симультанные) и последовательные (сукцессивные) эксперименты.

     В параллельном эксперименте доказательство опирается на сравнение состояний  двух объектов, экспериментального и  контрольного (в социальных исследованиях  это, как правило, экспериментальная  и контрольная группа людей) в  одно и то же время. При этом экспериментальной  является группа, на которую оказал воздействие экспериментальный  фактор, контрольной - где этого воздействия  не было.

     В последовательном эксперименте контрольная  группа отсутствует. Одна и та же группа является контрольной до введения экспериментального фактора и в качестве экспериментальной  после того, как этот фактор оказал (или мог бы оказать) предполагаемое воздействие. 

Заключение

     Под экспериментом понимается такой  метод исследования, при котором  создаются определенные условия, необходимые  и достаточные для проявления и измерения интересующей нас  связи явлений. Основная логика социального  эксперимента заключается в том, что при помощи выбора экспериментальной  социальной группы (или групп) и помещения  ее в экспериментальную ситуацию, т.е. под воздействие определенных социальных факторов, прослеживается направление, величина и устойчивость изменения интересующих исследователя  социальных параметров.

     Результаты  эксперимента в значительной мере зависят  от организации, планирования и создания соответствующих условий для его проведения.

     Метод эксперимента является основным в социальном исследовании. Его преимущество перед другими методами состоит в том, что исследователь сам вызывает явления, которые его интересуют, а не ждет их появления. Метод эксперимента считается самым надежным средством получения возможной информации. Под ним понимается организованное исследователем взаимодействие между исследуемым или группой исследуемых и экспериментальной ситуацией с целью установления закономерностей этого взаимодействия и сменных, от которых она зависит.

     Он  большей мерой, чем другие методы, связан с теорией. Именно поэтому  его можно проводить лишь тогда, когда исследователь имеет представление  о природе исследуемого процесса, о факторах, которые детерминируют  эксперимент.

     Использование эксперимента предусматривает соблюдение определенных требований: постановки цели; планирование; выдвижение гипотезы; выбор исследуемых.

     Результаты  хороших лабораторных экспериментов  обладают высокой надежностью, однако они довольно далеки от «реального мира» (справедливости ради нужно отметить, что социальным наукам далеко не всегда следует стремиться к отражению  многообразия «живой жизни»).

    Результаты  полевых экспериментов в целом  характеризуются большей близостью к «реальному миру», однако это преимущество достигается ценой несколько меньшей надежности и большей подверженности всяческим смещениям. Качество данных, получаемых в широкомасштабных социальных экспериментах, далеко не всегда оправдывает их чрезвычайно высокую стоимость. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Использованные  источники и литература

    1. Девятко И.Ф. Методы социологического  исследования. Учеб. пособие. Екатеринбург, 1998.

    2.  Джерри Д., Джерри Дж. Большой толковый  социологический словарь: В 2 т.  М., 1999.

        3.     Милграм С. Эксперимент  в социальной психологии. СПб, 2000. 

        4.     Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самара: Изд-во Самарского университета, 1994.

        5.   Электронный ресурс - Режим доступа: www.rg.ru 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 

Эксперимент по внедрению социальных контрактов для малоимущих в п. Кондинское 

     На  территории Тюменской области п. Кондинское в БУСО ХМАО – Югры «КЦСОН «Фортуна» с ноября 2010 года по июнь 2011 проводится эксперимент по внедрению социальных контрактов.

     Суть  новации проста: малоимущим жителям  поселка будет предоставлена адресная помощь в обмен на выполнение ими определенных обязательств: они должны либо устроиться на работу, либо пойти на переобучение.

     В отличие от обычной благотворительности, которая ни к чему никого не обязывает, это активная модель социальной помощи стимулирует людей на самостоятельные поиски выхода из трудного материального положения, на избавление иждивенческих настроений в обществе.

     Чтобы получить социальный контракт, человек  должен быть настроен работать, сам  зарабатывать деньги, причем даже на непрестижной работе, например, дворником, и дать обязательство выполнять эту работу. Тогда используется схема не просто выплаты пособия, а "зарплата плюс пособие", что значительно улучшит благосостояние семьи.

     Для финансовой поддержки эксперимента в областное законодательство внесены  изменения и введен новый вид  адресной социальной помощи - адресное пособие для социальной адаптации. Его размер определен как разница  между величиной прожиточного минимума в целом по Тюменской области и среднедушевым доходом семьи гражданина, заключившего социальный контракт. Существенное отличие от обычного пособия для малоимущих в том, что адресное пособие для социальной адаптации назначается на весь срок действия социального контракта и на каждого члена семьи, в том числе и на детей.

     Первоочередное  право на получение адресного  пособия на условиях социального  контракта получат малоимущие семьи  с детьми и семьи, имеющие неработающих членов трудоспособного возраста. Среднедушевой  доход семьи при этом должен быть не выше 50 процентов величины прожиточного минимума, принятым по Тюменской области.

Информация о работе Эксперимент в социальном исследовании