Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 15:18, контрольная работа
К числу самых своеобразных и трудноосваиваемых методов сбора социологической информации относится эксперимент. Уже одно название этого метода, имеющего весьма громкое звучание, завораживает и вызывает особое уважение.
Эксперимент — это опытное исследование воздействия отдельного фактора (или нескольких факторов) на интересующую исследователя переменную. Экспериментальное исследование строится в соответствии с правилами индуктивного вывода о наличии причинно-следственной связи между событиями, во-первых, демонстрируя регулярный характер появления события-«отклика» после предшествующего по времени события-воздействия и, во-вторых, исключая посредством особых приемов экспериментальной изоляции и контроля альтернативные объяснения
Введение…………………………………………………………………………...3
1. История экспериментального метода…………………………………………5
2. Социологический эксперимент………………………………………………..8
3. Сущность и специфика эксперимента в социальных науках……………...10
4. Разновидности эксперимента………………………………………………..13
4.1. Естественный (полевой) эксперимент……………………………………13
4.2. Моделирующий эксперимент……………………………………………..15
4.3. Лабораторный эксперимент……………………………………………….15
4.4. Реальные и мысленные эксперименты…………………………………....17
4.5. Эксперименты по специфике поставленной задачи……………………..17
4.6. Эксперименты по характеру экспериментальной ситуации…………….18
4.7. Эксперименты по логической структуре доказательства гипотезы…….18
Заключение………………………………………………………………………19
Использованные источники и литература…
4.4. Реальные и мысленные эксперименты
По
характеру объекта исследования
различаются реальные и мысленные
эксперименты. Если в реальном эксперименте
объяснительные гипотезы проверяются
путем планомерного управления условиями
социальной деятельности, то в мыслительном
эксперименте проверке гипотез подвергаются
не реальные явления, а информация о них.
По той причине, что в мыслительном эксперименте
отсутствует весьма важный признак экспериментирования
- целенаправленное вмешательство в реальные
процессы, преобразование объекта введением
в действие экспериментального фактора,
многие исследователи не рассматривают
его в числе разновидностей социального
эксперимента.
4.5. Эксперименты по специфике поставленной задачи
4.6. Эксперименты по характеру экспериментальной ситуации
По
характеру экспериментальной
4.7. Эксперименты по логической структуре доказательства гипотезы
Помимо всего вышесказанного, эксперименты могут также различаться по логической структуре доказательства гипотезы. В этом случае они делятся на параллельные (симультанные) и последовательные (сукцессивные) эксперименты.
В параллельном эксперименте доказательство опирается на сравнение состояний двух объектов, экспериментального и контрольного (в социальных исследованиях это, как правило, экспериментальная и контрольная группа людей) в одно и то же время. При этом экспериментальной является группа, на которую оказал воздействие экспериментальный фактор, контрольной - где этого воздействия не было.
В
последовательном эксперименте контрольная
группа отсутствует. Одна и та же группа
является контрольной до введения экспериментального
фактора и в качестве экспериментальной
после того, как этот фактор оказал
(или мог бы оказать) предполагаемое
воздействие.
Заключение
Под экспериментом понимается такой метод исследования, при котором создаются определенные условия, необходимые и достаточные для проявления и измерения интересующей нас связи явлений. Основная логика социального эксперимента заключается в том, что при помощи выбора экспериментальной социальной группы (или групп) и помещения ее в экспериментальную ситуацию, т.е. под воздействие определенных социальных факторов, прослеживается направление, величина и устойчивость изменения интересующих исследователя социальных параметров.
Результаты эксперимента в значительной мере зависят от организации, планирования и создания соответствующих условий для его проведения.
Метод эксперимента является основным в социальном исследовании. Его преимущество перед другими методами состоит в том, что исследователь сам вызывает явления, которые его интересуют, а не ждет их появления. Метод эксперимента считается самым надежным средством получения возможной информации. Под ним понимается организованное исследователем взаимодействие между исследуемым или группой исследуемых и экспериментальной ситуацией с целью установления закономерностей этого взаимодействия и сменных, от которых она зависит.
Он
большей мерой, чем другие методы,
связан с теорией. Именно поэтому
его можно проводить лишь тогда,
когда исследователь имеет
Использование эксперимента предусматривает соблюдение определенных требований: постановки цели; планирование; выдвижение гипотезы; выбор исследуемых.
Результаты хороших лабораторных экспериментов обладают высокой надежностью, однако они довольно далеки от «реального мира» (справедливости ради нужно отметить, что социальным наукам далеко не всегда следует стремиться к отражению многообразия «живой жизни»).
Результаты
полевых экспериментов в целом
характеризуются большей близостью
к «реальному миру», однако это преимущество
достигается ценой несколько меньшей
надежности и большей подверженности
всяческим смещениям. Качество данных,
получаемых в широкомасштабных социальных
экспериментах, далеко не всегда оправдывает
их чрезвычайно высокую стоимость.
Использованные источники и литература
1.
Девятко И.Ф. Методы
2. Джерри Д., Джерри Дж. Большой толковый социологический словарь: В 2 т. М., 1999.
3. Милграм С. Эксперимент в социальной психологии. СПб, 2000.
4. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самара: Изд-во Самарского университета, 1994.
5. Электронный ресурс - Режим
доступа: www.rg.ru
Приложение
Эксперимент
по внедрению социальных
контрактов для малоимущих
в п. Кондинское
На территории Тюменской области п. Кондинское в БУСО ХМАО – Югры «КЦСОН «Фортуна» с ноября 2010 года по июнь 2011 проводится эксперимент по внедрению социальных контрактов.
Суть новации проста: малоимущим жителям поселка будет предоставлена адресная помощь в обмен на выполнение ими определенных обязательств: они должны либо устроиться на работу, либо пойти на переобучение.
В отличие от обычной благотворительности, которая ни к чему никого не обязывает, это активная модель социальной помощи стимулирует людей на самостоятельные поиски выхода из трудного материального положения, на избавление иждивенческих настроений в обществе.
Чтобы получить социальный контракт, человек должен быть настроен работать, сам зарабатывать деньги, причем даже на непрестижной работе, например, дворником, и дать обязательство выполнять эту работу. Тогда используется схема не просто выплаты пособия, а "зарплата плюс пособие", что значительно улучшит благосостояние семьи.
Для финансовой поддержки эксперимента в областное законодательство внесены изменения и введен новый вид адресной социальной помощи - адресное пособие для социальной адаптации. Его размер определен как разница между величиной прожиточного минимума в целом по Тюменской области и среднедушевым доходом семьи гражданина, заключившего социальный контракт. Существенное отличие от обычного пособия для малоимущих в том, что адресное пособие для социальной адаптации назначается на весь срок действия социального контракта и на каждого члена семьи, в том числе и на детей.
Первоочередное право на получение адресного пособия на условиях социального контракта получат малоимущие семьи с детьми и семьи, имеющие неработающих членов трудоспособного возраста. Среднедушевой доход семьи при этом должен быть не выше 50 процентов величины прожиточного минимума, принятым по Тюменской области.