Эксперимент в социальном исследовании

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 15:18, контрольная работа

Краткое описание

К числу самых своеобразных и трудноосваиваемых методов сбора социологической информации относится эксперимент. Уже одно название этого метода, имеющего весьма громкое звучание, завораживает и вызывает особое уважение.
Эксперимент — это опытное исследование воздействия отдельного фактора (или нескольких факторов) на интересующую исследователя переменную. Экспериментальное исследование строится в соответствии с правилами индуктивного вывода о наличии причинно-следственной связи между событиями, во-первых, демонстрируя регулярный характер появления события-«отклика» после предшествующего по времени события-воздействия и, во-вторых, исключая посредством особых приемов экспериментальной изоляции и контроля альтернативные объяснения

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1. История экспериментального метода…………………………………………5
2. Социологический эксперимент………………………………………………..8
3. Сущность и специфика эксперимента в социальных науках……………...10
4. Разновидности эксперимента………………………………………………..13
4.1. Естественный (полевой) эксперимент……………………………………13
4.2. Моделирующий эксперимент……………………………………………..15
4.3. Лабораторный эксперимент……………………………………………….15
4.4. Реальные и мысленные эксперименты…………………………………....17
4.5. Эксперименты по специфике поставленной задачи……………………..17
4.6. Эксперименты по характеру экспериментальной ситуации…………….18
4.7. Эксперименты по логической структуре доказательства гипотезы…….18
Заключение………………………………………………………………………19
Использованные источники и литература…

Файлы: 1 файл

моя контрольная работа по методике.docx

— 41.21 Кб (Скачать)

Министерство  образования Российской Федерации

Российский  государственный профессионально-педагогический

Университет

Социальный  институт

Факультет социальной работы и социальной педагогики

Кафедра социальной работы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине

«Методика исследования в социальной работе» на тему:

«Эксперимент  в социальном исследовании» 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                          

                                                                                         
 
 
 
 
 
 

 Выполнил: студент 

                                                                                         группы ЗСРз-314

                                                                                                                                                                                  Проверил:              

                                                                                         Масленцева                                                                          

                                                                                                        Наталья Юрьевна 
 
 

Екатеринбург 2011

    Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1. История  экспериментального метода…………………………………………5

2. Социологический  эксперимент………………………………………………..8

3. Сущность и специфика эксперимента в социальных науках……………...10

4. Разновидности  эксперимента………………………………………………..13

4.1. Естественный (полевой) эксперимент……………………………………13

4.2. Моделирующий  эксперимент……………………………………………..15

4.3. Лабораторный  эксперимент……………………………………………….15

4.4. Реальные  и мысленные эксперименты…………………………………....17

4.5. Эксперименты  по специфике поставленной задачи……………………..17

4.6. Эксперименты  по характеру экспериментальной  ситуации…………….18

4.7. Эксперименты  по логической структуре доказательства  гипотезы…….18

Заключение………………………………………………………………………19

Использованные  источники и литература……………………………………..21

Приложение……………………………………………………………………...22

Введение

      К числу самых своеобразных и трудноосваиваемых  методов сбора социологической  информации относится эксперимент. Уже одно название этого метода, имеющего весьма громкое звучание, завораживает и вызывает особое уважение.

    Эксперимент — это опытное исследование воздействия  отдельного фактора (или нескольких факторов) на интересующую исследователя  переменную. Экспериментальное исследование строится в соответствии с правилами индуктивного вывода о наличии причинно-следственной связи между событиями, во-первых, демонстрируя регулярный характер появления события-«отклика» после предшествующего по времени события-воздействия и, во-вторых, исключая посредством особых приемов экспериментальной изоляции и контроля альтернативные объяснения появления «отклика» с помощью посторонних влияний и конкурирующих каузальных гипотез. Соответственно данные экспериментального исследования представляют собой наилучшее приближение к модели статистического вывода о наличии причинной взаимосвязи между воздействием и «откликом» или, в более привычных терминах, между независимой и зависимой переменными.

     Эксперименты  различаются: 1) по характеру объекта  и предмета исследования, 2) по специфике  поставленной задачи, 3) по характеру  экспериментальной ситуации, 4) по логической структуре доказательства гипотезы.

     Принято считать метод эксперимента наиболее строгим и надежным методом сбора  эмпирических данных. Однако использование  эксперимента как основного метода сбора эмпирических данных привело  в 70-е годы к кризису экспериментальной  социальной психологии. Эксперимент  критикуют, прежде всего, за его низкую экологическую валидность, т. е. невозможность  перенесения выводов, получаемых в  экспериментальной ситуации, за ее пределы (в естественные условия). Тем  не менее, существует точка зрения, что проблема валидности эксперимента заключается не в том, что факты, полученные в эксперименте, не имеют  научной ценности, а в их адекватной теоретической интерпретации (Ю. М. Жуков, 1977). Несмотря на многие критические  оценки этого метода, эксперимент  остается важным средством получения  достоверной информации.

    В отличие от не экспериментальных  и диагностических методов психологический  эксперимент предполагает возможность  активного вмешательства исследователя  в деятельность испытуемого с  целью создания условий, отчетливо  выявляющих психологический факт. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. История экспериментального метода

     Эксперимент в социальных дисциплинах - один из методов эмпирических исследований, применяемый с целью исследования причинных связей или проверки гипотезы. Он является основой, так называемых каузальных исследований. История эксперимента начинается с работ Дж.С. Милля (1806-1873гг). Милль исходил из того, что природа достаточно регулярна и единообразна. Ее регулярность заключается в том, что все события подчиняются цепочкам причинных связей. Единообразие же обеспечивает стабильность этой регулярности. Причина некоторого события А, согласно Миллю, - это сумма условий, из которых необходимо и достаточно следует А. Если такая причина существует, а она обязана существовать, то ее можно отыскать исходя из суммы наблюдений, используя специальную экспериментальную технику. Цель предложений Милля состояла в том, чтобы дать методы, которые позволили бы "отфильтровать" причинные связи из всех возможных. Суть техники Милля - в систематической сортировке цепочек наблюдаемых явлений с использованием определенных правил.

     Идеальный эксперимент, основанный на методе единственного  сходства и методе единственного  различия, предложенных Миллем, имеет  следующую структуру (1):

Х →  А (1)

Х →  А (не Х → не А).

     В идеальном эксперименте доказывается необходимость и достаточность  условия Х для того, чтобы вызвать  А (Х вызывает А - достаточность, и  никакое другое явление не может  вызвать А - необходимость). Однако на практике условия не Х добиться практически  невозможно, так как надо проверить  все возможные варианты, кроме  А. Исследование должно охватить все  существующие предметы, и получается бесконечно долгим. Поэтому в реальном эксперименте следуют лишь методу единственного  различия Милля и берут некоторое  В, отличное от Х. В этом случае реальный эксперимент не показывает необходимости, а показывает лишь достаточность  условия. Структура эксперимента при  этом получается следующей (2):

Х →  А (2)

В →  С.

     Обычно  в ходе эксперимента используются две  группы - контрольная группа и экспериментальная  группа. Экспериментальной группе предъявляется  некое условие (один из уровней независимой  переменной) - в нашем примере  Х. Это условие является единственным различием, претендующее на роль причины  интересующего нас явления А, а контрольной группе этого условия  не предъявляют. Если в экспериментальной  группе явление А наблюдалось (эффект независимой переменной), а в контрольной - нет (С), то мы можем сделать вывод  о том, что предполагаемой причины  Х было достаточно, чтобы вызвать  А.

     Основная  идея эксперимента как метода - это  сравнение условий, где исследователь  управляет появлением или непоявлением некоторого события (в нашем примере - Х) и фиксирует результат. Контроль в эксперименте осуществляется при  помощи непосредственного воздействия (Х происходит или не происходит по воле исследователя), что дает нам  основание для сравнения. Мы требуем  от эксперимента повторяемости. Сравнение, воздействие и постоянство - это  и есть основные свойства эксперимента.

     Экспериментальные методы, в той форме, в которой  они были предложены Миллем, не требуют  статистической обработки данных, а  эксперимент в форме (2) может быть применен и для единичного случая. При этом гипотеза может быть и  эмпиристической, и рациональной по форме. Это уникальное свойство эксперимента выделяет его среди всех других методов  исследования, широко используемых в социальных науках.

     В 1893 В. Минто предложил дополнить  экспериментальные правила Милля  вероятностью и исследованием средних  величин. Минто считал, что средние  наблюдаемых явлений остаются постоянными. Постоянство средних зависит  от постоянства причин, а всякая перемена в средних происходит вследствие какой-либо перемены в производящих условиях. Это позволяет существенно  доработать миллевский метод единственного  различия и, следовательно, схему эксперимента (2), введя в него вероятность и  сбор статистики. Одной из существенных недостатков подобной доработки  является проблема игнорирования противоречащих наблюдений.

     Классическая  схема эксперимента была несколько  видоизменена Фишером. Фишер ввел в  схему эксперимента идею отрицания  нуль-гипотезы. Пусть требуется узнать, различаются ли результаты в экспериментальной (мы наблюдаем эффект - А) и контрольной  группе (эффекта быть не должно - С). Если признать вероятностную природу  измеряемой величины, то, с точки  зрения статистики, это будет означать, что в благоприятном случае результаты обеих групп - это выборки из двух различных генеральных совокупностей (совокупностей с двумя разными  распределениями). Построенная от противного нуль-гипотеза будет утверждать, что  обе выборки принадлежат к  одной генеральной совокупности, т.е. разница в эффектах отсутствует  или может быть объяснена случайной  ошибкой. Статистические тесты (например, Т-критерий Стьюдента или U-критерий Манна-Уитни) могут показать вероятность  того, что две случайным образом  взятые выборки  принадлежат к  одной генеральной совокупности. Если эта вероятность мала, то нуль-гипотеза может быть отброшена, т.е. можно  сделать заключение, что утверждение "результаты обеих групп являются случайными выборками одной генеральной  совокупности" неверно (правильнее было бы сказать - маловероятно). Следует  учитывать, что единственный вывод, который правомочно сделать после  статистической обработки данных эксперимента, состоит в факте отрицания  нуль-гипотезы, а не в "подтверждении" исследовательской гипотезы. 
 

    2. Социологический эксперимент

     Как писал английский философ и экономист  Дж. Милль, наблюдение ставит задачей  отыскать пригодный для наших  целей случай, а эксперимент - создать  его при помощи искусственного сочетания  обстоятельств.

     Эксперимент - это изучение объекта в искусственно созданных, контролируемых и управляемых  условиях. Проведение экспериментов  в социологии весьма затруднено. И  не только вследствие сложности объектов исследования, трудностей с контролированием и управлением социальными условиями, но и по этическим соображениям.

     Социология  изучает закономерности массового  поведения людей. Социологу было бы небезынтересно посмотреть, как  поведет себя городское население, если, например, отключить на месяц  воду, газ и канализацию? Или, скажем, что будет, если по радио объявить о ядерном нападении? Но общество не может позволить социологу  искусственно создавать экстремальные  условия, играть судьбами людей. Однако жизнь богаче всех выдумок социологов, она ежедневно и ежечасно ставит свои эксперименты.

    Когда натурный (естественный) эксперимент  невозможен, можно использовать так  называемый ретроспективный эксперимент (квазиэксперимент), т.е. когда какое-то реально произошедшее событие интерпретируется как реальная ситуация. Главное при  этом - возможность зафиксировать  начальное и конечное состояние  объекта и выделить независимый (воздействующий на объект исследования) и зависимые (проверяемые) факторы.

    Например, известную антиалкогольную кампанию в нашей стране можно рассмотреть  в качестве экспериментальной ситуации: как снижение государственного производства алкоголя (независимый фактор) сказалось  на его потреблении, уровне преступности, уровне смертности, количестве отравлений, уровне самогоноварения и т.д.

    По  характеру экспериментальной ситуации эксперименты делятся на полевые  и лабораторные.

    В полевом эксперименте воздействие  экспериментального фактора происходит в реальной жизненной ситуации, объекты  исследования функционируют в привычной  среде и участники, как правило, не знают о проводимом эксперименте. Такой эксперимент может быть неконтролируемым ( исследователь просто наблюдает за действием фактора) и контролируемым (исследователь  сам вводит в действие экспериментальный  фактор).

Информация о работе Эксперимент в социальном исследовании