Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 15:18, контрольная работа
К числу самых своеобразных и трудноосваиваемых методов сбора социологической информации относится эксперимент. Уже одно название этого метода, имеющего весьма громкое звучание, завораживает и вызывает особое уважение.
Эксперимент — это опытное исследование воздействия отдельного фактора (или нескольких факторов) на интересующую исследователя переменную. Экспериментальное исследование строится в соответствии с правилами индуктивного вывода о наличии причинно-следственной связи между событиями, во-первых, демонстрируя регулярный характер появления события-«отклика» после предшествующего по времени события-воздействия и, во-вторых, исключая посредством особых приемов экспериментальной изоляции и контроля альтернативные объяснения
Введение…………………………………………………………………………...3
1. История экспериментального метода…………………………………………5
2. Социологический эксперимент………………………………………………..8
3. Сущность и специфика эксперимента в социальных науках……………...10
4. Разновидности эксперимента………………………………………………..13
4.1. Естественный (полевой) эксперимент……………………………………13
4.2. Моделирующий эксперимент……………………………………………..15
4.3. Лабораторный эксперимент……………………………………………….15
4.4. Реальные и мысленные эксперименты…………………………………....17
4.5. Эксперименты по специфике поставленной задачи……………………..17
4.6. Эксперименты по характеру экспериментальной ситуации…………….18
4.7. Эксперименты по логической структуре доказательства гипотезы…….18
Заключение………………………………………………………………………19
Использованные источники и литература…
Министерство образования Российской Федерации
Российский
государственный
Университет
Социальный институт
Факультет социальной работы и социальной педагогики
Кафедра
социальной работы
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине
«Методика исследования в социальной работе» на тему:
«Эксперимент
в социальном исследовании»
Выполнил: студент
Екатеринбург 2011
Введение…………………………………………………………
2. Социологический
эксперимент……………………………………………….
3. Сущность и специфика эксперимента в социальных науках……………...10
4. Разновидности
эксперимента………………………………………………
4.1. Естественный (полевой) эксперимент……………………………………13
4.2. Моделирующий
эксперимент……………………………………………..
4.3. Лабораторный
эксперимент……………………………………………….
4.4. Реальные
и мысленные эксперименты………………
4.5. Эксперименты
по специфике поставленной
4.6. Эксперименты
по характеру
4.7. Эксперименты
по логической структуре
Заключение……………………………………………………
Использованные
источники и литература……………………
Приложение……………………………………………………
К числу самых своеобразных и трудноосваиваемых методов сбора социологической информации относится эксперимент. Уже одно название этого метода, имеющего весьма громкое звучание, завораживает и вызывает особое уважение.
Эксперимент — это опытное исследование воздействия отдельного фактора (или нескольких факторов) на интересующую исследователя переменную. Экспериментальное исследование строится в соответствии с правилами индуктивного вывода о наличии причинно-следственной связи между событиями, во-первых, демонстрируя регулярный характер появления события-«отклика» после предшествующего по времени события-воздействия и, во-вторых, исключая посредством особых приемов экспериментальной изоляции и контроля альтернативные объяснения появления «отклика» с помощью посторонних влияний и конкурирующих каузальных гипотез. Соответственно данные экспериментального исследования представляют собой наилучшее приближение к модели статистического вывода о наличии причинной взаимосвязи между воздействием и «откликом» или, в более привычных терминах, между независимой и зависимой переменными.
Эксперименты различаются: 1) по характеру объекта и предмета исследования, 2) по специфике поставленной задачи, 3) по характеру экспериментальной ситуации, 4) по логической структуре доказательства гипотезы.
Принято считать метод эксперимента наиболее строгим и надежным методом сбора эмпирических данных. Однако использование эксперимента как основного метода сбора эмпирических данных привело в 70-е годы к кризису экспериментальной социальной психологии. Эксперимент критикуют, прежде всего, за его низкую экологическую валидность, т. е. невозможность перенесения выводов, получаемых в экспериментальной ситуации, за ее пределы (в естественные условия). Тем не менее, существует точка зрения, что проблема валидности эксперимента заключается не в том, что факты, полученные в эксперименте, не имеют научной ценности, а в их адекватной теоретической интерпретации (Ю. М. Жуков, 1977). Несмотря на многие критические оценки этого метода, эксперимент остается важным средством получения достоверной информации.
В
отличие от не экспериментальных
и диагностических методов
1. История экспериментального метода
Эксперимент в социальных дисциплинах - один из методов эмпирических исследований, применяемый с целью исследования причинных связей или проверки гипотезы. Он является основой, так называемых каузальных исследований. История эксперимента начинается с работ Дж.С. Милля (1806-1873гг). Милль исходил из того, что природа достаточно регулярна и единообразна. Ее регулярность заключается в том, что все события подчиняются цепочкам причинных связей. Единообразие же обеспечивает стабильность этой регулярности. Причина некоторого события А, согласно Миллю, - это сумма условий, из которых необходимо и достаточно следует А. Если такая причина существует, а она обязана существовать, то ее можно отыскать исходя из суммы наблюдений, используя специальную экспериментальную технику. Цель предложений Милля состояла в том, чтобы дать методы, которые позволили бы "отфильтровать" причинные связи из всех возможных. Суть техники Милля - в систематической сортировке цепочек наблюдаемых явлений с использованием определенных правил.
Идеальный эксперимент, основанный на методе единственного сходства и методе единственного различия, предложенных Миллем, имеет следующую структуру (1):
Х → А (1)
Х → А (не Х → не А).
В идеальном эксперименте доказывается необходимость и достаточность условия Х для того, чтобы вызвать А (Х вызывает А - достаточность, и никакое другое явление не может вызвать А - необходимость). Однако на практике условия не Х добиться практически невозможно, так как надо проверить все возможные варианты, кроме А. Исследование должно охватить все существующие предметы, и получается бесконечно долгим. Поэтому в реальном эксперименте следуют лишь методу единственного различия Милля и берут некоторое В, отличное от Х. В этом случае реальный эксперимент не показывает необходимости, а показывает лишь достаточность условия. Структура эксперимента при этом получается следующей (2):
Х → А (2)
В → С.
Обычно в ходе эксперимента используются две группы - контрольная группа и экспериментальная группа. Экспериментальной группе предъявляется некое условие (один из уровней независимой переменной) - в нашем примере Х. Это условие является единственным различием, претендующее на роль причины интересующего нас явления А, а контрольной группе этого условия не предъявляют. Если в экспериментальной группе явление А наблюдалось (эффект независимой переменной), а в контрольной - нет (С), то мы можем сделать вывод о том, что предполагаемой причины Х было достаточно, чтобы вызвать А.
Основная идея эксперимента как метода - это сравнение условий, где исследователь управляет появлением или непоявлением некоторого события (в нашем примере - Х) и фиксирует результат. Контроль в эксперименте осуществляется при помощи непосредственного воздействия (Х происходит или не происходит по воле исследователя), что дает нам основание для сравнения. Мы требуем от эксперимента повторяемости. Сравнение, воздействие и постоянство - это и есть основные свойства эксперимента.
Экспериментальные методы, в той форме, в которой они были предложены Миллем, не требуют статистической обработки данных, а эксперимент в форме (2) может быть применен и для единичного случая. При этом гипотеза может быть и эмпиристической, и рациональной по форме. Это уникальное свойство эксперимента выделяет его среди всех других методов исследования, широко используемых в социальных науках.
В
1893 В. Минто предложил дополнить
экспериментальные правила
Классическая
схема эксперимента была несколько
видоизменена Фишером. Фишер ввел в
схему эксперимента идею отрицания
нуль-гипотезы. Пусть требуется узнать,
различаются ли результаты в экспериментальной
(мы наблюдаем эффект - А) и контрольной
группе (эффекта быть не должно - С).
Если признать вероятностную природу
измеряемой величины, то, с точки
зрения статистики, это будет означать,
что в благоприятном случае результаты
обеих групп - это выборки из двух
различных генеральных
2. Социологический эксперимент
Как писал английский философ и экономист Дж. Милль, наблюдение ставит задачей отыскать пригодный для наших целей случай, а эксперимент - создать его при помощи искусственного сочетания обстоятельств.
Эксперимент
- это изучение объекта в искусственно
созданных, контролируемых и управляемых
условиях. Проведение экспериментов
в социологии весьма затруднено. И
не только вследствие сложности объектов
исследования, трудностей с контролированием
и управлением социальными
Социология изучает закономерности массового поведения людей. Социологу было бы небезынтересно посмотреть, как поведет себя городское население, если, например, отключить на месяц воду, газ и канализацию? Или, скажем, что будет, если по радио объявить о ядерном нападении? Но общество не может позволить социологу искусственно создавать экстремальные условия, играть судьбами людей. Однако жизнь богаче всех выдумок социологов, она ежедневно и ежечасно ставит свои эксперименты.
Когда натурный (естественный) эксперимент невозможен, можно использовать так называемый ретроспективный эксперимент (квазиэксперимент), т.е. когда какое-то реально произошедшее событие интерпретируется как реальная ситуация. Главное при этом - возможность зафиксировать начальное и конечное состояние объекта и выделить независимый (воздействующий на объект исследования) и зависимые (проверяемые) факторы.
Например,
известную антиалкогольную
По
характеру экспериментальной
В полевом эксперименте воздействие экспериментального фактора происходит в реальной жизненной ситуации, объекты исследования функционируют в привычной среде и участники, как правило, не знают о проводимом эксперименте. Такой эксперимент может быть неконтролируемым ( исследователь просто наблюдает за действием фактора) и контролируемым (исследователь сам вводит в действие экспериментальный фактор).