Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 10:00, реферат
Цель данной работы заключается в изучении таких понятий, как «старая» и «новая» экономическая социология. Также для достижения цели были поставлены такие задачи, как выявление основных этапов формирования экономической социологии, рассмотрения основных представителей и предлагаемых ими теорий, анализ каждого из этапов. Объектом изучения выступает предмет экономической социологии. Предметом работы является описание анализ «старой» и «новой» экономической социологии.
Введение…………………………………………………………………………..3
Теоретические предпосылки и возникновение социологической науки……..4
Основные этапы формирования экономической социологии…………………6
. Классический этап в формировании экономической социологии…………….6
2.2. Основные социологические концепции западных экономических
школ в 50 и 70-е годы ХХ века………….…………………………………….13
2.3. «Новая» экономическая социология…………………………………………..14
Заключение……………………………………………………………...............21
Список используемой литературы…………………………………………….23
Содержание
Введение…………………………………………………………
2.2. Основные социологические концепции западных экономических
школ в 50 и 70-е годы ХХ века………….…………………………………….13
2.3. «Новая» экономическая социология…………………………………………..14
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы…………………………………………….23
Введение
Экономическая социология является новым, активно формирующимся научным направлением и учебной дисциплиной в структуре социологического знания. Она выступает важным элементом вузовской подготовки специалистов экономического профиля. Изучение экономической социологии способствует формированию гуманитарного подхода к оценке роли и места экономики в жизни общества. Такой подход позволяет избежать одностороннего рассмотрения экономики как замкнутой, самодостаточной системы, успешно преодолевать экономический детерминизм в организации социально-экономической деятельности, учитывать социальные механизмы и социальные последствия функционирования экономики, оптимально соотносить ее развитие с социальными целями общества.
Изучение экономической социологии помогает глубже понимать сущность социально-экономических процессов как на макро, так и на микроэкономическом уровнях, полнее использовать возможности человеческого фактора в отраслях экономики и в целом социальные резервы общественного производства и трудовых коллективов.
Тема данной работы носит
актуальный характер в современных
условиях, поскольку мы имеем дело
с относительно недавно появившейся,
динамично развивающейся наукой
Цель данной работы заключается в изучении таких понятий, как «старая» и «новая» экономическая социология. Также для достижения цели были поставлены такие задачи, как выявление основных этапов формирования экономической социологии, рассмотрения основных представителей и предлагаемых ими теорий, анализ каждого из этапов.
Объектом изучения выступает
предмет экономической
Глава 1.Теоретические предпосылки и возникновение социологической науки
На формирование и развитие
социальных наук, изучающих общественную
жизнь (к каким относится социология)
влияет наличие в обществе социально-экономических
и политических условий, определенной
потребности в новом знании, а
также теоретико-
История развития экономической
социологии неразрывно связана с
историей формирования социологической
науки в целом. Существенное влияние
на ее становление оказали также
представители различных
Выделяют три основных этапа формирования и развития экономической социологии как науки:
• этап зарождения и возникновения социологического знания;
• классический этап формирования экономической социологии;
• современный этап развития экономической социологии.
Попытки осмысления оптимальных путей правления, установления порядка общественной жизни встречаются в письменных документах древнекитайской философской школы Мо-Цзы (IV-III вв. до н.э.), книгах индийского эпоса.
Древнегреческие мыслители Платон (427-347 до н.э.) и Аристотель (384-322 до н.э.) положили начало изучению отдельных общественных институтов.
Появлению новой науки социологии особенно способствовали идеи эпохи Просвещения, среди которых выделяют следующие:
• человек способен познать Вселенную;
• человек способен использовать
природу для своих
• наблюдение и способность к умозаключению приближают к истине;
• критичность является одним из способов приближения к истине.
К непосредственным предшественникам социологического знания относят французских мыслителей Шарля Монтескье (1689-1755), Жан Жака Руссо (1712-1778), Клода Анри Сен-Симона (1760-1825), Огюста Конта (1798-1857).
О.Конта многие считают основателем социологии как науки. Этому во многом способствовало то, что позднее, в 1839 г., он заменил название «социальная физика» на термин «социология».
В развитии человечества Конт выделяет три стадии:
1. Технологическая, или
воображаемая стадия. На этой
стадии человек понимает суть
окружающих его явлений как
результат действия
2. Метафизическая, или абстрактная
стадия. Окружающие явления
3. Позитивная, или научная
стадия. На этой стадии человек
объясняет окружающий мир на
основе наблюдения, поиска закономерностей
между явлениями. Здесь
О.Конт внес вклад в дальнейшую
разработку ранней теории индустриального
общества, начатую его учителем Сен-Симоном.
Это теоретическое направление
непосредственно связано с
Важную роль в формировании методологической основы создаваемой науки социологии, прежде всего – её эмпирической базы, сыграли работы франко-бельгийского математика и статистика Ламбера Адольфа Кетле (1796-1874). Его работа «О человеке и развитии его способностей, или Опыт социальной жизни» (1835) позволила в изучении общественной жизни стать на широкий фундамент устойчивых статически рассчитываемых закономерностей. (Заметим, что изучение общества на строгой эмпирической базе Кетле называл «социальной физикой»).
Заметное место в формировании
экономико-социологической
1. Положение человека
в капиталистическом
2. Экономика оказывает
первичное влияние на
3. Прогресс в производительных силах состоит в последовательной смене различных способов производства. Движущей силой при этом выступает классовый конфликт.
Социологические аспекты хозяйственной деятельности выражали представители немецкой исторической школы В.Рошер (18717-1894), Б. Гильдебранд (1812-1878), К.Книс (1821-1898). В целом критике классической политэкономии немецких историков были близки взглядам О.Конта, который обвинял экономистов в схоластической игре простыми понятиями, критиковал их за отрыв экономических явлений от социального целого.
На этапе зарождения и формирования социологической науки собственно экономической социологии как науки еще не существовало. Социологический взгляд на экономику формировался в среде прежде всего самих Экономистов нелиберального толка, а первые социологи мало интересовались экономическими проблемами.
Глава 2. Основные этапы формирования экономической социологии
2.1 Классический
этап в формировании
Социология экономической жизни как разработка социальных подходов к экономике формируется уже около трех веков. Ее основатели – Э.Дюркгейм, М.Вебер, Т.Веблен, К.Маркс, А.Смит – стремились объяснить социальные изменения, происходящие в западноевропейском обществе исходя из влияния на них: разделения труда, состояния экономики, урбанизации, трансформации социальной структуры. Так формировалась система социологический взглядов на производственную деятельность, погруженную в контекст экономических изменений, постепенно превращаясь в самостоятельную и авторитетную дисциплину.
Хотя первые элементы социально-экономического знания появились еще в эпоху Возрождения и в Новое время, однако характер теории такое знание начало приобретать лишь в XIII в. Наиболее значительны в это время идеи философов Ш. Л. Монтескье, К. Гельвеция, экономистов и философов А. Смита, Т.Р. Мальтуса, Ж. Шарля де Сисмонди, философов и социалистов-утопистов У. Годвина, А. Сен-Симона, Ш. Фурье. Уже в этот период появляются первые факты обращения практиков, управляющих производством, к экономико-социологическому знанию. Наиболее яркий пример в этом плане английский мыслитель Р. Оуэн и польский ученый С. Сташиц. Английский выдающийся реформатор-практик Р. Оуэн (1771-1858) реализовал на практике идею о развитии нового общественного порядка через обобществление средств производства и равный труд в особых трудовых колониях. На фабрике в Нью-Ланарке, которой он управлял в течение 30 лет, Р. Оуэн добился известных успехов в улучшении положения рабочих, однако не переоценивал этих достижений и полагал, что рабочие все же остаются в рабском положении [1, c.20].
Еще одну попытку создания идеального общества предпринял польский мыслитель эпохи Просвещения С. Сташиц (1755-1826) в произведении «Человеческий род» (1820) , которое мыслитель создавал более 20 лет. В отличие от других утопистов центральной проблемой для него стал поиск социальной связи нового типа. Такой связью, по мнению С. Сташица, станут общественные организации, которые объединят людей соответственно роду выполняемой ими работы, и он назвал их «цивилизаторскими институтами». Далее С. Сташиц подробно разработал деятельность одиннадцати социальных институтов, способных гармонизировать всю общественную систему. Организация идеального общества могла быть реализована, по его мнению, только после всеобщего объединения народов. Потому что, пока народы существуют как отдельные политические организмы, конфликты между ними неизбежны. С. Сташиц, как и Р. Оуэн, реализовал некоторые свои идеи на практике, организовав в 1801 году «Хрубешовское товарищество», в котором можно найти общие теоретические принципы, касающиеся правил организации всего общества. В товариществе действовала система социальных механизмов, способствующих работоспособности, бережливости и высокой моральности каждого члена. Этот кооператив из 329 хозяев имел признаки крестьянского самоуправления, что было очень смелым шагом для начала XIX века. Четкая работа товарищества позволила ему просуществовать несколько десятков лет даже после смерти С. Сташица. Разработанная Сташицем система управления оказалась, таким образом, очень прочной и эффективной.
Классический этап (середина XIX - начало 20-х годов XX в.) становления экономической социологии — это этап ее теоретической подготовки, формирования исходной методологии. К характерным особенностям классического этапа относят:
-разработку основополагающих
принципов изучения реальных
общественных процессов под
-разработку системы категорий
экономико-социологического
-постановку и теоретический анализ ряда важных проблем, лежащих на стыке экономики и общества;
-более широкое продвижение
в теоретических воззрениях
Большой вклад в развитие экономической социологии в этот период внесли идеи Э. Дюркгейма (1858-1917), П. Ж. Прудона (1809-1865), Дж. Р. Коммонса (1862-1945), Г. Зиммеля (1858-1918), В. Зомбарта (1863-1941), М. Хальбвакса (1877-1945). Однако, по мнению ведущего в этой отрасли белорусского социолога Г.Н. Соколовой, наиболее яркими представителями этого этапа являются немецкий экономист и философ К. Маркс, немецкий экономический историк и социолог М. Вебер, американский социолог-экономист Т. Веблен. Их заслуга состоит в том, что они разработали социологическую альтернативу чисто экономическому взгляду на развитие экономики [4, c.14].
Карл Маркс (1818–1883) – один из самых влиятельных мыслителей XIX в. Вершиной научной деятельности Маркса стало его знаменитое произведение "Капитал" (1867), а главным вкладом в развитие социологической мысли явился анализ социальной структуры, основанный на убеждении, что суть исторического процесса - борьба за контроль над собственностью и богатством. Эта борьба, по Марксу, обусловлена разделением труда, в результате которого образуются классы, имеющие противоположные интересы. Сущностная природа классов изменяется в различные периоды истории в зависимости от господствующего способа экономического производства. Таким образом, полагал Маркс, в условиях капитализма существует конфликт между теми, чей труд используется для создания богатства, и владельцами средств производства. В работе "Немецкая идеология" (1846) Маркс использовал термины "производительные силы", "производственные отношения", "разделение труда", оперируя которыми оказалось возможным выделить четыре различные формации, охватывающие всю человеческую историю: примитивный коммунизм, античное общество, феодализм и капитализм. Истоки возникновения новых формаций в недрах старых Маркс объяснял противоречиями, развивающимися в силу ограничений, навязываемых развитию производительных сил состоянием производственных отношений. Эти противоречия проявляются в борьбе за присвоение прибавочной стоимости между классами, созданными определенной организацией разделения труда. Согласно экономической теории К. Маркса, по мере развития капитализма, с одной стороны, будет проявляться тенденция к кристаллизации общественных отношений между двумя, и только двумя, классами - капиталистами и пролетариатом; с другой стороны, двум, и только двум, классам открыта возможность создания политического и идея создания социального устройства общества. Если пролетариат в борьбе против буржуазии объединяется в класс, если путем революции он превращает себя в господствующий класс и упраздняет старые производственные отношения, то с этими отношениями он уничтожает классы вообще, а тем самым и свое господство как класса. По К. Марксу, на место старого буржуазного общества с его классами и классовыми противоречиями приходит ассоциация, в которой свободное развитие каждого является условием свободного развития всех. Вклад Маркса в развитие социологической мысли сохраняет свое влияние до сего времени.