Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 15:31, курсовая работа
Санкт-Петербург — культурный центр мирового значения, в котором расположены 8464 памятника культуры. В городе работает мощная сеть учреждений культуры: 182 музея, 1100 библиотек, более 80 театров, 17 концертных организаций, 45 галерей, выставочных залов, 62 кинотеатра, 80 клубных учреждений культуры и т. п. Ежегодно в городе проводится около 100 фестивалей и конкурсов разных направлений культуры и искусства, включая более 50 международных.
Введение	3
Исследование источников информации о культурной жизни Петербурга	4
СМИ как источник информации о культурных событиях Санкт-Петербурга	5
Печатные источники:	5
Интернет-ресурсы:	7
Телевизионные каналы	8
Дети и родители	9
Взрослые	11
Анкета	11
Анализ анкеты	13
Заключение	15
Список литературы	16
Реферат по дисциплине «Социология» на тему
«Источники информации о культурной жизни Петербурга»
Оглавление
Санкт-Петербург — культурный центр мирового значения, в котором расположены 8464 памятника культуры. В городе работает мощная сеть учреждений культуры: 182 музея, 1100 библиотек, более 80 театров, 17 концертных организаций, 45 галерей, выставочных залов, 62 кинотеатра, 80 клубных учреждений культуры и т. п. Ежегодно в городе проводится около 100 фестивалей и конкурсов разных направлений культуры и искусства, включая более 50 международных. Но чтобы люди могли посетить их, они должны своевременно получать информацию о грядущих событиях. В связи с этим тема источников информации о культурной жизни города актуальна всегда.
Актуальность работы: для того, чтобы предлагать покупателям нужную им литературу, необходимо выявить, какие источники пользуются большим спросом, определить, насколько востребованы газеты и журналы, рассказывающие о жизни города.
В роли объекта данного исследования выступают источники информации о событиях Петербурга. Предмет исследования — взаимодействие этих источников с их потребителем, их доступность и востребованность.
На сегодняшний день существует большое количество источников информации о событиях, происходящих в Санкт-Петербурге. Разумеется, это телевидение, радио, периодические и непериодические печатные издания (такие как газеты, журналы, брошюры, листовки), интернет, реклама на афишах и транспорте и многое другое. Цель работы — выявить их особенности, определить, какой из источников является наиболее популярным, и понять, какое место среди них занимают печатные издания.
Гипотеза: основным источником информации о культурной жизни города являются средства массовой информации. В ходе работы было выявлено, что чаще всего люди обращаются за необходимой информацией к специализированным и неспециализированным СМИ, таким как городские газеты и журналы.
Санкт-Петербург — культурный центр мирового значения, в котором расположены 8464 объекта культурного наследия, в том числе 4213 объектов культурного наследия федерального значения, что составляет почти 10 % всех памятников, охраняемых государством на территории Российской Федерации. В городе работает мощная сеть учреждений культуры: музеев, театров, библиотек, выставочных и концертных залов.1
Именно благодаря Эрмитажу, Мариинскому театру, Российской национальной библиотеке, Русскому музею, Петропавловской крепости, Малому драматическому театру, Исаакиевскому собору Санкт-Петербург входит в десятку городов мира, наиболее привлекательных для посещения. Исторический центр Санкт-Петербурга включен ЮНЕСКО в Список всемирного наследия. Город заслуженно носит название «культурной столицы».
Санкт-Петербург — крупнейший центр мировой и российской культуры, в котором сосредоточено уникальное культурно-историческое наследие: 8464 объекта культурного наследия, охраняемых государством, из них 4213 объектов федерального значения.
Статистика событий культурной жизни Санкт-Петербурга за 2009 – 2010 гг.2
| Мероприятия | 2009 | 2010 | 
| Выставки | 890 | 956 | 
| - современного искусства | 610 | 649 | 
| - из фондов музеев | 280 | 307 | 
| Премьеры | 127 | 121 | 
| Фестивали | 272 | 282 | 
Рассмотрим наиболее популярные источники информации о культурной жизни города.
Газеты:
«Аргументы и факты» — еженедельная газета, одно из самых популярных изданий в России и за рубежом. Основные темы: информация о событиях в России и за рубежом, политика, культура, экология, социальные проблемы и многое другое. В 1990 году за самый большой тираж в мире (33,5 млн. экземпляров) была внесена в книгу рекордов Гиннеса. Еженедельник «АиФ» рассчитан на широкий круг читателей.3
«Вести» — ежемесячная 
газета Ленинградской области. Основанная 
в ноябре 1990 года газета «Вести» стала 
одним из признанных лидеров на информационном 
рынке региона. Тираж газеты «Вести» постоянно 
увеличивался с 8 тысяч в 1990 году до более 
чем 60 тысяч в 2010 году.  
«Вести» распространяются во всех муниципальных 
районах Ленинградской области. 4
«Комсомольская правда» — ежедневная газета, основана 13 марта 1925 года. Выпускается издательским домом «Комсомольская правда». Выходит 6 дней в неделю (кроме воскресенья).5
Журналы:
«Time Out Петербург» — еженедельный журнал о развлечениях и культурных событиях в Санкт-Петербурге. Рецензии и расписания, книги, видео, CD. Рестораны, бары, кафе, путешествия, мода, покупки, красота и здоровье. ТВ-программа и анонсы на 7 дней. 6
«Книжный Петербург Плюс» — весь книжный Петербург в одном журнале. Актуальные новости, интересные события, обзор новинок, статьи, рейтинги.7
«Культурная Столица» — ежемесячный культурно-развлекательный журнал, рассказывающий об актуальном и любопытном в области культуры. На страницах представлена культурная и общественная жизнь, репертуар театров, концертных залов, статьи об артистах, композиторах, интересных людях. Кроме того, публикации на политические и социальные темы.8
«На Невском» — журнал о жизни культурной столицы. На страницах журнала — рассказ о новых тенденциях современной жизни, анонсы культурных событий, репортажи с модных показов, интервью с интересными личностями, журналистские проекты и мнения, обзоры, исторические статьи и биографические очерки.9
«СПб.Собака.ru» — life-style журнал с десятилетней историей — с 2008 года успешно выходит не только в Петербурге, но и в регионах. Ключевая бизнес-идея — создание качественного интеллектуального издания, ориентированного на платежеспособную читательскую аудиторию, с возможностью размещения рекламы как на общефедеральном уровне, так и в каждом издании «Собака.ru» в отдельном городе. Журнал о людях в городе тиражом 8000 экземпляров с периодичностью 11 номеров в год. Обзор культурных событий города, эксклюзивные интервью, репортажи, ресторанная критика.10
http://www.afisha.ru/. Расписания выставок, спектаклей, спортивных и клубных событий, киноафиша, справочник развлекательных заведений, рецензии к кинофильмам.
http://www.art-gid.ru/. Новости культурной жизни города, информация о музеях, галереях, выставочных залах, кинотеатрах, музыкальных клубах и др.
http://www.cityspb.ru/. Отсортированные по разделам новости, собираемые с питерских сайтов, справочник культурных и развлекательных учреждений.
http://www.kulto.ru/. Информационный портал «Культура и отдых в Санкт-Петербурге», афиша событий.
http://www.muzbilet.ru/. Продажа билетов в театры и афиша мероприятий Санкт-Петербурга.
http://saint-petersburg.ru/. Городской новостной портал. Новости, происшествия, события в культурной, спортивной и деловой жизни города, аналитические материалы, авторские интервью, афиша культурных мероприятий.
Телевизионные каналы:
«Культура» — общероссийский государственный телеканал, учрежденный по Указу Президента Российской Федерации. Телеканал «Культура» транслирует как научно-познавательные так и новостные программы, передачи о городе, а также телесериалы и мультфильмы.
«Первый» — общероссийский телевизионный канал. Транслирует информационные, информационно-аналитические программы, общественно-политические и психологические ток-шоу, криминальные, спортивные программы, музыкальные хит-парады.
«Россия» — общероссийский телеканал. Входит в состав Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании. Передачи: информационные, публицистические, познавательные, музыкальные, просветительские, юмористические, для детей и юношества, а также телеигры, телесериалы, ток-шоу.
«Спорт» — федеральный канал, главная его задача которого — освещение спорта. Чемпионаты России по классическим футболу, хоккею, баскетболу, волейболу показываются во всей красе и в полном объеме. Анонсы спортивных мероприятий.
Телепередачи:
«Вести» — информационная программа, выходящая на канале «Россия». Выходит 4 раза в день по будням и 2 раза по пятницам.
«Время» — информационная программа «Первого канала» (с 1995), ранее «Центрального телевидения» (1968-1991), Всесоюзной государственной телерадиокомпании (1991), Всероссийской государственной телерадиокомпании «Останкино» (1994-1995).
«Новости культуры» — информационная программа о городских событиях.
Радиостанции:
«Вести FM» — российское информационное радио.
«Радио Балтика» — первая независимая Санкт-Петербургская радиостанция, вещающая в диапазоне FM 104,8.
«Радио России» — центральная общедоступная государственная радиостанция, вещающая из Москвы, которая распространяет свою программу по всей стране.
«Эрмитаж» — первая в Санкт-Петербурге джазовая радиостанция. Основное время вещания занимает музыка в жанре джаз. Радиостанция вещает круглосуточно.
Как мы видим, существует большое количество средств массовой информации, из которых житель Петербурга может узнать о планируемых культурных событиях города. Телевидение, радио, периодика – основные источники информации. Теперь рассмотрим, какие же именно СМИ пользуются наибольшим спросом.
Средства массовой информации (коммуникации) — телевидение, радио, периодическая печать, сеть «интернет» — давно вошли в городскую культурно-образовательную среду, и в отличие от учреждений культуры имеют стопроцентный охват аудитории.
Реклама различных культурных событий регулярно звучит на радио, телевидении. Какой из этих источников используют родители для получения информации о культурно-образовательных учреждениях и мероприятиях, которые можно посетить с детьми, показал опрос, в котором приняло участие 120 родителей учащихся младшего школьного возраста.11
Источники получения информации о культурно-образовательных учреждениях и мероприятиях
Как видно из диаграммы, наиболее действенной рекламой среди родителей являются советы друзей и знакомых (36% опрошенных), интернет как источник информации о проведении культурно-образовательных мероприятий занимает второе место (19 % респондентов), лишь на один процент опережая телевидение, и на два процента – печать. Таким образом, все современные СМИ уделяют внимание рекламе событий культурной жизни Петербурга, и родители могут получить достаточно полную информацию о том, куда целесообразно пойти с детьми определенного возраста.
Выше мы рассмотрели источники информации, которыми пользуются родители, решая, куда пойти с ребенком. Теперь обратимся к взрослой аудитории. Для этого проведем анкетирование и проанализируем полученные результаты.
Текст анкеты:
«Уважаемый покупатель! Наш магазин проводит исследование с целью выявить читательский спрос на периодическую литературу о культурных событиях Санкт-Петербурге и повышения качества предоставляемой информации. Пожалуйста, заполните небольшую анкету.
| № | Вопрос | Да | Нет | 
| 1 | Интересуют ли Вас культурные события города? | ||
| 2 | Получаете ли вы информацию о культурных событиях из периодических печатных СМИ? | ||
| 3 | Получаете ли вы информацию о культурных событиях из непериодических печатных СМИ? | ||
| 4 | Являются ли печатные издания приоритетным способом получения информации о событиях города? | ||
| 5 | Считаете ли Вы печатные источники наиболее достоверными источником получения информации о событиях города? | ||
| 6 | Получали ли Вы недостоверную информацию из печатных источников? | ||
| 7 | Знакомы ли Вам такие периодические издания как: | ||
| А | «Санкт-Петербургские Ведомости» | ||
| Б | «Комсомольская правда» | ||
| В | «Час пик» | ||
| Г | «Time Out Петербург» | ||
| Д | «На Невском» | ||
| Е | «Собака.ru» | ||
| Ж | «Петербург: культурные события» | ||
| З | «Афиша» | ||
| 8 | Пользуетесь ли вы интернетом для получения информации о культурных событиях города? | ||
| 9 | Является ли интернет приоритетным способом получения информации о событиях города? | ||
| 10 | Считаете ли Вы интернет наиболее достоверными источником получения информации? | ||
| 11 | Является ли телевидение приоритетным способом получения информации о событиях города? | ||
| 12 | Считаете ли Вы телевидение наиболее достоверными источником получения информации? | ||
| 13 | Является ли радио приоритетным способом получения информации о событиях города? | ||
| 14 | Считаете ли Вы радио наиболее достоверными источником получения информации о событиях города? | ||
| 15 | Является ли театральные афиши приоритетным способом получения информации о культурных событиях города? | ||
| 16 | Считаете ли Вы театральные афиши наиболее достоверными источником получения информации о событиях города? | ||
| 17 | Являются ли рекламные афиши на улице приоритетным способом получения информации о событиях города? | ||
| 18 | Считаете ли Вы рекламные афиши на улице наиболее достоверными источником получения информации о событиях города? | ||
| 19 | Является ли общение с друзьями приоритетным способом получения информации о событиях города? | ||
| 20 | Считаете ли Вы общение с друзьями наиболее достоверными источником получения информации о событиях города? | 
Информация о работе Источники информации о культурной жизни Петербурга