Баланс как источник информации для анализа

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 12:40, курсовая работа

Краткое описание

Важная роль в реализации этой задачи отводится анализу хозяйственной деятельности предприятий. С его помощью вырабатываются стратегия и тактика развития предприятия, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия, его подразделений и работников.

Оглавление

Введение
1 Характеристика баланса, его структура, виды баланса
2 Анализ актива баланса
3 Анализ пассива баланса
4 Применение баланса как источника информации для анализа финансового
состояния предприятия
4.1 Анализ финансовой устойчивости предприятия
4.2 Анализ платежеспособности предприятия
4.3 Анализ кредитоспособности предприятия
Заключение
Список использованных источников
Приложения

Файлы: 1 файл

Баланс как источник информации для анализа.doc

— 233.50 Кб (Скачать)

Содержание 
 

Введение

  1. Характеристика баланса, его структура, виды баланса
  2. Анализ актива баланса
  3. Анализ пассива баланса
  4. Применение баланса как источника информации для анализа финансового

состояния предприятия

4.1  Анализ финансовой устойчивости предприятия

4.2 Анализ платежеспособности предприятия

4.3 Анализ кредитоспособности  предприятия

Заключение

Список использованных источников

Приложения 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 
 

     Переход к рыночной экономике требует  от предприятия повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управления производством, активизации предпринимательства и мобилизации неиспользованных резервов.

     Важная  роль в реализации этой задачи отводится  анализу хозяйственной деятельности предприятий. С его помощью вырабатываются стратегия и тактика развития предприятия, обосновываются планы  и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия, его подразделений и работников.

     В связи с переходом к рыночным отношениям неизмеримо возрастает количество пользователей бухгалтерской информации (финансовой отчетности).

     Если  она раньше, при нашей "открытости", предназначалась довольно узкому кругу  лиц (вышестоящей организации, финансовому  органу, учреждению, банку и территориальному органу статистики), то в рыночной экономике  ее пользователями становятся практически все участники рыночных отношений. К ним относятся:

    1) лица, непосредственно связанные с предпринимательством (бизнесом), то есть менеджеры и самые различные работники управления, включая, естественно, бухгалтеров, которых в западной практике называют бухгалтерами-аудиторами и бухгалтерами-аналитиками;

    2) лица, непосредственно не работающие на предприятиях (фирмах), но имеющие прямой финансовый интерес - акционеры, инвесторы, различные кредиторы, покупатели и продавцы продукции (услуг) и так далее;

    3) третью группу представляют лица, имеющие косвенный финансовый интерес - различные финансовые институты (биржи, ассоциации и тому подобное), налоговые службы, органы статистики, профсоюзы и другие.

     Такая ситуация, развитие рыночных отношений, значительное привлечение кредиторов и инвесторов повышает ответственность руководства предприятий в управлении капиталом и финансовым состоянием путем принятия обоснованных управленческих решений по обеспечению финансовой устойчивости, маневренности капитала и эффективности его использования.

     Актуальным  является овладение методикой анализа  баланса. Оно позволяет объективно оценить эффективность хозяйственной  деятельности и выработать обоснованные управленческие решения с целью  выявления и использования резервов для улучшения функционирования всех производственных ресурсов предприятия.

     Основная  цель курсовой работы определить значимость анализа бухгалтерского баланса  для повышения эффективности деятельности предприятия, выявление резервов по улучшению финансовых результатов. Для решения поставленной цели необходимо дать общую характеристику бухгалтерского баланса, как основного источника информации для анализа финансового состояния, оценку величины средств и источников на начало и на конец года, их изменение за год, структуры актива и пассива и ее изменение за отчетный год. В процессе решения поставленной цели будут выявлены факторы этого изменения, рассчитаны и оценены основные показатели хозяйственной деятельности предприятия.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1 Характеристика баланса,  его структура,  виды баланса 
 

      Термин «баланс» (от лат. слов bis – дважды и lanx – чаша, что значит буквально «двучашие») употребляется как символ равновесия, равенства. Он не является специфическим бухгалтерским термином и также широко используется в других разделах экономической науки, политике, повседневной жизни. В бухгалтерском учете слово «баланс» имеет несколько значений:

    1) равенство итогов при проведении записей по счетам и группировке средств хозяйствующего субъекта в различных разрезах;

     2) итог основной отчетной формы;

     3) наименование основной отчетной формы.

      Значение баланса как основной отчетной формы исключительно велико, поскольку этот документ позволяет получить достаточно наглядное и непредвзятое представление об имущественном и финансовом положении предприятия.

      В балансе отражается состояние средств предприятия в денежной оценке на определенную дату в двух разрезах:

     1) по составу и функциональной роли;

     2) по источникам формирования.

      Иными словами, одна и та же сумма средств, которые находятся в распоряжении предприятия, представлено двояко, что дает возможность получить представление о том, куда вложены финансовые ресурсы предприятия (актив баланса) и каковы источники их происхождения (пассив баланса). (7)

     В нашей стране традиционно баланс представлен в виде двусторонней таблицы, в левой части которой  размещаются активы предприятия, а  в правой – его пассивы. Как известно, итог актива должен быть обязательно равен итогу пассива. В российской учетно-аналитической практике принято итоги по активу и пассиву баланса называть валютой бухгалтерского баланса.

      Поскольку одно из предназначений баланса состоит в характеристике изменений в финансовом состоянии предприятия за отчетный период, он содержит две колонки показателей – на начало года и конец периода (квартала, полугодия, года).

      Для балансов двух смежных лет должно выполняться следующее правило: данные на начало года должны совпадать с данными на конец года, при этом подразумевается, что структура баланса и состав статей не меняются. В принципе, возможны отклонения от этого правила: в частности, если произошла переоценка основных средств или имела место реорганизация предприятия (слияние, дробление и др.). (4)

      Структура баланса, подразумевающая выделение тех или иных разделов и статей, может быть различной.

      В рекомендательной форме бухгалтерского баланса актив баланса состоит из двух разделов:

    1. Внеоборотные активы;
    2. Оборотные активы.

      В пассиве баланса источники формирования имущества сгруппированы в три раздела:

    1. Капитал и резервы;
    2. Долгосрочные займы;
    3. Краткосрочные обязательства.

(см. Приложение 1 табл.1)

      В каждом из указанных пяти разделов в отдельных строках, называемых статьями баланса, отражены соответствующие виды имущества и источники их формирования, указанные в классификациях имущества по составу и функциональной роли и по источникам образования и целевому назначению. Данные об имуществе и обязательствах в балансах отражаются обычно в тысячах рублей (тыс. руб.).

      Статьи баланса бывают активными и пассивными, и объединяются в разделы. Активные и пассивные статьи в целом можно назвать балансовыми, существуют забалансовые статьи, которые расположены за итогом баланса. Забалансовыми называются статьи, на которых отражаются средства, не принадлежащие данному предприятию. (2)

      Бухгалтерский баланс составляется на определенную дату и в денежном выражении.

      В зависимости от целевого назначения применяют различные виды бухгалтерских балансов – вступительный, текущий, разделительный, объединенный, сводный (консолидированный), ликвидационный и другие.

      Вступительный баланс отражает активы организации и ее обязательства в начале ее деятельности. Вступительные балансы вновь создаваемых организаций отражают уставный капитал организаций и внесенное учредителями имущество; вступительные балансы хозяйственных единиц, образованных на условиях правопреемственности ранее действующих, могут соответствовать ликвидационным балансам организаций, правопреемником которых выступает вновь созданная организация.

      Ликвидационные балансы составляются при ликвидации организации (на начало периода ликвидации, промежуточные ликвидационные балансы, заключительные ликвидационные балансы). В ликвидационных балансах имущество организации отражается не по учетной стоимости, а по цене возможной реализации каждого актива на момент ликвидации.

      Текущие балансы составляются в течение всего времени функционирования организации подразделяется на начальные, промежуточные и заключительные. Начальные и заключительные балансы составляться на начало и конец отчетного года, промежуточные – ежемесячно, а также итоговыми показателями за 1квартал, за полугодие и за 9 месяцев. 

      Заключительные балансы наиболее полно и достоверно отражают имущественное и финансовое состояние организации, поскольку перед их составлением организации осуществляют ряд мер по уточнению показателей учетных данных (проводят инвентаризацию имущества и обязательств, создают резервы по некоторым видам имущества и т. д.).

      Разделительные балансы  составляются в момент разделения организации на несколько более мелких, а объединительные -  на момент объединения нескольких организаций в одну, более крупную организацию.

      Сводные балансы, которые составляются министерствами и ведомствами, содержат агрегированные данные по всем видам организациям и предприятиям министерства и ведомства.

      Консолидированные балансы составляются материнской организацией и содержат обобщенную информацию об имуществе и обязательствах материнской организации и ее дочерних организаций. В сводных и консолидированных балансах обобщение данных по организациям и предприятиям по многим показателям осуществляется с помощью корректировки. (3)

      Безусловно, не все из приведенных видов балансов имеют познавательную значимость для финансового менеджера или аналитика, однако с некоторыми из них они постоянно сталкиваются в своей работе. Кроме того, необходимо понимать, что одно и тоже предприятие на один и тот же момент времени может иметь несколько балансов, причем их валюта не обязательно совпадает (в частности, это касается текущего и ликвидационного балансов). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2 Анализ актива  баланса 
 

      Изменение активов хозяйствующего субъекта всегда проводится в сопоставлении с изменением финансовых результатов.

      Активы хозяйствующего субъекта состоят из внеоборотных и оборотных средств.

      Внеоборотные  активы включают в себя четыре основных подраздела: нематериальные активы, основные средства, доходные вложения в материальные ценности и финансовые вложения. Объединяет все эти активы то обстоятельство, что, возникнув на предприятии в некоторой материально-вещественной форме как результат определенных сделок, они пребывают в этой форме, как правило, в течение более одного года. (4)

Информация о работе Баланс как источник информации для анализа