Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 06:50, курсовая работа
Целью работы является характеристика социальных процессов, которые затрагивают вопросы доверия государства и власти и тем самым определяют устойчивость развития его в долгосрочной перспективе.
Для достижения поставленной цели ставились и решались следующие задачи:
- рассмотреть сам механизм образования доверительных отношений между обществом и государством;
- определить возможные пути развития и коммуникационные процессы;
Данный вывод основывается на том, что локализованное социальное доверие, чтобы о нем не говорилось, как о залоге успешности, функционирования социального микроуровня, не перспективно в обеспечении социального участия граждан, а также является барьером на пути социальной капитализации доверия к праву, перевода в систему социальной ресурсообеспеченности права.
3. ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПРОБЛЕМАТИКИ ОТНОШЕНИЯ И УРОВНЯ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В качестве мер по оптимизации взаимосвязи доверия населения и социального статуса органов государственной власти, направленных на повышение социального статуса властных структур в обществе, можно выделить следующие: усовершенствование законодательной базы деятельности органов государственной власти; разработка механизмов нормативно-правового регулирования поведения государственных служащих и ужесточение борьбы со взяточничеством, коррупцией чиновников; разработка мероприятий, направленных на профессиональную подготовку и развитие профессионализма государственных служащих, включая развитие навыков эффективной работы с людьми; разработка мероприятий по усилению социальной защищенности государственных служащих; работа с общественным мнением, с учетом социально-психологических характеристик различных групп (при привлечении СМИ) с целью формирования доверия населения органам власти.
Подход к рассмотрению доверия населения в качестве значимого фактора социального статуса органов государственной власти, получивший свое развитие в поздние годы, является достаточно специфичным и новым и способствует изучению статуса как целостного феномена в единстве его субъективной и объективной сторон. Рассмотрению и изучению доверия в данном аспекте не уделяется достаточного внимания в том объеме, которого он, обладая высокой актуальностью в условиях современной России, научной и практической значимостью, безусловно, требует. Тем не менее, учитывая уровень доверия населения, умея эффективно применять меры по его формированию и повышению, можно значительно усиливать влияние властных структур в регулировании общественной жизнедеятельности, укреплять и повышать социальный статус органов государственной власти в современном российском обществе.
Социальный статус характеризует определенное положение личности, группы или структуры в системе общественных отношений, в социальной стратификации общества, которое отражается в оценке ее относительно определенного критерия (авторитет, власть, престиж, собственность, привилегии). Он в определенной мере отражает степень влияния своего обладателя на процессы, происходящие в обществе.
Для определения социального статуса целесообразно использовать комплекс критериев. В качестве наиболее важных критериев социального статуса государственных служащих, которые представляют органы государственной власти в общественном мнении, можно выделить следующие: правовой статус органа управления, занимаемая должность в служебной иерархии, уровень дохода, образование, престиж профессии, профессионализм (самооценка, оценка другими и соотношение этих показателей), авторитет, уровень социальной защищенности, социально-демографические характеристики.
Доверие населения власти - это отношение людей к ней, основанное на уверенности в надежности, компетентности, добросовестности данной власти, в ее способности обеспечить нормальные условия жизни и социальную защищенность граждан. В общественном сознании власть в первую очередь ассоциируется с Главой государства и органами исполнительной власти трех уровней. Здесь работает 80% государственных служащих. В настоящее время органы исполнительной власти пользуются большим доверием у населения, чем власти законодательной. Поэтому фокус данного исследования сосредоточен на доверии населения органам и руководителям исполнительной ветви власти.
Мера проявляемого доверия зависит как от уровня власти (федеральный, региональный, муниципальный), так и от объекта оценки (руководитель органа государственного управления или возглавляемая им властная структура). Согласно полученным результатам исследования, уровень доверия населения конкретным лицам - руководителям органов власти - выше, чем уровень доверия самим властным структурам. Чем выше уровень конкретного руководителя органов исполнительной власти, тем больше доверия ему высказывает население, тем выше оценка его деятельности. В отношении властных структур наблюдается диаметрально противоположная картина.
В ходе исследования выявлена довольно тесная эмпирическая связь между уровнем проявляемого доверия к руководителям государственной и муниципальной власти и оценкой их деятельности: чем выше уровень проявляемого к ним доверия, тем выше и оценка их деятельности.
В целом, выдвинутая на основе теоретического анализа гипотеза получила свое подтверждение результатами проведенного эмпирического исследования.
На основании результатов исследования можно предложить следующие практические рекомендации, направленные на повышение социального статуса властных структур в обществе и доверия населения им.
1. Вести постоянный мониторинг уровня доверия и удовлетворенности населения деятельностью властных структур и их руководителей с возможностью оперативного реагирования на изменения этого уровня.
2. Более четко разграничить полномочия и ответственность между различными уровнями власти путем совершенствования законодательной базы.
3. Применять более жесткие принципы отбора на государственную службу с одновременной разработкой и внедрением механизмов нормативно-правового регулирования поведения государственных служащих.
4. Осуществлять разработку программ и проведение тренингов развития профессионально-деловых качеств государственных и муниципальных служащих, навыков эффективной работы с населением. Создавать во властных структурах специализированные подразделения (внутри или параллельно кадровым службам), целью деятельности которых стала бы работа с персоналом по развитию профессионализма служащих.
5. Акцентировать работу подразделений по связям со СМИ на обеспечение более полного освещения в СМИ целей, задач и позитивных результатов деятельности соответствующих органов и должностных лиц власти. Проводить тренинги с руководителями органов власти по формированию готовности и навыков контактов со СМИ.
6. Проводить консультативные мероприятия и организовать практические разработки по вопросам формирования доверия населения власти. Перспективы дальнейшего изучения проблемы исследования:
учитывая сложность системы социальных отношений, требуется дальнейшее изучение специфики взаимосвязи доверия с разными составляющими социального статуса; изучение особенностей проявления населением доверия органам законодательной и судебной власти в политической сфере, а также в других сферах общественной жизни;
требует своего уточнения механизм влияния психологических характеристик субъектов доверия на меру проявления ими доверия органам государственной власти; исследование когнитивно-эмоциональной сферы и культурных факторов, детерминирующих поведение людей по отношению к руководителям и органам государственной власти в нашей стране.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мера доверия органам и лицам власти в определенной степени детерминирована социальным статусом, социально-демографическими и социально-психологическими характеристиками и качествами сторон. При выделении качеств, необходимых для эффективной деятельности и обеспечивающих поддержку и доверие людей руководителям органов государственной власти и государственным служащим, для населения немного более характерен акцент на человеческих, нравственных качествах, для экспертов — на профессиональных, деловых.
Установка респондентов по отношению к государственному служащему, носит нейтральный характер, однако, проигрывает в сравнении с положительной установкой тестируемых на себя. Поэтому отметим, что государственный служащий для респондентов не обладает авторитетом и не вызывает значительного доверия у них, но и явно негативного отношения к нему не выявлено.
Отношение населения к органам государственной власти и государственным служащим и, в частности, его доверие зависит от большего числа факторов, которые можно условно объединить в несколько блоков.
1. Наличие в общественном мнении довольно устойчивого стереотипа восприятия людьми образа чиновника. Степень распространенности в среде чиновничества коррупции, взяточничества. Оценка населением нравственного облика современного чиновника.
2. Уровень компетентности, профессионализма и развития ПВК государственных служащих. Стили, методы и навыки работы с населением.
3. Направленность работы органов власти и чиновников на решение проблем общества, учет интересов и потребностей населения.
4. Объем объективной информации от властных структур. Мера адекватности восприятия населением результатов деятельности властных структур. Умение органов и должностных лиц власти разъяснить цели, задачи, методы своей деятельности. Направленность и эффективность воздействия СМИ.
К сожалению, в связи с негативным характером проявления действий выделенных факторов, они являются причинами снижения доверия органам государственной власти, их авторитета и социального статуса в современном обществе.
Таким образом, уровень доверия населения органам государственной власти, и в целом его отношение к ним, складывается под воздействием субъективных и объективных факторов. К субъективным факторам, в первую очередь, относятся профессионализм, компетентность государственного служащего, его нравственные качества, а также социально- и индивидуально-психологические характеристики самих людей, субъективные, личностно-значимые аспекты их отношения к существующей власти и ее органам. К объективным факторам можно отнести исторические, политические, экономические условия жизни общества. Последние в значительной мере связаны с эффективностью деятельности органов государственной власти, которая также является объективным фактором. От степени эффективности деятельности и удовлетворенности населения ею зависит авторитет властных структур, доверие населения им, уровень влияния их в обществе.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ