Исследование отношения и уровня доверия граждан к органам государственной власти в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 06:50, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является характеристика социальных процессов, которые затрагивают вопросы доверия государства и власти и тем самым определяют устойчивость развития его в долгосрочной перспективе.
Для достижения поставленной цели ставились и решались следующие задачи:
- рассмотреть сам механизм образования доверительных отношений между обществом и государством;
- определить возможные пути развития и коммуникационные процессы;

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ Исследование отношения и уровня доверия граждан к органам государственной власти.doc

— 162.00 Кб (Скачать)

Данный вывод основывается на том, что локализованное социальное доверие, чтобы о нем не говорилось, как о залоге успешности, функционирования социального микроуровня, не перспективно в обеспечении социального участия граждан, а также является барьером на пути социальной капитализации доверия к праву, перевода в систему социальной ресурсообеспеченности права.
3. ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПРОБЛЕМАТИКИ ОТНОШЕНИЯ И УРОВНЯ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

В качестве мер по оптимизации взаимосвязи доверия населения и социального статуса органов государственной власти, направленных на повышение социального статуса властных структур в обществе, можно выделить следующие: усовершенствование законодательной базы деятельности органов государственной власти; разработка механизмов нормативно-правового регулирования поведения государственных служащих и ужесточение борьбы со взяточничеством, коррупцией чиновников; разработка мероприятий, направленных на профессиональную подготовку и развитие профессионализма государственных служащих, включая развитие навыков эффективной работы с людьми; разработка мероприятий по усилению социальной защищенности государственных служащих; работа с общественным мнением, с учетом социально-психологических характеристик различных групп (при привлечении СМИ) с целью формирования доверия населения органам власти.

Подход к рассмотрению доверия населения в качестве значимого фактора социального статуса органов государственной власти, получивший свое развитие в поздние годы, является достаточно специфичным и новым и способствует изучению статуса как целостного феномена в единстве его субъективной и объективной сторон. Рассмотрению и изучению доверия в данном аспекте не уделяется достаточного внимания в том объеме, которого он, обладая высокой актуальностью в условиях современной России, научной и практической значимостью, безусловно, требует. Тем не менее, учитывая уровень доверия населения, умея эффективно применять меры по его формированию и повышению, можно значительно усиливать влияние властных структур в регулировании общественной жизнедеятельности, укреплять и повышать социальный статус органов государственной власти в современном российском обществе.

Социальный статус характеризует определенное положение личности, группы или структуры в системе общественных отношений, в социальной стратификации общества, которое отражается в оценке ее относительно определенного критерия (авторитет, власть, престиж, собственность, привилегии). Он в определенной мере отражает степень влияния своего обладателя на процессы, происходящие в обществе.

Для определения социального статуса целесообразно использовать комплекс критериев. В качестве наиболее важных критериев социального статуса государственных служащих, которые представляют органы государственной власти в общественном мнении, можно выделить следующие: правовой статус органа управления, занимаемая должность в служебной иерархии, уровень дохода, образование, престиж профессии, профессионализм (самооценка, оценка другими и соотношение этих показателей), авторитет, уровень социальной защищенности, социально-демографические характеристики.

Доверие населения власти - это отношение людей к ней, основанное на уверенности в надежности, компетентности, добросовестности данной власти, в ее способности обеспечить нормальные условия жизни и социальную защищенность граждан. В общественном сознании власть в первую очередь ассоциируется с Главой государства и органами исполнительной власти трех уровней. Здесь работает 80% государственных служащих. В настоящее время органы исполнительной власти пользуются большим доверием у населения, чем власти законодательной. Поэтому фокус данного исследования сосредоточен на доверии населения органам и руководителям исполнительной ветви власти.

Мера проявляемого доверия зависит как от уровня власти (федеральный, региональный, муниципальный), так и от объекта оценки (руководитель органа государственного управления или возглавляемая им властная структура). Согласно полученным результатам исследования, уровень доверия населения конкретным лицам - руководителям органов власти - выше, чем уровень доверия самим властным структурам. Чем выше уровень конкретного руководителя органов исполнительной власти, тем больше доверия ему высказывает население, тем выше оценка его деятельности. В отношении властных структур наблюдается диаметрально противоположная картина.

В ходе исследования выявлена довольно тесная эмпирическая связь между уровнем проявляемого доверия к руководителям государственной и муниципальной власти и оценкой их деятельности: чем выше уровень проявляемого к ним доверия, тем выше и оценка их деятельности.

В целом, выдвинутая на основе теоретического анализа гипотеза получила свое подтверждение результатами проведенного эмпирического исследования.

На основании результатов исследования можно предложить следующие практические рекомендации, направленные на повышение социального статуса властных структур в обществе и доверия населения им.

1. Вести постоянный мониторинг уровня доверия и удовлетворенности населения деятельностью властных структур и их руководителей с возможностью оперативного реагирования на изменения этого уровня.

2. Более четко разграничить полномочия и ответственность между различными уровнями власти путем совершенствования законодательной базы.

3. Применять более жесткие принципы отбора на государственную службу с одновременной разработкой и внедрением механизмов нормативно-правового регулирования поведения государственных служащих.

4. Осуществлять разработку программ и проведение тренингов развития профессионально-деловых качеств государственных и муниципальных служащих, навыков эффективной работы с населением. Создавать во властных структурах специализированные подразделения (внутри или параллельно кадровым службам), целью деятельности которых стала бы работа с персоналом по развитию профессионализма служащих.

 

5. Акцентировать работу подразделений по связям со СМИ на обеспечение более полного освещения в СМИ целей, задач и позитивных результатов деятельности соответствующих органов и должностных лиц власти. Проводить тренинги с руководителями органов власти по формированию готовности и навыков контактов со СМИ.

6. Проводить консультативные мероприятия и организовать практические разработки по вопросам формирования доверия населения власти. Перспективы дальнейшего изучения проблемы исследования:

                  учитывая сложность системы социальных отношений, требуется дальнейшее изучение специфики взаимосвязи доверия с разными составляющими социального статуса; изучение особенностей проявления населением доверия органам законодательной и судебной власти в политической сфере, а также в других сферах общественной жизни;

                  требует своего уточнения механизм влияния психологических характеристик субъектов доверия на меру проявления ими доверия органам государственной власти; исследование когнитивно-эмоциональной сферы и культурных факторов, детерминирующих поведение людей по отношению к руководителям и органам государственной власти в нашей стране.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Мера доверия органам и лицам власти в определенной степени детерминирована социальным статусом, социально-демографическими и социально-психологическими характеристиками и качествами сторон. При выделении качеств, необходимых для эффективной деятельности и обеспечивающих поддержку и доверие людей руководителям органов государственной власти и государственным служащим, для населения немного более характерен акцент на человеческих, нравственных качествах, для экспертов — на профессиональных, деловых.

Установка респондентов по отношению к государственному служащему, носит нейтральный характер, однако, проигрывает в сравнении с положительной установкой тестируемых на себя. Поэтому отметим, что государственный служащий для респондентов не обладает авторитетом и не вызывает значительного доверия у них, но и явно негативного отношения к нему не выявлено.

Отношение населения к органам государственной власти и государственным служащим и, в частности, его доверие зависит от большего числа факторов, которые можно условно объединить в несколько блоков.

1. Наличие в общественном мнении довольно устойчивого стереотипа восприятия людьми образа чиновника. Степень распространенности в среде чиновничества коррупции, взяточничества. Оценка населением нравственного облика современного чиновника.

2. Уровень компетентности, профессионализма и развития ПВК государственных служащих. Стили, методы и навыки работы с населением.

3. Направленность работы органов власти и чиновников на решение проблем общества, учет интересов и потребностей населения.

 

4. Объем объективной информации от властных структур. Мера адекватности восприятия населением результатов деятельности властных структур. Умение органов и должностных лиц власти разъяснить цели, задачи, методы своей деятельности. Направленность и эффективность воздействия СМИ.

К сожалению, в связи с негативным характером проявления действий выделенных факторов, они являются причинами снижения доверия органам государственной власти, их авторитета и социального статуса в современном обществе.

Таким образом, уровень доверия населения органам государственной власти, и в целом его отношение к ним, складывается под воздействием субъективных и объективных факторов. К субъективным факторам, в первую очередь, относятся профессионализм, компетентность государственного служащего, его нравственные качества, а также социально- и индивидуально-психологические характеристики самих людей, субъективные, личностно-значимые аспекты их отношения к существующей власти и ее органам. К объективным факторам можно отнести исторические, политические, экономические условия жизни общества. Последние в значительной мере связаны с эффективностью деятельности органов государственной власти, которая также является объективным фактором. От степени эффективности деятельности и удовлетворенности населения ею зависит авторитет властных структур, доверие населения им, уровень влияния их в обществе.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Апостолова Т.М., Косевич Н.Р. Социальная политика Российской Федерации и правовой механизм ее реализации. – М.: Владос, 2008. – 480с. – ISBN 978-5-691-01498-7.
  2. Антонова Е.К. Социальная политика и мир детства в современной России. – М.: Вариант, 2009. – 272с. – ISBN 978-5-903360-27-7.
  3. Аверин А.Н. Социальная политика и социальная ответственность предприятия. – М.: Альфа-Пресс, 2008. – 96с. – ISBN 978-5-94280-313-1.
  4. Аверин А.Н. Социальная политика и подготовка управленческих кадров. – М.: Дашков и Ко, 2005. – 280с. – ISBN 5-94798-431-8.
  5. Бородкин Ф.Ф. Постижение: Социология. Социальная политика. Экономическая реформа. – М.: Прогресс, 1989. – 592с.
  6. Волгин Н.Е. Государственная и муниципальная социальная политика. Курс лекций. – М.: КноРус, 2011. – 1016с. – ISBN 978-5-406-00379-4.
  7. Волгин Н.Е. Социальная политика в трудовой сфере. – М.: РАГС, 2009. – 276с. – ISBN 978-5-7729-0384-1.
  8. Жуков В.С. Основы социальной политики. – М.: РГСУ, 2011. – 560с. – ISBN 978-5-7139-0890-4.
  9. Заславская Т.И. Куда идет Россия?.. Трансформация социальной сферы и социальная политика. – М.: Дело, 1998. – 384с. – ISBN 5-7749-0122-X.
  10. Кострикин А.В. Социальная политика и социальная работа в Европе и США. Наиболее известные деятели. – М.: Архей, 2010. – 60с. – ISBN 5-8329-0088-Х.
  11. Кустарев А.С. Социальное время и социальная политика в XXI веке. – м.: ИНИОН РАН, 2002. – 72с. – ISBN 5-248-00117-X.
  12. Кузнецова З.Н. Алетейя. Налоговая политика в социально-экономическом развитии стран с переходной экономикой. – М.: Алетейя, 2011. – 214с. – ISBN 978-5-91419-473-1.
  13. Мухудадаев М.О. Социальная политика в сфере образования. – СПб: Изд-во СПбГУ, 2008. – 276с. – ISBN 978-5-288-04382-6.
  14. Никитенко П.Г. Ноосферная экономика и социальная политика. Стратегия инновационного развития. – Минск: Белорусская наука, 2007. – 480с. – ISBN 985-08-0697-4.
  15. Романов П.И. Социальная политика в современной России. Реформы и повседневность. – М.: Вариант, 2008. – 456с. – ISBN 978-5-903360-02-4.
  16. Холостова Е.И. Социальная политика и социальная работа. – М.: Дашков и Ко, 2011. – 208с. – ISBN 978-5-394-01045-3.
  17. Ярская-Смирнова Е.А. Советская социальная политика. Сцены и действующие лица. 1940-1985. – М.: Вариант, ЦСПГИ, 2008. – 376с. – ISBN 978-5-903360-11-6.

 

                                                                      38

 



Информация о работе Исследование отношения и уровня доверия граждан к органам государственной власти в РФ