Исследование отношения и уровня доверия граждан к органам государственной власти в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 06:50, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является характеристика социальных процессов, которые затрагивают вопросы доверия государства и власти и тем самым определяют устойчивость развития его в долгосрочной перспективе.
Для достижения поставленной цели ставились и решались следующие задачи:
- рассмотреть сам механизм образования доверительных отношений между обществом и государством;
- определить возможные пути развития и коммуникационные процессы;

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ Исследование отношения и уровня доверия граждан к органам государственной власти.doc

— 162.00 Кб (Скачать)


ВВЕДЕНИЕ

 

Отношения граждан и власти в России никогда не были в полной мере устойчивыми. Череда социальных конфликтов, которые продолжают потрясать Россию даже в настоящее время, повышенная социальная напряженность – все характеризует отношения между институтами власти и современным гражданским обществом как напряженные и требующие немедленного реагирования.

В связи с этим встает необходимость последовательной разработки мер по внесению предложений в законодательной форме и формированию устойчивых форм взаимодействия между гражданами и властью как основы для осуществления жизнедеятельности государства в целом. В любом случае является правомерным использование таких моментов, как социологический опрос для подобного рода явлений и процессов. Необходимость разработки взаимосвязанных концепций и определяют актуальность представленной работы.

Целью работы является характеристика социальных процессов, которые затрагивают вопросы доверия государства и власти и тем самым определяют устойчивость развития его в долгосрочной перспективе.

Для достижения поставленной цели ставились и решались следующие задачи:

- рассмотреть сам механизм образования доверительных отношений между  обществом и государством;

- определить возможные пути развития и коммуникационные процессы;

- рассмотреть возможные направления оптимизации ситуации.

Объектом исследования служат процессные подходы к параметрам уважения и установления равновесных отношений между государством и гражданами. Предметом исследования служит сам институт доверия граждан и государства, его взаимодействие и возможности по совершенствованию.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОТНОШЕНИЯ И УРОВНЯ ДОВЕРИЯ ГРАЖДАН К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

 

1.1. Сущность понятия доверия граждан к органам государственной власти

 

Мера доверия органам и лицам власти зависит в определенной степени от социально-демографических, психологических характеристик и качеств самих респондентов, руководителей органов власти и государственных служащих, что и было подтверждено данными эмпирического исследования. Для населения немного более характерен акцент на человеческих, нравственных качествах руководителей органов государственной власти и государственных служащих, для экспертов - на профессиональных, деловых [5].

Мера доверия населения органам государственной власти и работающим в них людям зависит от большого числа причин, которые можно условно объединить в несколько блоков.

1. Культурно-исторические причины. Наличие в общественном мнении довольно устойчивого стереотипа восприятия образа чиновника явно отрицательного характера. Распространенность в среде чиновничества коррупции, взяточничества.

2. Организационные причины. Недостаточный уровень профессионализма чиновников, в первую очередь. Очень важно сосредоточить внимание на профессионализме, на условиях и факторах его развития в целях оптимизации деятельности государственных служащих и органов государственного управления в целом. В свою очередь, это сформирует реальную основу для повышения доверия населения властным структурам.

3. Работа органов власти и чиновников «на себя», учет личных или узко групповых интересов, в первую очередь (корпоративизм чиновников). Недооценка государственными служащими интересов общества негативно сказывается на отношении к ним населения. Негативный характер данного отношения выявляет прямую зависимость между оптимизацией деятельности органов исполнительной власти, совершенствованием государственной службы и возрождением доверия им со стороны населения.

4. Недостаток объективной информации от властных структур. От уровня информированности населения о целях, задачах, методах деятельности органов государственного управления зависит оценка их деятельности.

При формировании положительного отношения к органам государственной власти, в частности доверия населения им, очень важную роль играют СМИ, которые можно рассматривать как фактор, влияющий на поддержание определенного статуса отдельных лиц и органов власти [8].

В целом отношение населения и, в частности, уровень его доверия к органам государственной власти складывается под воздействием объективных и субъективных факторов. К субъективным факторам, в первую очередь, относятся профессионализм, компетентность государственного служащего, его нравственные качества, а также социально- и индивидуально-психологические характеристики самих людей. К объективным факторам можно отнести исторические, политические, экономические условия жизни общества. Последние в значительной мере определяются эффективностью деятельности органов государственной власти, которая также является объективным фактором. От степени эффективности деятельности зависит авторитет властных структур, доверие населения им, уровень влияния их в обществе [2].

Социальный статус имеет сложную структуру и в качестве своих составляющих, или под статусов, включает следующие: экономический, политический, правовой (юридический), профессиональный, должностной, тендерный, этнический, культурный, религиозный, авторитет и психологический статус, который интегрирует остальные составляющие социального статуса и определяет их продуктивность.

Особой актуальностью и значимостью при рассмотрении социального статуса властных структур обладает такая его составляющая, как авторитет в обществе. В отличие от других составляющих социального статуса, авторитет не только не подлежит правовому регулированию, но и является очень динамичным. Он отражает общепризнанное значение, влияние, которым пользуется человек, группа, организация, социальный институт или же орган власти благодаря определенным своим качествам, достоинствам и заслугам. Выделяют различные виды авторитета, в том числе, авторитет личности и авторитет статуса, которые наиболее значимы с позиции данного исследования.

Необходимое условие существования феномена авторитетности -доверие. В основе авторитета органов государственной власти лежит доверие населения им. Феномен доверия требует для своего анализа применения междисциплинарного подхода. Доверие - это отношение к действиям объекта доверия и к нему самому, которое основывается на убежденности в его надежности, компетентности, добросовестности, честности, искренности. Социально-психологический подход к рассмотрению феномена доверия, использованный в данной работе, направлен на выявление условий и факторов возникновения доверия, изучение закономерностей его проявления и описание характеристик.

Необходимым условием возникновения доверия является наличие чувства безопасности, понимаемого как не нанесение ущерба друг другу в результате проявления доверия, и способности относиться к другому как обладающему собственной значимостью и ценностью для доверяющего [17].

В качестве субъектов доверия могут выступать личность, группа, социальные институты, общественность (население) и общественное мнение. Готовность субъекта проявить доверие обусловливается прошлым опытом общения и взаимодействия с конкретным объектом, конкретной ситуацией и целью взаимодействия.

 

Основными формально-динамическими характеристиками доверия являются избирательность, парциальность, мера. Как императивы доверия выступают, в частности, результативность, порядочность, проявление заботы о людях. Доверие выполняет целый ряд фундаментальных функций в различных сферах человеческой и общественной жизнедеятельности [1].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Элементы и примеры уровня доверия граждан  к органам государственной власти

 

Рассматривая инновационные примеры по сотрудничеству и увеличению уровня доверия целесообразно связать эти параметры и выстроить модель по использованию процессов в системе властных структур. В этой случае показателем выступает качество жизни, параметры качественной общественной среды.

Ниже представлены определения качества жизни, применяемые в муниципальной практике.

Сопоставляя представленные выше определения, можно сделать вывод, что понятие "качество жизни", войдя в практику российской жизни, пока четко не определено.

В мире тоже существуют различные подходы к пониманию качества жизни. В развитых странах в последнее время преобладающим становится подход, согласно которому под качеством жизни понимается комплексное благосостояние, учитывающее различные (не только материальные) аспекты жизнедеятельности человека.

Данный подход подразумевает как минимум три основные составляющие:

1) понятие "качество жизни" относится к индивидам, т.е. условия жизни индивида и восприятие им различных ее сторон играют ключевую роль. Характеристики социально-экономической ситуации на макроуровне важны для лучшего понимания ситуации на микроуровне, но главная роль все же отведена жизни индивида;

2) качество жизни - многостороннее понятие: состояние индивида оценивается с учетом не только его дохода или материального благосостояния, но и других (разнообразных) сторон его жизни (Табл.1), а также взаимопроникновения этих сторон, если необходимо [4];

 

Таблица 1 – Параметры устойчивости среды

Главной целью развития Краснодара является стабильное улучшение качества жизни всех слоев городского населения. В понятие "качество жизни" прежде всего включается наличие:

- хорошей работы и достойной зарплаты;

- гарантированных качественных услуг здравоохранения и социального обеспечения;

- благоустроенной среды обитания, общественной безопасности;

- политической стабильности;

- возможности получения образования;

- культурных и досуговых возможностей;

- благоприятной экологической обстановки;

- демократических возможностей для полного раскрытия творческого потенциала личности;

- свободы выбора во всех сферах жизни.

Все стратегические ориентиры развития пос. Понтонный Колпинского района Санкт-Петербурга связаны с повышением качества жизни населения на основе интегральной оценки всех сторон жизни людей.

Главные направления повышения качества жизни:

- охрана здоровья;

- улучшение экологической обстановки;

- защита социально уязвимых групп;

- решение жилищно-коммунальной проблемы;

- благоустройство и развитие территории;

- обеспечение услугами в сфере торговли и бытового обслуживания.

В Ижевске с 2001 г. реализуется Стратегия устойчивого развития города. Долгосрочной целью развития, определенной Стратегией, является повышение качества жизни горожан. Приоритет в достижении устойчивого развития отдан человеку: обеспечению достойных условий его жизни и творческого развития личности.

Качество жизни определяется возможностью иметь работу с достойной оплатой труда и хорошее жилье. Это также возможность укрепления здоровья, получения образования, культурного развития, общественная безопасность, политическая стабильность, качественная окружающая среда.

Поэтому долгосрочная цель рассматривается как повышение доходов и занятости населения, улучшение условий его жизнедеятельности.

 

3) качество жизни измеряется как объективными, так и субъективными показателями. Субъективные - необходимы для оценки целей и восприятия индивидов, однако наиболее полезны они в сочетании с объективными показателями жизненной ситуации [6].

В Российской Федерации, в условиях устойчивого в целом экономического развития, но при значительной дифференциации на региональном и муниципальном уровнях, наиболее продуктивно использовать подходы развитых стран к оценке качества жизни как основу, которая должна быть дополнена с учетом специфики российской ситуации.

В чем трудности оценки качества жизни населения в российском муниципальном образовании или регионе? Помимо того что в рамках общей концепции необходимо разработать параметры качества жизни для каждого конкретного региона в зависимости от уровня и целей его социально-экономического развития, муниципальная статистика часто не соответствует потребностям такой оценки и приходится собирать специальную информацию [12].

Проблема 1: попытка собрать данные, касающиеся всех или почти всех аспектов качества жизни, приведет к несоразмерному росту числа показателей. Использование очень большого числа показателей затрудняет восприятие ситуации в целом. Кроме того, если все эти показатели (от уровня зарплат до уровня религиозной толерантности) свести в единый индекс качества жизни, это повлечет за собой сглаживание его значения, что не позволит увидеть реально имеющиеся проблемы или успехи муниципальных и/или региональных органов, достигнутые в повышении качества жизни населения. Рекомендуемое решение: отобрать ограниченное число базовых приоритетов (аспектов качества жизни) и характеризующих их индикаторов (Табл. 2).

                                                                        11

 



Таблица 2 – Основные сферы и индикаторы качества жизни в развитых странах

Сфера

Объективные индикаторы

Субъективные индикаторы

Экономическая активность

- Занятость/безработица

- Основная работа (статус, тип, отрасль занятости, условия контракта, наличие подчиненных, отработанное время)

- Наличие дополнительной работы

- Вероятность потерять работу.

- Позитивные и негативные составляющие работы.

- Возможность совмещать работу и семейные обязанности.

- Оценка удовлетворенности работой

Экономические ресурсы

- Доходы (уровень, неравенство)

- Жилье (принадлежность, количество комнат, качество жилья)

- Товары длительного пользования (наличие автомобиля, компьютера, стиральной машины, размер земельного участка)

- Неплатежи за жилье или ЖКУ

- Оценка баланса доходов и расходов домохозяйства.

- Виды доходов.

- Наличие экономических возможностей или деприваций.

- Оценка удовлетворенности уровнем жизни.

- Оценка удовлетворенности жильем

Семья и домашнее хозяйство

- Состав семьи, брачные отношения

- Состав домохозяйства, глава домохозяйства и его/ее экономический статус.

- Социальные связи с членами семьи, друзьями.

- Участие в деятельности семьи и домохозяйства

- Оценка удовлетворенности семейной жизнью.

- Оценка справедливости распределения домашней работы.

- Вероятность получения помощи в трудной жизненной ситуации.

- Оценка распределения времени

Жизнь сообщества и социальное партнерство

- Участие в деятельности благотворительных и добровольных организаций, профсоюзов, политических партий, акциях различного вида.

- Участие в политических голосованиях

- Религиозная активность

- Социальные связи с соседями

- Оценка удовлетворенности жизнью в сообществе.

- Доверие к государственным институтам, таким как пенсионная система, система социальных пособий.

- Доверие к людям.

- Социальное согласие и социальная напряженность.

- Отношение к жизни и обществу.

- Вероятность получения помощи в трудной жизненной ситуации

Здоровье и здравоохранение

Наличие хронических заболеваний или инвалидности

- Оценка удовлетворенности здоровьем.

- Оценка здоровья.

- Оценка доступности медицинских услуг (расстояние, время, стоимость).

- Удовлетворенность услугами здравоохранения

Знания, образование и профессиональная подготовка

- Уровень образования.

- Давность получения образования.

- Получение образования на курсах после завершения стандартного образования.

- Пользование Интернетом

- Оценка удовлетворенности образованием.

- Оценка знания английского языка.

- Удовлетворенность услугами образования

Общественные услуги

Время, затрачиваемое в пути на работу, учебу

- Удовлетворенность услугами общественного транспорта.

- Удовлетворенность социальными услугами.

- Удовлетворенность государственной пенсионной системой

Окружающая среда

 

- Оценка состояния (шум, загрязнение воздуха, качество воды, места для отдыха, зеленые массивы).

- Безопасность

Удовлетворенность жизнью и счастье

 

- Оценка удовлетворенности жизнью.

- Оценка того, насколько индивид счастлив

Информация о работе Исследование отношения и уровня доверия граждан к органам государственной власти в РФ