Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 17:13, курсовая работа
Высказывание Ф. Ларошфуко очень подходит к теме «Малая группа:ее исследования». Очевидным является то, что с первых дней своей жизни человек связан с определенными малыми группами, причем не просто испытывает на себе их влияние, но только в них и через них получает первую информацию о внешнем мире и в дальнейшем организует свою деятельность.
Введение…………………………………………………………………………3
1. Характеристики малой группы………………………………………………6
2. Виды и функции малых групп……………………………………………….6
3. Групповая динамика………………………………………………………….7
4. Изучение малых групп……………………………………………………….10
4.1. Эксперимент………………………………………………………….10
4.2. Метод социометрии (Я. Морено)……………………………………12
4.3. Метод включенного наблюдения……………………………………14
5. Наблюдение за малой группой на практике………………………………...14
Заключение……………………………………………………………………….20
Список литературы………………………………………………………………21
Схема эксперимента:
Пример:
Хоторнские эксперименты (1927-1932)
Тема: Повышение производительности труда.
Факторная характеристика - освещенность рабочего места,
нейтральная - содержание труда,
контрольная - производительность труда.
Факторная характеристика - продолжительность и частота перерывов, дополнительный свободный день, завтраки за счет фирмы.
Производительность труда не снизилась и после отмены этих условий.
· Оказалось, групповые нормы - главный фактор производительности труда.
Выводы из эксперимента:
Они стали известны благодаря трудам Э. Мэйо. Эти выводы легли в основу управленческой доктрины человеческих отношений.
Суть доктрины:
Еще один метод для изучения малых групп:
4.2. Метод социометрии (Я. Морено)
Я. Морено говорил, что большую роль в жизни людей играют неформальные отношения. Нужно стремиться, чтобы формальная и неформальная структура общества совпадали. Для этого нужны специальные методы.
Социометрия
- проект социальной науки в целом.
Основная идея этого проекта - малая
группа - модель общества, на ее примере
видно, что для жизни людей
важна как объективная
Эмоциональные
привязанности в группах
С
т.з. Морено социометрия не только метод
изучения, но и народная социология, которая
включает людей в социальное экспериментирование
(Морено изобрел методы социодрамы и
По результатам социометрического опроса заполняется таблица, представляющая собой данные о сделанных и полученных выборах, т.н. социологическая матрица. Результаты опроса могут быть представлены графически в виде социограммы, наглядно представляющей структуру межличностных связей.
|
4.3. Включенное наблюдение — изучение социальной группы «изнутри».
Включенное наблюдение — качественный метод исследования, позволяющий изучать людей в их естественной среде, в повседневных жизненных ситуациях. Это форма полевых исследований, которые происходят в реальных условиях, которые, в отличие от эксперимента, никем не контролируются и не структурируются. Это хороший метод для выявления того, что люди действительно делают, а не говорят, что делают.
Как видно из названия метода, исследователи принимают непосредственное участие в деятельности той организации или коллектива, которые они изучают. Таким образом, исследователь должен постоянно балансировать две роли: участника и наблюдателя. Особенно важно избежать полного «вливания» в коллектив, когда исследователь начинает идентифицировать себя с теми, кого изучает.
Исследователь может выступать в двух ролях:
Утверждается,
что метод включенного
Наблюдение – это общий термин, обозначающий ситуацию преднамеренного и целенаправленного восприятия каких-либо явлений. В психологии наблюдение издавна используется как метод сбора первичной информации и её определённой регистрации, исходя из исследовательских задач.
Целью нашего исследования было выявление ролевой структуры малых групп в процессе наблюдения за ситуацией группового решения задачи с использованием и без использования критериев.
Основные роли, которые берут на себя члены группы, это: председатель, душа группы, генератор идей, проблематизатор, критик, секретарь и оформитель идей.
О
групповом принятии решений пишет
Рэймонд Мередит Белбин — бывший психолог
и лектор, чья система подбора и создания
команд с учетом соблюдения баланса сильных
сторон и «допустимых слабостей» участников
стала стандартом в бизнесе. В своём интервью
он говорит, что его работа посвящена открытию
ролей в команде, где понятие обязанностей
и ответственности зависит как от степени
самопознания участников, так и от понимания
задач и нужд всей команды в целом. Концепт
команды и ее участие в исполнении работы
– это новый концепт. Новым он является
по двум причинам: во-первых, потому что
во всей долгой политической истории человечества
не было прецедента появления команд,
где игроки, имея разные роли, обладают
равными правами. Во-вторых, потому что
распределение обязанностей и ответственности
происходило в соответствии с традиционными
правилами и законами, корни которых так
глубоки и прочны, что и сегодня, в современном
мире, распределение ролей ведется еще
по тем же принципам. Обычно людям назначают
роли, они их не находят, поэтому работу
они не связывают с командой. Я являюсь
сторонником зрелого сотрудничества команды.
В нашем сложном и постоянно меняющемся
мире командная работа есть наиболее эффективный
способ, который нам известен, для выполнения
сложных задач и миссий, поскольку именно
он предполагает активное участие людей
и самостоятельное возложение на себя
ответственности в процессах принятия
решений и успешного исполнения задания.
Методика наблюдения
Наблюдение за групповым решением задачи осуществлялось в лабораторных условиях. Наблюдение включало все серии: с использованием критериев определения роли и без использования. В качестве испытуемых в первой серии среди студентов II курса факультета психологии по собственному желанию выбирались 6 человек. Наблюдатели рассаживались вокруг них таким образом, чтобы было удобно видеть лица и позы испытуемых, слышать, о чём они говорят.
Испытуемым
была предложена задача, на решение
которой отводилось 20 минут. Наблюдатели
были разделены на 2 подгруппы по
8 человек в каждой. У первой подгруппы
были бланки для распределения ролей
между испытуемыми без
В
первой серии наблюдения в течение
20 минут, пока испытуемые решали задачу,
наблюдатели составляли протокол, в
котором отмечалось не более двух
ролей для каждого из 6 испытуемых.
По истечении этого времени
Результаты наблюдения
Таблица 1: результаты первой серии наблюдений
Катя | Оля | Екатерина | Маша | Даша | Дима | |
Председатель | 0/0 | 0/2 | 0/1 | 3/1 | 0/0 | 4/8 |
Душа группы | 0/1 | 0/3 | 3/2 | 1/0 | 0/0 | 4/7 |
Генератор идей | 7/8 | 1/3 | 1/3 | 6/5 | 0/0 | 0/0 |
Проблематизатор | 1/2 | 5/5 | 3/1 | 0/1 | 2/3 | 2/0 |
Критик | 5/0 | 3/2 | 2/6 | 2/3 | 0/3 | 1/0 |
Секретарь | 0/2 | 0/0 | 6/2 | 1/1 | 3/2 | 0/0 |
Оформитель идей | 0/0 | 5/0 | 0/0 | 1/4 | 0/1 | 2/0 |
В таблице обозначено число наблюдателей, отнесших каждого из испытуемых к соответствующей роли в группе. При этом число до черты обозначает тех испытуемых, которые не использовали критерии наблюдения, а после черты – тех, которые использовали критерии.
Жирным шрифтом выделены те числа, в которых наблюдалась наибольшая согласованность между результатами наблюдения обеих подгрупп. Таким образом, между каждым из испытуемых было распределено, как минимум, по одной роли.
После
подсчёта результатов испытуемые могли
выразить свои впечатления о проведённой
работе в группе. Каждый из них говорил,
что процедура коллективного
решения задачи понравилась и
принесла положительные эмоции. У
двоих из испытуемых уже имелся опыт
подобной работы. Испытуемые демонстрировали
воодушевление и радость.
Таблица 2: результаты второй серии наблюдений
Варя | Вика | Лена | Маша | Анфиса | Ксения | |
Председатель | 7 | 1 | 1 | 0 | 3 | 0 |
Душа группы | 6 | 2 | 0 | 5 | 8 | 0 |
Генератор идей | 7 | 8 | 0 | 1 | 2 | 4 |
Проблематизатор | 3 | 1 | 6 | 3 | 5 | 4 |
Критик | 4 | 6 | 2 | 10 | 2 | 7 |
Секретарь | 1 | 2 | 4 | 3 | 5 | 2 |
Оформитель идей | 2 | 1 | 1 | 0 | 3 | 7 |
Информация о работе Исследование малой группы методом включенного наблюдения