Исследование малой группы методом включенного наблюдения

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 17:13, курсовая работа

Краткое описание

Высказывание Ф. Ларошфуко очень подходит к теме «Малая группа:ее исследования». Очевидным является то, что с первых дней своей жизни человек связан с определенными малыми группами, причем не просто испытывает на себе их влияние, но только в них и через них получает первую информацию о внешнем мире и в дальнейшем организует свою деятельность.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3

1. Характеристики малой группы………………………………………………6

2. Виды и функции малых групп……………………………………………….6

3. Групповая динамика………………………………………………………….7

4. Изучение малых групп……………………………………………………….10

4.1. Эксперимент………………………………………………………….10

4.2. Метод социометрии (Я. Морено)……………………………………12

4.3. Метод включенного наблюдения……………………………………14

5. Наблюдение за малой группой на практике………………………………...14

Заключение……………………………………………………………………….20

Список литературы………………………………………………………………21

Файлы: 1 файл

Исследование малой группы методом включенного наблюдения.docx

— 48.15 Кб (Скачать)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

1. Характеристики малой группы………………………………………………6

2. Виды и функции малых групп……………………………………………….6

3. Групповая динамика………………………………………………………….7

4. Изучение малых групп……………………………………………………….10

     4.1. Эксперимент………………………………………………………….10

     4.2. Метод социометрии (Я. Морено)……………………………………12

     4.3. Метод включенного наблюдения……………………………………14

5. Наблюдение  за малой группой на практике………………………………...14

Заключение……………………………………………………………………….20

Список  литературы………………………………………………………………21 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

                    Тот, кто воображает, что может обойтись без других людей, очень ошибается, но тот, кто воображает, что без  него не могут обойтись люди, ошибается  еще больше.

     Ф. Ларошфуко. 

     Высказывание  Ф. Ларошфуко очень подходит к  теме «Малая группа:ее исследования». Очевидным является то, что с первых дней своей жизни человек связан с определенными малыми группами, причем не просто испытывает на себе их влияние, но только в них и через них получает первую информацию о внешнем мире и в дальнейшем организует свою деятельность.

     Интерес к малым группам, к их исследованию возник очень давно, по существу немедленно вслед за тем, как начала обсуждаться  проблема взаимоотношения общества и личности и, в частности, вопрос о взаимоотношении личности и  среды ее формирования.

     Историю изучения малых групп можно разделить  на несколько этапов, каждый из которых  привносил нечто новое в саму трактовку сущности малой группы, ее роли и личности.

     В самых ранних исследованиях, а они  были проведены в США в 20-е гг. XX в., выяснился вопрос о том, действует ли индивид в одиночку лучше, чем в присутствии других, или напротив, факт присутствия других стимулирует эффективность деятельности каждого. Главным итогом первого этапа исследований малых групп было открытие явления социальной фацилитации, когда на продуктивность деятельности индивида оказывает влияние сам вид и «звучание» других людей, работающих рядом над той же самой задачей.

     Второй  этап развития исследований знаменовал собой переход от изучения коактных групп (коакция – это факт одновременного действия рядом членов малой группы, отличный от взаимодействия) к изучению взаимодействия индивидов в малой группе. Так в ряде исследований было показано, что при условии совместной деятельности в группе те же самые проблемы решаются более корректно, чем при их индивидуальном решении: особенно на ранних стадиях решения задач группа совершает меньше ошибок, демонстрирует более высокую скорость их решения и т.д. Важным параметром групповой деятельности является именно взаимодействие, а не просто «соприсутствие» членов группы.

     На  третьем этапе исследования малых  групп стали значительно более  разветвленными. Начали выявлять не только влияние группы на индивида, но и  характеристики группы: ее структуру, типы взаимодействия индивидов в  группе; сложились подходы к описанию общей деятельности группы. Совершенствовались и методы измерения различных  групповых характеристик.

     Не  смотря на то, что малые группы изучались  уже много лет, остаются нерешенными  некоторые вопросы. В частности, до сих пор является дискуссионным  вопрос  о самом определении  малой группы, о ее наиболее существенном признаке (а следовательно, о принципах выделения малых групп). Также не решен вопрос о количественных параметрах малой группы, нижнем и верхнем пределах.

     Структурно  данная работа состоит из введения, трех глав и заключения.

     В первой главе реферата раскрывается понятие малой группы, ее признаки и границы. Во второй главе реферата приведена классификация малых  групп, а в третьей главе описаны  критерии, по которым следует давать характеристику группы.

     При написании работы в основном были использованы работы Андреевой Т. М., Столяренко А. М., Еникеева М. Ц. и др.

     Основная  задача моей работы рассмотреть вопросы, которые являются предметом дискуссии  социальных психологов, а именно понятие  группы, ее количественные параметры, нижний и верхний предел, т.е. границы малой группы.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Характеристики малой  группы

     Малая социальная группа - объединение людей, имеющих непосредственный контакт друг с другом, объединенных совместной деятельностью, эмоциональной или родственной близостью, осознающих свою принадлежность к группе и признанных другими людьми.

     Состав группы

     Численность и признаки (по возрасту, полу, образованию, национальности...)

     Структура группы

     Подразумевает функциональные обязанности членов группы в их совместной деятельности, набор ролей (набор ожидаемых действий от человека, за которым закреплены определенные функциональные обязанности) и набор норм(набор предписаний, требований, пожеланий общественно-одобряемого поведения).

     Групповые процессы

     Подразумевают процессы сплочения или разобщения группы, развитие групповых норм. формирование лидерства, развитие симпатий и антипатий и т.д. 

2. Виды и функции  малых групп

     По роду деятельности

(промышленные, учебные, любительские)

   По  способу возникновения

  • формальные - возникающие для выполнения определенных функций внутри систем более высокого уровня (3 - 20 чел)
  • неформальные или контактные - возникающие на основе взаимных симпатий, интересов. Пределами их численности являются пределы эмоциональных возможностей человека (3 - 8 чел)

   По  степени развития межличностных  отношений

   - От дифференциальных групп до коллектива

   По  значимости индивида

  • группы членства (все люди в группе)
  • референтные группы (значимый для индивида круг общения)

   Функции групп

   Для референтных групп характерны функция сравнения и функция нормативная. Функция сравнения подразумевает, что группа формирует эталон поведения и оценки самого индивида и окружающих.

   Инструментальные  функции групп связаны с организацией совместной деятельности.

   Экспрессивная и поддерживающая функции связаны  с эмоциональными потребностями  индивида. 

3. Групповая динамика

   Групповая динамика включает следующие процессы:

  • сплочение или разобщение групп;
  • процесс образования неофициальных групп внутри групп формальных;
  • становление групповых норм (это важнейший процесс), т.е. спонтанно складывающихся стандартов поведения индивида. Такие нормы - стандарты делают поведение индивида предсказуемым, способствуют эффективности групповой деятельности.

   Становление групповых норм повышает сплоченность группы и одновременно усиливает  групповое давление на индивида.

   Конформность - характеристика позиции индивида относительно позиции группы, мера подчинения индивида групповому давлению.

   Конформность может проявиться в изменении мнения и поведения человека в направлении большего согласия с группой.

   Противоположная сторона конформизма - негативизм.

   Одним из важнейших процессов в динамике групп является выделение лидера. Лидер - член малой группы, имеющий определенное влияние на стороны ее жизни. Влияние основано на авторитете (признании групповых и личностных качеств человека). Выдвижение лидера связано с функциональной задачей управления.

   Управление - набор действий, включающих:

  • целеполагание (в т.ч. принятие решений)
  • координацию совместных действий
  • контроль за соблюдением стандартов группового поведения и выполнением принятых решений.

   Управление  задает отношение субординации (упорядочение сверху вниз), координации (упорядочение горизонтально), реординации (упорядочение снизу вверх).

   Управление  необходимо для оптимизации совместной деятельности, однако, каждая из сфер жизни  группы может инициировать своих лидеров и тогда сплоченность группы будет зависеть от взаимоотношений между ними.

   Малая группа - системный социальный объект. Ее элементами (как и элементами других соц. систем) выступают люди и возникающие между ними отношения.

   Применительно к малым группам действует  принцип иерархичности. Это подразумевает. что малая группа выступает частью систем более высокого уровня (например, учебная группа включается в факультет), выступает как подсистема.

   Малая группа - динамическая система, об этом свидетельствуют процессы групповой  динамики. Это открытая система, т.е. она осуществляет обмен с внешней  средой веществом, энергией, информацией.

   Принимая  во внимание вышесказанное (курсивом), рассмотрим

   Направление действий лидера:

Направление Обеспечить
1. Внешняя  среда Совместимость, контакт (достаточные, чтобы избежать изоляции, но не чрезмерные, чтобы не нарушать целостность группы)
2. Межличностные  отношения Включенность, расположение, контроль.

Включенность  в совместные действия, достаточную, чтобы никто не чувствовал себя в  изоляции, но не чрезмерную, чтобы никто  не терял индивидуальности.

Расположение, достаточное для экспрессивной  и поддерживающей функции, но не чрезмерное, чтобы не мешать реализации инструментальной функции.

Контроль  за принятием решений, достаточный, чтобы все участвовали в обсуждении, но не чрезмерный, чтобы не утрачивалась функция управления (по-моему все наоборот...)

3. Разрешение  конфликтов Интеграция  точек зрения (сплочение группы против конфликта).

     Реализация  этих направлений иллюстрирует комплиментарную функцию лидера (лидер должен делать то, чего не может сделать группа).

     Задача  управления постоянна, а способы  ее реализации зависят от характеристик  группы, а так же от ситуации, в  которой действует группа.

     Модели (стили) управления

   Тоталитарный

  1. Авторитарный
  2. Демократический
  3. Либеральный

   Анархический

Различия  этих моделей можно установить:

  • по характеру отношений между управляющими и управляемыми
  1. Доминирование управляющих
  1. Конструктивное равноправие сторон
  2. Доминирование управляемых
  • по способу принятия решений
  1. Принимает решение 1 человек. Качество зависит от его знаний, квалификации, опыта и т.д. Скорость принятия решения повышается, а реализация решений связана с усиленным внешним контролем лидера над членами группы.
  2. Решение возникает в результате коллективного обсуждения. Качество решения зависит от способности членов группы выражать свои мнения и выслушивать мнения других, а так же от способности лидера организовать дискуссию и при необходимости привлечь эксперта. Скорость принятия решений замедляется, однако увеличивается участие каждого в принятии решений, повышается значение самоконтроля в ходе выполнения решений.
  3. Минимизация управления может привести к тому, что решение так и не будет принято
  • по характеристикам групп, для которых применима та или иная модель

Чем выше уровень образования членов группы, чем более творческим является содержание их деятельности, тем менее приемлем авторитарный стиль.

  • по ситуациям, в которых обосновано применение той или иной модели

Например, экстремальные ситуации оправдывают  применение авторитарной модели, а  в ситуации сплочения группы лучше  демократический стиль. 

4. Изучение малых  групп

     4.1. Эксперимент

     Это общенаучный метод исследования в контролируемых и управляемых  условиях причинно-следственных связей между явлениями и процессами.

Информация о работе Исследование малой группы методом включенного наблюдения