Информационно-психологическое воздействие в современном обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 16:57, курсовая работа

Краткое описание

Целью моей работы является рассмотрение особенностей психологического воздействия на человека в ходе политических, рекламных и прочих общественных мероприятий и действий.
Для достижения поставленной цели предстоит решить следующие задачи:
- рассмотреть особенности информационно-психологического воздействия
- определить манипулятивный характер информационно-психологического воздействия

Оглавление

Введение 3
1 Общая характеристика информационно-психологического воздействия 5
1.1 Характеристика основных компонентов информационно-психологических операций в сфере внутриполитических отношений. Роль СМИ 7
2 Особенности и задачи информационно-психологического воздействия манипулятивного характера 9
2.1 Психологическое воздействие как вид воздействия на людей. Суть и цели рекламных акций 11
2.2 Взаимодействие человека и информационной среды: источники угроз и проблема безопасности личности 13
3 Технологии тайного принуждения личности 18
Заключение 20
Список используемых источников 21

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ (4).docx

— 49.78 Кб (Скачать)

Иначе и быть не может. Потому что  конкурентная борьба - основа рыночной экономики. Не бывает рынка без конкуренции.

То есть без работы против своих  конкурентов не обойдется ни одно предприятие в рыночной экономике. Если оно этого не хочет и не делает даже по самым высоким «моральным» соображениям - значит, через некоторое время оно просто перестанет существовать. Таковы объективные закономерности рынка»7.

Сущностью и психологическим содержанием кризисных технологий является тайное принуждение человека. Автор отмечает, что «... в crisis management'е нет ничего сложного и таинственного. Только мнение плюс влияние. И громадное количество технологических приемов, позволяющих нужное мнение создавать и нужное влияние оказывать» . Причем сделать это таким образом, чтобы не попасть под уголовное преследование. То есть «не выходя за рамки закона и не совершая ничего такого, за что можно было бы привлечь к ответственности, разделаться с конкурентом или отразить его атаки. А точнее - решить основную задачу, задачу увеличения своих прибылей или их сохранения от посягательств конкурентов»8. При этом проводится открытая реклама использования таких специфических технологий в подавлении конкурентов, что говорит об изменениях в общественной психологии в отношении допустимости использования средств и методов тайной борьбы и скрытого принуждения людей в экономической конкуренции. Таким образом, все ранее сказанное подтверждает, что феномен тайного принуждения личности в условиях рыночных отношений и конкурентной борьбы в России не только является реально существующем феноменом социального взаимодействия, но и имеет тенденцию к расширению сферы использования в российском обществе.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Подводя итог работе, хотелось бы подчеркнуть, что человек – существо социальное, и он не может избежать информационно-психологического влияния, находиться вне его. При всем этом, масса остается массой, но каждый в отдельности является неповторимой личностью. Для управления обществом необходима его сплоченность. Общественное положение, общие взгляды, интересы, ценности, стремления, проблемы – вот то, что способствует формированию единой массы. Проблема лишь в выявлении точек соприкосновения, ведь в силу различных особенностей люди отличаются в восприимчивости к различным воздействиям. Кроме индивидуальных особенностей есть также и общие характеристики психики, которые влияют на степень подверженности психологическому воздействию. Так, например, в кризисных изменениях общества повышается внушаемость людей, и, соответственно, возрастает подверженность воздействиям. Она также возрастает при нахождении человека в массовых скоплениях людей, в толпе, на митинге, демонстрации. С человеком происходит психическое заражение определенным эмоциональным состоянием, что, например, достаточно ярко проявляется на различных зрелищных мероприятиях. Как бы это ни было парадоксально, но множество людей куда больше стремятся узнать о чем угодно, исходя из своих интересов, своего положения либо должностных обязанностей , чем о собственных психологических характеристиках и способах использования своих психологических возможностей.

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Афанасьев Г.Л. Crisis management - секретное оружие Запада в конкурентной борьбе/Российский рынок рекламы. Стратегия успеха: материалы международной конференции, 27-28 мая 1997 года, Москва
  2. Вайткунене Л. Психотехнические средства буржуазной пропаганды//Коммунист. Вильнюс, 1984. N10. С.63-67
  3. Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. М., 1994, с.294.
  4. Ионин Л.Г. Технология социальная/Современная западная социология: Словарь.- М.: Политиздат, 1990.
  5. Лекарев С.В., Порк В.А. Бизнес и безопасность./Толковый терминологический словарь. - М., 1995. С.288
  6. Л о м о в Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии.- М: Издательство “Наука”, 1984., с.267
  7. Ковалев Г.А. Три парадигмы в психологии - три стратегии психологического воздействия/Вопросы психологии, 1987. N 3, с.41-49.
  8. Пугачев В.П.,  Соловьев А.И.  Ввведение  в  политологию.-  М., 1995. С.254
  9. Политология: Энциклопедический словарь/Общ.ред. и сост.: Ю.И.Аверьянов.- М.. 1993. С.323-324
  10. С т а н к и н М.И. Психология общения: курс лекций: - М.: Институт практической психологии. 1996
  11. Фисенко П.И. Личностно-психологические источники опасностей в обществе и психологические аспекты национально-государственной безопасности/Общая теория безопасности (актуальные методологические и социально-политические проблемы). - М., 1994.  С.133.
  12. Цветнов А. Управление социально-политическими процессами: технология избирательных кампаний, лоббирования, общественной деятельности. М., 1996. С.18
  13. Шостром Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор. - Минск, 1992.
  14. Шиллер Г. Манипуляторы сознанием /Пер. с англ. - М.: Мысль, 1980, с.42
  15. Шерковин Ю.Я. Психологические проблемы массовых информационных процессов. М., Мысль, 1973.

1 Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. М., 1994, с.294

2 Пугачев В.П.,  Соловьев А.И.  Ввведение  в  политологию.-  М., 1995. С.254

3 Ионин Л.Г. Технология социальная/Современная западная социология: Словарь.- М.: Политиздат, 1990.

4 Ковалев Г.А. Три парадигмы в психологии - три стратегии психологического воздействия/Вопросы психологии, 1987. N 3, с.41-49.

5 Доценко Е.Л. Механизмы межличностной манипуляции//Вестн. Моск. ун-та. Сер.14, Психология. 1993.N 4. с.5.

6 Афанасьев Г.Л. Crisis management - секретное оружие Запада в конкурентной борьбе/Российский рынок рекламы. Стратегия успеха: материалы международной конференции, 27-28 мая 1997 года, Москва.

7 Политология: Энциклопедический словарь/Общ.ред. и сост.: Ю.И.Аверьянов.- М.. 1993. С.323-324.

8 Афанасьев Г.Л. Crisis management - секретное оружие Запада в конкурентной борьбе/Российский рынок рекламы. Стратегия успеха: материалы международной конференции, 27-28 мая 1997 года, Москва

 


Информация о работе Информационно-психологическое воздействие в современном обществе