Информационно-психологическое воздействие в современном обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 16:57, курсовая работа

Краткое описание

Целью моей работы является рассмотрение особенностей психологического воздействия на человека в ходе политических, рекламных и прочих общественных мероприятий и действий.
Для достижения поставленной цели предстоит решить следующие задачи:
- рассмотреть особенности информационно-психологического воздействия
- определить манипулятивный характер информационно-психологического воздействия

Оглавление

Введение 3
1 Общая характеристика информационно-психологического воздействия 5
1.1 Характеристика основных компонентов информационно-психологических операций в сфере внутриполитических отношений. Роль СМИ 7
2 Особенности и задачи информационно-психологического воздействия манипулятивного характера 9
2.1 Психологическое воздействие как вид воздействия на людей. Суть и цели рекламных акций 11
2.2 Взаимодействие человека и информационной среды: источники угроз и проблема безопасности личности 13
3 Технологии тайного принуждения личности 18
Заключение 20
Список используемых источников 21

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ (4).docx

— 49.78 Кб (Скачать)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение 3

1 Общая характеристика информационно-психологического воздействия 5

1.1 Характеристика основных компонентов информационно-психологических операций в сфере внутриполитических отношений. Роль СМИ 7

2 Особенности и задачи информационно-психологического   воздействия манипулятивного характера 9

2.1 Психологическое воздействие как вид воздействия на людей. Суть и цели рекламных акций 11

2.2  Взаимодействие человека и информационной среды: источники угроз и проблема безопасности личности 13

3 Технологии тайного принуждения личности 18

Заключение 20

Список используемых источников 21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Многие тысячелетия происходила эволюция технологий власти  и  социального управления в обществе. Современные средства массовой коммуникации создали для этого множество новых возможностей, многократно усилив эффективность использования информации в этих целях.  Они произвели настоящую революцию в политических отношениях и способах общественного управления в XX веке.

Основная направленность эволюции власти и управления, заключалась и заключается в настоящее время в том, чтобы, используя наименьшие  затраты  средств и ресурсов, получить максимальный эффект воздействия на людей,  обеспечив их «добровольную» подчиняемость. Как  отмечал  О.Тоффлер,  высшее качество и наибольшую эффективность современной власти придают знания, позволяющие «достичь искомых целей,  минимально расходуя ресурсы власти; убедить людей в их личной заинтересованности в этих целях; превратить противников в союзников»1.

Рассматривая роль массовых коммуникаций и их влияние на  политические процессы, современные российские политологи отмечают,  что в постиндустриальном обществе власть знаний и информации становится решающей в управлении обществом, оттесняя на второй план влияние денег и государственного  принуждения. Причем носителями и,  особенно, распространителями знаний и другой социально значимой информации являются средства  массовой  коммуникации2.

В современном мире государственное, административное и иное силовое принуждение все больше заменяется на информационное воздействие и психологическое принуждение.

«Иметь важную информацию значит иметь власть; уметь отличать важную информацию  от  неважной  означает  обладать  еще  большей властью; возможность распространять важную информацию в собственной режиссуре или умалчивать ее означает иметь  двойную  власть», вот  так раскрывают роль и значение информационно-психологического воздействия на людей  немецкие  политологи - авторы крупнейшего современного учебного пособия по политологии ФРГ.3

Актуальность темы состоит в  том, что манипулирование людьми стало достаточно массовым явлением в повседневной жизни, экономической конкуренции и политической борьбе и представляет основную угрозу информационно-психологической безопасности личности в современных условиях развития российского общества. Сущность манипуляций людьми, выделяется как скрытое психологическое принуждение личности.

Целью моей работы является рассмотрение особенностей психологического воздействия на человека в ходе политических, рекламных и прочих общественных мероприятий и действий.

Для достижения поставленной цели предстоит решить следующие задачи:

- рассмотреть особенности  информационно-психологического  воздействия

- определить манипулятивный  характер информационно-психологического воздействия

- выяснить основные этапы информационно-психологического  воздействия

- рассмотреть технологию информационно-психологического  воздействия.

1 Общая характеристика информационно-психологического  воздействия

Информационно-психологическое  воздействие достаточно широко распространено в современном обществе и играет большую роль в институте государственного управления. Умение манипулировать массами  дает куда больший эффект, нежели патриотизм либо силы государственного принуждения. Современные политологи, рассматривая такое воздействие на массы в сфере политических отношений, определяют этот феномен как «психологическую войну».

Рассматривая психологическую войну в широком смысле как целенаправленное и планомерное использование политическими оппонентами пропаганды и других средств (дипломатических, военных, экономических, политических и т.д.) для прямого или косвенного воздействия на мнения, настроения, чувства и в итоге на поведение противника с целью заставить его действовать в угодных им направлениях, современные российские политологи отмечают, что, будучи компонентом системы политических отношений, психологическая война присутствует в различных измерениях этой системы не только как внешняя, но и как внутренняя политика.

Во внутренней политике психологическая война обычно связана с пропагандистским противостоянием политических оппонентов, хотя может приобретать  и более сложный характер. Внутриполитическими примерами психологической войны являются пропагандистские столкновения в ходе любой избирательной кампании или борьбы за власть.

Здесь психологическая война выступает  в качестве действий, направленных на ослабление морального духа противника, на подрыв авторитета руководителей, в конечном счете, на оказание давления на взгляды отдельных людей и общественное мнение в целом для достижения конкретных целей1 .

Эволюция форм борьбы за власть развивается от использования прямого насилия вплоть до вооруженного к технологиям тайного принуждения людей.

В развитых странах западной демократии и в России борьба за власть превратилась в информационно-психологическую борьбу, основными организационными формами которой являются психологические операции внутри собственной страны. Переходный период и кризисные условия, в которых находится Россия, сопряжен с множеством издержек в духовной сфере, что в определенной мере усиливает перепитии политической борьбы с широкомасштабным и массовым использованием психологических манипуляций, зачастую придавая ей высокий уровень социально-психологической напряженности в обществе.

Понятия психологической войны  и психологических операций заимствовано из области внешнеполитических, межгосударственных отношений и военного искусства  и перенесено в сферу внутригосударственную - в сферу борьбы за политическую власть внутри страны. Для того, чтобы выделить и отличать организационные формы скрытого принуждения людей во внутриполитической борьбе от используемых во внешнеполитической и военной сферах, где они являются дополнительным составным компонентом военного противоборства и межгосударственного давления в международных конфликтах и кризисных ситуациях, нужно использовать для их обозначения термин «информационно-психологические операции»[9]. Тем более, что понятие «информационно-психологические операции» в отличие от «психологических операций» более точно отражает содержание и специфику воздействия на население и оппонентов в политической борьбе, так как в самом названии подчеркнута роль информации и информационного воздействия на человеческую психологию.

1.1 Характеристика основных компонентов информационно-психологических операций в сфере внутриполитических отношений. Роль СМИ.

 

В психологических операциях, используемых во внешнеполитической и военной сферах, выделяются уровни их организации и проведения. В информационно-психологических операциях, используемых во внутриполитической борьбе также можно выделить несколько уровней.

Во-первых, федеральный или общероссийский. Во-вторых, региональный уровень, и, в-третьих, местный. В наиболее явном виде осуществление информационно-психологических операций проявляется на федеральном уровне[3].

Важным компонентом информационно-психологического воздействия в сфере внутриполитических отношений являются демонстрационные действия. Демонстрационные действия представляют собой акции и мероприятия, основное отличие которых от реальных практических действий заключается в ориентации в первую очередь не на их результат, а на использование в качестве средства психологического воздействия на людей. В качестве таких действий могут выступать, например, угроза применения каких либо санкций и мер по отношению к конкретным лицам или организациям; проведение благотворительных акций в период предвыборной борьбы. Такие действия, разумеется, просто невозможны без использования средств массовой информации. СМИ тесно сотрудничают с заинтересованными в этом лицами, и, соответственно, также имеют свои каналы воздействия на людей. С давних пор средства массовой информации выполняют функцию посредника между правящей элитой и управляемым обществом. Люди не должны знать всей правды, задача СМИ определяется именно в преподнесении информации в таком виде, чтобы среднестатистический человек трактовал ее в единственно правильном и нужном для государства смысле. Ведь общество, способное думать критически, куда более сложно управляемо, чем то, которое заражено «лжеидеей». Разумеется, найдутся люди, способные взглянуть на вещи с точки зрения вненаходимости, однако таких будет столь мало, что они будут просто выставлены на посмешище, либо объявлены противниками демократических ценностей. Еще А. Далес упоминал об этом в своей доктрине президенту США сразу же после окончания Второй Мировой войны, что известно мне еще из школьного курса истории.

Что же касается демонстрационных действий, их отличием от реальных является приуроченность к выборной кампании. деятельность реализуется в виде мероприятий и акций обеспечивающего характера, которые направлены на оказание психологического воздействия на определенных лиц и группы людей, или создание условий, повышающих его эффективность и информационно-психологических операций в целом.

В этой деятельности возможно выделить три группы действий:

Во-первых, действия направленные на организационное, финансовое, материально-техническое  и иное обеспечение пропагандистских акций с использованием средств массовой коммуникации.

Во-вторых, направленные на обеспечение  демонстрационных действий, различных  акций поддержки, митингов, демонстраций, собраний, встреч.

В-третьих, действия по проведению различных  переговоров, привлечения влиятельных  сторонников, организация финансовой и иной поддержки, проведения выгодных решений в органах исполнительной и законодательной власти на различных уровнях. Основной организационной формой таких действий современные политологи обозначают как политические игры[8].

Кроме этого могут применяться и другие способы, как на грани закона, так и противоправные. Это, например, шантаж, угрозы физического или экономического воздействия, проводимые как в отношении оппонентов, так и его сторонников или поддерживающих.

2 Особенности и задачи информационно-психологического   воздействия манипулятивного характера

 

В связи с тем, что информация воспринимается человеком избирательно, в зависимости от имеющихся установок, инициаторы информационного воздействия  пытаются оказывать влияние на массовое сознание с учетом готовности общества воспринять ту или иную информацию. Устоявшейся точкой зрения среди зарубежных и отечественных специалистов является тот факт, что манипулятивное воздействие на психику людей, осуществляется в виде двух относительно самостоятельных этапов, сменяющих друг друга[14]. Это обусловлено общей закономерностью внушающего воздействия, на основе которого базируются манипулятивные стратегии и тактики,  и для которого характерно использование двух основных этапов - подготовительного и основного.

Функции первого подготовительного этапа заключаются в облегчении восприятия материалов. Его основное назначение -   создание атмосферы доверия между коммуникатором и аудиторией, на которую направлено воздействие. Именно потому, что информация воспринимается легче, если для этого создана благоприятная почва, в задачи первого этапа входит разрушение у человека психологических установок, барьеров к восприятию информации независимо от того, какой она покажется.

На втором этапе происходит привлечение внимания и возбуждение интереса к передаваемым сообщениям. На этом этапе также активно используется техника и специальные приемы манипулятивного воздействия.

Деление на такие этапы является условным и не следует это рассматривать буквально[14]. В определенные периоды времени может осуществляться некоторое преобладание в сообщениях материалов, свойственных для одного этих этапов, что соответствует решаемым задачам в конкретный период времени. Коммуникатор, как фигура, выполняющая все действия с информацией - сбор информации, ее обработку и распространение по сравнению с аудиторией обладает заведомым преимуществом.

Опираясь пусть и не на столь  богатый и обширный личный жизненный  опыт, все же могу с полной уверенностью и неподдельной искренностью позволить  себе сделать столь откровенное  заявление, что одним из главных  обстоятельств информирования является то, что предлагая слушателям или читателям вынести свое собственное суждение, СМИ создают лишь иллюзию независимости, объективности, возможности выбора из различных точек зрения и опоры на  мнение аудитории. Мнение аудитории, у которой возникает негативная реакция на определенную информацию,  не распространяется на всю аудитории воздействия. Массовая аудитория разобщена в плане географического положения, и люди, трактуя информацию, находятся как максимум в малых группах и имеют возможность возразить разве что друг перед другом. Публичное выражение своего протеста в отношении текущей информации практически нереально, а именно она становится постоянно действующим инструментом манипулятивного влияния на людей, которые при современной системе информирования, обречены на пассивность и существование лишь в качестве объекта воздействия[15].

В тех случаях, когда мнение, невыгодное коммуникатору  преобладает, задача манипулятивного информирования сводится к изменению умонастроений масс. Демонстрация подтасованных результатов опросов,  отсеивание звонков в студию, преподнесение мнения общественности через подставных лиц и многие другие приемы направлены на то, чтобы у человека, имеющего иное мнение, сформировать психологическую установку белой вороны, дать понять, что другие, и их много,  думают иначе. Иногда несогласие сознательно допускается, например,  озвучивается возмущенный телефонный звонок или публикуется протест. Этот момент тоже обыгрывается, подчеркиваются достоинства такого источника информации, который показывает весь спектр мнений и точек зрения по различным вопросам.

2.1 Психологическое воздействие как вид воздействия на людей. Суть и цели рекламных акций.

Информация о работе Информационно-психологическое воздействие в современном обществе