Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 16:57, курсовая работа
Целью моей работы является рассмотрение особенностей психологического воздействия на человека в ходе политических, рекламных и прочих общественных мероприятий и действий.
Для достижения поставленной цели предстоит решить следующие задачи:
- рассмотреть особенности информационно-психологического воздействия
- определить манипулятивный характер информационно-психологического воздействия
Введение 3
1 Общая характеристика информационно-психологического воздействия 5
1.1 Характеристика основных компонентов информационно-психологических операций в сфере внутриполитических отношений. Роль СМИ 7
2 Особенности и задачи информационно-психологического воздействия манипулятивного характера 9
2.1 Психологическое воздействие как вид воздействия на людей. Суть и цели рекламных акций 11
2.2 Взаимодействие человека и информационной среды: источники угроз и проблема безопасности личности 13
3 Технологии тайного принуждения личности 18
Заключение 20
Список используемых источников 21
Использование психологических манипуляций при общении является достаточно распространенным фактом и присутствует в различных странах как в прошлом, так и в настоящее время. Путем простых умозаключений, я пришел к выводу, что рассмотрение данного вопроса целесообразно осуществить несколько подробнее, так как это может являться основой для анализа тайного принуждения личности в других ситуациях оказания информационно-психологического воздействия на человека.
Отличительной чертой психологических манипуляций является отношение к партнеру по общению не как к личности, обладающей самоценностью, а как к средству, при использовании которого достигаются скрываемые цели манипулятора, реализуются его интересы и удовлетворяются собственные потребности без учета интересов, воли и желаний другой стороны - человека, выступающего как объекта манипуляций[7].
В зависимости от отношение к человеку как к объекту или субъекту и степени его активности выделяются три основных стратегии воздействия: императивная, манипулятивная и развивающая[7].
В рамках манипулятивного подхода было разработано, как подчеркивает Г.А.Ковалев, наибольшее количество специальных теорий воздействия (им выделяется около 40), которые основываются на идее активности и психического функционирования человека. Однако, «многочисленные экспериментальные исследования и социальная практика ясно убеждают в том, что более совершенное знание и более глубокое проникновение в самые интимные механизмы психической природы человека не означают того, что эти научные открытия будут использоваться во благо человечества. Часто, наоборот, это самым непосредственным образом используется в разработке изощренных средств и методов контроля за сознанием и поведением людей, манипулирования психикой»4.
Процесс манипулятивного воздействия может осуществляться непосредственно манипулятором, но бывают ситуации, когда он выступает организатором сложной психологической манипуляции, в которой использует другие пути для достижения своих целей. Одним из таких путей может являться реклама. Целью рекламных акций является непосредственное воздействие на определенные массы и выполнение поставленных задач. Это явление преподносится как действие, направленное на расширение осведомленности общества в определенном вопросе. Но зачастую истинной целью его является склонение общественного мнения в угодную определенным лицам сторону. Причем средства выполнения задачи могут быть как законными, так и противозаконными. В большинстве случаев, реклама является целенаправленным распространением заведомо ложной информации. Мной был проведен опрос в среде студенческой молодежи. Целью его являлось выявление отношения к рекламе. Большинство опрошенных (а именно 92%) отметили, что реклама является целенаправленным обманом населения.
Следующей отличительной особенностью манипулятивного воздействия является его тайный, скрытый для адресата характер. В связи с этим выделяют два уровня воздействия: явный и скрытый[14].
Явный уровень выступает как маскировка воздействия. Он «выполняет функцию «легенды» или «мифа», - как отмечает Е.Л.Доценко, - маскирующего истинные намерения».5 Причем может скрываться как сам факт, так и цели скрытого воздействия. Но также показательно и то, что «этот уровень, однако, скрыт от адресата лишь психологически. реально же он встроен в сюжет «легенды» как набор элементов, которые могут выглядеть или как ее часть, или же как случайные включения, на которые обычно не обращают внимания. Эти элементы функционально являются «приманкой», на которую, как надеется манипулятор, должен «клюнуть» адресат». Ключевой задачей адресата является выявление самого факта манипулятивного воздействия и его мощности, так как именно в этом заключается основная опасность для личности.
Мощность и эффективность
В условиях увеличения информационного компонента в манипулятивных процессах соответственно происходит возрастание роли приемов воздействия, связанных с использованием информации.
Опираясь на знания, полученные в ходе посещения лекций по отечественной истории профессора А. П. Скорика, могу сделать вывод, что реформирование общества и переход к рыночным отношениям резко активизировали информационно-коммуникативные процессы, осуществляемые через средства массовой коммуникации и непосредственно в межличностном и личностно-групповом взаимодействии. Это стимулировало интенсивное применение манипулятивных приемов и технологий воздействия на людей. Использование в информационно-коммуникативных процессах манипулятивного воздействия на различные категории граждан России достигло таких масштабов, что может представлять угрозу информационно-психологической безопасности личности и российского общества в целом[11].
Широкомасштабное применение манипулятивного воздействия в коммуникационных процессах дезориентирует социально активную часть населения, вызывает социальную напряженность, что не позволяет гражданам адекватно воспринимать социально-экономическую и общественно-политическую ситуацию, деятельность высших органов государственной власти.
Сама логика общественного развития выдвигает эти проблемы в число первоочередных. Это обусловлено тем, что без их решения невозможно дальнейшее устойчивое общественное развитие и обеспечение безопасности личности, общества и государства в политической, экономической, социальной, духовной, военной и других областях[11].
Содержание понятия «
Именно человек как личность и активный социальный субъект, его психика подвержены непосредственному действию информационных факторов, которые трансформируются через его поведение, действия (или бездействие) и оказывают дисфункциональное влияние на социальные субъекты различной структурной и функциональной организации.
Таким образом, проблема информационно-психологической безопасности личности, ее психологической защищенности и способов формирования психологической защиты в условиях кардинальных изменений российского общества становится особенно актуальной как в теоретическом, так и в практическом плане. Информационно-психологическую безопасность личности можно рассматривать как состояние защищенности ее психики от действия многообразных информационных факторов, препятствующих или затрудняющих формирование и функционирование адекватной информационно-ориентировочной основы социального поведения человека, а также адекватной системы его субъективных отношений к окружающему миру и самому себе.
В более общем виде информационно-психологическая безопасность личности - это состояние защищенности личности, обеспечивающее ее целостность как активного социального субъекта и возможностей развития в условиях информационного взаимодействия с окружающей средой.
Мне хотелось бы рассмотреть, какие могут быть источники, повышающие степень неадекватности, иллюзорности информационной среды общества[11].
Одним из них является объективная сложность самого мира и процесса его познания, ошибки и заблуждения людей, познающих его. На этом мы не стоит акцентировать внимание, так как эта проблема является предметом анализа во многих исследованиях гуманитарных и естественных наук.
В другую группу источников угроз
можно объединить действия тех людей,
которые, преследуя собственные
цели, добиваются этого, используя различные
способы информационно-
Сама социально-политическая и экономическая ситуация кардинальных общественных изменений и перехода к рыночным отношениям, способствует этому и усиливает данную тенденцию. Продавец стремится продать товар покупателю, и их интересы далеко не всегда совпадают, если не сказать, что расходятся и имеют лишь одну общую точку соприкосновения - факт продажи конкретного товара. При этом продавец активно прибегает к различным приемам, чтобы скрыть недостатки и подчеркнуть достоинства, действительные, а чаще всего мнимые у рекламируемого товара. Зачастую он скрывает необходимую клиенту информацию, а часть ее изменяет и тем самым затрудняет получение адекватных сведений о товаре. Работодатель прибегает также к психологическим манипуляциям, чтобы, например, дешевле оплатить труд работника[13].
Доступ к использованию новых информационных технологий и контролю за средствами массовой коммуникации многократно усиливает возможности информационно-психологического воздействия на людей путем изменения информационной среды общества. В наибольшей степени это возможно для разнообразных социальных организаций - различных объединений людей, социальных групп, общественных, политических и государственных структур, некоторых социальных институтов общества.
В связи с этим возможно выделить
еще три относительно самостоятельных
группы источников угроз информационно-
Их деятельность становится опасной, когда для достижения своих целей они начинают применять различного рода средства информационно-психологического воздействия, изменяя посредством этого поведение людей таким образом, что наносится ущерб их же интересам. Широко известны примеры деятельности такого рода религиозных сект, провоцирования национально-этнических конфликтов, недобросовестной рекламы, в частности, нашумевшая история с АО «МММ».
В качестве еще одного источника
угроз информационно-
Кроме этого, источником опасности
могут быть индивидуально-психологические
особенности государственных
Наряду с такими понятиями как политические и оперативные игры, специальные и тайные операции, психологические операции и психологическая война, пропагандистские и рекламные кампании, которые отражают устойчивые формы применения различных способов и средств скрытого принуждения людей в последнее время достаточно активно используется понятие «Crisis management», что в русском переводе соответствует понятию «управление кризисами»[1]. При этом подчеркивается, что это не управление социальными организациями в критических, неблагоприятных ситуациях и не технологии вывода их из кризисов.
Управление кризисами, как отмечают специалисты в этой сфере, основано на разведывательных методах и технологиях, а своими корнями уходит в то, что называют «разведка корпораций». Другими словами это методы агентурной разведки в сочетании с «кризисными» технологиями, позволяющими непосредственно использовать информацию для извлечения прибыли и решения экономических задач.6 Под кризисными технологиями понимаются технологии создания и управления кризисными ситуациями в интересах определенных социальных субъектов. Возможно также использовать термин «кризисные операции».
«Любой, кто всерьез начинает заниматься каким-либо бизнесом, приносящим доход, должен отчетливо понимать: рано или поздно на его пути встанут конкуренты. И - будем называть вещи своими именами - либо он задавит конкурента, либо конкурент задавит его, либо установится некое динамическое равновесие.
Информация о работе Информационно-психологическое воздействие в современном обществе