Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 10:20, реферат
Термин «лобби» и его производные происходят из церковного обихода. Этимологически слово «лобби» произошло от латинского «lobby» (открытый портик, примыкающий к зданию; галерея).
Введение 3
Глава 1 Лоббизм и его особенности 5
1.1 Суть и специфика лоббирования 5
1.2 Виды, достоинства, недостатки лоббизма. Примеры лоббирования 14
Глава 2 Опыт лоббирования на примере разных стран 22
2.1 Опыт лоббирования в России 22
2.2 История развития и характеристика лоббизма в США 24
2.3 Анализ лоббистской деятельности в Европейских странах 30
Заключение 34
Список литературы: 37
– формировании и постоянной поддержке связей со специалистами, профессионально занимающимися определенной проблемой;
– сборе информации о тех, кто поддерживает то или иное решение обсуждаемой проблемы или выступает против;
– изучении всех обстоятельств, связанных с данной проблемой в определенном регионе (избирательном округе);
– сборе
в отдельное досье публикаций, затрагивающих
обсуждаемую проблему;
– исследовании позиций, занимаемых
по данной проблеме разными законодателями;
– создании коалиций
людей, организаций, работающих над данной
проблемой.
2. Личное знакомство с депутатами. Лицо, выполняющее функции лоббиста на пользу какой-либо организации, расположенной на территории того или иного избирательного округа, само тоже является избирателем. Как избирателю ему, прежде всего, нужно установить личный контакт с народным депутатом, представляющим именно этот округ, поскольку в число обязанностей депутата входим защита интересов своих избирателей. Через «своего» депутата можно быстрее повлиять на законотворческий процесс.
3. Общение с депутатами. Лоббист должен постоянно поддерживать доверительные коммуникации с депутатами, используя знания и умения из области психологии и этики общения.
Суть лоббирования также раскрывает понимание его технологий и форм. Технология (от греч. téchne – «искусство, мастерство, умение» и греч. логия – «изучение») – совокупность методов и инструментов для достижения желаемого результата; способ преобразования данного в необходимое. Существует также понятие «социальной технологии», определяемой как совокупность методов и приемов, позволяющих добиваться результатов в задачах взаимодействия между людьми.
Более широко социальную технологию можно определить как последовательность этапов социального взаимодействия, в ходе которой каждый субъект, участвующий во взаимодействии, реализует собственную управленческую стратегию по отношению к другим и формирует социальную действительность[4].
Принято выделять следующие социальные технологии лоббирования:
– через мобилизацию общественного мнения (использование массовых акций, организация массовых обращений к власти и кампаний в СМИ, а также судебных процессов)
– использование избирательных кампаний (личное участие в выборах или выдвижение «своих» кандидатов, финансирование избирательных кампаний)
– использование формальных контактов (разработка проектов нормативно-правовых актов и организация их обсуждений, консультирование представителей власти и экспертиза принимаемых решений, предоставление информации, участие в работе органов государственной власти)
– использование неформальных контактов (организация и проведение конференций, круглых столов, использование личных связей, организация неформальных встреч).
Таким образом, лоббирование представляет собой – процесс влияния заинтересованных сторон на официальные (формальные) институты управления с целью достижения своих целей с использованием определённых приёмов лоббирования, которые зависят от распределения реальной власти между управляющей и управляемой системами в государстве. Лоббирование имеет свои субъекты: группу давления, группу интересов, непосредственно самого лобби, в роли которого может выступать как отдельное лицо, так и организация, и властные структуры. Целью лоббирования является представительство и продвижение интересов какого-либо частного субъекта в государственных кругах с целью принятия последними ряда документов и законодательств, имеющих пользу лоббируемому субъекту. Данная цель достигается различными средствами и методами, которые имеют характерные отличия в разных странах из-за отношения к самому процессу лоббирования и законодательной базы, регулирующей данную деятельность.
Лоббизм может проявляться в разных сферах и иметь соответственно различные виды. Например, в зависимости от того, в какой ветви власти решается вопрос, можно выделить законодательное, исполнительное и судебное лоббирование. Так как именно эти власти принимают стратегические и долгосрочные решения, поэтому они являются основной мишенью для лоббистов.
По мнению специалистов чаще
всего лоббирование в Российской
Федерации осуществляется в органах
исполнительной власти. Это связано
с тем, что кардинальные вопросы
в нашей стране законодательной
властью пока еще решаются редко.
Фактически это происходит через
президентские указы и
В зависимости от того, на каком уровне власти происходит лоббирование, оно может классифицироваться на федеральное (в системе высших органов государственной власти) и местное (осуществляется в республиканских, краевых, областных органах).
В зависимости от того в чью пользу решается вопрос, лоббирование может подразделяться на следующие разновидности:
Предмет лоббизма – это то, ради чего осуществляется лоббистское давление, проводится лоббистская кампания и пр. Согласно самой распространенной классификации существуют следующие предметы лоббирования:
Достоинства лоббизма:
1) влияя на управленческие решения, он заставляет «держаться в форме» органы государственной власти и управления, в определенном смысле конкурирует, соревнуется с ними, придает им большую динамику и гибкость;
2) выступает инструментом
самоорганизации гражданского
3) создает возможности
для обеспечения интересов
4) воплощает собой принцип
свободы социальных
5) применяется как своеобразное
социально-политическое
6) позволяет расширить
информационную и
7) лоббизм можно рассматривать
как инструмент взаимодействия
представительной и
8) лоббизм можно оценивать
и как более широкое средство
достижения компромисса,
Недостатки лоббизма:
1) лоббизм может стать
инструментом приоритетного
2) он выступает иногда проводником неправового воздействия (давления) на государственные органы, здесь уже надо говорить о преступных видах лоббизма (взяточничестве, коррупции и т.п.), которые «подтачивают» фундамент власти;
3) может служить фактором
развития и защиты
4) лоббизм таит в себе немалую опасность «размывания» народовластных устоев общества, превращения демократических институтов в мощный инструмент отдельных властных групп;
5) лоббистские мероприятия
в определенных условиях могут
проявляться в форме
6) лоббизм зачастую блокирует
действительно нужные
7) лоббизм иногда существенно
мешает стабильной и
8) лоббизм может использоваться и в более “прозаичных” целях — как инструмент обогащения отдельных слоев, элит.
Российские специалисты, говоря о лоббировании в малом бизнесе, в частности, о лоббировании имиджа компаний, подчеркивают, что основными средствами в данной деятельности считаются[5]:
– налаживание персональных контактов с представителями власти, в т.ч. участие в заседаниях комитетов и комиссий парламента и министерств, съезды и совещания предпринимателей с участием последних. Использование данного средства увеличивает количество информации, находящейся в руках лобби. Что позволяет проводить более эффективную работу с лоббированием имиджа. Знание ситуации – залог успешного лобби.
– участие в общественных слушания законопроектов в парламенте и работа в экспертных группах по подготовке проектов документов парламента и правительства. Непосредственное участие лобби при обсуждении законопроектов и иных документов позволяет повлиять на общее мнение, выносимое по данным видам документации, что увеличивает шанс одержать победу и добиться подписания нужного закона или решения.
– воздействие через общественное мнение и средства массовой информации. Средства массовой информации при формировании имиджа компании используются, в первую очередь, для работы с мнением масс и формированием устойчивого образа компании у целевых групп общественности. Сонаправленные с позицией компании мнения общественности, оказывающие давление на государственные структуры путем своего голоса на выборах или иными методами, влияют на принятие того или иного решения.
– доклады, послания со стороны бизнеса в сторону власти. При лоббировании имиджа любой компании, необходимо лоббировать весь бизнес в целом. Для этого компания должна позаботиться о предоставлении информации государственным структурам о положении дел во всей сфере бизнеса, путем предоставления различной отчетной документации или проведения мероприятий для власти.
Примеры лоббирования:
1)Для иллюстрации некоторых средств лоббирования наглядным и интересным представляется пример с компанией МакДональдс, которая до 2005 г. осуществляла обширную программу создания сети закусочных быстрого обслуживания. При строительстве новых закусочных вблизи жилых кварталов, компания столкнулась с проблемой – общественным мнением местных жителей, которые с возмущение требовали прекратить строительство. Жалобы граждан могли отрицательно повлиять как на продолжение строительства, так и на судьбу проекта в целом. Но руководство компании МакДоналдс нашло выход из сложившейся ситуации. Оно не стало аппелировать к рассудку населения («важно развивать городской общепит, мы будем соблюдать санитарные нормы; в наших ресторанах запрещено употребление спиртного» и т.д.) – это было бы бесполезно. Все было сделано проще и изящнее, хотя и обошлось МакДональдсу дороже. Было объявлено, что учащихся близлежащих школ МакДональдс будет кормить бесплатными завтраками. Негодования жителей прекратились, а программа развития сети МакДоналдс получила поддержку.
В данном примере показано как лоббируется имидж компании МакДоналдс средствами из группы работы над общественным мнением. Руководство сети ресторанов добилось поддержки у масс посредством корректировки своего позиционирования и в результате получило поддержку и со стороны властей. Стоит отметить, что возможно МакДоналдс использовал дополнительно и другие средства лоббирования своего имиджа, но они остались за гранью описываемого примера. Здесь явно использовались также такие средства как налаживание персональных контактов с представителями власти и лоббирование имиджа всей сферы общепита посредством предоставления отчетов и посланий со стороны бизнеса в сторону власти.