Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 22:17, реферат
Объектом социологического познания является, общество. Но "общество" - это слишком широкое понятие, т.к. "общество" изучают все гуманитарные науки. Сущностная сторона в обосновании научного статуса социологии лежит в раз¬личии ее объекта познания. Объект познания - это все то, на что направлена деятельность исследователя, что исследует он в качестве объектной реальности. Так и в социологии есть определенный объект, который подлежит изучению. Однако здесь мнения различных авторов расходятся.
В основе общества, согласно К.Марксу, лежат не идеи, как считали Г.Гегель и Б.Бауэр[7], а материальные производственные силы и производственные отношения, характер которых проявляется в разделении труда и форме собственности. Поэтому человеческое общество в своей основе представляет собой систему, этих факторов производства и вместе с их изменением изменяется само, ибо качественное изменение производительных сил приводят к новому разделению труда и новым формам собственности.
Общественное
развитие.
Во всех сферах жизни общества мы можем наблюдать постоянные изменения, например, изменения в социальной структуре, социальных взаимосвязях, культуре, коллективном поведении. Социальные изменения могут включать в себя прирост населения, рост благосостояния, рост образовательного уровня и т.д. Если в некоторой системе появляются новые составные элементы либо исчезают элементы до сих пор существовавших отношений, то мы говорим - эта система подвергается изменениям.
Под социальным развитием в социологии понимаются изменения, приводящие к дифференциации и обогащению составных элементов системы. Здесь имеются в виду эмпирически доказанные факты изменений, вызывающие постоянное обогащение и дифференциацию структуры организации отношений между людьми, постоянное обогащение культурных систем, обогащение науки, техники, институтов, расширение возможностей удовлетворения личных и общественных потребностей.
Если развитие, происходящее в некоторой системе, приближает ее к определенному идеалу, оцениваемому положительно, то мы говорим, что развитие есть прогресс. Если изменения, происходящие в некоторой системе, приводят к исчезновению и обеднению ее составных элементов или существующих между ними отношений, то система подвергается регрессу. В современной социологии вместо термина прогресс все больше пользуются понятием "изменение".
Марксистское понимание движущих сил развития человеческого общества основывается на признании материальности и единстве мира. Оно включает элементы объективности и необходимости. А именно, события в обществе разворачиваются независимо от сознания людей, их желаний, мнений и ожиданий. Человек может осознать ход общественного развития, согласовать с ним свою деятельность, но не может с успехом действовать против него, не может остановить или повернуть вспять колесо истории.
Марксистское учение об обществе видит движущие силы социального развития в самом обществе, причем в основном общественном процессе – процессе материального производства. Движущие силы развития общества марксистская наука усматривает в противоречии между производительными силами и производственными отношениями. Это противоречие выражается в различных интересах общественных групп.
Понимание движущих
сил развития общества и основных
форм социальных изменений нельзя отделить
от понимания общественно-
Смена общественно-экономических формаций происходит постепенно. Общественное развитие представляет собой целостность эволюционных и революционных изменений. В процессе развития общества революционные перемены обеспечивают возможность создания новых, высших в сравнении с прежними состояний общества и социальных структур, причем во всех областях общественной жизни, в базисе и надстройке. Скачкообразность революционных изменений заключается в том, что образование новых структур происходит в сравнительно короткий промежуток времени.
Революция происходит тогда, когда развитие производительных сил общества достигнет такой ступени, на которой они происходят в противоречии с отношениями, сложившимися между людьми в общественном производстве. Эпоха социальной революции наступает тогда, когда на известной ступени развития материальные производственные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями.
Социальная
структура общества.
Общество
как целостная система состоит
из множества разнообразных
Термин «социальная структура общества» чаще всего применяется для обозначения деления общества на социально-классовые и групповые общности, а также системы устойчивых взаимосвязей между ними. При таком подходе социальная структура представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом классов, групп, слоев.
Сегодня все социологические теории так или иначе занимаются проблемой классификации общественных явлений, или элементов, из которых состоит общество, и стремятся установить взаимосвязь между группами явлений, т.е. занимаются структурой общества, различаясь при этом в зависимости от того, как они понимают отношения между элементами общественной структуры.
Сам термин "структура" происходит из французского языка и в самом общем смысле означает более или менее стабильную целостность отношений между элементами какой-либо вещи, явления или же более обширной области действительности.
О понятии социальной структуры в современной западной социологии ведутся оживленные дискуссии, и на этот счет существуют различные теории. Эти теории появляются как в связи с дискуссиями о функциях общественных явлений и о понятии функциональности вообще, так и в связи с дискуссиями о функциях таких социальных явлений, как социальный институт, социальный статус и социальная роль. Понятие социальной структуры трактуется различным образом, однако существует одна общая черта западных теорий общественной структуры. А именно, западные социологические теории, каждая по-своему, содержат в себе представление о том, что существует критерий, или дифференциальный признак, для деления общественных явлений на две области: область экономических явлений и область неэкономических явлений. А затем считается, что область неэкономических явлений на основе того же критерия подразделяется на меньшие области в соответствии с особыми признаками, причем все эти явлений находятся во взаимной зависимости. Западные социологические теории в основном считают, что всякая отдельная область общественных явлений имеет свое независимое существование и свои особые законы, а в общей "функциональной связи" общественных явлений выступает как параллельный и автономный партнер.
Становление гражданского общества в современной России.
В настоящее
время в России происходит становление
гражданского общества. Прежде всего
это проявляется в
Переход к
рыночной экономике сопровождается
значительным имущественным расслоением
общества, возрастанием социальных, в
том числе межнациональных, конфликтов.
Эти негативные явления становятся тормозом
в становлении гражданского общества.
В современных условиях на первый план
выступают проблемы социальной защищенности
населения и реализации принципов социальной
справедливости. Во главу угла политики
государства необходимо поставить такие
принципы, как гуманизм, демократия, свобода
личности, равенство возможностей. Только
таким образом можно обеспечить движение
нашей страны к гражданскому обществу.
Практика формирования гражданского общества
в других странах дает четкие ориентиры
такого движения: становление демократического
механизма политической власти на основе
четкого разделения ее функций; создание
необходимых условий для перехода к рыночной
экономике как основе гражданского общества;
подчинение всех государственных органов
и общественных объединений закону, обеспечение
его верховенства; разгосударствление
части собственности; достижение необходимого
уровня гражданской культуры.
Примечания
[1] Владимир Александрович Ядов (род. 25 апреля 1929) — известный российский социолог.
Ядов В.А. Господа, думайте о социальных следствиях проводимых реформ! Социологические исследования. М.: 2002. № 5.-143-147c.
[2] Огю́ст Конт (19 января, 1798 — 5 сентября, 1857) — французский философ и социолог.Основоположник социологии как самостоятельной науки.
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона .
[3] Сорокин Питирим Александрович (1889—1968) — российско-американский социолог.
Сорокин П.А. Человек, цивилизация, общество. М.: 1995.-61-79c.
[4] Герберт Спенсер (27 апреля 1820, Дерби — 8 декабря 1903, Брайтон) — английский философ и социолог, один из родоначальников эволюционизма.
Кравченко А.И. Общая социология. М.: 2001.
[5] Глущенко В.В. Политология: системно-управленческий подход. М.: 2008.-160 с.
[6] Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. М.: 2000.
[7] Фролов С.С. Основы социологии. М.: 2000.
Список используемой литературы
А.Ю.Мягков; Социология. Основы общей теории; М.: «Флинта»; 2003
Д.В.Кахарчук; Социология; М.: «Юрайт»; 2002
Куликов Л.М; Основы социологии; М.: 2001
Радугин А.А., Радугин К.А; Социология; М.: 2000
Фролов С.С; Основы социологии; М.: 2000
Глущенко В.В; Политология: системно-управленческий подход; М.: 2008
Г.В.Осипов; Российская социологическая энциклопедия; М.: 1998
Кравченко А.И; Общая социология; М.: 2001
В.В. Глотовой; История социально-политической мысли; М.: 2000
Сорокин П.А; Человек, цивилизация, общество; М.: 1995
Г.В.Осипов; Социология: Основы общей теории; М.: 1998
Информация о работе Гражданское общество как объект социологии