Гражданское общество как объект социологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 22:17, реферат

Краткое описание

Объектом социологического познания является, общество. Но "общество" - это слишком широкое понятие, т.к. "общество" изучают все гуманитарные науки. Сущностная сторона в обосновании научного статуса социологии лежит в раз¬личии ее объекта познания. Объект познания - это все то, на что направлена деятельность исследователя, что исследует он в качестве объектной реальности. Так и в социологии есть определенный объект, который подлежит изучению. Однако здесь мнения различных авторов расходятся.

Файлы: 1 файл

Гражданское общество как объект социологии.doc

— 126.50 Кб (Скачать)

Возникновение постиндустриального общества исследователи связывают с рядом важных  экономических и социальных изменений, происходящих в наиболее развитых странах. существо этих изменений сводится к следующему:

  • резкое возрастание роли знаний и информации, появление и развитие "интеллектуальных технологий";
  • смена доминантных секторов экономики: вместо индустриального  сектора главным становится обслуживание, не связанное с производством – торговля, финансы, медицина, транспорт, наука, образование, отдых и т.д.;
  • изменение социальной структуры общества, увеличение тех слоев и групп, которые заняты интеллектуальным трудом;
  • сдвиги в системе социокультурных потребностей населения, возникновение ориентаций на постматериальные ценности, связанные с охраной окружающей среды повышением качества жизни.

Типология, основанная на концепциях традиционного, индустриального  и постиндустриального общества, в целом не выходит за рамки  социального эволюционизма. Принципиально  иной подход к типологии общества сложился в русле марксистской традиции. Основанием здесь служили два главных критерия: способ производства и форма собственности. В соответствии с ними выделялись пять общественно-экономических формаций:

  • первобытнообщинная
  • рабовладельческая;
  • феодальная;
  • капиталистическая;
  • коммунистическая.

Переход от одной формации к другой должен осуществляться в результате социальной революции

Понятие общественного явления.

Человеческое  общество весьма часто определяют как  сумму совокупностей общественных явлений. Но и в том случае, когда  ему дают иное определение, все же говоря об обществе, говорят и об общественных явлениях как основных его элементах. Рассматривая общественные явления, стремятся показать как различия, существующие между общественными и личностными явлениями.

Отдельные социологические  теории дают дефиницию общественных явлений и определяют их отношение к личностным и природным явлениям в контексте своих представлений о сущности общества и человека.

Единство  личностных и общественных явлений  проистекает из единства, существующего  между индивидуумом и обществом, ибо человек, как уже подчеркивалось, есть совокупность общественных отношений. Общественные явления выступают одновременно и личностными, и общественными, хотя между ними нельзя ставить знак равенства, точно так же, как нельзя и противопоставлять их друг другу. По сути общественные явления возникают как результат взаимосвязанного поведения отдельных людей, которое вызывает изменения, означающие возникновение чего-то нового, что отличается от существующего и от самих индивидов, согласующих свое поведение. Таким образом, общественные явления возникают из личностных, хотя и отличаются от них.

Общественное  явление, таким образом, есть взаимосвязанное  действие поведения индивидов, вызывающее определенные изменения в природе, обществе, а также в поведении  этих индивидов и в них самих.

Как и любое  явление, оно есть часть реального  мира, но при этом имеет и определенные специфические черты, которые обнаруживают себя как в его сущности, так  и в формах, которые он принимает.

Виды  общественных явлений.

Относительно деления общественных явлений на виды, как и относительно того, какие виды общественных явлений должна изучать социология, существуют различные точки зрения. Так, существует мнение, что наиболее значительные общественные явления – это социальные группы, и они и должны, прежде всего, быть предметом изучения социологии. В противоположность этому существует и мнение, согласно которому основные общественные явления – это общественные отношения и их виды; их-то и должна в первую очередь изучать социология.

Поскольку общественное явление как результат взаимодействия людей, выражающейся в определенных изменениях в природе, обществе или в поведении самих людей, то можно провести различие между собственно взаимодействием и изменениями, которые оно вызывает. В этом смысле и считают, что социальные процессы – это взаимодействие людей, их индивидуальное поведение, а социальные образования есть результат такого взаимодействия.

Социальные  процессы представляют собой основные общественные явления, которые выступают  причиной всех остальных общественных явлений.

Социальный  процесс – это такое взаимосвязанное  действие поведения людей, в результате которого осуществляются перемены, которых  без подобного взаимодействия не было бы.

При этом взаимосвязанное  поведение людей может быть из разряда как физической, так и в бездействии, т.е. в воздержании от действия.

В обществе происходит множество социальных процессов, которые, в соответствии с различными критериями, можно отнести к разным видам. Однако чаще всего их делят на четыре вида, а именно:

  • - целенаправленные;
  • - стихийные;
  • - материальные;
  • - духовные.

Безотносительно  к тому, о каком виде социальных процессов идет рерь, изменения, которые  они вызывают, можно разделить  на три большие группы:

  • - изменения в природе;
  • - изменения, происходящие с самим человеком;
  • - изменения в обществе.

Когда изменения  происходят в самом обществе, они  ведут к возникновению как  новых социальных процессов, так  и социальных образований.

Структура гражданского общества.

Гражданское общество имеет сложную структуру, для которой характерно наличие развитых горизонтальных и вертикальных связей.

Основу горизонтальных связей составляют отношения, возникающие  в ходе обеспечения жизнедеятельности  общества. Прежде всего, это экономические  отношения, основанные на многообразии и гарантированности всех форм собственности. Наличие собственности - основополагающее условие свободы личности как в гражданском, так и в любом другом обществе. Вторую группу образуют социокультурные отношения, включающие семейно-родственные, этнические, религиозные и другие устойчивые связи. Гражданское общество может основываться только на многообразной, разветвленной социальной структуре, отражающей все богатство и разнообразие интересов представителей различных социальных групп и слоев. Существенную роль в формировании новых социальных контуров гражданского общества играет культурный плюрализм, который вбирает в себя все элементы духовной жизни и обеспечивает равноправное участие в творческой деятельности всех индивидов. Верхний слой гражданского общества образуют отношения, связанные с индивидуальным выбором, с политическими и культурными различиями групп по интересам. Таким образом достигается культурно-политическое многообразие и терпимость, предполагающие отрицание идеологических стереотипов и обеспечивающие свободное волеизъявление всех граждан.

Существование гражданского общества невозможно без  наличия у членов общества гражданских  качеств и особой, гражданской  культуры. Человек только тогда становится гражданином, когда обладает высокими нравственными идеалами, мировоззрением, основанным на сочетании чувства собственного достоинства, независимости, индивидуальности с уважением прав и свобод других граждан при неукоснительном соблюдении законов. Гражданская культура охватывает все многообразие интересов различных социальных слоев и определяет фундаментальные ценности гражданского общества.

Вертикальные  связи гражданского общества характеризуют  его взаимодействия с государством. Тесные отношения с государством устанавливают партии, властвующие  элиты, предпринимательские ассоциации и другие социальные организации и социальные институты, образовавшиеся в недрах гражданского общества. Интересы и потребности различных социальных и политических субъектов гражданского общества нередко приводят к конфликтам, противостоянию между ними. Снимать остроту противоречий призвано главным образом государство, выполняющее функцию верховного арбитра. Без государства гражданское общество не сможет нормально функционировать: в нем могут начаться процессы распада и возникнуть острое противостояние разных социальных групп, общественных организаций. И наоборот, без свободного гражданского общества государство никогда не будет демократическим. Государственная власть может деформировать гражданское общество, свести к минимуму автономию и самостоятельность индивидов и социальных групп, но не в силах полностью ликвидировать духовную жизнь людей, насильственно упразднить основополагающие формы организации человеческой культуры.

Развитое  гражданское общество создает условия  для свободы и самореализации личности, удовлетворения разнообразных интересов и потребностей людей, предопределяет демократический и правовой характер государства. В гражданском обществе власть не может быть узурпирована одним лицом или узкой группой. Разделение властей (законодательной, исполнительной и судебной), разграничение между различными общественными субъектами экономических, социальных и политических функций, сфер деятельности становятся в демократической политической системе важнейшим жизненным принципом.

Понятия "гражданское  общество" и "демократическое государство" характеризуют различные, но внутренне взаимосвязанные стороны общества как единого организма. Гражданская жизнь в той или иной степени пронизана политикой, а политическая не изолирована от гражданской. Гражданское общество - первооснова демократической политической системы. В свою очередь, государство обеспечивает бытие гражданского общества. Гражданское общество - сфера проявления и реализации индивидуальных, групповых, региональных интересов. Государство же - сфера выражения и защиты общих интересов населения. Потребности гражданского общества неизбежно проходят через волю государства, чтобы в форме законов получить всеобщее значение. Государственная воля определяется потребностями и интересами гражданского общества. Чем более развито гражданское общество, тем больший простор получает развитие демократических процессов в государстве. Вместе с тем чем демократичнее политический строй, тем шире возможности для развития гражданского общества.

Концепции общественного развития.

Изменение в  обществе обусловлены многими факторами, но решающим из них является развитие разума, т.е. интеллектуальная эволюция. И именно поэтому изучение развития человеческого знания представляет собой исходную основу для исследования социального движения вообще. В этом смысле О.Конт подчеркнул, что человеческий разум прошел три ступени развития, которые составляют основу трех стадий развития общества. Основой первой стадии развития является наиболее примитивная ступень развития человеческого разума, на которой природа и общество объясняются действием сверхъестественных сил. Эта стадия называется теологической.

На второй метафизической стадии явления природы  и общества объясняются при помощи абстрактных философских принципов. Эта стадия продолжалась от Ренессанса до Великой французской революции. Наконец, на третьей, позитивно-научной стадии человеческий разум сосредотачивается на исследовании того, что есть, т.е. на исследовании реальных фактов. Изменения человеческого знания являются основой изменения также и социальной организации общества. Таким образом, контовский закон трех ступеней развития мысли выступает в качестве теории общего социального развития.

Г.Спенсер, основоположник и наиболее видный представитель  органического направления, стремился  развить социологию как естественную науку, и его теория общества основывается на особой эволюционной теории, которая содержит в себе как идею органического развития, так и идею борьбы за существование. Г.Спенсер считал, что органический мир развился из неорганического, а человек и общество возникли из органического мира. По его мнению, в природе господствует всеобщий закон эволюции – закон сохранения энергии.

Общество  как организм состоит из клеток (индивидов), однако живет дольше, чем эти клетки – индивиды.

Фазы в  развитии общества Г.Спенсер объясняет на основе биологического закона борьбы за существование. По его мнению, социальная революция начинается с орды, которая является наиболее простой и в то же время гомогенной общностью. На этой ступени первоначальная дифференциация выступает как результат борьбы за существование между ордами, ведущей к созданию в них военной организации. Такая организация в конечном итоге ведет к созданию милитаристского общества. В рамках последнего индивиды служат обществу и эта служба основывается на принудительном сотрудничестве, которое распространяется на всех.

Дальнейшее  развитие общества определяется смягчением борьбы за физическое существование. Принудительное объединение индивидов не является более условием существования. Теперь индивиды существуют за счет труда и других видов деятельности, в которых проявляется их предприимчивость и которые не управляются обществом столь жестоко.  Это уже новый тип индустриального общества. Оно защищает индивидуальность граждан и стремится примирить различные интересы индивидов, чтобы все могли свободно себя проявить. Это общество основывается на свободном сотрудничестве, поэтому исчезает потребность в строго централизованной власти, и общество начинает децентрализоваться. В государстве индустриального типа наибольшее число индивидов приспособлено к промышленному труду, поэтому в нем лучше учитываются личные желания индивидов.

Свое понимание  сущности человека и общества К.Маркс  назвал историческим материализмом, чтобы  подчеркнуть две основные его  характеристики: историчность и материалистичность.

К.Маркс утверждал, что предпосылка всякой истории  человеческого общества – люди, которые живут  и, в отличие  от животных, производят необходимые  для своей жизни средства. Существование  людей как живых существ в  определенном окружении ит географической среде и определенный способ их деятельности, в котором проявляется их образ жизни, способ их производства и воспроизводства, представляют собой два основных условия всей человеческой истории. По сути люди являются не просто природными существами, но природными существами особого вида, специфика которых проявляется в их активном и присваивающем отношении к природе, отношении, посредством которого они обеспечивают свое материальное и человеческое существование. Таким образом, люди как действительные индивиды и их материальная жизнь являются, с точки зрения исторического материализма, отправным пунктом человеческой истории.

Информация о работе Гражданское общество как объект социологии