Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 22:17, реферат
Объектом социологического познания является, общество. Но "общество" - это слишком широкое понятие, т.к. "общество" изучают все гуманитарные науки. Сущностная сторона в обосновании научного статуса социологии лежит в раз¬личии ее объекта познания. Объект познания - это все то, на что направлена деятельность исследователя, что исследует он в качестве объектной реальности. Так и в социологии есть определенный объект, который подлежит изучению. Однако здесь мнения различных авторов расходятся.
по дисциплине
«Социология»
на тему: «Гражданское общество :
Выполнил: студент
группы 3ЭУ-27
Павлов И.В.
Проверил:
преподаватель
Виноградова
Е.А.
Лесной
2009г.
Гражданское общество как объект социологии.
Мы все часто бросаемся налево и направо словом "общество", не задумываясь над его смыслом. Для социологии же это понятие является базовым, именно с него начинаются дискуссии об объекте и предмете науки. Любому здравомыслящему человеку весьма полезно знать, что такое общество, по каким законам оно живет, на какие типы делится и как вести себя в обществе.
Объект социологии.
Объектом социологического познания является, общество. Но "общество" - это слишком широкое понятие, т.к. "общество" изучают все гуманитарные науки. Сущностная сторона в обосновании научного статуса социологии лежит в раз¬личии ее объекта познания. Объект познания - это все то, на что направлена деятельность исследователя, что исследует он в качестве объектной реальности. Так и в социологии есть определенный объект, который подлежит изучению. Однако здесь мнения различных авторов расходятся. В.А. Ядов[1] считает, что ключевым понятием социологии является "социальная общность", в которую он включает формы семейной организации, поселений, социально - классовые и социально - профес¬сиональные, этнонациональные и территориальные, государственные об¬щности и наконец, человечество в целом, осознающее свои интересы как единая цивилизация. К понятию социальной общности он также относит и те разновидности, которые не имеют жесткой структурной организации, т.е. представляют разнородную массу, объединенную общим интересом (например, массовое движение, аудитория зрелища, толпа).По Конту[2], социология - это единственная наука изучающая как разум, так и ум человека, совершается это под воздействием социальной жизни.Сорокин П.[3] - “Социология изучает явления взаимодействия людей друг с другом. С одной стороны, и явления , возникающие из этого процесса взаимодействия , с другой”.
Общество - это социальный организм, состоящий из сложного, взаимосвязанного, целостного и противоречивого комплекса социальных общностей, институтов, коллективов, групп. Каждый из компонентов этого комплекса является относительно самостоятельным субъектом общественной жизни и находится во взаимодействии с иными элементами по поводу ее воспроизводства, осуществления и развития как единого целого.Общество-это не сумма индивидов, а это ансамбль человеческих отношений. Основой общества является социальная структура. Образно говоря, социальная структура - это скелет общества. Это совокупность социальных институтов, социальных ролей и статусов и так далее. Структуру сразу не видно. Допустим, вы заходите в большую поликлинику и видите море народа. "Толпа" - подумаете вы. Но на самом деле за "беспорядочным" мельтешением скрывается жесткая социальная структура медицинского коллектива. Конт и Спенсер[4] сравнивали человеческое общество с организмом. Образно говоря, правительство - мозг, глаза и уши - наука, язык - средства массовой информации, сердце - экономика. Все увязано в единую структуру, иначе общество превратится в медузу.
Понятие ”гражданское общество”.
Гражда́нское о́бщество — один из феноменов современного общества, совокупность социальных образований (групп, коллективов), объединенных специфическими интересами (экономическими, этническими, культурными и так далее), реализуемыми вне сферы деятельности государства и позволяющими контролировать действия государственной машины.
Гражданское общество — понятие, обозначающее совокупность неполитических отношений в обществе: экономических, социальных, нравственных, религиозных, национальных и других. Гражданское общество — сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, огражденных соответствующими законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации деятельности этих граждан и организаций со стороны государственной власти.
Становление концепции гражданского общества относится ко второй половине XVIII — началу XIX веков. Философия Просвещения, немецкая классическая философия, в трудах представителей которых начинает осознаваться необходимость четкого различия между государством и гражданским обществом (как сферой, охватывающей все многообразие социальных связей, лежащей между индивидом и государством), отдавали приоритет во взаимодействии государства и гражданского общества государству (особенно Гегель). В философии и социологии марксизма, а также в большинстве современных политологических и социологических теорий, напротив, утверждается приоритет гражданского общества над государством, а в его расширении и укреплении усматривается одно из важнейших условий социального прогресса.
Гражданское
общество (в рамках системно-управленческого
подхода) рассматривается как субъект
формулирования объёмов гражданских
прав и свобод, необходимых для
воспроизводства населения, развития
предпринимательства и
Функции гражданского общества.
1.Полное удовлетворение материальных, духовных потребностей человека.
2.Защита частных сфер жизни людей.
3.Мощный рычаг
сдерживания политической
4.Стабилизация общественных отношений и процессов.
Возникновение гражданского общества.
Понятие "гражданское общество" появилось в работах Т. Гоббса, Дж. Локка и получило развитие в трудах Ж.Ж. Руссо, Ш. Монтескье, И. Канта, Г. Гегеля, К. Маркса и других философов. В XIX в. ускорились процессы дифференциации различных сфер общественной жизни, произошло их освобождение из-под всеохватывающей государственной власти, существенно возросла роль автономного и независимого индивида с неотъемлемыми правами и свободами. Словосочетанием "гражданское общество" подчеркивалось все многообразие неполитических (частных) отношений, складывающихся без контролирующего воздействия со стороны государства.
По мнению Дж. Локка, образование гражданского общества знаменуется изменением системы социальных ценностей. Впервые за всю историю человечества права, свободы и интересы личности ставятся выше интересов общества и государства. Люди, считал философ, создают гражданское общество путем заключения общественного договора. После этого гражданским обществом формируется государство, главной целью которого становится защита прав индивидов, и прежде всего права частной собственности. Таким образом, гражданское общество уже не отождествлялось с существующей политической системой. Более того, сама государственная деятельность должна быть подчинена удовлетворению интересов и потребностей человека и общества.
По мнению К. Маркса, государство испытывает определяющее воздействие со стороны гражданского общества, поскольку является продуктом исторического развития последнего и выступает в качестве института, выражающего интересы собственников.
Возникновение человеческого общества и человека есть единый процесс. Общество, в самом широком смысле понимания как совокупность общественных отношений, возникает с появлением человека.
Процесс превращения человекообразной обезьяны в человека и возникновения общества был весьма длительным. Однако в этот процесс возникновения человеческого общества четко выделяются две стадии. В их ходе человеческое общество окончательно сформировалось и одновременно качественно конституировался человек как наиболее совершенное существо и как социальная единица. Этими двумя стадиями являются: процесс биологического и процесс социального очеловечения. В процессе биологического очеловечения человек освободился от свойств, присущих животным, а в процессе социального очеловечения возникает общественное существо, - существо, которое может развиваться, жить только в обществе, в коллективе с другими людьми. Став обществом, человек тем самым оказался подчиненным общественным связям и отношениям.
В процессе биологического очеловечения человек развивался в смысле биологических изменений (обусловленных относительной зависимостью одних органов человеческого организма от других) вплоть до приобретения человеком современного облика.
В процессе социального очеловечения с человеческим предком происходят перемены, обусловленные ролью общественного труда как результата высвобождения руки и развития человеческого мозга, т.е. сознания.
Формирующиеся люди все больше расширяли свой кругозор, а труд все больше способствовал сближению членов общества.
Одним словом, возникло человеческое общество со всеми его проявлениями, и в его основе был человеческий труд как сознательная деятельность человека по обмену веществ с природой. Однако, труд одновременно является и конкретным трудом, как источником создания определенной материальной ценности, которая может удовлетворить какую-либо полезную потребность человека.
Посредством конкретного труда производятся определенные блага, которые могут удовлетворить человеческие потребности; но конкретный труд есть в то же время и общественный труд, он всегда совершается в обществе и всегда в большей или меньшей степени связан с трудом или результатом труда других людей - производителей.
А поскольку
материальное производство было необходимо
для самосохранения человека в процессе
обмена веществ с природой, то значит,
что возникновение общества имеет глубоко
материальную природу, как и появление
человека имеет материалистическое объяснение
и в биологическом, и социальном отношении.
По своей сути и происхождению гражданское общество - буржуазное общество. Его возникновение связано с появлением капиталистических производственных отношений, разрушивших жесткие рамки сословно-феодального строя и увеличивших значимость отдельного человека в обществе. Замена сословных привилегий всеобщим юридическим равенством определила качественно новое положение личности в обществе. Индивиды, независимо от их социального и имущественного положения, были признаны полноправными участниками общественной жизни и превратились из подданных государства в граждан.
Типология общества.
Структурная сложность общества предполагает разнообразие способов его квалификации.Устойчивым в социологии является деление общества на традиционного и индустриальное (современное). В разработку этих понятий значительный вклад внесли немецкий социолог Ф.Тённис, французский социолог Р.Арон, американский экономист и социолог У.Ростоу[6].
Традиционным считается общество с натуральным сельскохозяйственным укладом, примитивным ремесленным производством, неразвитым разделением труда, малоподвижной сословно-корпоративной структурой, иерархической системой власти, с основанным на традициях, обычаях и религиозных верованиях способом социокультурной регуляции. В сегодняшнем западном понимании – это примитивное отсталое общество, которому присущи низкие темпы развития производства, большая инертность, невосприимчивость к нововведениям.
В отличие от традиционного, общество индустриального типа характеризуется ростом промышленности, радикальным изменением методов производства, гибкостью социальных структур и форм организации социальной жизни. можно выделить следующие черты индустриального общества:
Получившая наибольшее
Информация о работе Гражданское общество как объект социологии