Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 16:46, курсовая работа
В настоящее время многообразие брачно-семейных форм становится элементом современной семейной системы большинства стран мира, в том числе и России. Среди всего многообразия этих форм незарегистрированный брак является наиболее распространенной и социально одобряемой моделью организации семейной жизни, ввиду большого сходства с зарегистрированным браком. Также, в последние годы наблюдается тенденция, что фактические браки становятся среди молодежи новым этапом жизненного цикла семьи, который непосредственно предшествует юридически оформленному браку. Объяснение данным процессам ученые дают следующее: в последние годы наблюдаются раннее психофизиологическое развитие молодежи; нет особых ограничений в трансляции этих идей в средствах массовой информации; в большинстве семей налицо ослабление сексуального контроля над подростками; нет социальных программ сексуального и семейного воспитания и обучения молодежи.
Введение........................................................................................................3
Глава I. Теоретические основы исследования гражданского брака как социологического феномена........................................................................6
Понятие гражданский брак…………………………………………6
Феномен гражданского брака в российской социологии………...9
Взгляды российских и западных социологов на проблему гражданского брака……………………………………………………………...16
Глава II. Проблемы гражданского брака и пути их решения
Правовые проблемы гражданского брака………………………...21
2.1 Социальные проблемы гражданского брака……………………...27
Глава III. Экспериментальная часть....................................................32
Экспериментальная часть «Институт гражданского брака на примере г. Кувандык Оренбургской области»…………………….……....32
Заключение.................................................................................................39
Литература..................................................................................................42
Приложения................................................................................................45
Хотя как уже выяснялось, регистрация брака тоже особой уверенности в жизни не вызывает. Ведь совершенно не зря процедура узаконивания брачных отношений называется именно регистрацией. То есть, затевать эту процедуру есть смысл тогда, когда, собственно, уже есть что регистрировать. Когда как минимум, есть тот, за кого хочется брать ответственность (и есть тот, кто добровольно берет на себя ответственность за вас). То есть «получением штампа» создание брачного союза по идее должно не начинаться, а заканчиваться.
А если с этого начинать – понятно, что не всем захочется играть в такую «брачную рулетку»: может, с потенциальным мужем (женой) под одной крышей жить невозможно, через год-другой захочется сбежать, а нельзя - законом связаны (именно законом, а не общими обязательствами, не взаимными чувствами, не обоюдным желанием «вместе жить-поживать и добра наживать»). И неудивительно, что многих не тянет регистрировать такой брак - ведь регистрировать приходится фактически то, чего нет (и неизвестно, будет ли далее).
Здесь необходимо вспомнить такое явление, как «пробный брак». Вроде бы это тоже «незарегистрированное сожительство» - однако, у него есть свои психологические правила, а у каждого участника – свои права и обязанности. А если эти правила не выполняются, то это уже брак не пробный, а тот самый незарегистрированный: отношения «зависли», непонятно, кто за что отвечает, а в глубине души как минимум у одного (а то и у обоих) - стремление не сегодня-завтра разорвать отношения с партнером.
Кстати, именно этот факт – возможность якобы «остаться вольными» - чаще всего привлекает сторонников «гражданского брака». Мол, как хорошо - тут тебе и преимущества совместного бытия, и в то же время вожделенная свобода (подразумевается «свобода» и личностная, и экономическая, и сексуальная). Но, увы, это всего лишь иллюзия свободы: в обществе любой человек свободен настолько, насколько его действия не ущемляют свободу других - это первое. Второе - совместное проживание тоже ограничивает обоих в свободе: и личностной (хотя бы частично график окажется подчинен графику сожителя), и экономической (финансировать питание и быт все равно придется обоим), и сексуальной (как минимум с учетом разгула заболеваний, передающихся половым путем). И третье: такие «подвешенные» отношения, когда оба вряд ли скажут с уверенностью, будут ли они вместе завтра и послезавтра, ограничивают обоих и в повышении своего социального статуса - как минимум, неизвестно, стоит ли им покупать, к примеру, новую машину или большую квартиру? Да и вообще делать ли какие-то значимые вложения, если неизвестно, кому из них всё это будет принадлежать завтра и не придется ли через некоторое время покупки и прибыли делить со скандалом?
Точно так же сожители не свободны и в решении «детского вопроса», хоть нередко они так не считают. Сколько раз уже говорилось о такой ситуации: жили вместе мужчина и женщина, считали, что живут в браке (как минимум считал кто-то один из них, что бывает чаще). Потом мужчина сказал женщине – хочу ребенка, она не возражала и забеременела, а когда начались проблемы, связанные с его ожиданием (как психологические, так и материальные), мужчина сказал «теперь не хочу» - и исчез.
Да, в подобной ситуации в первую очередь не свободна женщина, которой предоставили решать судьбу ребенка в одиночку (особенно если физиологические сроки уже не предоставляют особой свободы для решений). Но не свободен и мужчина - даже если он сбежал окончательно: не свободен от общественного порицания (кое-где это поныне значимо), от возможных проблем с родственниками этой женщины, а то и от судебного иска о признании отцовства.
И это только одна из конфликтных ситуаций в сожительстве, никоим образом не являющемся ни супружеством, ни семьей, ни тем более браком - причем не столько по закону, сколько по сути. А значит, в таком «союзе», по меньшей мере, наивно надеяться на то, что сожитель, принимая какие-то решения (особенно если в них затрагиваются взаимоисключающие интересы), будет учитывать потребности партнера. И столь же наивно предъявлять претензии в том, что этот человек повел себя так, а не иначе - в большинстве случаев, увы, он вам ничем не обязан, и волен поступать так, как ему (ей) вздумается.
Незарегистрированный брак сожительством считают не только противники такого союза, но и административно-правовые нормы. Но если люди искренне считают друг друга мужем и женой – никто не может оспорить этого права. Главное, чтобы в подобных случаях общее мнение было у обоих партнеров. К сожалению, нередко бывает так, что один считает себя семейным человеком, а другой - свободным.
И даже если люди с жаром возражают, что им все эти взаимные обязательства не нужны, потому что «они любят друг друга и этого достаточно» - тоже исключительно их право: не нужны так не нужны. Однако, во-первых, не стоит забывать, что однозначного определения любви пока нет, и каждый волен понимать ее по-своему. Но расхождение в оценках этого чувства может привести к серьезным разногласиям и разочарованиям. И, во-вторых, недаром старинное пожелание новобрачным, дошедшее до наших дней, звучит так: «Совет да любовь!» То есть – любовь тут на втором месте, а прежде всего молодым желают «жить в совете», то есть быть единомышленниками. Так что, получается, для полноценных брачно-семейных отношений, как это ни цинично звучит, одной любви недостаточно.
Если уж говорить о «возможном в российских» условиях гражданском браке» (когда и так все регистрации гражданские и нет церковных), то можно было бы предложить такую модель. Если рассматривать понятие «гражданский брак» как «брак, свершенный в обход официальных способов регистрации», то можно предположить, что есть, например, он и она, которые взаимно и искренне хотят создать семью, считают себя мужем и женой и намерены взять в отношении друг друга определенные супружеские обязательства. Но по каким-то условиям официально зарегистрироваться они не могут. Тогда они могут пойти, например, к нотариусу и написать там нечто вроде брачного соглашения. [11, 119].
Глава III. Экспериментальная часть
3.Экспериментальная часть «Институт гражданского брака на примере г. Кувандык Оренбургской области»
В анкетировании приняли участие 20 жителей города Кувандык Оренбургской области в возрасте 19-23 лет.
По половому признаку респонденты поделены неравномерно, что обусловлено спецификой специальности.
Почти половина респондентов считает гражданский брак приемлемой формой отношений.
Большинство молодых людей (75%) принимают современную трактовку термина «гражданский брак» как семейного союза, не признанного церковью и государством, остальные склоняются к устаревшему понятию гражданского брака: семейным отношениям, не освященным таинством венчания.
Если пара живет на одной территории и ведет общее хозяйство в течение месяца, то такой союз называют гражданским браком. Опрашиваемые же считают, что срок совместного проживания должен быть более длительным. Вот почему, несмотря на то, что в настоящее время гражданский брак среди молодежи встречается довольно часто, респонденты в основном отрицательно отвечали на вопрос о том, состоят ли они в гражданском браке.
Самой распространенной
причиной заключения
Ученые рекомендуют
гражданский брак как
Респонденты заявляют, что гражданский брак позволит научиться уважать пространство чужой жизни (75%), ценить собственную свободу (15%) и обрести бесценный сексуальный и житейский опыт.
Более 50% респондентов считают, что гражданские браки не отягощены никакими социальными стереотипами по поводу семейной жизни. Из известных же стереотипов отметили лишь необходимость совместного бюджета (35%).
На Западе супруги официально регистрируются, когда решают завести ребенка. С этим согласен один из опрошенных. Своеобразным водоразделом наши респонденты считают момент, когда партнеры убеждены в прочности союза (85%). Двое вообще заявляют, что законному браку нет места в современном обществе.
В очередной раз студенты проявили единодушие по вопросу о мотивации строгого отношения к своей неформальной личной жизни. Общественное мнение по поводу личной жизни абсолютно не интересует студентов.
Опрошенные молодые люди оценили классический пример из развития отношений в гражданских браках, когда один из партнеров категорически отказывается вступать в брак. На месте другого партнера один респондент будет тайно страдать, двое расстанутся с партнерами, трое устроят скандалы, а 70% заявили, что согласятся жить в гражданском браке, т.е. спокойно подыграют партнеру.
Среди недостатков гражданского брака выделяют отсутствие ощущения серьезности отношений (19%), незыблемости своего положения, огромный юридический риск, возражения родителей мужа и жены (по 14%). Социальный статус волнует 10% опрошенных, большинство же опрошенных (29%) считают, что у гражданского брака нет недостатков.
Социологическое исследование
при помощи специально разработанной
анкеты позволяет подтвердить выдвинут
- у молодых людей к гражданскому браку определенно позитивное отношение;
- общепринятое мнение и о преимуществах гражданского брака, и о значимости психологических, материальных и юридических проблем, возникающих у партнеров, опрошенными молодыми людьми не отрицаются.
Противоречия с общепринятыми в науке положениями проявились лишь по одному вопросу: зависимости создания гражданских союзов от финансового положения партнеров, однако, хорошо известно, что исключения из правил лишь подтверждают эти правила. Просто нам, студентам, еще не известно с какими финансовыми трудностями приходится сталкиваться молодой семье.
Заключение
Итак, семья один из самых древних социальных институтов. Она возникла намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка. Семья – единственный и незаменимый производитель самого человека, продолжение рода.
Подводя итог проделанному исследованию, хотелось бы отметить, что, огромный минус гражданского брака это то, что он является той разрушающей силой, которая может окончательно разрушить институт семьи. Все семейные ценности, понятие «семейный очаг» могут исчезнуть.
Также следует отметить, что гражданский брак, а точнее люди, живущие в гражданском браке и дети, которые могут родиться в нем – все они не обладают правовой защищенностью.
Для сегодняшнего закона разницы нет – расписаны люди или свободны. Правда, если брак официально не зарегистрирован, то регистрация ребенка происходит несколько дольше и хлопотнее, потому что требует присутствия обоих родителей. В заявлении об установлении отцовства пишет своей рукой отец – о том, что это действительно его ребенок, потом мать с ним соглашается (тоже письменно). После этого родители вместе выбирают фамилию и отчество малыша. Такая семья «дееспособна» в глазах закона – в случае чего супруги будут выступать с исками в суде, делить имущество и право воспитывать ребенка. Разница только в том, что «законный» развод обречен на судебное разбирательство, а для «гражданского» есть альтернатива – «разойтись по-хорошему», без заявлений, повесток и свидетелей на суде.
В настоящее время молодые люди все чаще стремятся не связывать друг друга семейными узами в форме официально зарегистрированного брака. Слишком уж проблематично это для многих представителей современной молодежи. Намного легче, не беря на себя никаких обязательств, выражаясь современным языком, «сойтись» и жить вместе без регистрации.
На протяжении многих веков в России ценилось целомудренное поведение. Сейчас же это не ценится. Все чаще молодые люди следуют животным инстинктам, тем самым не проявляя никакого уважения к своим любимым.
В ходе исследования, было выявлено, что молодые люди достаточно хорошо информированы о специфике незарегистрированных форм брака. Что, скорее всего, свидетельствует об их интересе к этой проблеме. Но что, стоит за этим интересом? Вероятнее всего, молодые люди изучают все положительные и негативные последствия незарегистрированных браков, то есть они решают, выбрать ли им в будущем такую форму брака или зарегистрировать свой брак.
Такое положение молодых людей связано с тем, что общество на современном этапе развития более демократично стало относиться к данной проблеме, хотя негативные настроения все же превалируют.
Проблема незарегистрированных браков является очень актуальной в настоящее время и ее не следует оставлять без внимания, так как она затрагивает проблемы нравственности и ценностных ориентаций в современном обществе.
При анализе результатов социологического опроса осуществлена попытка проведения системного анализа, позволяющего прояснить предмет исследования, выделить основные понятия и дать их интерпретацию, а так же выдвинуть рабочие гипотезы.
Цель описанного исследования – узнать мнение жителей города Кувандык Оренбургской области от 19 до 23 лет по проблемам, возникающим у партнеров в гражданском браке и их отношение к гражданскому браку как приемлемому союзу – реализована средствами решения конкретных задач. В ходе анкетирования была собрана и проанализирована информация по вопросам:
- в каких случаях гражданский брак – безусловное благо, а в каких – зло?
- должен ли гражданский брак должен уступить место законному, и, если да, то когда?
- значимы ли для студентов социальный статус супругов и связанные с ним стереотипы?
- как влияет общественное мнение на прочность гражданского брака?
- значим ли для супругов юридический риск гражданского брака?
Предварительный анализ позволил выдвинуть две гипотезы: «у опрошенных молодых людей к гражданскому браку определенно позитивное отношение» и «общепринятое мнение и о преимуществах гражданского брака, и о значимости психологических, материальных и юридических проблем, возникающих у партнеров, респондентами не отрицаются».