Гражданский брак как социальный феномен

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 16:46, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время многообразие брачно-семейных форм становится элементом современной семейной системы большинства стран мира, в том числе и России. Среди всего многообразия этих форм незарегистрированный брак является наиболее распространенной и социально одобряемой моделью организации семейной жизни, ввиду большого сходства с зарегистрированным браком. Также, в последние годы наблюдается тенденция, что фактические браки становятся среди молодежи новым этапом жизненного цикла семьи, который непосредственно предшествует юридически оформленному браку. Объяснение данным процессам ученые дают следующее: в последние годы наблюдаются раннее психофизиологическое развитие молодежи; нет особых ограничений в трансляции этих идей в средствах массовой информации; в большинстве семей налицо ослабление сексуального контроля над подростками; нет социальных программ сексуального и семейного воспитания и обучения молодежи.

Оглавление

Введение........................................................................................................3
Глава I. Теоретические основы исследования гражданского брака как социологического феномена........................................................................6
Понятие гражданский брак…………………………………………6
Феномен гражданского брака в российской социологии………...9
Взгляды российских и западных социологов на проблему гражданского брака……………………………………………………………...16
Глава II. Проблемы гражданского брака и пути их решения
Правовые проблемы гражданского брака………………………...21
2.1 Социальные проблемы гражданского брака……………………...27
Глава III. Экспериментальная часть....................................................32
Экспериментальная часть «Институт гражданского брака на примере г. Кувандык Оренбургской области»…………………….……....32
Заключение.................................................................................................39
Литература..................................................................................................42
Приложения................................................................................................45

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 956.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

План...............................................................................................................2

Введение........................................................................................................3

Глава I. Теоретические основы исследования гражданского брака как социологического феномена........................................................................6

  1. Понятие гражданский брак…………………………………………6
    1. Феномен гражданского брака в российской социологии………...9
    2. Взгляды российских и западных социологов на проблему гражданского брака……………………………………………………………...16

Глава II. Проблемы гражданского брака и пути их решения

  1. Правовые проблемы гражданского брака………………………...21

2.1    Социальные проблемы гражданского брака……………………...27

Глава III. Экспериментальная часть....................................................32

  1. Экспериментальная часть  «Институт гражданского брака на примере г. Кувандык Оренбургской области»…………………….……....32

Заключение.................................................................................................39

Литература..................................................................................................42

Приложения................................................................................................45

 

Введение

Актуальность работы заключается в том, что семейные отношения, брак всегда являлись важным моментом в жизни людей. Каждый человек, так или иначе, стремится завести семью. В свете проблем современного общества, смены системы ценностей большое распространение получило такое явление как гражданский брак. Существование этой формы отношений вызывает противоречивые взгляды и мнения, что говорит об актуальности проблемы.

В настоящее время  многообразие брачно-семейных форм становится элементом современной семейной системы большинства стран мира, в том числе и России. Среди всего многообразия этих форм незарегистрированный брак является наиболее распространенной и социально одобряемой моделью организации семейной жизни, ввиду большого сходства с зарегистрированным браком.

Также, в последние  годы наблюдается тенденция, что  фактические браки становятся среди молодежи новым этапом жизненного цикла семьи, который непосредственно предшествует юридически оформленному браку. Объяснение данным процессам ученые дают следующее: в последние годы наблюдаются раннее психофизиологическое развитие молодежи; нет особых ограничений в трансляции этих идей в средствах массовой информации; в большинстве семей налицо ослабление сексуального контроля над подростками; нет социальных программ сексуального и семейного воспитания и обучения молодежи.

Степень научной разработанности  проблемы. Брачно-семейные отношения  как одна из наиболее значимых сфер функционирования общества изучалась  многими исследователями в области социологии и смежных с ней науках. Специфика социологического подхода к анализу брачно-семейных отношений заключается в том, что семья и брак анализируются с точки зрения функционирования как подсистемы общества, фокусируя внимание на совместной жизнедеятельности членов семьи, т.е. на семейном образе жизни.

Основатели социологической  теории и ее классики (О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, М. Вебер) не исследовали специально институт семьи и брака, но, то наследие, которое они оставили в виде общесоциологических теорий, является фундаментом исследования любой проблемы, сущностные характеристики и понятийный аппарат которого применимы к анализу современного уровня проявления проблемы. Со второй половины XIX проблемам семьи и брака уделяется больше внимания: огромное значение до сих пор имеют работы М. Ковалевского, П. Сорокина, Л. Моргана, Ф. K. Пле, Ф. Энгельса.

Современное состояние  семьи и брака рассматривается  одними исследователями с позиции  кризиса моногамной семьи (А. И. Антонов, В. М. Медков, М. Ю. Арутюнян, А. В. Артюхов, В. М. Целуйко, И. Ю. Шилов и др.), а другими – с позиции трансформации социальных семейных структур (И. С. Голод, А. Г. Вишневский, А. Р. Михеева, А. А. Клёцин, Т. А. Гурко).

Объектом исследования являются юноши и девушки города Кувандыка Оренбургской области в возрасте от 18 до 30 лет.

Предмет исследования –  взгляды молодых людей города Кувандыка Оренбургской области  на незарегистрированные браки.

Цель исследования – изучить феномен гражданского брака в социологии и проанализировать мнение молодых жителей города Кувандыка Оренбургской области об объективных факторах и субъективных причинах незарегистрированных браков.

Задачи исследования:

- изучить теоретические  основы исследования гражданского  брака как социологического феномена;

- рассмотреть правовые и социальные проблемы гражданского брака и пути их решения;

- опросить и проанализировать мнение молодых жителей города Кувандыка Оренбургской области ( от 18 до 30 лет) об объективных факторах и субъективных причинах незарегистрированных браков.

 

 

 

 

 

Глава I. Теоретические  основы исследования гражданского брака  как социологического феномена

1.1.Понятие  гражданский брак

Под браком понимается исторически  обусловленная форма отношений  между мужчиной и женщиной, через  которую общество упорядочивает их отношения, как в правовом, так и морально-этическом плане. Можно сказать, что брак - это правовая форма, через которую общество упорядочивает и закрепляет права женщины и обязанности мужчины.

Брачные отношения представляют собой сложнейшую гамму отношений между людьми: от естественно-биологических до экономических, правовых, этических, социально-психологических, эстетических и т. п. Необходимость их регулирования со стороны общества определяется тем, что от состояния брачных отношений зависят рост населения, воспитание подрастающего поколения, а значит, и будущее самого общества и государства.[7, 235]

Содержание брачных  отношений определяется степенью развитости общества. Чем примитивней общественные отношения, тем больше места в семейно-брачном союзе занимают чисто физиологические и хозяйственно-экономические моменты. Чем более развито общество, тем большую роль в брачных отношениях играют социально-психологические, этические, эстетические и, конечно, сексуальные моменты. Об этом можно судить по таким показателям, как мотивы вступления молодых людей в брак.[13,c.144]

Мотивы создания семьи  многообразны, например: любовь; психологические  причины; желание иметь детей; экономические  причины; сложившиеся обстоятельства. Обычно присутствует не один мотив, но у каждого есть один - два ведущих. [13,c.144]

Среди мотивов брачно - семейных отношений, к социальным мотивам следует отнести: заключение брака в целях соответствовать  социальным нормам (например, возраст  или желание иметь определённый статус); предоставление определенного социального статуса членам семьи; воспроизводство социальной структуры.

К психологическим мотивам: потребность в заботе и любви; получение психологической защиты, эмоциональной поддержки, эмоциональная  стабилизация индивидов и их психологическая терапия; стремление найти подобного себе человека (на основе общности взглядов и интересов); реализовать свою потребность руководить кем-то; желание иметь стабильного партнера для секса; боязнь одиночества. Заметим, что мотивы многих браков чисто психологического свойства. Например, реализовать свою потребность руководить кем-то, самоутвердиться в роли руководителя. Этот мотив более характерен для мужчин. Для такого мужчины женщина, беспрекословно ему подчиняющаяся, становится ему просто необходима. Но если после Загса от роли послушницы жена отойдет - муж почувствует себя бессовестно обманутым со всеми вытекающими отсюда последствиями. Ранее кем-то отвергнутые или обманутые могут создать семью назло обманщику (обманщице) - фактически также для самоутверждения или по принципу клин клином вышибают. Неуверенные в себе стараются найти опору в лице более уверенного человека. Не случайно женщины как существа преимущественно более тревожные, неуверенные в себе по сравнению с мужчинами почитают как одно из ценнейших качеств мужчины его надежность. Трудности для семьи кроются в том, что избранник может не оправдать возлагаемых на него надежд.

Что касается экономических  мотивов таковыми следует считать: получение материальных средств  одних членов семьи для других; экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества. Материальная обеспеченность будущего супруга, наличие у супруга жилплощади может быть мотивом для вступления в брак. Для многих хозяйственных людей брак является, прежде всего, средством обретения материального достатка и бытового комфорта. Противоречие между супругами здесь нередко возникает из-за того, чьими силами все это достигается. [19,c.79]

Многие современные молодые пары выбирают так называемый «гражданский брак», как «репетицию» официального. Исторически понятие «гражданский брак» возникло как альтернатива браку церковному, то есть освященному церковью.

Если такая репетиция перед официальной регистрацией устраивает всех и решение принято обоюдно, то такой расклад можно лишь приветствовать. Но это в идеале, а в реальности современной жизни возникают совершенно иные обстоятельства, которые разбивают практически все положительные стороны этого социального явления.

«Гражданский  брак» не имеет никакого правового регулирования отношений. Даже если в «гражданском браке», молодые люди заключили брачный договор. Он вступает в силу лишь после регистрации брака в ЗАГСе. А в случае смерти сожителя женщина может претендовать только на те вещи, которые он ей завещал. Не регистрируя брак, женщина оказывается в прямой зависимости от своего сожителя. Имущественные и неимущественные права женщины состоящей в зарегистрированном браке защищены законом.

В незарегистрированной семье женщина фактически бесправна. Тут все зависит от моральных качеств партнера, а это далеко не всегда, является гарантией при возникающих разногласиях. Мужчины в таком «браке» понимают, что ничего не теряют. Ребенка растить матери, деньги взыскать с такого «мужа», который в любой момент может просто повернуться и уйти, весьма проблематично. Интересно, что женщина, как правило, называет своего сожителя мужем, а мужчина свою «гражданскую жену» любовницей, сожительницей, подругой. И лишь некоторые - женой.

При рождении ребенка  у таких родителей возникает еще гораздо более сложные проблемы, ребенок, фактически имеющий отца, формально его не имеет. И если отец ребенка пожелает официально зарегистрировать свое отцовство, то ребенка ему придется усыновлять по всем установленными законами нормами. [3,c.256]

Союз считают  гражданским браком, если пара живет  на одной территории и ведет общее  хозяйство в течение месяца.

В нашей стране по поводу гражданских браков сломано  немало копий. Традиционно общество их осуждало. При социализме человек, состоящий в гражданском браке, вряд ли мог рассчитывать на серьезную должность. Сейчас общество стало гораздо терпимее.

«Гражданский  брак» - проблема не столько психологическая, сколько юридическая. Штамп в  паспорте, защищает имущественные и  прочие права супругов и их детей. В случае смерти одного из супругов все совместно нажитое имущество отойдет официальным родственникам. С точки зрения юридической гражданский брак - бессмысленный риск, подвергающий состоянию незащищенности (правовой, экономической, моральной) одного из партнеров (чаще всего женщину).

 

 

 
Феномен гражданского брака в российской социологии

 

Когда-то под термином «гражданский брак» подразумевали семейные отношения, не освященные таинством венчания. Сегодня определение распространилось на семейные союзы, не признанные не только церковью, но и государством. В таких семьях мужа и жену связывают исключительно любовь и устный договор. Так ли уж важны в данном случае юридические формальности?

Союз считают гражданским  браком, если пара живет на одной  территории и ведет общее хозяйство в течение месяца.

В нашей стране по поводу гражданских браков сломано немало копий. Традиционно общество их осуждало. При социализме человек, состоящий  в гражданском браке, вряд ли мог  рассчитывать на серьезную должность. Сейчас мы все стали гораздо терпимее, достаточно вспомнить курского губернатора Александра Руцкого: он несколько лет не регистрировал свой союз с Ириной Поповой, и это никак не сказалось на его политической карьере.

Гражданский брак – проблема не столько психологическая, сколько юридическая. Такая малость, как штамп в паспорте, защищает имущественные и прочие права супругов и их детей. Если завтра ваш гражданский муж попадет под машину, вы не сможете оставить себе даже его фотографию: все совместно нажитое имущество отойдет официальным родственникам.

С точки зрения юридической  гражданский брак - бессмысленный  риск. Это как добираться до рабочего кабинета на пятом этаже по водосточной  трубе, потому что так интереснее. Если вы любите человека, вы неизбежно  захотите обеспечить ему материальную защищенность. Если же вы не хотите вступать в законный брак, то, очевидно, еще не уверены в избраннике на все сто.

Итак, в каких случаях  гражданский брак - безусловное благо?

Самый распространенный вариант – неофициальный союз как репетиция семейных отношений. Вы познакомились в потрясающим человеком - не тянуть же его сразу в ЗАГС. Неплохо какое-то время пожить вместе, выяснить, сможете ли вы преодолеть возникающие бытовые трудности. Взаимные влюбленность и сексуальное влечение еще не гарантируют бытовую совместимость. Вполне вероятно, бытовые привычки окажутся столь разными, что легче будет расстаться, чем обрекать себя на семейную жизнь [9, 132].

Информация о работе Гражданский брак как социальный феномен