Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 20:12, курсовая работа
Существует колоссальный разброс общественного мнения, характеризующего отношение населения к государству, - от абсолютизации его роли как единственного источника общественного благополучия до такого же абсолютного отрицания всякого государства. И обе эти крайности существуют в общественной мысли и практике со времён Платона и Аристотеля, т.е. на протяжении всей истории развития государства и общества. Однако факт остаётся фактом: общество не может существовать на основе преходящих целей. Его объединяет общая объективная цель, без которой оно не может ни возникнуть, ни развиваться. Такой целью является объединение людей под единой властью, координирующей разнообразные интересы членов общества.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Государство как социальный институт………………………………..5
Глава 2. Место и роль государства в политической системе общества……...17
Заключение……………………………………………………………………….24
Библиографический список
По национально-
В унитарном государстве:
Федеративное государство характеризуется:
Кроме того, любая федерация должна отвечать следующим критериям:
Помимо вышеперечисленных
Государства можно подразделять по устойчивости политической жизни, ее непрерывности и преемственности. Здесь выделяются неустойчивые и стабильные государства. Неустойчивые отличаются частой сменой президентов, правительств, парламентов, конституций, большим числом переворотов. Так, на латиноамериканском континенте за последние 150 лет произошло 535 государственных переворотов.
Государства могут быть классифицированы по приоритетным, преимущественным функциям. Можно выделить военное, или полицейское, государство, социальное, правовое.
Военное, или полицейское, государство характеризуется гипертрофированным развитием структур государственного насилия - армии, полиции, служб безопасности.
Правовое государство имеет основное предназначение в развитии структур, обеспечении защиты прав всех членов общества. Граждане подчиняются праву как высшей силе. Гарантировано равноправие всех граждан и правителей перед законом.
Правовому государству присущи следующие признаки:
Социальное государство сосредотачивает основные усилия на проведении активной социальной политики, содействует смягчению и предупреждению социальных конфликтов.
Особое место в типологии государств занимает советское государство. С самого начала оно создавалось в оппозиции теории правового государства: не взирая на глубокие российские традиции, эта теория была отвергнута и объявлена буржуазной, а значит, вредной. Была утверждена идея диктатуры пролетариата как над законной властью, использующей закон для решения своих задач12.
Таким образом, понимание государства, его сущности и закономерности развития позволяют определить его как сложное и исторически развивающееся общественно-политическое явление; подтвердить наличие плюрализма в понимании и определении государства.
Государство занимает центральное место в политической и общественной жизни любой страны.
Любая политическая деятельность,
в конечном счете, так или иначе,
связана с государственной
Заключение
Обобщая всё выше сказанное, можно сделать вывод, что государство – основной и один из важнейших институтов не только политической системы общества, но и всего общества в целом. Этот институт возложил на себя огромный перечень функций и целей по всестороннему регулированию общественной жизни. Государство как главная властвующая и организующая сила общества призвано обеспечить нормальную деятельность всех негосударственных организаций в рамках их уставных задач, содействовать их развитию и совершенствованию.
Для государства как особого социального института, отличающегося от других институтов, характерны:
– наличие особой группы людей, осуществляющих верховную власть и выполняющих функции управления общими делами;
– монополия на принуждение, или применение силы, в отношении членов общества в интересах большинства общества иди определенного его слоя (класса);
– право осуществлять внутреннюю и внешнюю политику от имени общества;
– исключительное право издания законов и правил, обязательных для всего населения в пределах территории государства;
– право взимания налогов для содержания государственного аппарата и других общественных нужд.
Помимо институциональных
– активно участвует в управлении социальными и экономическими процессами;
– обеспечивает единство культурного пространства, а также единый язык (или несколько общих языков) как средство общения;
– регулирует национальные отношения;
– обеспечивает национальную безопасность и общественный порядок;
– гарантирует общие права
Государство, являющееся средством организации совместной жизни людей, не совпадает с обществом в целом, а составляет лишь часть его. Государство является, с одной стороны, чем-то репрессивным и принудительным, а с другой – представляет собой нечто созидающее и предоставляющее определенные возможности.
Иногда структуру государства ограничивают тремя элементами: территорией, населением и властью. В соединении с государством территория превращается в социально-политическое пространство: в социальном плане она представляет собой среду для жизнедеятельности данного общества, в политическом – границы действия государственной власти. Роль населения для государства многозначна. Оно стремится интегрировать разные социальные и национальные группы в единый народ, имеющий существенные общие черты образа жизни, общественного сознания и психологии. С другой стороны, национальная структура общества прямо влияет на устройство государства. Многонациональные общества плохо совместимы с унитарным государством, в котором доминирует центральная власть. Чаще такие общества имеют форму федерации – союза юридически относительно самостоятельных государственных образований (такова, в частности, Российская Федерация).
Государство является политическим институтом, выполняющим очень широкий круг функций. Составные элементы государства многообразны и разнокачественны. В связи с этим сводить государство к территории, населению и власти, при всей важности данных элементов, неправомерно.
Социальная жизнь складывается из большого числа взаимодействующих между собой областей человеческой деятельности. Среди этих областей – экономика, политика, культура, идеология и др. Не существует общества, не ведущего экономической деятельности, совершенно аполитичного, не имеющего собственной культуры и идеологии и т. д.
Главная функция политической сферы заключается в том, чтобы обеспечить единство общества, разделенного на разнородные группы, слои, классы. Сердцевину политической жизни составляют государство, власть и властные отношения. Общество едино в качестве политического сообщества, причем интегрирующая роль политической власти реализуется, прежде всего, с помощью государства, использующего обязательные для всех его граждан законы, право и соответствующий аппарат насилия для нормирования и регулирования общественных отношений.
Библиографический список
Электронные ресурсы
1 Основы социального государства: учебник для вузов/ под общ. ред. д.э.н., проф.Н.Н. Гриценко, д.э.н., проф.А.А. Шулуса. – М.:Издательский дом «АТИСО», 2009. – С.22-24.
2 Смит А. О природе капитала,
его накоплении и применении// Антология
экономической классики: В 2 т. М.:Эконов,
1993. Т.1 - С. 368.
3 Социальная политика: Учебник / Под общей редакцией Н.А. Волгина. - М.: Экзамен, 2002. - С. 85.
4 Политология: Энциклопедический словарь / Сост. Ю.И. Аверьянов. - М.: Московский коммерческий университет, 1993. - С. 69.
5 Агапов П.В., Добренькова Е.В., Федулова А.В. Социология организаций: Учебное пособие. - М.: Альфа-М, 2006. - С.117.
6 Взаимодействие государства и гражданского общества в современной России. Проблемы становления и развития. - Москва-Карбондейл., 2006. - С.130-131.
7 Кравченко С.А., Мнацаканян
М.О., Покровский В.Е. Социология: парадигмы
и темы: Учебник для вузов. 2-е изд., дополн.
и перераб. - М.: АНКИЛ, 1998. - С. 385-386.
8 Взаимодействие государства
и гражданского общества в современной
России. Проблемы становления и развития.
- Москва-Карбондейл., 2006. - С.132.
10 Петров А.В. Теория государства и права: тезисы лекций. Н. Новгород.,1997.
11 Черданцев А.Ф. Теория государства иправа.-М.,1999.
Информация о работе Государство как социально-политический институт