Государство как социально-политический институт

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 20:12, курсовая работа

Краткое описание

Существует колоссальный разброс общественного мнения, характеризующего отношение населения к государству, - от абсолютизации его роли как единственного источника общественного благополучия до такого же абсолютного отрицания всякого государства. И обе эти крайности существуют в общественной мысли и практике со времён Платона и Аристотеля, т.е. на протяжении всей истории развития государства и общества. Однако факт остаётся фактом: общество не может существовать на основе преходящих целей. Его объединяет общая объективная цель, без которой оно не может ни возникнуть, ни развиваться. Такой целью является объединение людей под единой властью, координирующей разнообразные интересы членов общества.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Государство как социальный институт………………………………..5
Глава 2. Место и роль государства в политической системе общества……...17
Заключение……………………………………………………………………….24
Библиографический список

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 59.72 Кб (Скачать)

По национально-территориальной  организации государства делятся  на унитарные и федеративные.     

В унитарном государстве:

  • единая конституция и гражданство;
  • единая система высших государственных органов, права и суда, все это действует без ограничения на всей территории страны. Унитарные государства: Бельгия, Испания, Италия, Финляндия, Дания и др.

Федеративное государство характеризуется:

  • наличием внутри государства государственных образований (штат, провинция, кантон, республика и др.);
  • эти образования имеют определенную самостоятельность и собственное административно-территориальное деление.

 

 Кроме того, любая федерация должна отвечать следующим критериям:

  • исключительное право федерального правительства на осуществление внешней политики;
  • отсутствие права рецессии (от лат. "сецессио" - отделение, уход);
  • федеральное правительство использует власть без прямого одобрения государств - членов федерации;
  • отсутствие у союзного правительства права на одностороннее изменение границ государств-членов;
  • союзная конституция может быть изменена только с согласия членов федерации;
  • наличие двухпалатного высшего законодательного органа с равным представительством каждого члена федерации;
  • разделение власти и полномочий союзного государства и государств-членов федерации.

Помимо вышеперечисленных типов  государств существуют Конфедерации. Как правило, это государственные объединения государств для координации какого-либо вида государственной деятельности - военной, торговой, внешнеполитической. Эти объединения нестабильны, распадаются после решения поставленных задач или развиваются в федерацию (США, Швейцария).

Государства можно подразделять по устойчивости политической жизни, ее непрерывности  и преемственности. Здесь выделяются неустойчивые и стабильные государства. Неустойчивые отличаются частой сменой президентов, правительств, парламентов, конституций, большим числом переворотов. Так, на латиноамериканском континенте за последние 150 лет произошло 535 государственных переворотов.

Государства могут быть классифицированы по приоритетным, преимущественным функциям. Можно выделить военное, или полицейское, государство, социальное, правовое.     

Военное, или полицейское, государство характеризуется гипертрофированным развитием структур государственного насилия - армии, полиции, служб безопасности.     

Правовое государство имеет основное предназначение в развитии структур, обеспечении защиты прав всех членов общества. Граждане подчиняются праву как высшей силе. Гарантировано равноправие всех граждан и правителей перед законом.     

Правовому государству присущи  следующие признаки:

  • верховенство закона во всех сферах жизни;
  • разделение политической власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви;
  • эффективные формы контроля и надзора за соблюдением законности;
  • разделение государственных и негосударственных политических институтов;
  • взаимная ответственность государства и личности.

 

    Социальное государство сосредотачивает основные усилия на проведении активной социальной политики, содействует смягчению и предупреждению социальных конфликтов.     

Особое место в типологии  государств занимает советское государство. С самого начала оно создавалось  в оппозиции теории правового  государства: не взирая на глубокие российские традиции, эта теория была отвергнута и объявлена буржуазной, а значит, вредной. Была утверждена идея диктатуры пролетариата как над законной властью, использующей закон для решения своих задач12.

Таким образом, понимание государства, его сущности и закономерности развития позволяют определить его как сложное и исторически развивающееся общественно-политическое явление; подтвердить наличие плюрализма  в понимании и определении государства.

Государство занимает  центральное  место в  политической и общественной жизни  любой страны.

Любая политическая деятельность, в конечном счете, так или иначе, связана с государственной властью. Можно спорить о том, какие  факторы лежали в основе возникновения  государства, чьи интересы выражают те или иные современные государственные  образования. Но аксиомой является то, что результатом политической деятельности людей и их объединений, является государственная власть. И что  бы ни было зафиксировано в программных  документах различных политических партий разных времен, ясно одно: им нужна  государственная власть для осуществления  своих явных или тайных целей. Самое существенное в государстве  – не возможность объединения  людей, не территория, а обладание  властью. Поэтому бесперебойного “правильного”  правового механизма образования  и осуществления государственной  власти нет.

 

 

Заключение

Обобщая всё выше сказанное, можно сделать вывод, что государство – основной и один из важнейших институтов не только политической системы общества, но и всего общества в целом. Этот институт возложил на себя огромный перечень функций и целей по всестороннему регулированию общественной жизни. Государство как главная властвующая и организующая сила общества призвано обеспечить нормальную деятельность всех негосударственных организаций в рамках их уставных задач, содействовать их развитию и совершенствованию.

Для государства как особого  социального института, отличающегося  от других институтов, характерны:

– наличие особой группы людей, осуществляющих верховную власть и выполняющих  функции управления общими делами;

– монополия на принуждение, или  применение силы, в отношении членов общества в интересах большинства  общества иди определенного его  слоя (класса);

– право осуществлять внутреннюю и внешнюю политику от имени общества;

– исключительное право издания  законов и правил, обязательных для  всего населения в пределах территории государства;

– право взимания налогов для  содержания государственного аппарата и других общественных нужд.

Помимо институциональных современное  государство имеет также ряд  социально-политических признаков:

– активно участвует в управлении социальными и экономическими процессами;

– обеспечивает единство культурного  пространства, а также единый язык (или несколько общих языков) как  средство общения;

– регулирует национальные отношения;

– обеспечивает национальную безопасность и общественный порядок;

– гарантирует общие права человека и поддержание главнейших социально-политических и правовых ценностей.

Государство, являющееся средством  организации совместной жизни людей, не совпадает с обществом в  целом, а составляет лишь часть его. Государство является, с одной  стороны, чем-то репрессивным и принудительным, а с другой – представляет собой  нечто созидающее и предоставляющее  определенные возможности.

Иногда структуру государства  ограничивают тремя элементами: территорией, населением и властью. В соединении с государством территория превращается в социально-политическое пространство: в социальном плане она представляет собой среду для жизнедеятельности данного общества, в политическом – границы действия государственной власти. Роль населения для государства многозначна. Оно стремится интегрировать разные социальные и национальные группы в единый народ, имеющий существенные общие черты образа жизни, общественного сознания и психологии. С другой стороны, национальная структура общества прямо влияет на устройство государства. Многонациональные общества плохо совместимы с унитарным государством, в котором доминирует центральная власть. Чаще такие общества имеют форму федерации – союза юридически относительно самостоятельных государственных образований (такова, в частности, Российская Федерация).

Государство является политическим институтом, выполняющим очень широкий круг функций. Составные элементы государства  многообразны и разнокачественны. В  связи с этим сводить государство  к территории, населению и власти, при всей важности данных элементов, неправомерно.

Социальная жизнь складывается из большого числа взаимодействующих  между собой областей человеческой деятельности. Среди этих областей – экономика, политика, культура, идеология  и др. Не существует общества, не ведущего экономической деятельности, совершенно аполитичного, не имеющего собственной  культуры и идеологии и т. д.

Главная функция политической сферы заключается в том, чтобы обеспечить единство общества, разделенного на разнородные группы, слои, классы. Сердцевину политической жизни составляют государство, власть и властные отношения. Общество едино в качестве политического сообщества, причем интегрирующая роль политической власти реализуется, прежде всего, с помощью государства, использующего обязательные для всех его граждан законы, право и соответствующий аппарат насилия для нормирования и регулирования общественных отношений.

 

Библиографический список

    1. Агапов П.В., Добренькова Е.В., Федулова А.В. Социология организаций: Учебное пособие. - М.: Альфа-М, 2006.
    2. Взаимодействие государства и гражданского общества в современной России. Проблемы становления и развития. - Москва-Карбондейл., 2006.
    3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с изм. и доп. от 21.07.2007 № 5-ФКЗ)
    4. Кравченко С.А., Мнацаканян М.О., Покровский В.Е. Социология: парадигмы и темы: Учебник для вузов. 2-е изд., дополн. и перераб. - М.: АНКИЛ, 1998. 
    5. Основы социального государства: учебник для вузов/ под общ. ред. д.э.н., проф.Н.Н. Гриценко, д.э.н., проф.А.А. Шулуса. – М.:Издательский дом «АТИСО», 2009.
    6. Петров А.В. Теория государства и права: тезисы лекций. Н. Новгород.,1997.
    7. Политология: Энциклопедический словарь /Сост. Ю.И. Аверьянов. - М.: Московский коммерческий университет, 1993.
    8. Смит А. О природе капитала, его накоплении и применении// Антология экономической классики: В 2 т. М.:Эконов, 1993. Т.1
    9. Социальная политика: Учебник/ Под общей редакцией Н.А. Волгина. - М.: Экзамен, 2002.
    10. Черданцев А.Ф. Теория государства иправа.-М.,1999.
    1. Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права. Учебно-методическое пособие. Краткий учебник для вузов. - М.: Издательская группа НОРМА - ИНФРА М, 1999г.

 

Электронные ресурсы

  1. VIPERSON.RU. Михаил Мунтян: Государство как политический институт.
  2. VIPERSON.RU.Феликс Шарков: Государство как социальный институт.

1 Основы социального государства: учебник для вузов/ под общ. ред. д.э.н., проф.Н.Н. Гриценко, д.э.н., проф.А.А. Шулуса. – М.:Издательский дом «АТИСО», 2009. – С.22-24.

2 Смит А. О природе капитала, его накоплении и применении// Антология экономической классики: В 2 т. М.:Эконов, 1993. Т.1 - С. 368.  

3 Социальная политика: Учебник / Под общей редакцией Н.А. Волгина. - М.: Экзамен, 2002. - С. 85.

4 Политология: Энциклопедический словарь / Сост. Ю.И. Аверьянов. - М.: Московский коммерческий университет, 1993. - С. 69.

5 Агапов П.В., Добренькова Е.В., Федулова А.В. Социология организаций: Учебное пособие. - М.: Альфа-М, 2006. - С.117.

6 Взаимодействие государства и гражданского общества в современной России. Проблемы становления и развития. - Москва-Карбондейл., 2006. - С.130-131.

7 Кравченко С.А., Мнацаканян М.О., Покровский В.Е. Социология: парадигмы и темы: Учебник для вузов. 2-е изд., дополн. и перераб. - М.: АНКИЛ, 1998. - С. 385-386.  

8 Взаимодействие государства и гражданского общества в современной России. Проблемы становления и развития. - Москва-Карбондейл., 2006. - С.132.  

9 Феликс Шарков: Государство как социальный институт. VIPERSON.RU

10 Петров А.В. Теория государства и права: тезисы лекций. Н. Новгород.,1997.

11 Черданцев А.Ф. Теория государства иправа.-М.,1999.

12 Михаил Мунтян: Государство как политический институт. VIPERSON.RU


Информация о работе Государство как социально-политический институт