Государство как социально-политический институт

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 20:12, курсовая работа

Краткое описание

Существует колоссальный разброс общественного мнения, характеризующего отношение населения к государству, - от абсолютизации его роли как единственного источника общественного благополучия до такого же абсолютного отрицания всякого государства. И обе эти крайности существуют в общественной мысли и практике со времён Платона и Аристотеля, т.е. на протяжении всей истории развития государства и общества. Однако факт остаётся фактом: общество не может существовать на основе преходящих целей. Его объединяет общая объективная цель, без которой оно не может ни возникнуть, ни развиваться. Такой целью является объединение людей под единой властью, координирующей разнообразные интересы членов общества.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Государство как социальный институт………………………………..5
Глава 2. Место и роль государства в политической системе общества……...17
Заключение……………………………………………………………………….24
Библиографический список

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 59.72 Кб (Скачать)

-    выполняет общесоциальные функции;      

-    имеет право - систему норм, санкционированных государством;      

-    обладает, как правило, монополию на правотворчество;      

-    находится в устойчивых правовых связях с населением, приживающим на его территории (институт гражданства);      

-    обладает суверенитетом;      

-    имеет специальный аппарат власти и управления;      

-    использует право принуждения и использует его;      

-    обладает вооруженными и другими специализированными силами, обеспечивающими его целостность и безопасность;      

-    имеет систему правосудия (конституционный, арбитражный, уголовный, гражданский суд);      

-    обладает материальными средствами для проведения государственной политики (собственность, бюджет, валютные запасы и др.) и применяет систему налогов и займов;      

-    имеет административно-территориальное деление;      

-    имеет свои символы (герб, гимн, флаг) и памятные даты"6.      

В России государство всегда являлось мощным институтом управления обществом. «Оно декларировало общенациональные ценности, и качество и сообразно  этому определяло меру и формы  реального участия населения  в политической жизни, что всегда осуществлялось под жестким контролем  государственного аппарата. Характерной  особенностью политической социализации государства было то, что оно целенаправленно  подавляло политическую субъективность человека - нормативное политическое поведение предполагало подготовку человека для официальных структур, а не структуры создавались для  человека, его свободного и самостоятельного волеизъявления. Для современной  России задача построения социального  государства равносильна задаче по сохранению и последующему укреплению самой государственности.      

На  рубеже 80-90-х годов государство  утрачивает монополию на выдвижение и обоснование общенациональных ценностей, но это существенно не изменило суть практики социализации, которая по прежнему направлена на ограничение политической субъективности человека, на сохранение статус-кво политических структур и функций, их ведущей роли в формировании нормативного политического поведения россиян. И все-таки новые социополитические ценности прорастают на российском политическом поле: развинчиваются стереотипы о том, что государство может быть монопольным или главным агентом политической социализации, что оно в одиночестве способно предложить и выработать нормативные образцы поведения и тем самым разрешить проблему нынешней политической дезорганизации»7.    

В современном мире демократическое государство в наилучшей степени  обеспечивает условия для развития социальной активности граждан, социальных групп и общностей. В таком  государстве в многообразии функций  на одно из первых мест выдвигается  его всеобъемлющая социальная функция.

Социально ориентированное государство создает благоприятное пространство общественных возможностей, защищенных от какого-либо произвола, гарантирует  возможность беспрепятственного взаимодействия социальных групп и других элементов  социальной структуры, способствует улучшению  социального положения граждан  и социальных групп.

В современном мире демократическое  государство в наилучшей степени  обеспечивает условия для развития социальной активности граждан, социальных групп и общностей. В таком  государстве в многообразии функций  на одно из первых мест выдвигается  его всеобъемлющая социальная функция. Социально ориентированное государство  создает благоприятное пространство общественных возможностей, защищенных от какого-либо произвола, гарантирует  возможность беспрепятственного взаимодействия социальных групп и других элементов  социальной структуры, способствует улучшению  социального положения граждан  и социальных групп.

«К важнейшим социальным функциям государства относятся:

1)    обеспечение целостности общества и создание основных условий для его безопасного развития;

2)    обеспечение реализации прав и свобод человека и гражданина;

3)    создание условий для быстрого экономического роста;

4)    обеспечение свободы, независимости и безопасности народа в мировом сообществе»8.

Социальный институт при таком  рассмотрении определяется как ведущий  компонент социальной структуры  общества, интегрирующий и координирующий не только огромное количество индивидуальных действий людей, но и регулирующий социальный отношения людей и взаимодействия различных компонентов общества. Государство, как главный социальный институт общества направляет свои усилия на реализацию основополагающих потребностей общества в области культуры, науки, образования, здравоохранения и  др. сфер; на обеспечения материальной жизнедеятельности, интеграцию социальных групп и коллективов, поддержание  и сохранение духовных ценностей и многое другое.  
 Таким образом, деятельность государства, при рассмотрении его в качестве социального института определяется разработкой и применением специфического набора социальных и правовых норм и предписаний, регулирующих поведение различных сообществ и людей; интеграцией других социальных институтов в социально-политическую, идеологическую и ценностную структуру общества; созданием материальных средств и условий, обеспечивающих нормальную жизнедеятельность всех структур общества; созданием основ для осуществления устойчивых связей и отношений в рамках социальной организации общества9.  
 Социальное государство, функционирующее как социальный институт макроуровня, формирует свою структуру и организует жизнедеятельность всех сфер общества, опираясь на конституционные основы. Кроме того, как наша страна провозглашена социальным государством, согласно ст. 1 Конституции РФ, ныне Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Статья 3 Конституции подчеркивает, что носителем суверенитета и единственным источником власти в России является ее многонациональный народ.  
Конституционные обязанности социального государства в реализации трудовых прав закреплены в ст. 37, согласно которой каждый гражданин России имеет  свободно распоряжаться своими способностями, выбирать род деятельности и профессию. Принудительный труд запрещен. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. Этой статьей признаются права трудящихся на индивидуальные и коллективные, в том числе в форме забастовки, трудовые споры. Также закреплены права работающих на отдых, регламентированную продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.  
 Права в сфере защиты детей, материнства, детства, семьи, а также обязанности трудоспособных детей, достигших 18 лет, установлены в ст. 38. Гарантии социального обеспечения по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, выплат государственных пенсий и пособий раскрывает ст. 39. Права на жилище определены в ст. 40, на охрану здоровья и медицинскую помощь закреплены в ст. 41, охрану окружающей среды - в ст. 42, на образование - в ст. 43. Права в области культуры раскрыты в ст. 44. Этими правами граждане России согласно ст. 19 обладают независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства и других обстоятельств.  
 Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию (ст. 4), соответственно права распространяются на всех граждан, независимо от того, в каком из субъектов Российской Федерации они проживают... Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов - равноправных субъектов Федерации. Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство (ст. 5).  
 Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство. Федеративное устройство России основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов Российской Федерации (с. 5). Гражданство является единым и равным независимо от оснований его приобретения. Власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную (органы последних самостоятельны). Осуществляют государственную власть в РФ Президент РФ, Федеральное собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ и суды РФ. Действует местное самоуправление. Согласно ст. 7 Конституции, Россия - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. РФ - светское государство. Как отмечает ст. 14 Конституции, никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

Таким образом, государство является социальным институтом организации  жизни людей, удовлетворяющий общественные потребности, сферой общего интереса (в  отличие от гражданского общества, в основе которого лежит частный интерес), а также основным органом политической власти, руководящий всеми сферами общественной жизни и использующий при этом различные средства, в т.ч. принуждение. Государство играет центральную роль в политической системе. Оно также представляет собой конкретную историческую форму осуществления государственности в жизни того или иного народа. Государственность - системное единство (целостность) факторов, взаимосвязей и взаимодействий, тенденций, форм и сфер жизнедеятельности людей и их общностей. Государственность есть тип политической организованности общества, которая достигается в ходе исторического развития. Государственность обеспечивает включенность человека в общество, социализированность его жизнедеятельности (трудовая, семейно-бытовая, досуговая, общественно-политическая).

Государство, как главный социальный институт общества направляет свои усилия на реализацию основополагающих потребностей общества в области культуры, науки, образования, здравоохранения и  др. сфер; на обеспечения материальной жизнедеятельности, интеграцию социальных групп и коллективов, поддержание  и сохранение духовных ценностей и многое другое.

Таким образом, деятельность государства, при рассмотрении его в качестве социального института определяется разработкой и применением специфического набора социальных и правовых норм и предписаний, регулирующих поведение  различных сообществ и людей; интеграцией других социальных институтов в социально-политическую, идеологическую и ценностную структуру общества; созданием материальных средств  и условий, обеспечивающих нормальную жизнедеятельность всех структур общества; созданием основ для осуществления устойчивых связей и отношений в рамках социальной организации общества.  

 

 

Глава 2. Место и роль государства в политической системе общества.

Особое место  и роль государства в политической системе общества определяется еще  и тем, что в его руках находятся  огромные материальные и финансовые ресурсы. В некоторых странах  оно является монопольным собственником  основных средств и орудий производства, что особенно ярко  проявлялось  во внутриполитической деятельности бывших социалистических стран.

Основное отличие государства  от других политических институтов общества состоит, прежде всего, в том, что  ему принадлежит высшая власть в  обществе. Его властная сила универсальна: она распространяется на все население  и общественные партии данной страны; она держится на прерогативах - полномочиях  отмены всякой другой власти, а также  на наличии таких средств воздействия, которыми никакие другие общественные организации, кроме нее, не располагают. К таким средствам воздействия  относятся законодательство, аппарат  чиновников, армия, суд и т.д.

Политические партии и  массовые общественные организации  также могут иметь свои постоянно  действующие аппараты, которые призваны обеспечивать их нормальное функционирование. Однако в отличие от государственного аппарата они не имеют в свое структуре, например,  таких органов, которые  призваны охранять действующую в  обществе правовую систему  -  органов  полиции, суда, прокуратуры, адвокатуры  и т.п., функционирующих в интересах всех членов общества10.

Среди различных элементов  политической системы государство  выделяется еще и тем, что располагает  разветвленной системой юридических  средств, которые дают ему возможность  управлять многими отраслями  экономики и оказывать воздействие  на все общественные отношения. Обладая  соответствующими полномочиями, различные  государственные органы не только издают в рамках своей компетенции нормативно-правовые и индивидуальные акты, но и обеспечивают их реализацию. Достигается это  по-разному - путем воспитания, поощрения и убеждения, осуществлением постоянного контроля за точным осуществлением этих актов, применением в необходимых случаях мер государственного принуждения.

Следует отметить, что в  некоторых  странах  общественные организации могут иметь в  своем распоряжении неприсущие им юридические  рычаги воздействия. Однако они, в отличие  юридических средств воздействия, находящихся в руках различных  государственных органов, носят  ограниченный характер.  Возникают  они у общественных организаций  не в силу самой природы данных объединений, а в результате того, что само государство наделило их правом издания юридических актов.

Наконец, государство обладает суверенитетом. Суверенность политической власти выступает как один из признаков  государства. Его содержание заключается  в верховенстве этой власти по отношению  ко всем гражданам и образуемым ими  негосударственным организациям внутри страны и в независимом поведении  страны (государства) на внешней арене.

Итак, государство и общественные объединения – это самостоятельные  части политической системы. Они  обладают внутренней самостоятельностью и независимостью в решении вопросов, касающихся их внутренних и внешних  дел11.

Функционирование политической системы  общества осуществляется на основе правовых норм. Все организационные структуры  политической системы действуют  в рамках и на основе законов, которые  образуют правовой фундамент государственной  и общественной жизни.

Конечно, названные особенности  не исчерпывают всей специфики государства  как элемента политической системы  общества на фоне всех других ее структурных  элементов. Но они дают общее представление  о государстве, а также о факторах, определяющих место и роль государства в политической системе общества.

Методы, которыми осуществляются функции  государства, применяемые при этом средства, а также характер установленных  в государстве отношений позволяют  классифицировать разные виды государств.

   Устоявшейся классификацией  государств является по способу  организации высшей власти. Выделяются  монархии и республики.     

Монархии бывают:

  • Самодержавные, абсолютные. Преобладавшие в прошлом, сегодня очень редки и сохранились лишь в Саудовской Аравии, Катаре, Омане и Объединенных Арабских Эмиратах и др.
  • Конституционные, ограниченные. Представляя дань традиции, монархи в них - декоративные фигуры, не обладающие значительными политическими полномочиями, но играющие важную роль в моральном плане, способствующие консолидации нации.

В реальности конституционные монархии мало, чем отличаются от республик.

Республики - государства, где высшие органы государственной власти формируются на выборной основе. Бывают президентские и парламентские.

Характерные признаки президентской республики.

  • президент является одновременно главой государства, премьер-министром, подбирает кабинет министров и контролирует его деятельность;
  • законодательная и исполнительная ветви власти формируются на основе двойной системы выборов и отчетливо разъединены;
  • президент и правительство избираются внепарламентским методом;
  • у правительства отсутствует прямая ответственность перед парламентом;
  • парламент имеет солидные полномочия по контролю за деятельностью правительства и президента, вплоть до отклонения законопроекта. Эта форма президентской республики была впервые введена в США на основе Конституции 1787 года.

Для парламентской республики характерно:

  • единая система выборов;
  • победившие партии формируют высший законодательный орган;
  • парламент формирует правительство из числа лидеров победивших партий;
  • правительство несет ответственность перед парламентом;
  • парламент может избирать президента.

Парламентская республика существует в Италии, Германии, Индии, Австрии, Швейцарии, Финляндии, Турции, Ирландии, Исландии и некоторых других странах.

Информация о работе Государство как социально-политический институт