Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 23:48, реферат
Цель исследования - провести комплексный анализ подходов к изучению политического лидерства, раскрыть типы и функции лидера.
В работе поставлена такая задача:
1. Выявить понятие инновационной культуры;
2. Определить роль инноваций в формировании культуры управления;
3. Рассмотреть формирование инновационной культуры в современной России.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...…...…3
1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ИННОВАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ………..…..4
2. РОЛЬ ИННОВАЦИЙ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ…………………………………………………………………....9
3. ФОРМИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ ………………………………......13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….……………22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ….………...…………...….23
Новые принципы
организации процессов
Существует три условия, при которых инновации в сфере управления создают долгосрочные преимущества:
На современном
этапе развития науки вопросы
поддержания внедрения инноваци
Создание внутри фирмы климата, в котором могут зарождаться и осуществляться новые идеи, намного важнее пунктуального вмешательства в инновационный процесс. Благоприятная для инноваций организация должна поддерживать творческие процессы и обеспечивать возможности для реализации позитивно оцененных идей вплоть до успешного внедрения на рынок новой продукции. Самым благоприятным образом на развитие инноваций сказываются, отсутствие бюрократических барьеров в организации и низкая степень централизации, а также отсутствие слишком узкой специализации. И, наоборот, на этапе реализации идеи вплоть до рыночной стадии считается целесообразным более жесткое управление.
Наряду с организационными мероприятиями как существенным фактором внутрифирменных рамочных условий, для инновационного процесса необходим кадровый потенциал8.
Подбор способных и склонных к новаторской деятельности людей является важной задачей инновационного управления. Помимо способностей этим людям нужна также соответствующая внутриорганизационная обстановка.
Содействовать
развитию инновационных способностей
предприятия может
Инновационный тип культуры характеризуется:
Инновационная культура должна быть основана на создании творческой атмосферы на предприятии, поощряющей работников к созданию нового.
Инновационная культура отражает целостную ориентацию человека, закрепленную в мотивах, знаниях, умениях и навыках, а также образах и нормах поведения. Она показывает, как уровень деятельности соответствующих социальных институтов, так и степень удовлетворения людей участием в них и его результатами.
Стимулирующую роль играет явление так называемого «культурного запаздывания», когда возникает противоречие из-за отставания перемен вне материальной сферы (новшества и нововведения в управлении, праве, организации) от трансформации в материальной культуре (новшества, и нововведения в науке, технике).
3.ФОРМИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В РОССИИ.
Одно из важнейших сохраняющихся у России конкурентных преимуществ России с точки зрения инновационного развития – человеческий капитал. Охват всего населения базовым образованием, одно из первых мест в мире по доле населения с высшим образованием (23,4% от численности занятых в экономике, что соответствует уровню ряда ведущих зарубежных стран, таких как Великобритания, Швеция, Япония, и опережает уровень таких стран, как Германия, Италия, Франция), высокий уровень высшего образования по естественнонаучным и инженерно-техническим специальностям – все это создает основу для выстраивания эффективной инновационной системы. В то же время, ситуация в этой сфере характеризуется рядом негативных тенденций, которые в перспективе могут фактически девальвировать это конкурентное преимущество10.
В современных российских социальных условиях инновационными являются принципы и методы «соучаствующего» (партиципативного) управления и индивидуально-ситуационного лидерства. С точки зрения указанных подходов, к управленческой деятельности, которые в наибольшей степени связаны с качеством реализации управленческой культуры организации, эффективность в современных социальных условиях определяется таким качеством, как лидерство. При реализации данных подходов, управленческая культура и вся система ее функций должна быть ориентирована на формирование лидерских методов управления и их поддержание и внедрение в качестве общепринятых в организации принципов на ценностном, структурно-функциональном и деятельностном уровнях. В современных социальных условиях эффективный руководитель – это прежде всего эффективный лидер. Развитие данных качеств формирует управленческую культуру вне зависимости от такого понятия, как стиль управления. Теория стилей управления постепенно утрачивает свое значение по мере смещения акцентов в сторону управленческой культуры, делая лидерство актуальным понятием в парадигмах управления, основанного на человеческих отношениях и человеческих ресурсах.
В индивидуально-ситуативном методе управленческой деятельности и, соответственно, в продуцируемом им варианте управленческой культуры принципиально большое значение имеет коммуникативная составляющая, в частности, связанная с навыками руководителя устанавливать межличностные отношения, стимулировать проявления лидерских качеств у подчиненных, но в то же время сохранять контроль, механизмы и рычаги управления. Лидерство как социальный фактор определяет способность использовать имеющиеся ресурсы (в том числе и человеческие) для получения управленческого результата, основываясь на социальных качествах трудовых коллективов и личных качествах руководителя. В современной научной литературе, посвященной социологии управления, есть достаточно большое количество различных подходов к определению лидерства в социальном контексте организации, в данном случае автор статьи опирается на концепцию индивидуально-ситуативного лидерства. Ее суть заключается в следующих позициях. Лидерство – это способ взаимодействия руководителя и коллектива, а не просто способ и механизм управления руководителя подчиненными11.
Но далеко не любой способ взаимодействия личности и группы является реализацией лидерства. Лидером с достаточными основаниями будет считаться только тот руководитель, чей стиль руководства в наибольшей степени подходит, соответствует уровню развития группы или организации, кто понимает ее социальную специфику и способен одновременно выполнять три блока задач руководителя: достигнуть намеченной цели, сохранить и способствовать укреплению трудового коллектива и создать условия для развития личного и профессионального потенциала сотрудников организации12.
Большинство специалистов,
занимающихся исследованием лидерства
как социального явления в
современной организации, считают,
что для формирования управленческой
культуры, ориентированной на реализацию
стратегий лидерства и выработк
1. Учет индивидуальных различий, единство и цели коллектива.
2. Поощрение
поддержки и конфронтации
3. Сосредоточение
на деятельности по
4. Баланс власти лидера и свободы действий членов.
В российской управленческой традиции особый интерес к проблематике лидерства проявляют руководители, с современным типом управленческой культуры. Одни пытаются внедрять западную, а другие азиатскую модели лидерства. Здесь необходимо указать на существующие между ними отличия. В англосаксонской модели управленческой культуры лидер – это наиболее выдающийся по совокупности своих профессиональных и личных качеств сотрудник организации, то есть тот, кто поднимается над уровнем каждого из остальных сотрудников и над уровнем всей организации как социальной общности. Ключевой в этой модели является личность человека, который подтягивает к своему уровню весь коллектив, по мере возможностей каждого отдельного сотрудника. Но в то же время специфика данной модели такова, что любой сотрудник организации, проявив те же качества, показывающие его личную эффективность, способен претендовать и занять место лидера, получив соответствующие полномочия для руководства трудовым коллективом. В азиатской модели управленческой культуры лидером может стать тот сотрудник, который наиболее полно выражает ценности коллектива, способен работать на общее благо, но при этом соответствует основным характеристикам: по своему возрасту, месту в иерархии. Ему как бы выдается мандат на осуществление властных и управленческих полномочий от имени и для коллектива, для реализации потенциала коллектива, но не для реализации его личности. В российской управленческой культуре существуют достаточно большие отличия в понимании лидерства между ее различными типами. Для советской управленческой культуры близким является понимание лидерства, сложившееся в азиатской управленческой культуре, ориентированной на коллектив и для коллектива. Переходный и современный типы управленческой культуры соответствуют пониманию лидерства, принятому в англосаксонской управленческой культуре. Советский тип управленческой культуры постепенно исчезает, поэтому перспективно рассматривать возможности реализации в российских условиях англосаксонского понимания лидерства в управлении коммерческой организацией.
Лидер и руководитель – это, по сути, две разные социальные роли, объединенные лишь тем, что они выполняют функцию руководства, то есть должны обеспечить совместную деятельность сотрудников для выполнения определенного вида работ и достижения поставленной задачи. Для руководителя достаточно было давать указания, контролировать их исполнение и оценить полученный итоговый результат. Лидер должен, руководствуясь в основном моральными принципами и свойствами своей личности, повести за собой сотрудников, убедить их в правильности тех или иных действий, обеспечить их лояльность и сопротивляемость возможным трудностям, сплотить их вокруг себя.
Если данное качество отсутствует, то современные социальные тенденции таковы, что в организациях, в управленческой культуре которых отсутствует понятие лидерства, не удастся сохранить сотрудников и удержать их от перехода в другие организации, в условиях, когда возрастает личная мобильность, и сотрудники в большей степени готовы рисковать тем, что они уже имеют, и искать лучших условий работы.
Эффективная реализация метода «соучаствующего» управления основанного на принципах ситуативного лидерства, опирающегося на соответствующий тип управленческой культуры, требует от руководителя понимания следующих аспектов:
1. Каков характер существующих в коллективе социальных связей?
2. На каком
именно уровне развития
как социальное
целое и его структурные
3. Какие подходы к управленческой деятельности нужно использовать
для решения задач в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной
перспективах?
Понимание данных аспектов позволяет добиться максимального лидерского взаимодействия с сотрудниками организации. Это также необходимо для внедрения в управленческую культуру организации основополагающих методов «соучаствующего» и индивидуально-ситуативного управления. На его интеграцию в управленческую культуру оказывают влияние состояние окружающей социальной среды, социальные характеристики сотрудников организации, уровень их профессионализма, жизненный опыт и разделяемые ими ценности.
Выстраивание непосредственной управленческой деятельности в рамках данной управленческой культуры, ориентированной на индивидуально-ситуативные методы управления, зависит от социальных требований, а также адекватности реакции на постоянно изменяющиеся социальные факторы.
В процессе социального взаимодействия сотрудники организации, независимо от своего должностного и иерархического положения, формируют идеальный образ определенного поведения через анализ различных моделей поведения. Эта информация служит позитивным ориентиром в управленческой деятельности. Данная методика ориентирована на повышение эффективности управленческой культуры организации через формирование у сотрудников сопричастности к управленческой деятельности и понимания ответственности за ее результаты. Формируется умение осознавать и рационально использовать свои способности, развиваются навыки рационально выстраивать поведение, соответствующее конкретной ситуации, но и понимание возможных путей ее развития и стратегий действия своих коллег.
Управленческая культура, ориентированная на реализацию лидерского потенциала сотрудников организации и повышение их самооценки, приводит, как правило, к позитивному результату и способствует росту эффективности трудового коллектива, повышает его устойчивость в кризисных ситуациях. И наоборот, низкая самооценка, связанная с ожиданием неудачи, очень часто к ней и приводит и снижает все характеристики управленческой культуры организации, воспроизводясь уже в качестве ее системной составляющей. Внимание к данному блоку методических проблем реализации управленческой культуры характерно для российских управленцев, которых относят представителям современного типа управленческой культуры.
Индивидуально-ситуативные методы управления предполагают широкое применение сценарного подхода. Его суть заключается в том, что участники управленческой деятельности мысленно представляют себе удачный сценарий, который в наибольшей степени способен обеспечить формирование позитивных ориентиров для выстраивания соответствующего поведения. На основе этого осознанно и рационально разрабатываются варианты возможных решений потенциальных и реальных проблем. Этот метод напрямую связан с таким важнейшим аспектом управленческой деятельности, как управление рисками, прогнозирование и планирование при использовании сценарных подходов13.
Метод ментального эксперимента, необходимого для формирования представления об удачном сценарии управленческой деятельности, должен
включать в себя, по нашему мнению, следующую последовательность действий:
1. Оценку сложности задачи, которую предстоит решить организации.
2. Выбор конкретных
методов и механизмов
Позитивные ориентиры управленческой деятельности, определяющие её успех, зависят от уровня подготовки подчиненных и умения руководителя использовать эти качества. В этих условиях поведение сотрудников организации будет определяться характером их мотивации.
Индивидуально-ситуативный характер управленческой деятельности в рамках «соучаствующего» управления предполагает использование позитивных ориентиров в деятельности сотрудников организации и руководителя.
Социологическое понимание такой категории, как «позитивные ориентиры» в управленческой культуре представляет собой определенную систему ценностей, состоящих из потребностей и профессионализма деятельности руководителя14.
В эффективно действующих организациях используются не обычные рычаги управления в виде руководящих указаний и прямого администрирования и контроля, а работа проводится в направлении создания особой управленческой культуры организации, ориентированной на формирование атмосферы доверия и привлечение всех сотрудников организации, в той или иной форме зависящая от уровня их квалификации, профессионализма, личных лидерских качеств, готовности взять на себя ответственность.
Информация о работе Формирование инновационной управленческой культурой