Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2011 в 15:52, реферат
ФЕМИНИЗМ - теория равенства полов, лежащая в основе движения женщин за освобождение. Возник в XVIII в. На XIX - первую половину XX в. приходится первая волна феминизма - борьба за достижение юридического равноправия полов, с середины XX в. начинается вторая волна - борьба за фактическое равенство женщин с мужчинами.
Введение 2
Причины появления феминизма 4
Основные направления фиминизма 7
Либеральный феминизм. 7
Марксистский и социалистический феминизм. 8
Радикальный феминизм. 10
Психоаналитический феминизм. 11
Постмодернистский феминизм. 12
Феминизм в России. 13
Общее и особенное в истории русского и западного феминизма. 16
Российское женское движение. 20
Предыстория российского феминизма «второй волны». 25
Российский феминизм. 30
Заключение 33
Список использованной литературы. 35
Критикуя либералок
за попытки выстроить мир, состоящий
из изолированных индивидов с
абстрактными правами, социал-феминистки
поначалу видели путь к равенству
в превращении домашней работы в
часть общественного
Сформировавшийся в 20 в., радикальный феминизм представляет сейчас самое яркое направление в феминизме. Радикальные феминистки рассматривают женщин как дискриминируемый и эксплуатируемый биологический «класс», являющийся концептуальной моделью для изучения других форм угнетения» (А.Джаггар и П.Розенберг). Патриархат в их концепции – автономная социальная и историческая сила. Как и неравенство полов, он уничтожим, полагают К.Миллет (Сексуальные политики, 1970), С.Файерстоун (Диалектика пола, 1970), А.Дворкин (Порнография. Мужчины обладают жещинами, 1975), К.Дельфи и др., если женщины захватят в свои руки все средства воспроизводства человека, все репродуктивные права и, главное, воспитание (так как пока что мужчины согласны «помогать» женщинам в воспитании, лишь воспроизводя в сыновьях себе подобных – тех, кто будет в будущем угнетать женщин).
Для радикалок
характерно обсуждение таких сюжетов,
как мужская монополия в
Возник в конце
20 в., до этого апелляция к
Воображаемый страх перед матерью, заложенный в детстве – вот, что определяет, с точки зрения феминисток-психоаналитиков, мотивацию поведения взрослых индивидов.
Французский психоаналитический ф. (Люс Иригари) потребовал отказаться от фрейдистского представления о женщине как кастрированном мужчине, страдающей от зависти к пенису, приписав мужчинам зависть к матке и способности рожать. Поставив в центр не мужскую сексуальность, но женскую, феминистские психоаналитики назвали ее «множественной, проникающей, избыточной, не скованной границами».
Приверженцев психоаналитического феминизма, как и радикалок (С.Хардинг с ее концепцией эссенциальной сущности женщины, К.Гилигэн с идеей «женской морали», особых типов и стилей мышления, П.Гримшоу с концепцией «женской этики»), обвиняют в эссенциализме (обосновании тезиса о вечном сущностном доминировании женского над мужским), фокусировании на внутренних психических механизмах, недооценке влияния внешних, в том числе социальных факторов, влияющих на процесс воспроизводства мужского доминирования. Значимость психоаналитического феминизма для социальной теории заключается в привлечении внимания к социальной природе не только отцовства, но и материнства, постановке проблем воспитания (в особенности – женщинами женщин).
Возник в последней четверти 20 в., превратив феминизм в методологию, которая критикует прежнюю научную рациональность и объективность, объявляя их обслуживающими мужскую науку. Ставит проблему ограниченности знания, представленного в социальной теории исключительно мужчинами, их системой ценностей, мужским взглядом на мир («адроцентричная картина мира»), мужскими средствами выражения знания («фаллогоцентризм»). Отрицая прежнюю рациональность, постмодернистский феминизм предлагает учитывать особенности субъекта познания определенного пола, его (ее) ценностные ориентации. Методология такого феминизма направлена против позитивистского тезиса об «объективном факте», подчеркивает влияние мировоззрения ученого как представителя определенного пола на задачи исследования и выводы из него.
В центре большинства
работ философов-феминисток этого
направления стоят вопросы подавления
женщин через языковые практики (дискурсы).
Благодаря философам-постмодернисткам
феминистской ориентации в науку введены
понятия «женского письма» и «женского
чтения». Источниками «женского письма»
как особой формы самовыражения является,
с точки зрения постмодернистских философов,
женское тело и женская сексуальность.
Отношения постмодернистского
феминизма с самим
Созданный и развивающийся в столкновении с другими социальными концепциями, феминизм как философская теория и методология остается незавершенным. Теории постмодернистского феминизма и феминистского психоанализа далеки от задач современного женского движения, мало востребованы им. Деятельницы женских организаций остаются к его идеям равнодушными (в отличие от идей либерального и социалистического феминизма).
Начало женского движения в России (1859–1904) связано с попытками, во-первых, обеспечить женщин возможностями профессиональной занятости, а через нее – экономической независимости, а во-вторых – борьбой за их доступ к высшему образованию. Этот начальный этап охватывает период с 1859 по 1905. Создание в 1859 «Общества доставления дешевых квартир и других пособий нуждающимся жителям Санкт-Петербурга» было идеей трех женщин: М.В.Трубниковой, А.П.Философовой и В.Н.Ростовцевой.
В том же году начало действовать «Общество для оказания материальной помощи беднейшему населению», инициированное М.В.Трубниковой, А.П.Философовой и Н.В.Стасовой, которые ныне именуют «феминистским триумвиратом». На начальном этапе триумвират, вместе с другими инициативными лицами и сторонниками, развернул широкую филантропическую и образовательную деятельность, что было характерно для феминизма в период притеснений и ограничения возможностей политической активности. В 1861 А.П.Философова подготовила документы для открытия в столице первой женской трудовой ассоциации – «Общества женского труда», которое начало действовать с 1862. В 1863 в столице М.В.Трубникова и Н.В.Стасова учредили женскую издательскую артель. С 1864 в Петербурге открыл двери первый магазин женских рукоделий, принадлежавший женщине, дававший женщинам работу в качестве продавщиц, торговавший швейными инструментами и готовой продукцией (при магазине была открыта и мастерская, где можно было обучиться навыкам шитья).
Вдохновленная
просветительскими идеями, русская
разночинная интеллигенция
В течение ближайших трех лет та же инициативная группа составляла все новые и новые прошения и небезуспешно: с 1869 начали работу Лубянские курсы в Москве, готовившие учительниц; с 1870 – Владимирские курсы в Петербурге (распорядительница – Н.В.Стасова), поддерживаемые благотворительными сборами. В 1872 в Петербурге были открыты врачебно-акушерские курсы для женщин при Военно-медицинской академии, а в Москве – Высшие женские курсы В.И.Герье (ныне в их здании на ул. Чаянова расположен РГГУ). В 1878 в Петербурге открылись самые известные из женских курсов – Бестужевские, названные так по имени профессора-историка К.Н.Бестужева-Рюмина. Завершать же свое образование женщинам приходилось за рубежом – прежде всего в Германии и Цюрихе (в последнем из 1200 иностранных студенток в 1860–1900 более 700 составляли русские). В западных университетах происходило постоянное соприкосновение российских «равноправок» с идеями западного феминизма, которые они порой неосознанно «экспортировали» в Россию, помогая – по возращении – создавать тайные политические кружки.
Женщины, окончившие курс наук в России или на Западе, как правило, имели проблемы с трудоустройством и даже созданное в 1893 по инициативе Н.Стасовой «Общество вспоможения окончившим курс наук» не могло обеспечить работой всех.
В истории русского и западного феминизма было немало общего.
1. У истоков женского
движения в России стояли жительницы столичных
городов, представительницы обеспеченных
слоев. Например, М.И.Вернадская происходила
из зажиточной городской семьи, имевшей
собственный дом в Петербурге на Моховой
улице. Сестры Трубниковы, которые в 1860-е
годы основали в Петербурге издательство,
книжный магазин и швейную мастерскую
для женщин, были родственницами декабриста
В.Ивашева и К.Ледантю, владелицами большого
состояния. А.П.Философова принадлежала
к древнему и богатому роду Дягилевых
(и была теткой С.Дягилева, инициатора
«Русских сезонов» в Париже). Н.В.Стасова
родилась в семье придворного архитектора.
2. Эти небедные
представительницы «образованного общества»
добровольно жертвовали свои средства
на общественные нужды.
3. Социальный состав
участниц женского движения в России постепенно
модифицировался – от зажиточных к беднеющим
и бедным. «Новых женщин» отличала быстрая,
преимущественно нисходящая, социальная
мобильность, потеря связи со своей средой,
утрата средств к существованию, а с ними
и моральных установок, идеалов, ценностей
и норм поведения своей прежней среды.
«Все пошло в переборку» – популярное
выражение тех лет.
4. Возрастной состав
– молодежь, которая мечтала избавиться
от родительской опеки, от «ига семьи».
5. Стремясь к тому,
чтобы за ними были признаны гражданские
и политические права, первые русские
феминистки видели пути обретения этих
прав через образование и свободный выбор
профессии.
Несмотря на многие сходства, в истории рождения русского феминизма было немало особенного, самобытного.
1. Правовое, в т.ч.
имущественное положение россиянок –
в отличие от их западноевропейских современниц
– было после реформы 1861 весьма прочным.
Главные споры велись вокруг права на
развод и раздельное проживание жен с
мужьями, против «адских мучений немилого
брака» Перед россиянками стояли не столько
задачи борьбы за фиксацию того или иного
права или привилегии в законах, сколько
за то, чтобы многое из предписанного и
написанного выполнялось (российская
деревня жила более по «понятиям» и обычаям,
а не по законам).