Динамика самоубийств в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 02:30, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы рассмотреть суицид как социальную проблему.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Описать отношение к суициду в истории человечества.
Рассмотреть теории суицида.
Показать динамику самоубийств.
Изучить деятельность по профилактике суицидального поведения.

Оглавление

Введение 3
1 Теоретический аспект проблемы самоубийства 5
1.1 Отношение к суициду в истории общества 5
1.2 Биологические теории 10
1.3 Психологические теории 12
1.4 Социологические теории 16
2 Динамика самоубийств в России 20
3 Профилактика самоубийств 24
3.1 Профилактика самоубийств как направление социальной работы 24
3.2 Роль социального работника в профилактике самоубийств 28
3.3 Опыт организации в профилактике самоубийств 31
Заключение 34
Список литературы 36

Файлы: 1 файл

текст курсовой суицид (восстановлен).docx

— 88.28 Кб (Скачать)

Оглавление

 

Введение 3

1  Теоретический  аспект проблемы самоубийства 5

1.1 Отношение  к суициду в истории общества 5

1.2 Биологические  теории 10

1.3 Психологические   теории 12

1.4  Социологические  теории 16

2 Динамика  самоубийств в России 20

3 Профилактика  самоубийств 24

3.1  Профилактика  самоубийств как направление  социальной работы 24

3.2 Роль социального  работника в профилактике самоубийств 28

3.3 Опыт организации  в профилактике самоубийств 31

Заключение 34

Список литературы 36

 

 

 

Введение

 

Суицид - самодеструктивное поведение человека, направленное на намеренное лишение себя жизни, а также отказ от реальных возможностей избежать смерти в критической ситуации. Важно знать, что самоубийство может носить истинный характер или ложный, то есть является псевдо суицидом. Истинный суицид это случаи, при которых человек идет на самоубийство осмысленно, может быть, даже подготовившись к этому, в то время как псевдо суицид может быть совершен спонтанно под влиянием каких либо факторов, например временного эмоционального расстройства и прочих.

В настоящее время самоубийство - не такой редкий случай в нашей жизни, оно давно и прочно занимает место среди явлений демографического ряда.

Современное общество выступает против самоубийств, в связи с этим, образуются суицидологические центры, проводятся всевозможные мероприятия.

Россия в последние  годы находилась в мировых лидерах по количеству самоубийств. Всего с 1995 по 2003 год в России покончили с собой 500 тыс. человек. За 20 лет – с 1990 по 2010 год – примерно 800 тысяч случаев суицида. В 1995 году было зафиксировано 41 случай суицида на 100 тыс. населения, а в 2010 году этот показатель сократился до 23.

В начале 2008 года сайт телекомпании BBC сообщал, что по этому показателю (36 самоубийств в год на 100 тысяч  населения) Россия занимает четвертое  место в мире, а Казахстан —  пятое место (30 самоубийств в год на 100 тысяч населения) и вдвое превосходит США, а по абсолютному числу самоубийств (почти 60 тысяч ежегодно) уступает лишь Китаю.1

Однако в последние  годы в России наблюдается постепенное  снижение количества случаев суицида как в абсолютном, так и в относительном выражении. К 2011 году число самоубийств упало до 21 на 100 000. Но это все равно крайне высокая цифра. Этот показатель в 1,5 раза выше, чем в мире, где средняя частота суицидов на 100 тысяч населения составляет 14 случаев.2

Опять же официальная статистика самоубийств значительно отличается от реальной (приблизительно в 4 раза), поскольку в нее попадают только явные случаи. Никто не фиксирует неудачные попытки лишения себя жизни, число которых по разным оценкам в 10-20 раз больше, чем законченных самоубийств.

В настоящее время Россия занимает третье место в мире по количеству самоубийств на душу населения.

Цель данной курсовой работы рассмотреть суицид как социальную проблему.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Описать отношение к суициду в истории человечества.
  2. Рассмотреть теории суицида.
  3. Показать динамику самоубийств.
  4. Изучить деятельность по профилактике суицидального поведения.

Структура работы: курсовая работа состоит из трех глав, семи параграфов,

заключения и списка литературы.

 

 

 

 

 

1 Теоретический аспект проблемы самоубийства

1.1 Отношение к суициду в истории общества

 

Отношение к самоубийству и к самоубийцам на протяжении всей истории человечества было не однозначным. Очень многое зависело от того, кто и при каких обстоятельствах  совершал самоубийство. Отношение к  самоубийцам у разных народов  и в разные эпохи менялось от безоговорочного  осуждения (у христиан) до преклонения  перед ними (в Японии).

В определенные периоды суицид у некоторых народов рассматривался как социальная норма. В античности человек, принявший решение лишить себя жизни, совершал этот поступок открыто, с сознанием собственного долга  и правоты. Но и в эти времена  были в Древней Греции несогласные  со стоицизмом и эпикурейством, философскими школами, которые приветствовали добровольное желание человека расстаться с жизнью. Платон и Сократ считали, что с  моральной точки зрения суицид никогда  не может быть оправдан.3

В целом, в древности далеко не однозначно оценивали самоубийство. Оценка касалась не столько понимания  причин этого явления, сколько отношения  к возможности добровольного  ухода из жизни, санкционирования его  с точки зрения закона или представлений  морали. В большинстве законодательств греческих государств самоубийство считалось делом постыдным и даже преступным. Так, в древних Фивах самоубийц лишали посмертных почестей и проклинали. По афинским законам руки самоубийцы отсекали и хоронили отдельно от тела. В Спарте и Фивах трупы самоубийц сжигали со знаками презрения, в других государствах не сжигали, но закапывали, чтобы не осквернять огня, считавшегося благородной стихией.

Однако в некоторых  греческих колониях существовал  обычай, согласно которому суду или  сенату давалось право разрешать  самоубийство, если человек обращался  за подобным разрешением. Это практиковалось на острове Цеос, в Марсели и некоторых других местах. С этой целью в «присутственных местах» хранился специальный запас «государственного яда» (цикуты), и каждый обратившийся мог его получить, если суд находил его доводы убедительными и давал разрешение на самоубийство. Этот обычай судебной санкции на самоубийство в более позднее время существовал и в некоторых римских провинциях. Но уже в глубокой древности находились люди, доказывавшие нелепость судебного определения «достаточности» причин, предъявляемых человеком в качестве оснований для самоубийства.4

Известно, например, что в  античных обществах благосклонно относились к самоубийству осужденных преступников. Если кончал с собой потерпевший  поражение политический деятель (Демосфен, Ганнибал, Сенека), это считалось  героическим проявлением силы воли. Однако в позднеримской империи, когда получили распространение самоубийства рабов, лишение себя жизни стали считать негативным действием, лишающим владельца его ценной собственности.

Со времен средневековья  между Западом и Востоком стали  наблюдаться существенные различия в восприятии самоубийства.

В странах Востока акт  самоубийства чаще всего не рассматривался как что-то антиобщественное – он не только не запрещался, но часто, наоборот, приносил самоубийце уважение окружающих. Так, в Индии практиковалось ритуальное самосожжение жены, потерявшей своего мужа (сати). Вдове-самоубийце оказывались божественные почести, она канонизировалась перед «самовольным» уходом из жизни. В Китае же самоубийство считалось традиционным методом мести обидчику.

Еще большее значение самоубийство играло в японской культуре. Известна существовавшая в феодальной Японии традиция ухода из жизни самураев с помощью харакири. Это выражение, широко распространенное среди не-японцев, у самих японцев не пользуется популярностью. Они предпочитают употреблять другое понятие – сеппуку, которое пишется с помощью тех же знаков, но в обратном порядке. Этот ритуал был четко регламентирован и, будучи чрезвычайно болезненным и медленным способом самоубийства, одобрялся как наиболее эффективный для демонстрации храбрости, самообладания и решительности самурая. Культура совершения такого самоубийства была настолько развитой, что даже предусматривала ситуации не только добровольного сеппуку, но и обязательного сеппуку.

Такое лояльное отношение  к самоубийству в странах Востока  во многом объясняется влиянием буддизма. По классическим канонам этой религии, жизнь рассматривается как страдание, а душа человека проходит много циклов, переходя из одного состояния в другое. Поэтому уход из жизни вполне допустим, поскольку является индивидуальным выбором самого человека.

Кардинально противоположная  ситуация наблюдалась в странах  средневекового Запада. Христианство осуждало самоубийц, которые, сознательно  отказываясь от жизни, стремились таким  образом убежать от той судьбы, которая была им предначертана Богом. Им отказывалось в спасении души, их запрещалось хоронить на кладбище. Тех же самоубийц, кто случайно оставался  в живых, приговаривали к каторжным  работам, как убийц.

Чтобы отвратить людей  от самой мысли о возможности  самоубийства, в средневековой Западной Европе трупы самоубийц подвергали самым изощренным надругательствам. Тела вешали за ноги на центральных  улицах, закапывали на перекрестках с  вбитым в сердце колом, с позором  хоронили вместе с павшимими животными. Иногда из могил выкапывали трупы людей, всего лишь заподозренных в том, что они наложили на себя руки. Такие строгие меры были не стихийными.

В более позднее время  право человека на добровольный уход из жизни отстаивали Руссо, Вольтер, Монтескье. Следует учесть, что у  французских энциклопедистов и  материалистов XVIII в. отстаивание права на самоубийство являлось частью утверждения философии «естественного права» человека, освобождающегося от жесткой регламентации религиозного мировоззрения.

Отношение к самоубийству в истории определялось не столько  религиозными установками и взглядами  тех или иных философов, сколько  регламентировалось законодательством. Однако уже в рамках законодательных  положений возникла необходимость  дифференцированного отношения  к отдельным самоубийствам. Так, римские законы времен республики не считали самоубийство преступлением, если это не могло повредить государству  или казне. При этом наследникам  самоубийцы предоставлялось право  в судебном порядке доказывать его  невиновность. Если это удавалось, то им возвращалось конфискованное имущество. Если же кто-то лишал себя жизни вследствие горя, тоски, болезни, сумасшествия и  других причин, не наносящих вреда  государству, то это приравнивалось к обычной смерти, и все завещания  самоубийцы считались действительными, как если бы они были сделаны в  здравом уме. Строжайшее запрещение самоубийств относилось только к воинам, пока они состояли на службе. За покушение на самоубийство солдат приговаривался к смертной казни. Если покушение на самоубийство совершалось под влиянием горя или тяжкой болезни, люди подвергались не казни, а лишь позору. Таким образом, уже в Древнем Риме существовало понимание неоднородности самоубийств.5

Согласно христианскому  вероучению средних веков, самоубийство считалось более тяжелым преступлением, чем убийство, ибо человек, убивающий  себя, посягает не только на тело, но и  на душу, а в случае убийства умерщвляют только тело другого. По обычаю, самоубийцу хоронили без церковных обрядов даже тогда, когда самоубийство происходило в состоянии умопомешательства. Светское законодательство, постепенно перемешиваясь с установками церкви и пропитываясь духом канонического права, еще более жестко относится к самоубийству.

В Бретани, согласно одной  из статей местного свода законов, тело самоубийцы должно быть повешено за ноги, а имущество конфисковано. В Лилле  тела самоубийц-женщин не вешались, а  сжигались. История сохранила массу  вариантов надругательств над трупами  самоубийц, ритуалов и мест их особого  погребения. В Цюрихе труп самоубийцы вытаскивали из дома веревками через  отверстие, проделанное под дверью или через пролом в стене. Если самоубийца утопился, то его погребали  в пяти шагах от воды, если закололся, то на его могиле в головах втыкали  деревянный кол с воткнутым в  него ножом. Вырывали тела уже похороненных людей, заподозренных в самоубийстве. И только по истечении пятилетнего  срока давности нельзя было начинать процесс «против трупа» человека по обвинению его в добровольном лишении себя жизни. Один из видов  позорного погребения состоял в  том, что труп самоубийцы отвозили на телеге, предназначенной для околевшего скота, и зарывали там, где сбрасывали падаль или на месте казни.

Наверное, вместе с первыми  суицидами, совершенными в начале человеческой истории, обнаружилось и различное  отношение к самоубийству. И тогда  же, по-видимому, возникли первые регламентации  по поводу подобной формы экстремального поведения, выходящего за рамки повседневных норм и обычаев.

На Руси оно оценивалось  отрицательно на основании взглядов православной церкви. Самоубийцы не отпевались священнослужителями, их не разрешалось  хоронить на кладбищах, обычно захоронение  происходило у дороги.

 Жесткие кары за попытки самоубийства были введены при Петре I, затем они были смягчены, но по «Положению о наказаниях уголовных и исправительных от 1885 года» лишение себя жизни не влекло уголовного наказания только в тех случаях, когда «кто-либо по великодушному патриотизму подвергнет себя очевидной опасности или прямо верной смерти, а равно женщина лишит себя жизни для спасения от грозившего насилия» (ст. 1474). Статьи об ответственности за самоубийство и за покушение на него действовали в России вплоть до 1917 года6.

Официальные юридические  законы, преследующие тех, кто пытался  свести счеты с жизнью посредством  самоубийства, были приняты во многих европейских странах. В большинстве из них штрафы за попытку самоубийства были отменены в 17 в., но в Англии они просуществовали вплоть до 1961.

1.2 Биологические  теории

В течение многих лет исследователи  по большей части опирались на изучение воспитания в семье, чтобы  поддержать свою точку зрения о том, что на суицидное поведение влияют биологические факторы. Они постоянно  обнаруживали наиболее высокий уровень  самоубийства среди родителей и  близких родственников самоубийц, чем в семьях, члены которых  не пытались покончить с собой. Основываясь  на таких данных, можно сделать  вывод, что здесь срабатывают  генетические факторы.

Информация о работе Динамика самоубийств в России