Дети-инвалиды

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 09:49, курсовая работа

Краткое описание

По данным ООН, в мире насчитывается примерно 450 миллионов человек с нарушениями психического и физического развития. Это составляет 1/10 часть жителей нашей планеты (из них около 200 миллионов детей с ограниченными возможностями) (12, с. 135).
Более того, в нашей стране, как и во всем мире, наблюдается тенденция роста числа детей-инвалидов. В России частота детской инвалидности за последнее десятилетие увеличилось в два раза.
В 2005г. в органах социальной защиты населения состояло на учете свыше 453 тысяч детей-инвалидов.
Ежегодно в стране рождается около 30 тысяч детей с врожденными наследственными заболеваниями (12, с. 141).
Инвалидность у детей означает существенное ограничение жизнедеятельности, она способствует социальной дезадаптации, которая обусловлена нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении в будущем профессиональными навыками. Освоение детьми-инвалидами социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требует от общества определенных дополнительных мер, средств и усилий (это могут быть специальные программы, специальные центры по реабилитации, специальные учебные заведения и т.п.). но разработка этих мер должна основываться на знании закономерностей, задач, сущности процесса социальной реабилитации.
В настоящее время процесс реабилитации является предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания. Психологи, философы, социологи, педагоги, социальные психологи и т. д. вскрывают различные аспекты этого процесса, исследуют механизмы, этапы и стадии, факторы реабилитации.

Оглавление

Введение 3
Глава I. Теоретические основы социальной работы с детьми с ограниченными возможностями
1.1. Научно-теоретические основы анализа проблем социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями

7
1.2. Понятие и виды реабилитации инвалидов. Реабилитация детей с ограниченными возможностями
11
1.3. Специфика социально-реабилитационной работы с детьми-инвалидами и их семьями
16
Выводы по Главе I

20
Глава II. Практические аспекты социальной работы с детьми-инвалидами и их семьями
2.1. Изучение особенностей социальной работы с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями

21
2.2. Изучение инновационного опыта работы социально-реабилитационного центра с детьми-инвалидами и их семьями в. г. Белорецк
30
Выводы по Главе II

37
Заключение
38
Список литературы
40

Файлы: 1 файл

курсовая дети-инвалиды.doc

— 178.00 Кб (Скачать)

     Основной  задачей в реализации модели Центра независимой жизни является обучение детей и родителей умениями и  навыкам независимой жизни. Ключевую роль в модели играет служба «От  родителя к родителю». От родителя к родителю передается знания о социальных проблемах, затрагивающих интересы детей, от родителя к родителю передаются желание изменить положение детей к лучшему через активное участие самих родителей в социальных процессах. Формы работы: беседы, семинары. Мероприятия, творческие кружки, исследования, создание служб. Два года назад активных родителей было очень мало. Сейчас в Центре независимой жизни принимают участие, активное и инициативное, 100-150 родителей. Привлекают родителей не только организацией мероприятий. Они работают преподавателями, экспертами и руководителями служб.

     Цель: Изменение среды, окружающей человека с ограниченными возможностями, таким образом, чтобы стало возможным  включение его во все аспекты  жизни общества; изменение самосознания человека, имеющего инвалидность.

     Задачи: 

     1. Создание моделей социальных служб, помогающих адаптировать условия окружающей среды нуждам детей, имеющих инвалидность.

     2. Создание экспертной службы для родителей, осуществляющей мероприятия по обучению родителей основам независимой жизни и представительство их интересов.

     3. Создание системы волонтерской помощи родителям, имеющих особых детей.

     4. Налаживание мостов сотрудничества с Государством, Бизнесом, Общественностью, Наукой.

     5. Инициирование сетевой структуры Центров независимой жизни в России.

     Служба  «Персональный ассистент» подразумевает  помощь человеку,

имеющему  инвалидность, в преодолении препятствий, мешающих ему на равных принимать  участие в жизни общества. «Персональный» - значит знающий особенности каждого отдельного человека, имеющего инвалидность. Критерий «потребителя», введенный в данную социальную службу позволяет поручить найм и обучение персональных ассистентов самим людям, которые в этих условиях нуждаются. При помощи персонального ассистента, человек, имеющий инвалидность, может учиться в открытом учебном заведении и работать на обычном предприятии. Экономическая выгода государства при организации такой социальной службы заключается в том, что:

      - потенциальные способности людей, имеющих инвалидность,  будут использованы в полной мере (специализированные заведения создаются под ограниченные возможности людей, имеющих инвалидность, и вместе с надомным и детским трудом при интернатах, усиливают сегрегирующий характер экономической политика государства по отношению к ним);

      - создается рынок труда, так как персональным ассистентом может работать практически любой человек.

     Политическая  выгода очевидна, так как данная социальная служба обеспечивает каждого  члена общества равными правами на образование, труд и отдых.

     Клуб  «Контакты-1» сделал попытку развернуть модель службы «Персональный ассистент» в рамках программы Центра независимой жизни для детей, имеющих ограниченные возможности. Ограниченные финансовые средства не позволили реализовать модель в чистом виде: она была осуществлена с программой «Выездного лицея», а персональные ассистенты чаще всего работали одновременно и преподавателями. Кроме того, на мероприятиях для большого количества детей, персональные ассистенты обслуживали группы. Однако, даже эта попытка, предпринятая в впервые, дала положительные результаты и показала перспективность идеи. Она также доказала, что такое использование финансовой поддержки более всего отвечает требованиям времени, так как оно позволяет очень успешно изменять общественное сознание и неузнаваемо меняет облик ребенка, имеющего самые серьезные виды инвалидности, которые начиная чувствовать уважение к своей личности и уверенность, раскрывает свои способности. Родители, получая такую поддержку, становятся более объективными в оценивании проблем, связанных с инвалидностью, и начинают проявлять большую социальную активность, направленную вовне, на то, чтобы изменить ситуацию в целом, для всех детей, а не только пытаться, не видя проблем другой семьи, имеющей такого же особого ребенка, улучшить свое положение.

     Персональными ассистентами в течение 2003-2007гг. работали родители и студенты отделения социальной работы Белорецкого педагогического колледжа.

     Цель  службы: открыть детям, имеющим инвалидность, широкие возможности для развития их потенциальных возможностей и талантов, и активного участия во всех аспектах жизни общества.

     Задачи:

     1. Создать действующую модель «Человек с особыми проблемами ассистент».

      2. Расширить круг детей, получающих помощь ассистентов.

     3. Провести социально-педагогические исследования модели с целью разработки рекомендаций для неправительственных организаций.

     Инновационная модель службы «Выездной лицей»

     Медицинская модель инвалидности, официально  принятая в России, находит свое выражение в том, что социальная политика имеет сегренирующий характер. Образование, участие в экономической жизни, отдых являются закрытыми для людей, имеющих инвалидность. Специализированные учебные заведения, специализированные предприятия и санатории изолируют людей, имеющих инвалидность, от общества и делают их меньшинством, права которого дискриминируются.

     Изменения в социально-политической и экономической  жизни делают реальностью возможность  интеграции людей, имеющих инвалидность, в общество и создают предпосылки для их независимой жизни. Однако в социальных программах специализированность остается доминирующей, что объясняется медицинской моделью инвалидности, положенной в основу законодательства, недоступной архитектурной средой и отсутствием системы социальных служб.

     Экспериментальная модель «Выездной лицей» - это попытка  решить проблему интегрированного обучения детей, имеющих ограниченные возможности, посредством создания службы «Персональный  ассистент» и специальной транспортной службы, которые бы предоставляли им равные возможности. Комплексный подход необходим для того, чтобы организовать обучение детей, имеющих инвалидность, в режиме «двустороннего движения»:

     1. Преподаватели едут на дом к ребенку и дают ему домашние уроки;

     2. Службы помогают ребенку выехать из дома и заниматься в интегрированных группах, организуемых в Центре.

     Цель: Духовное и культурное развитие детей  и их интеграция в общество через  организацию специальных служб  «Выездной лицей», «Персональный  ассистент» и транспортные службы.

     Задачи:

     1. Обучение детей, имеющих инвалидность, общеобразовательным дисциплинам и творчеству на дому.

     2. Профессиональное обучение и развитие творческих способностей детей в интегрированных кружках вне дома.

     3. Интеграция детей, имеющих инвалидность, и их родителей умением и навыками независимой жизни.

     Методы.

     1. Движение на дом обеспечивают профессиональные педагоги которые привлекаются для работы в службе «Выездной лицей» на контрактной основе. Приоритет при этом отдается педагогам, обладающим достаточным запасом знаний и жизненным опытом, необходимыми для работы с особыми детьми по индивидуальным программам. Большое значение придается привлечению к работе педагогов из общеобразовательной школы с тем, чтобы приблизить школу к пониманию проблем детей, имеющих инвалидность, а затем превратить ее в основного союзника.

     2. Движение из дома обеспечивается  тремя службами одновременно. Персональные  ассистенты и оборудованный транспорт  необходим для того, чтобы ребенок,  имеющий инвалидность, получил мобильность и смог посещать кружки вне дома.

     3. Интеграция детей, имеющих инвалидность, в общеобразовательную школу  осуществляется при помощи службы  «Персональный ассистент» и транспортной  службы, которые помогают детям посещать интегрированные кружки и обычные классы.

     4. Знания о независимой жизни  людей, имеющих инвалидность, передаются  на семинарах, организуемых службами  «От родителя к родителю» и  «Правовая защита интересов ребенка». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Выводы по Главе II 

     Таким образом, можно сделать следующие выводы:

     1. Реабилитация детей с ограниченными  возможностями должна проходить во взаимодействии с его семьей, отсутствие подобного взаимодействия намного снижает эффективность социально-реабилитационных услуг.

     2. В настоящее время возникла  необходимость создания инновационных моделей в социально-реабилитационном центре, посредством которых происходит сотрудничество родителей и специалистов центра, общение между семьями, передача опыта от одной семьи к другой. Подобные программы позволяют детям с ограниченными возможностями и их семьям легче адаптироваться в внешней среде. Индивидуальный подход помогает выявить способности каждого ребенка, что позволяет ему найти способ для самореализации.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение. 

     Термин  «инвалид» в силу сложившейся  традиции несет в себе дискриминационную идею, выражает отношение общества, выражает отношение к инвалиду, как к социально бесполезной категории. Понятие «человек с ограниченными возможностями» в традиционном подходе ярко выражает дефицит видения социальной сущности ребенка. Проблема инвалидности не ограничивается медицинским аспектом, это социальная проблема неравных возможностей.

     Актуальность  выбранной темы обусловлена главной проблемой ребенка с ограниченными возможностями и заключается в его связи с миром, в ограничении мобильности.

       Важнейшей проблемой при работе  с детьми с ограниченными физическими  возможностями является выявление  семейных психологических механизмов, которые оказывают влияние на  особенности поведения и психическое  здоровье детей. Большинство семей отличаются гиперопекой, снижающей социальную активность ребенка, но встречаются семьи с явным или открытым эмоциональным отвержением больного ребенка.

     Значимой  составной частью социальной работы является психолого-педагогическая подготовка родителей.

     Психолого-педагогическое образование родителей означает систематически проводимую и теоретически обоснованную программу, целью которой  является трансляция знаний, формирование соответствующих представлений  и навыков развития, обучения и  воспитания детей с ограниченными физическими возможностями и использование родителей в качестве ассистентов педагогов.

     Методологическим  основанием программы психолого-педагогического  образования родителей является положение, что семья — это  та среда, в которой у ребенка  формируется представление о себе —"Я — концепция", где он принимает первые решения относительно себя, и где начинается его социальная природа, ибо задача семейного воспитания — помочь ребенку с ограниченными возможностями стать компетентным человеком, который использует конструктивные средства для формирования чувства собственного достоинства и достижения определенного общественного положения.

     Следует отметить, что только совместная работа социальных работников, педагогов и  родителей в работе с детьми с  ограниченными возможностями позволит решить проблемы развития личности ребенка, его социальной реабилитации и адаптации в будущем.

     В работе был проанализирован отечественный  и зарубежный опыт реабилитации детей  с ограниченными возможностями. Было подчеркнуто, что современные технологии социальной работы с детьми  с ограниченными возможностями требуют переориентации. Однако современная система социальной защиты  не готова, в частности отсутствует материальная база, к активному внедрению этого опыта. В тоже время, функционирование организаций, помогающих преодолеть специфические трудности ребенка, имеющего инвалидность, позволяет сделать вывод о необходимости всесторонней поддержки этого направления со стороны государства и благотворительных организаций.

Информация о работе Дети-инвалиды