Демографический
прогноз для Алтайского края до 2020
года
По материалам
аналитической записки Алтайской
лаборатории Института Экономики
и ОПП СО РАН "Демографические
тенденции и перспективы народонаселения
в Алтайском крае"
Демографические процессы
достаточно инерционны и в отсутствие
катастрофических событий изменяются
сравнительно плавно. В силу этого
для оценки перспективной численности
и структуры населения в регионе
в качестве базового целесообразно
рассматривать инерционный вариант
прогноза, при котором интенсивность
основных параметров демографического
воспроизводства сохраняется на
уровне исходного периода. За основу
мы возьмем прогноз населения
Алтайского края до 2020 г., выполненный
Росстатом, с корректировкой по сложившимся
демографическим тенденциям в последние
годы.
Инерционный сценарий демографического
развития исходит из предположения
о том, что социально-экономическая
ситуация будет постепенно улучшаться,
а демографическая и миграционная
политика при этом существенно не
изменится. Как уже отмечалось, на
динамику численности населения
влияют три компонента: рождаемость,
смертность и миграция. Рассматриваемый
вариант основывается на следующих
прогнозных гипотезах относительно
перспектив изменения этих параметров:
1. Рост рождаемости
в 2000-2003 гг. – закономерное явление
и, несмотря на его приостановку
в 2004г, в дальнейшем он продлится,
хотя и более медленными темпами,
достигнув к концу прогнозного
периода 1,4 рождения на одну
женщину в городах и 1,8 –
в сельской местности. Как показывают
результаты социологических опросов,
такая рождаемость соответствует
современным репродуктивным планам
российских женщин.
2. Показатели смертности
сначала стабилизируются, а с
2009г. начнут постепенно сокращаться.
Это приведет к устойчивому
росту продолжительности жизни,
темп которого будет незначительным
(0,2-0,3% в год). В 2020г. ожидаемая
продолжительность жизни мужчин
составит 61,6 лет, а женщин –
74,2 года.
3. Миграционная убыль
населения сохранится на протяжении
всего прогнозного периода. При
этом начиная с 2010 г. будет
происходить устойчивое сокращение
ее объемов. И если в 2005г.
она составит 5020 человек, а в
2010 г. – 5140 человек, то в 2020
г. – 1600 человек. Следует заметить,
что миграционные процессы более
всего неопределенны, т.к. зависят
от социально-экономического и
политического будущего не только
России и Алтайского края, но
и других стран и регионов,
прежде всего, от ситуации в
бывших республиках СССР.
Согласно прогнозным
расчетам в 2020 г. численность населения
в Алтайском крае по инерционному
варианту составит 2345 тыс. человек, из
них 55% будет проживать в городах
и 45% - в сельских поселениях. По сравнению
с 2005г. она уменьшится на 221,5 тыс. человек,
при этом темпы сокращения сельского
населения будут значительно
выше, чем городского. Убыль населения
будет наблюдаться на протяжении
всего прогнозного периода, причем
до 2010 г. она будет происходить
более интенсивно (рис.5). В распределении
населения по полу доля мужчин уменьшится
на 1 п.п., а женщин, соответственно, увеличится.
В 2020 г. на 1000 мужчин будет приходиться
1190 женщин, наибольшее преобладание женщин
ожидается в старших возрастных
группах. В целом соотношение
полов к концу прогнозного
периода несколько ухудшится, при
этом в возрастной группе до 25 лет
оно улучшится, среди 25-39-летних –
почти не изменится, а во всех других
возрастах – ухудшится (рис.6).
В динамике и структуре
основных возрастных групп сохранится
тенденция роста численности
и доли населения старше трудоспособного
возраста, а вот абсолютные и относительные
показатели населения в трудоспособном
возрасте, увеличивавшиеся на протяжении
последних пятнадцати лет, с 2006 г. начнут
сокращаться. Численность населения
моложе трудоспособного возраста до
2008 г. включительно будет уменьшаться,
затем до конца прогнозного периода
расти. Число пенсионеров за весь
прогнозируемый период увеличится примерно
на 90 тыс. человек, детей и подростков
– на 40 тыс. человек, а лиц в трудоспособном
возрасте уменьшится на 350 тыс. человек.
Коэффициент прогрессивности возрастной
структуры снизится к 2020 г. до 0,76 (в 2004г.
он равнялся 0,86), а совокупная демографическая
нагрузка на население трудоспособного
возраста увеличится по сравнению с 2004
г. более, чем на 40%, и составит 828 человек
на 1000 трудоспособных (табл.2).
Однозначной оценки демографического
старения населения, характерного для
большинства развитых стран, среди
специалистов нет. В литературе активно
обсуждаются отрицательные последствия
этого явления: рост экономической
нагрузки трудоспособного населения,
замедление обновления знаний и идей,
ослабление напора поколений, геронтократия
и другие. Вместе с тем, мы разделяем
позицию А.Г. Вишнякова о том, что
ситуация не столь драматична. Старение
населения свидетельствует об увеличении
продолжительности жизни и доли
времени, проживаемого каждой когортой
в средних и старших возрастах.
И представляется не разумным, научившись
продлевать жизнь человека, выражать
беспокойство по поводу того, что для
жизни стариков требуются определенные
ресурсы. Следует отметить, что в
новейшей истории России подобные ситуации
уже встречались. Наибольшая демографическая
нагрузка на трудоспособное население
была зафиксирована в 1965 г., и тогда
ничего страшного не произошло. По прогнозным
оценкам схожая по остроте демографическая
ситуация может возникнуть в РФ не
ранее 2035 г. Время для принятия упреждающих
решений пока ещё есть. Необходимо
научиться жить в новых демографических
условиях, а для этого – разработать
эффективные механизмы накопления
ресурсов и их внутри- и межпоколенного
перераспределения, а также провести
существенную реорганизацию всех подсистем
общества (экономики, образования, здравоохранения,
обороны и многих других) [5, 196-212].
Заметим, что в 2020 г. демографическая
нагрузка трудоспособного населения
Алтайского края будет на уровне 1990
г.
В условиях значительной
социально-экономической и политической
неопределенности наряду с инерционным
сценарием демографического развития
следует рассмотреть и другие.
Остановимся на крайних вариантах,
так называемых, пессимистическом и
оптимистическом, или наименее и
наиболее желаемых сценариях.
Пессимистический вариант
отражает перспективы демографического
развития в условиях ухудшения социально-экономической
ситуации и отсутствия активной демографической
и миграционной политики в стране
и регионе. Он основан на экстраполяции
демографических показателей, сложившихся
под воздействием социально-экономического
кризиса 1990-х годов. Этот сценарий предусматривает
повсеместное снижение уровня рождаемости
в сочетании с высокой смертностью
(особенно среди мужчин) и низким
уровнем ожидаемой продолжительности
жизни. Что касается миграции, то предполагается
сохранение миграционной убыли населения
на уровне 2003-2004гг. (около семи тысяч
в год) в течение всего прогнозного
периода.
При таком сценарии развития
численность населения в Алтайском
крае к 2020 г. сократится по сравнению
с 2005 г. на 375,2 тыс. человек и составит
2190,4 тыс. человек, что меньше населения
Алтая начала ХХ столетия. При этом
темпы сокращения и городского, и
сельского населения будут существенно
выше по сравнению с инерционным
вариантом (рис. 5). Более ощутимо
снизится и численность мужчин, что
приведет к усилению диспропорций в
соотношении полов; значительно
интенсивнее будет происходить
и процесс старения населения. Без
принятия упреждающих мер пессимистический
вариант демографического развития
вполне реален. Он показывает к чему
может привести сохранение негативных
тенденций 1990-х годов в воспроизводстве
населения в среднесрочной и
долгосрочной перспективе.
Одним из негативных последствий
депопуляции может стать ухудшение
геополитического положения России
в мире, что в первую очередь
отразится на ее приграничных регионах,
в том числе и на Алтайском
крае. Сокращение численности населения
края с его относительно слабозаселенной
территорией на фоне роста населения
большинства соседних азиатских
стран может вызвать сильнейшее
миграционное давление на регион, а
возможно, и попытки территориальной
экспансии. Это необходимо учитывать
при разработке стратегии развития
России в целом и Алтайского края
в частности.
Снижение численности
населения в трудоспособном возрасте
может привести к дефициту рабочей
силы на рынке труда и стать
сильнейшим ограничителем социально-экономического
развития края. Решение этой проблемы
видится во внедрении трудосберегающих
технологий и привлечении в регион
рабочей силы необходимой квалификации
из-за его пределов.
По мере старения населения
усилится давление на федеральный, региональный
и местные бюджеты, обострится проблема
финансирования систем пенсионного
обеспечения и социальной защиты
населения, возрастет потребность
в развитии службы социальной помощи
одиноким пожилым людям, расширении
сети домов-интернатов для них, увеличится
нагрузка на медицинские учреждения.
Повышение доли старших возрастных
групп в трудоспособном населении
может отразиться и на способности
рабочей силы воспринимать инновации
в мире высоких технологий.
В связи с депопуляцией
и демографическим старением
населения могут возникнуть и
другие проблемы. Главное – быть
к ним готовыми. Вместе с тем, целесообразным
представляется скорректировать современную
демографическую политику на федеральном
и региональном уровнях и попытаться
переломить нежелательные тенденции
в динамике населения.
Оптимистический сценарий
демографического развития предполагает,
что в прогнозируемый период кризисные
явления в естественном и механическом
движении будут преодолены. Он основан
на гипотезе о том, что в Российской
Федерации в целом, и в Алтайском
крае в частности, не только сохранились,
но и могут быть наращены предпосылки
демографического роста за счет многих
источников, в том числе за счет
успешных мер по укреплению здоровья
населения, улучшению качества его
жизни, увеличению ожидаемой продолжительности
жизни, стимулированию рождаемости, укреплению
института семьи, активизации миграционной
политики и др. Согласно этому сценарию
в Алтайском крае предусматривается
значительное сокращение показателей
смертности (особенно в младших группах
населения трудоспособного возраста),
рост возрастных показателей рождаемости
населения, преодоление негативных
миграционных тенденций. К 2020г. суммарный
коэффициент рождаемости составит
1,75 рождения на одну женщину, ожидаемая
продолжительность жизни мужчин
– 65,5 лет, а женщин – 77,4 лет, миграционный
прирост превысит 5 тыс. человек.
При оптимистичном варианте
демографического развития численность
населения в Алтайском крае в
2020г. по сравнению с 2005 увеличится на
6,4% и составит 2730,7 тыс. человек. При
этом улучшится соотношение полов,
прогрессивнее станет возрастная структура.
Прогнозируется рост и городского,
и сельского населения (рис. 5).
Итак, перспективная
численность населения Алтайского
края существенным образом отличается
в зависимости от сценария демографического
развития. Если по наиболее благоприятному
варианту в 2020г. она составит 2730,7 тыс.
человек, то по наименее благоприятному
– 2190,4 тыс. человек. Реализация более
оптимистических сценариев предполагает
проведение активной демографической
и миграционной политики на федеральном
и региональном уровнях. При этом
первоочередное внимание необходимо уделить
решению проблем, с которыми многим
развитым странам удалось справиться
полностью или хотя бы частично –
сократить смертность от устранимых
причин смерти, улучшить репродуктивное
здоровье населения, снизить материнскую
и младенческую смертность, уменьшить
уровень инфекционной и паразитарной
заболеваемости, сократить число травм
и отравлений. Важно сделать правильный
выбор приоритетов, который позволил бы
сконцентрировать имеющиеся ресурсы на
наиболее важных и перспективных направлениях
действий, на решении проблем, которые
достигли критической остроты и в тоже
время относятся к практически разрешимым.
При определении стратегических
целей миграционной политики следует
исходить из того факта, что миграция
является самым крупным резервом
увеличения демографического потенциала
Алтая, и в прогнозируемом периоде
она будет единственным источником
пополнения трудового потенциала региона.
В качестве приоритетных направлений
здесь следует рассматривать:
1) содействие переселению
в край граждан бывшего СССР
и прежде всего из Республики
Казахстан и государств Средней
Азии, желающих жить в России
и имеющих с нами общий язык,
историю и культуру (с этой
целью необходимо в первую
очередь внести изменения и
дополнения в Федеральный закон
“О гражданстве Российской Федерации”,
направленные на упрощение процедуры
получения российского гражданства
для иммигрантов из стран СНГ
и Балтии);
2) установление прямых
связей с финансово благополучными
северными территориями страны
по переселению на Алтай избыточного
населения; создание в крае
условий для проживания нефтяников
Западной (а в перспективе и
Восточной) Сибири, работающих вахтовым
методом, отдыха и лечения других
категорий северян, выделение
для этих целей земельных участков,
использование местной строительной
базы, содействие ускорению принятия
Федерального Закона “О миграции
населения из районов крайнего
Севера”;
3) переселение в край
из других регионов Российской
Федерации и стран ближнего
зарубежья немецкого населения
и привлечение для этого финансовых
ресурсов зарубежных государств;
4) создание социально-экономических
условий для сокращения эмиграционного
оттока населения из региона
и прежде всего создание эффективных
рабочих мест;
5) проведение комплекса
правовых, организационных и экономических
мер, направленных на легализацию
и лучшую адаптацию иммигрантов
в крае (распространение на них
норм трудового законодательства,
социальной защиты, а также налогообложения);
более активное использование
миграционной амнистии; стержневым
направлением в миграционной
политике должно стать расширение
возможностей для проявления
личной инициативы мигрантов
в обеспечении себя жильем
и работой путем наделения
их земельными участками, льготными
кредитами, строительными материалами
и т.д.;
6) разработку специальных
мер экономической и психологической
реабилитации вынужденных мигрантов
независимо от их происхождения,
гражданства и дальнейших планов
(что помимо гуманитарного значения
должно снизить риск возникновения
очагов повышенной социальной
напряженности и преступности
и способствовать более эффективному
использованию экономического потенциала
беженцев и вынужденных переселенцев);
внесение изменений и дополнений
в федеральные законы “О беженцах”
и “О вынужденных переселенцах”
в направлении конкретизации
и дифференциации положений законов
о приеме, обустройстве и денежным
выплатам для отдельных категорий
вынужденных мигрантов; принятие
Закона “О пребывании иностранных
граждан на территории Алтайского
края”;