Демографическая ситуация в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 10:08, курсовая работа

Краткое описание

Поэтому целью данной курсовой работы, является анализ развития демографических тенденций и факторов, влияющих на ход развития этой проблемы в Российской Федерации.

Оглавление

Введение
Глава 1
1. Факторы влияющие на демографическую ситуацию
1.1 Рождаемость
1.2 Смертность
1.3 Старение населения
1.4 Здоровье населения
1.5 Сокращение численности населения
Глава 2
2. Прогнозы демографических процессов.Меры по улучшению демографической ситуации в России
2.1 Прогнозные оценки дальнейшего развития демографических процессов России
2.2 Законодательные и административные меры, осуществляемые для улучшения демографической ситуации в РФ
2.3. Демографическая политика России
Заключение
Список используемой литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

Отправить 2Введение.docx

— 411.76 Кб (Скачать)

В разработке демографической политики можно  выделить следующие основные этапы:

Первый  этап — определение текущего состояния  объекта управления, то есть современной  демографической ситуации и ее характеристик;

Второй  этап — определение параметров желательной (оптимальной) демографической ситуации;

Третий  этап — разработка методов воздействия  на демографические процессы, то есть инструментов демографической политики, реализация которых позволит обществу перейти от существующего режима воспроизводства населения к желательному режиму;

Четвертый этап — разработка методов контроля за динамикой демографической ситуации в ходе реализации ее мероприятий.

Демографическая политика необычайно трудна и весьма неблагодарна для осуществляющих ее политиков, поскольку она отличается длительным сроком между осуществлением ее мер и получением результата. Именно длительность этого процесса придает особую значимость четвертому этапу разработки демографической  политики.

Как отмечено в документе ООН "Рекомендации для последующего Всемирного плана действий в области народонаселения", главным направлением демографической политики является планирование семьи, которое понимается как добровольная деятельность по достижению семьей желаемого числа детей на основе сознательного материнства. Семья имеет социальную ценность не только в связи с репродуктивным поведением супругов. В семье осуществляется воспитание детей, их ориентация на определенные нормы социального поведения, определенные образовательные цели, на вид будущей профессиональной деятельности. Поэтому семья, рождение детей, здоровье, воспитание и образование детей являются центром демографической политики.

Государственная помощь семьям с детьми, поддержка  института семьи и брака, стимулирование рождаемости выступают приоритетными  направлениями демографической  политики. Их реализация должна сопровождаться обеспечением осуществления права  человека свободно и ответственно решать вопросы о числе своих детей  и о частоте их рождения. Свобода  человека и семьи в формировании своей репродуктивной ориентации —  главное ограничение в демографической  политике.

Как известно, в Российской Федерации наблюдалась  тенденция к резкому снижению рождаемости, и естественно, что  данная проблема не могла остаться без внимания высшего руководства  страны, которая побудило принять ряд мер по развитию уровня рождаемости в Российской Федерации, а именно:

– федеральный  закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", принятый 12.10.2006 года Государственной думой, согласно которому на индивидуальные счета женщин, родивших с 1 января 2007 года второго ребенка, будет начисляться сумма в размере 250 тысяч рублей. Эти деньги можно будет потратить на приобретение жилья или оплату образования ребенка, но не ранее 2010 года. Неизрасходованные суммы направляются в Пенсионный фонд РФ и приплюсовываются к будущим пенсиям матерей. Данное новшество побудит многие семьи завести второго ребенка, и тем самым удовлетворить не только свои собственные интересы, но и обеспечить прирост населения государства;

– подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденная постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. № 865. Основная идея программы и ее обоснование заключается в том, что в 2002 году, в период рождения первого ребенка вступает поколение 1982-1986 годов, т. е. поколение самой высокой численности за прошедший период, при этом согласно результатам статистического наблюдения 80 процентов детей в Российской Федерации рождается у родителей в возрасте до 30 лет.

По данным государственного статистического  наблюдения, в Российской Федерации  молодежь в возрасте от 20 до 30 лет  составляет 20,7 млн. человек.

Действующей системой государственного статистического  наблюдения не установлено понятие  молодой семьи. На основе выборочных обследований и экспертных оценок в  настоящее время в Российской Федерации насчитывается около 10 млн. молодых семей из общего числа  семей (49,9 млн.). Из них большая часть (примерно 6 млн. молодых семей) нуждается  в улучшении жилищных условий.

В современных  условиях, когда большинство молодых  семей не имеет возможности решить жилищную проблему самостоятельно, требуется  продуманная и реалистичная политика в отношении оказания государственной  поддержки молодым семьям в приобретении или строительстве жилья, что, в  свою очередь, позволит повлиять на репродуктивное поведение молодежи.

Для решения  данной проблемы требуется участие  и взаимодействие органов государственной  власти всех уровней, а также органов  местного самоуправления и других организаций, что обусловливает необходимость  применения программных методов.

Государственная поддержка молодых семей, нуждающихся  в улучшении жилищных условий, осуществляться путем: предоставления субсидий молодым  малообеспеченным семьям на приобретение жилья; компенсации части затрат на приобретение или строительство  жилья в случае рождения (усыновления) ребенка; выделения строительных материалов для индивидуального жилищного  строительства (в первую очередь  в сельской местности); предоставления многодетным малообеспеченным семьям жилых помещений из государственного и муниципального жилищных фондов по договорам социального найма; воссоздания  или организации в отдельных  субъектах Российской Федерации  новых форм содействия решению жилищных проблем молодежи, подобных молодежным жилищным комплексам и жилищно-строительным кооперативам.

– федеральный  закон "О повышении пенсий и детских пособий", согласно данного закона, с 1 января 2008 года изменятся социальные выплаты для многодетных семей, – пособия будут получать все многодетные семьи вне зависимости от своего материального положения. Пособие будет начисляться с учетом возраста детей. Родители получат от 450 до 3200 рублей на каждого ребенка, также особое внимание уделяется пожилым женщинам, родившим или воспитавшим пять и более детей. Их лепта в улучшение демографии страны не будет забыта. Дополнительно матери-героини, которые уже вышли на пенсию, ежемесячно будут получать 1,5 тысячи рублей.

– законопроект "Об основах государственной поддержки семьи в РФ", внесенный в Государственную думу Советом федерации от 15.11.2007 года, предусматривающий постепенное увеличение различных социальных пособий для членов семей. В общей сложности их объем должен составить 2,2% ВВП.

Более того, планируется выплачивать одному из родителей, осуществляющему уход за ребенком в возрасте до трех лет, так называемую "заработную плату" на уровне его среднего заработка до рождения ребенка. Сейчас минимальное ежемесячное пособие по уходу за ребенком до полутора лет составляет на первого малыша 1500 руб. Проявляя заботу о здоровье нации, намерены сделать обязательными медико-санитарную помощь детям-инвалидам, бесплатное лечение бесплодия, информирование населения о контрацептивных средствах и т. д. Все полномочия по господдержке планируется разделить между федеральным центром и регионами, и свою часть обязанностей субъектам придется финансировать за свой счет.

– федеральный  закон "О внесении изменений в федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", предусматривающий введение двух новых видов пособий, подписанный Президентом РФ.

Данный  федеральный закон предусматривает  установление с 1 января 2008 года в рамках системы государственных пособий  гражданам, имеющим детей, двух новых  видов пособий: единовременного  пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, и ежемесячного пособия на ребенка  военнослужащего- срочника.

На каждого  из детей установлено пособие  в размере 6 тыс. руб. в месяц до достижения ими трехлетнего возраста.

Беременная  жена военнослужащего получит право  на пособие в размере 14 тыс. руб. при  сроке беременности не менее 180 дней. В случае смерти ребенка такое  пособие будет выплачиваться  и в течение 70 дней после родов.

Пособия будут выплачиваться с учетом районных коэффициентов в тех  районах и местностях, в которых  они применяются. Период выплаты  пособия ограничивается периодом военной  службы по призыву.

– федеральный  закон "О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, направленных на защиту жизни нерожденных детей";

– федеральный  закон "О внесении изменений и дополнений в Семейный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" по вопросу обеспечения прав детей до их рождения";

И, на мой  взгляд, самый главный сдвиг в  области демографии произведет реализация концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, данный указ был утвержден  президентом Российской федерации  от 11.10.2007 года. Целями демографической  политики Российской Федерации на период до 2025 года являются стабилизация численности  населения к 2015 году на уровне 142 - 143 млн. человек и создание условий  для ее роста к 2025 году до 145 млн. человек, а также повышение качества жизни  и увеличение ожидаемой продолжительности  жизни к 2015 году до 70 лет, к 2025 году - до 75 лет.

В Концепции  дается оценка современной демографической  ситуации в Российской Федерации  и тенденций ее развития, определяются принципы демографической политики Российской Федерации (основу которых  составляют комплексность решения  демографических задач, выбор по каждому направлению демографического развития наиболее проблемных вопросов, учет региональных особенностей демографического развития, координация действий законодательных  и исполнительных органов государственной власти на федеральном, региональном и муниципальном уровнях), а также основные задачи демографической политики Российской Федерации.

К числу  основных отнесены следующие задачи:

1. Сокращение  уровня смертности граждан, прежде  всего в трудоспособном возрасте;

2. Сокращение  уровня материнской и младенческой  смертности, укрепление репродуктивного  здоровья населения, здоровья  детей и подростков;

3. Сохранение  и укрепление здоровья населения,  увеличение продолжительности активной  жизни, создание условий и формирование  мотивации для ведения здорового  образа жизни, существенное снижение  уровня заболеваемости социально  значимыми и представляющими  опасность для окружающих заболеваниями,  улучшение качества жизни больных,  страдающих хроническими заболеваниями,  и инвалидов;

4. Повышение  уровня рождаемости;

5. Укрепление  института семьи, возрождение  и сохранение духовно-нравственных  традиций семейных отношений;

6. Регулирование  внутренней и внешней миграции, привлечение мигрантов в соответствии  с потребностями демографического  и социально-экономического развития, с учетом необходимости их  социальной адаптации и интеграции.

Концепцией  также определены комплексные меры, осуществляемые в три этапа, следствием которых должно стать улучшение  демографической ситуации в стране.

Такими  мерами, в частности, являются: формирование у различных групп населения, особенно у подрастающею поколения, мотивации для ведения здорового  образа жизни; проведение профилактических мероприятий в целях раннего  выявления нарушений состояния  здоровья; ранняя диагностика заболеваний  с применением передовых технологий; повышение доступности и качества оказания бесплатной медицинской помощи; улучшение материально-технического и кадрового обеспечения учреждений здравоохранения; применение новых инновационных технологий лечения и развитие высокотехнологичной медицинской помощи; внедрение комплексных оздоровительных и реабилитационных программ; пропаганда ценностей семьи, усиление государственной поддержки семей, имеющих детей; создание условий для интеграции иммигрантов в российское общество. Таким образом, подводя итоги демографической политики в настоящее время, можно с уверенностью сказать, что к данной проблеме Российской действительности уделено достойное внимание со стороны государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

За многие годы коеффициент  рождаемости резко снизился, это  очень пагубно влияет на численность  населения и его прирост, так  как смертность стала доминировать и следовательно число жителей  на планете пошло на убыль. Для  борьбы с этим было введено много  факторов улучшающих жизнь и позволяющих  семьям содержать до трех детей. Это  увеличение детского пособия, льготы, дополнительные скидки и многое другое что могло бы облегчить жизнь  семье и дать стимул к рождению ребенка. Но не только социальный статус влияет на демографическую ситуацию, а также немаловажную роль в воспроизводстве  населения играет здоровье людей, не которое многие просто не обращают внимание. Возросло число наркоманов, заболевших спидом, туберкулезом. Одно из ведущих мест в структуре смертности трудоспособного населения занимают болезни системы кровообращения – 114,1 тыс., или 28% умерших. В связи  с ростом числа умерших во всех более младших возрастных группах  происходит омоложение среднего возраста наступления смерти от указанных  заболеваний. Для изменения ситуации нужны большие инвестиции в сферу  медицины,науки и культурного  центра страны. Чтобы люди смогли понять что они могут изменить свою жизнь, чтобы появился смысл зарождения новой ячейки общества и в следствии  того – рождение ребенка.

Демографическая ситуация, сложившаяся в современной России является крайне неблагополучной.

Несомненно, что современная демографическая  обстановка есть продолжение длительных неблагоприятных тенденций демографического развития 60-80-х годов.

Фундаментальная причина, вызвавшая  столь драматические последствия, коренится в характере и особенностях осуществляемых экономических преобразований, начатых с "шоковой терапии", которая пагубно отразилась на основных слоях и группах населения, отбросив их по уровню жизни на десятилетия.

Проделанный анализ заставляет очень  осторожно оценивать перспективы  снижения уровня смертности в России, особенно ее быстрого снижения. Слишком  много проблем накопилось сегодня  в российской смертности и слишком  мало делается пока для их решения. Об этом, в частности, свидетельствуют  и значительные межрегиональные  различия в ожидаемой продолжительности  жизни.

Социальные последствия региональных и поселенческих различий в возрастной структуре и их динамике весьма ощутимы. В слаборазвитых республиках, не завершивших демографический переход, на региональный рынок труда выходят  все более многочисленные когорты  молодого трудоспособного населения, предложение рабочей силы резко  превышает небольшой спрос. Напряженность  на рынке труда очень велика и  молодежь выталкивается за пределы  своего региона. Наоборот, в сильно депопулирующих регионах приток молодежи невелик и ее трудоустройство  происходит быстрее. В этих регионах уже сейчас спрос на рабочую силу в промышленности превышает предложение.

Информация о работе Демографическая ситуация в России