Демографическая ситуация в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 10:08, курсовая работа

Краткое описание

Поэтому целью данной курсовой работы, является анализ развития демографических тенденций и факторов, влияющих на ход развития этой проблемы в Российской Федерации.

Оглавление

Введение
Глава 1
1. Факторы влияющие на демографическую ситуацию
1.1 Рождаемость
1.2 Смертность
1.3 Старение населения
1.4 Здоровье населения
1.5 Сокращение численности населения
Глава 2
2. Прогнозы демографических процессов.Меры по улучшению демографической ситуации в России
2.1 Прогнозные оценки дальнейшего развития демографических процессов России
2.2 Законодательные и административные меры, осуществляемые для улучшения демографической ситуации в РФ
2.3. Демографическая политика России
Заключение
Список используемой литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

Отправить 2Введение.docx

— 411.76 Кб (Скачать)

Подводя общие итоги, необходимо отметить, что эти и другие меры несмотря на свое определенное положительное  воздействие, не могут в корне  изменить демографическую ситуацию в стране, которая требует проведения целого ряда последовательных, комплексных  и целенаправленных мероприятий законодательной и исполнительной властями как на федеральном, так и на региональном уровне.

Очевидно, что основой улучшения  воспроизводства населения может  служить обеспечение достойного уровня и качества жизни людей. Также  не вызывает сомнения то, что создавшаяся  демографическая ситуация требует  незамедлительного вмешательства  как государственных, так и всех гражданских институтов российского  общества.

С целью  определения стратегии государственной  социально - демографической политики необходима комплексная оценка и  мониторинг тенденций, факторов и последствий  социально - демографических процессов  на федеральном и региональном уровнях.

Кроме того, требуется разработка Правительством Российской Федерации  совместно с Федеральным Собранием  Российской Федерации и с субъектами Российской Федерации общегосударственной  Комплексной программы по выводу страны из демографического кризиса. В  Программе целесообразно предусмотреть  мероприятия, направленные на улучшение  воспроизводства населения; повышение  уровня здоровья и качества жизни  россиян, обеспечение государственных  гарантий гражданам на бесплатную медицинскую  помощь, объемы и условия его получения; формирование в обществе идеологии  и практики жизнесохранительного поведения, здоровой и продолжительной жизни, всемерное укрепление института  семьи, другие меры, способствующие коренному  улучшению демографической ситуации в России.

2.3.Демографические прогнозы

Для социального  и экономического планирования важно  знать перспективную численность  возрастно-полового и семейного  состава населения, а также качественные характеристики населения, будущую  его образовательную и профессиональную структуру. Следовательно, демографический  прогноз в современном его  понимании состоит из оценок целого ряда взаимосвязанных социально-экономических и демографических явлений, т. е. имеет комплексный и многосторонний характер. Необходимо также учитывать влияние миграции и, естественно, ту демографическую политику, которую проводит и намечает проводить то или иное государство.

Для определения  оптимальных вариантов воспроизводства  в стране и в регионах, по мнению ученых РАГСа, необходимо: во-первых, составление  многовариантных прогнозов населения  и, во-вторых, оценка возможных режимов  воспроизводства населения [5, с. 45].

В широком  смысле слова под «демографическим прогнозированием» понимается предвидение  будущего развития населения, т.е. предвидение  как народонаселения в целом, так и изменения отдельных  частных показателей движения населения. Под демографическим прогнозом понимают общую оценку будущей численности населения его компонентов. Демографические прогнозы в зависимости от того, относятся они к стране в целом или к ее части, имеют свои методические особенности.

Демографы, социологи, экономисты за 90-е гг. XX в., т. е. за 10 лет, прошедших с начала депопуляции, разработали множество прогнозов. Все они, вне зависимости от расхождений в гипотезах, подтверждают, что генеральным вектором демографического развития России в XXI в. является дальнейшее сокращение численности населения. По средней оценке, только за ближайшие 15 лет оно составит 13—14 млн. человек, или более 9 % от уровня 2000 г.

Сокращение  населения происходит за счет сужения  его воспроизводственной базы (численности  населения репродуктивных возрастов) и увеличения воспроизводственных  издержек (чисел умерших) из-за резкой активизации процесса старения населения [11, с. 18].

Даже  при огромных затратах на демографические  программы, при условии их последовательной реализации эффект может проявиться не ранее чем через 30—50 лет. Но сегодня  всем ясно, что целенаправленная демографическая  политика — единственный путь, который  делает осмысленными все осуществляемые в России реформы.

Одобренная  Правительством РФ Концепция демографического развития на период до 2015 г. свидетельствует  о том, что выбор в пользу этого  пути сделан. Целью этой политики является постепенная стабилизация численности  населения и формирование предпосылок  для последующего демографического роста. Особо подчеркивается, что  для достижения поставленной цели необходимо мобилизовать и использовать все  компоненты, определяющие динамику населения: рождаемость, смертность, миграцию[10, с. 25].

По оценкам  Института социально-экономических  проблем народонаселения РАН, в  ближайшие 15—20 лет негативные тенденции  в демографической ситуации России могут сохраняться, а численность  населения страны составит 144—135 млн., с учетом положительного сальдо миграции, а через 30 лет уменьшится до 123 млн.

В первой четверти XXI в. — по оценке — будет наблюдаться существенная диспропорция полов в сторону значительного роста женщин старших возрастов. Прогнозируются заметные перемены в миграционных процессах.

Во-первых, сократится иммиграционный приток из ближнего зарубежья (по расчетам примерное 10раз), а во-вторых, эмиграция в  дальнее зарубежье сохранится на уровне 100 тыс. человек в год. Будет  продолжаться отток населения из Сибири и Дальнего Востока (в европейскую  часть России и в сопредельные государства).

Свой  сценарий демографического развития предложили ученые Центра демографии и экологии человека ИНП РАН.

Как отмечают А. Вишневский и Е. Андреев, предлагаемый аналитический демографический  прогноз для России до 2050 г. составлен  не для того, чтобы с возможно большей точностью предсказать, как в действительности будут  меняться численность и возрастная структура населения страны в  ближайшие 50 лет [4, с. 7 ].

Задача  в другом: проанализировать, какими могут быть траектории этих изменений  при различных более или менее  вероятных сценариях демографического развития. Для решения этой задачи были использованы 12 различных сценариев, которые разделяются на три группы [4, с. 8].

Группа  I — сценарии с нулевой нетто-миграцией. Они позволяют оценить возможности роста численности населения и потенциальные изменения его структуры только за счет процессов естественного движения населения — рождаемости и смертности.

Группа  II — сценарии с неизменной численностью населения на протяжении всего периода 2000-2050 гг. Эти сценарии показывают, какой должна быть ежегодная положительная нетто-миграция в Россию, чтобы нейтрализовать последствия отрицательного естественного прироста и обеспечить стабильность численности населения страны до 2050 г.

Группа  III — сценарии с растущей численностью населения. Они дают возможность оценить, какой должна быть ежегодная положи тельная нетто-миграция в Россию, чтобы на протяжении ближайших 50 лет ее население ежегодно увеличивалось на 0,5 %.

Во всех сценариях показатели рождаемости  и смертности рассматриваются как  независимые, эндогенные переменные, которые  изначально задают условия демографической  динамике.

А. Вишневский и Е. Андреев представили таблицы, характеризующие современное состояние  демографических процессов к  России и прогнозы на 2050 г. [4, с. 10].

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2.

Продолжительность жизни в России

в 1959-2000 гг. и прогнозные сценарии до 2050 г. (лет)

Годы

Сценарии с неизменной смертностью

Сценарии со снижающейся  смертностью

 

мужчины

женщины

мужчины

женщины

1959

63,2

71,7

63,2

71,7

1975

62,6

73,2

62,6

73,2

2000

59,9

72,5

59,9

72,5

2025

59,9

72,5

68,6

77,9

2050

59,9

72,5

77,0

83,0


 

Таблица3 .

Коэффициент суммарной рождаемости в России в 1959-2000 гг.

и прогнозные сценарии до 2050 г.

Годы

Сценарии с неизменной рождаемостью

Сценарии с растущей рождаемостью

1959

2,60

2,60

1975.

1,98

1,98

2000

1,30

1,30

2025

1,30

1,50

2050

1,30

2,00


 

По мнению демографов, при сценарии со снижающей  смертностью (что в принципе вполне реально) продолжительность жизни  женщин составит 83 года, мужчин — 77 лет.

В Концепции  демографического развития России до 2015 г. выделены основные приоритеты. К  ним относятся: привлечение иммигрантов в Российскую Федерацию, в первую очередь из государств — участников Содружества Независимых Государств, а также из Латвии, Литвы, Эстонии; создание экономических условий для сокращения эмиграционного оттока и сохранение научно-технического, интеллектуального и творческого потенциала Российской Федерации; проведение комплекса правовых, организационных и финансовых мер, направленных на легализацию и агитацию иммигрантов в Российской Федерации; совершенствование законодательства, касающегося защиты прав вынужденных мигрантов и регулирования миграционных процессов.

Необходимо  разработать новые подходы к  регулированию иммиграционных потоков, способствующих замещению естественной убыли населения Российской Федерации, к стимулированию иммиграции в Российскую Федерацию и общественно полезной интеграции мигрантов с учетом их возрастно-половых характеристик, уровня здоровья, профессиональной квалификации.

В целях  регулирования внутренней миграции должны быть разработаны меры, направленные на повышение территориальной мобильности  рабочей силы, а также механизмы  поддержания жизнедеятельности  и экономического развития субъектов  Российской Федерации.

В «Основных  положениях региональной политики в  Российской Федерации» определены задачи регионов в демографической сфере. Органы государственной власти субъектов  Федерации (при активном участии  федеральных органов власти) должны проводить активную политику, направленную на: противодействие тенденции ухудшения  демографической ситуации, острым проявлениям  депопуляции населения; предотвращение обнищания населения и минимизацию отрицательных последствий безработицы, особенно в слаборазвитых регионах; сдерживание процесса имущественного расслоения в наиболее «бедных» и наиболее «богатых» регионах; регулирование размещения беженцев и вынужденных переселенцев в районах, располагающих для этого необходимыми условиями, в соответствии с федеральной и региональными миграционными программами; регулирование миграционных процессов с учетом стратегических задач развития регионов и их геополитического положения, сдерживание оттока населения из северных и восточных регионов страны; регулирование потоков вынужденных мигрантов и беженцев, создание условий для рационального размещения на территории Российской Федерации; осуществление мер экономического и социального характера, направленных на увеличение продолжительности жизни и собственного прироста населения в регионах России.

Общей основой  позитивных демографических изменений  призваны стать вывод страны на путь стабильного социально-экономического роста, повышение эффективности  социальной политики, сохранение демографического потенциала России в условиях глобализации. Важное значение при решении демографических  проблем России имеет воспитание у населения демографической  грамотности, формирование установок, соответствующих целям государственной демографической политики.

2.4. Демографическая политика России

Любая политика есть сочетание целей и средств  их достижения. Целью демографической  политики выступает воздействие  на развитие уровня рождаемости в  государстве. Повышение уровня рождаемости  — это процесс, количественных и  качественных изменений в демографической  сфере, усложнения его связей и отношений, который приводит к его переходу из одного качественного состояния  в другое, лучшее состояние. Деятельность по воздействию на уровень рождаемости является органической составной частью социально-экономического развития в целом и включает в себя воспроизводство населения.

Основные  направления в данном аспекте:

– влияние  на условия труда — определение  границ трудоспособного возраста, масштабов  занятости трудоспособной части  населения, продолжительности рабочего дня и рабочей недели, охрану труда, профессиональное образование, подготовку и переподготовку кадров;

– улучшение  жизненных условий всех слоев  населения: уровня зарплаты и реальных доходов, жилищных условий, бытового обслуживания, доступности достижений культуры, медицинского обслуживания, роста свободного времени.

Демографическая политика как составная часть  политики народонаселения имеет  целью воздействие на воспроизводство  населения. Она направлена на достижение и поддержание желательного типа этого воспроизводства и проводится посредством реализаций специальных  мер воздействия на все демографические  процессы, составляющие воспроизводство  населения, и факторы этих процессов. Демографическая политика является важнейшим элементом управления развитием народонаселения.

В условиях демографического кризиса, когда нарушен  нормальный режим замещения поколений  и не обеспечивается даже простое  воспроизводство населения, политика народонаселения вынуждена сконцентрироваться на цели демографической политики. А поскольку демографический  кризис обычно является проявлением  общего социально-экономического кризиса, для реализации практических мер  политики народонаселения за пределами  целей восстановления простого воспроизводства  населения общество не в состоянии  выделить значимых ресурсов.

Информация о работе Демографическая ситуация в России