Ценностные ориентации и социальные установки молодежи

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 13:18, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы состоит в исследовании ценностных ориентаций и социальных установок молодежи в современном российском обществе.
Достижению цели будет способствовать решение следующих задач:
— исследование теоретических предпосылок изучения ценностных ориентаций и социальных установок;
— анализ ценностных ориентаций и социальных установок молодежи;

Файлы: 1 файл

ценностные ориентации и социальные установки.doc

— 240.00 Кб (Скачать)

 

По полученным данным мы можем говорить о том, что системы ценностных ориентаций юношей и девушек имеют как общие черты, так и различия. Среди основных общих черт можно выделить наиболее явственные: высокое значение таких ценностей как “здоровье”, “наличие хороших и верных друзей”, “материально обеспеченная жизнь”, и на последнем месте значимости “счастье других”, “красота природы и искусства”, “творчество”, “непримиримость к недостаткам в себе и других”.

Рассмотрим наиболее значимые ценности. Так на первом месте выделяются здоровье, любовь, материальная обеспеченность, счастливая семейная жизнь, наличие хороших друзей. Юноши в отличие от девушек к более значимым ценностям отнесли еще развлечения, свободу, активную деятельную жизнь. Среди инструментальных ценностей еще больше отличий: образованность, независимость, твердая воля, честность, чуткость, аккуратность, воспитанность.

Так при рассмотрении различий можно выделить ряд особенностей, более характерных для мужчин и для женщин. Так, для юношей выше значение “независимости” , “наличия хороших друзей”, “материально обеспеченной жизни”, а для девушек более значимы такие ценности как “любовь” , “счастливая семейная жизнь”, “воспитанность”, “чуткость”, “аккуратность” .

То, что у юношей на первом месте стоит ценность материально обеспеченной жизни или по-другому финансовой независимости, можно объяснить тем, что они рассчитывают только на свои силы, тогда как многие девушки планируют обеспечить свое будущее путем удачного замужества.

Вообще различия в ценностных ориентациях юношей и девушек можно объяснить тем, что в обыденном сознании формируются стереотипы, задающие правила и нормы мужского и женского поведения. Эти стереотипы усваиваются человеком в процессе социализации. Так некоторые закономерности полового разделения труда, дифференциация мужских и женских социальных ролей, культурные символы и социально-психологические стереотипы "мужественности" (маскулинности) и "женственности" (феминности)  влияют на различные аспекты социального поведения, общественной жизни, и тем самым предполагают формирование различий в ценностях юношей и девушек.

Таким образом, в результате анализа данных, полученных при исследовании ценностных ориентаций молодежи, мы сделали следующий вывод: различия между ценностными ориентациями юношей и девушек хотя и невелики, но все-таки существуют, что является подтверждением нашей гипотезы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Наша сегодняшняя жизнь проходит под знаком глобальных перемен в обществе, общественном сознании, и от нашего сегодняшнего выбора путей развития зависит наше будущее.

Социокультурная среда выступает мощным формирующим элементом ценностной системы личности. В условиях социальных изменений, высокого уровня социальной динамики социокультурная среда сама претерпевает серьезные изменения и поэтому социальные группы и личность становятся активными участниками конструирования ее нового качества. Именно поэтому система ценностных ориентаций, сформированная такой средой, представляет особый интерес и заслуживает пристального внимания.

Сегодня признано, что ценность не существует "сама по себе", а проявляется как элемент действия индивида и социальной группы. Ценности могут являться абсолютными, в виде материальных и нематериальных предметов, либо заключаются в самом человеке, в его биологических потребностях. Следует отметить, что ценностная проблематика является достаточно разрабатываемой в современной науке.

В эмпирической части данной работы мы провели изучение ценностных ориентаций, с целью выявления различий в ценностных ориентациях современной молодежи по гендерному признаку.

В результате проведенного экспериментального исследования и анализа полученных данных, мы обнаружили различия в ценностных ориентациях юношей и девушек, что подтверждает нашу гипотезу. Так для девушек наиболее значимыми ценностями являются “любовь”, “счастливая семейная жизнь”, ”здоровье”, также “воспитанность”, “чуткость”, “аккуратность”. Для юношей выше значение “независимости” (самостоятельности), “наличия хороших друзей”, “материально обеспеченной жизни” (финансовой независимости). Таким образом, можно предположить, что различия в ценностных ориентациях юношей и девушек являются следствием усвоения поведенческих норм в процессе полоролевой социализации.

Проанализировав понятия "ценности" и "ценностных ориентаций" следует отметить, что если первое из них (ценности) принадлежит категориальному аппарату социологии, то второе (ценностные ориентации) - социологии и социальной психологии. То есть ценностные ориентации в большей степени являются собственно социологическим понятием, поэтому именно его феномены, прежде всего, подлежат изучению в социологии. Социолог исследует не столько ценности, сколько ценностные ориентации как процесс и результат интериоризации личностью (группой) этих концептов, поскольку именно они выступают "связующим звеном между индивидом и обществом".

Молодежь, как особая социально-демографическая группа постоянно находится в фокусе исследований социологов, поскольку именно она является чутким индикатором изменений, которые происходят, и определяет в целом потенциал развития общества. От того, насколько изучен мир ценностей современной молодежи, ее установки, жизненные планы, во многом зависит эффективность мероприятий, которые разрабатываются в области образования, в сфере работы и занятости. Не поняв общества, в котором живет молодежь, не понять самой молодежи и ее специфических проблем.

Изменение ценностных ориентаций и социальных установок связано, на мой взгляд, с изменением общества в целом и трансформацией ценностей подрастающей молодежи.

Итак, можно согласится с отечественными исследователями, что столь распространенное сегодня мнение о меркантильности современной молодежи, ее прагматизме, обусловлено тем, что артикулирующие эти ценности молодые люди представляют не очень многочисленную, но весьма активную, целеустремленную и дерзкую часть нового поколения, способную мыслить и действовать не так, как поколение родителей. Следует отметить, что такое поведение молодежи это ответ на вызовы времени. Поэтому необходимо видеть в современной молодежи важнейший социальный ресурс.

Из сказанного выше можно заключить, что в русле молодежной политики и воспитания подрастающего поколения предстоит большая духовно-нравственная работа по воспитанию и социализации подрастающего поколения, консолидации и сплочению молодежи, всех ее групп, всего общества на основе патриотизма и гражданственности, утверждения принципов социальной справедливости и нравственности.

Многие ценностные ориентации формируются именно в юношеском возрасте, так как молодежь наиболее восприимчива к социальным и культурным изменениям в обществе. Ценностные ориентации молодежи во многом изменись за последние годы из-за обострения проблемы её социализации.

Одно, несомненно, что именно молодежь сегодня занимает передовую позицию среди других групп, так как оно является самым образованным. И именно оно в скором будущем будет составлять интеллектуальный ресурс нашей страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Белоусова Е.В. Система образования как способ формирования элиты государства

2. Ваторопин А.С.. Политические ориентации студенчества.// Социологические исследования. №1, 1998.

3. Вишневский Ю.Р. Шапко В.Т. Студент 90-х — социокультурная динамика. // Социологические исследования. №2. М., 2000.

4. Гаврилюк В.В. Трикоз Н.А. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации (поколенный подход). // Социологические исследования. 2000. № 12. С.104

5.. Дорожкин Ю.Н., Гареев Э.С., Зайцева Т.А. Студенческая молодежь современной России: социальный статус, жизненные ориентации, взгляд в будущее. Уфа., -1997; Лисовский В.Т. Советское студенчество:

6. Загрубский С.А. Социология как основа гуманитарного мировосприятия: Учебн. пособ. – СПб.: Астерион, 2005. – 148 с

7. Запесоцкий А.И. Молодежь в современном мире. Проблемы индивидуализации и социально — культурной интеграции.  СПб., 1998.- 

8. Зейгарник Б.В., Братусь Б.С. Очерки по психологии аномального развития личности. М.,1980.

9. Карпухин О. Самооценка молодежи как индикатор ее социокультурной идентификации // Социс. 1998. № 12

10. Козлов А.А. Молодые патриоты и граждане новой России. Спб., 1999

11. Кузнецов А.Г. Ценностные ориентации современной молодежи. СПб., 1998. С. 35

12. Лисовский В. Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России. СПб., 1998.

13. Маркова О.Ю. Философия образования о менталитете и ценностных ориентациях современных студентов // Россия и Грузия: диалог и родство культур: сборник материалов симпозиума. Выпуск 1 / Под ред. Парцванеия В.В. СПб.: СПб. философское общество, 2003.

14. Мкртчян Г.М., Чистяков И.М. Молодежь Москвы на рынке труда. // Социологические исследования. 2000. № 8

15. Могильчак Е.А. Диспозиции студентов относительно собственности. // Социологические исследования. №2. М., 2001

16. Сибирев В.А. Изменение социальных ценностей молодежи (опыт сравнительного анализа) //

17. Соколов А.В., Щербакова И.О. Ценностные ориентации постсоветского гуманитарного студенчества.// Социологические исследования. 2000. №6.

18. Сурина И.А. Ценностные ориентации как предмет социологического исследования. М., 1996.

19. Феоктистов Г.Г. Советское прошлое в зеркале социологических исследований молодежи.// Молодежь: тенденции социальных изменений. СПб., 1998.

20. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.,1990

21. Шакеева И.А. Ценностные ориентации и самочувствие молодежи в новых общественно — экономических условиях. Москва —Воронеж. 1998

22. Шибаева М.М. Самоопределение личности в культуре как мировоззренческая проблема// Культура и мировоззрение. Вып.11. М.,1981.

23.  Андреева Г.М. Социальная психология. М., 2000.

24.  Андреева Г.М, Богомолова Н.H. Петровская Л.А. Зарубежная социальная психология XX столетия. М., 2001.

25. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. M, 2001.

26. Богомолова И.Н. Современные когнитивные модели убеждающей коммуникации//Мир психологии. 1999. № 3. С. 46-52.

27. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. М, 2000.

28. Майерс Д. Социальная психология. СПб., 1997. С. 163-194.

29. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности/  Под ред. В.А. Ядова. М., 1979

30. Тихомандрицкая О.А. Социальные изменения и изменение социальных установок. /Социальная психология в современном мире. Под ред. Г.М.Андреевой, А.И.Донцова. М, 2002.

31. Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса. СПб., 1999.

32. Шихирев Д.Ж Современная социальная психология в США М., 10979.

33. Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности// Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975.

34.  Введенский, В.Н. Непрерывное профессиональное образование /    В.Н.Введенский // Социально-гуманитарные знания. – 2004, № 3. - С.208-209.

35.  Вильданова, Ф.З. Образовательное пространство как источник саморазвития личности студентов / Ф.З.Вильданова // Прикладная психология. – 2002. – №5-6.

36.  Каптерев, П.Ф. Собрание сочинений. Т.4 / П.Ф.Каптерев. – М.: Наука, 1993. - С.170.

37.  Семёнов, В.Е. Ценностные ориентации современной молодежи / В.Е.Семёнов // Социологические исследования. – 2007. - №4. - C.37-43.

38.  Сорокина Н.Д. Перемены в образовании и динамика жизненных стратегий студентов / Н.Д.Сорокина // Социс. - 2003. - №10. – С.55.

39.  Спасибенко, С.Г. Социализация студента в процессе изучения социологии / С.Г.Спасибенко // Социально-гуманитарные знания. - 2004. - №1. - С.128-134.

40.  Спасибенко, С.Г. Дорога длиною в жизнь: социализация взрослых / С.Г.Спасибенко // Социально-гуманитарные знания. - 2002. - № 6. - С. 95-106.

41.  Тюкульмина, О.И. Проблемы социальной работы с молодежью: Учебное пособие / О.И.Тюкульмина. – Томск: ТПУ, 2006. – 152 с.

42.  Щеглова, С.Н. Особенности адаптации школьных учителей к ценностям информатизации / С.Н.Щеглова // Социс. - 2006. - №8. - С.117-123.

43.  Ващилин, Э.П. Творческая молодежь современной России: особенности социализации / Э.П.Ващилин //Социально-гуманитарные знания. – 2003, № 2. - С.240-250.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕСТ-АНКЕТА НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПО МЕТОДИКЕ М.РОКИЧА.

Уважаемый респондент, просим Вас принять участие в исследовании ценностных ориентаций современной молодежи. Для этого ответьте, пожалуйста, на вопросы данной тест-анкеты. В вопросах, где предлагаются варианты ответов, обведите нужный вам номер ответа. В остальных вопросах впишите свой вариант ответа самостоятельно.

1.      Ваш пол:

1.      Мужской.

2.      Женский.

2. Ваш возраст_______

Информация о работе Ценностные ориентации и социальные установки молодежи