Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 13:18, курсовая работа
Цель работы состоит в исследовании ценностных ориентаций и социальных установок молодежи в современном российском обществе.
Достижению цели будет способствовать решение следующих задач:
— исследование теоретических предпосылок изучения ценностных ориентаций и социальных установок;
— анализ ценностных ориентаций и социальных установок молодежи;
3) Рационально-ценностные ориентации основаны на ограничении субъектом смыслов ценностных объектов и делятся на субъективно-рациональные и объективно-рациональные ориентации.
Субъективно-рациональные ориентации, как правило, основаны на идеалистических воззрениях, в которых человек автономен, независим от внешних факторов, на ценностях свободы. Предельными полюсами субъективистской теории ценностей становятся ценностной индивидуализм, экономическая самостоятельность и политическая независимость.
Объективно-рациональные ориентации основаны на реалистическом и коллективном понимании человеческой природы, на том, что человек является неотъемлемой частью общественного коллектива, совокупностью социальных отношений.
Наиболее актуальные проблемы молодежи связаны с духовно-нравственной сферой бытия: отсутствие мировоззренческих основ смыслоориентации и социально-культурной идентификации молодежи; разрушение механизма преемственности поколений вследствие общей дезинтегрированности культуры, размывания ее ценностных основ и традиционных форм общественной морали; снижение интереса молодежи к отечественной культуре, ее истории, традициям, к носителям национального самосознания; падение престижа образования как способа социальной адаптации, культурной преемственности и формы личностной самореализации; низкая активность молодежи в решении общенациональных, региональных и местных проблем.
Социологи молодежи отмечают, что с 80-х годов происходит снижение ценностей общественно значимых (приносить пользу обществу, исполнять свой долг перед государством, быть нужным людям и т.д.).
Конец двадцатого столетия стал в России временем не только трансформации базовых социальных институтов и новой социальной дифференциации, но и заметной эволюции российской ментальности. За предельно короткий исторический период, с 1985 г., в общественном сознании феномен "советского человека" трансформировался в многоликий портрет "россиянина". Особенностью этого процесса является ценностный конфликт молодого и взрослого поколения. Возрастает стремление молодежи к экономической самостоятельности, автономности, независимости, но растет значение родительской семьи, усиливается зависимость от нее. В.Т. Лисовский утверждает, что кризис в российском обществе породил особый нетрадиционный конфликт поколений. В России он касался философских, мировоззренческих, духовных основ развития общества и человека, базисных взглядов на экономику и человека, материальную жизнь общества. Поколение "отцов" оказалось в положении, когда передача материального и духовного наследия преемникам практически отсутствует. В то же время, при анализе динамики ценностных ориентаций студенческой молодежи, необходимо учитывать действие двух механизмов — преемственности и изменчивости. Изменение социальных условий, смена общественных ориентиров ведут к тому, что механизм воспроизводства ценностных ориентаций перестает быть ведущим, уступая место адаптационным механизмам.
В большей части теоретических исследований молодежи авторы отмечают факт сходства нынешней динамики ее ценностных ориентаций с коренным переломом ценностных устремлений российской молодежи начала XX в.
2.2. Эмпирическое исследование ценностных ориентаций по методике
М. Рокича
Гипотеза исследования: у современной молодежи будут наблюдаться различия в ценностных ориентациях по гендерному признаку.
Исследование проводилось среди юношей и девушек 18-25 лет. В исследовании приняли участие 30 человек, среди них 15 юношей и 15 девушек.
Для определения характерного содержания системы ценностей современных юношей и девушек была использована методика М.Рокича.
Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности.
Методика М.Рокича основана на прямом ранжировании списка ценностей. М.Рокич различает два вида ценностей:
а) терминальные - убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;
б) инструментальные - убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации. Это деление соответствует радиационному делению на ценности-цели и ценности-средства.
Испытуемым предлагается последовательно ранжировать 18 наименований терминальных ценностей (цели жизни) и 18 наименований инструментальных ценностей (средства достижения жизненных целей). Важнейшими являются терминальные ценности – это основные цели человека, они отражают долговременную жизненную перспективу, то, что он ценит сейчас и к чему стремится в будущем. Терминальные ценности как бы определяют смысл жизни человека.
Тест-анкета (приложение 1) выдавалась 30 испытуемым с инструкцией проранжировать предложенные ценности по их значимости в жизни испытуемого (см. приложение). Первая указанная в списке ценность получает 1 балл, вторая – 2 балла и так до последней (18 баллов). Подсчитывается среднее арифметическое по каждой ценности. Ценности, получившие 1-6 баллов – значимые; 7-12 баллов – менее значимые; 13-18 баллов – не имеющие значения.
Терминальные ценности включают следующие:
1) активная, деятельная жизнь;
2) жизненная мудрость (зрелость суждений, здравый смысл, достигаемые жизненным опытом);
3) здоровье (физическое и психическое);
4) интересная работа;
5) красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и искусстве);
6) любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);
7) материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);
8) наличие хороших и верных друзей;
9) общая хорошая обстановка в стране, в обществе, сохранение мира между народами (как условие благополучия каждого);
10) общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе);
11) познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);
12) равенство (равные возможности для всех);
13) самостоятельность как независимость в суждениях и оценках;
14) свобода (независимость в поступках и действиях);
15) счастливая семейная жизнь;
16) творчество (возможность творческой деятельности);
17) уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий, сомнений);
18) удовольствия (жизнь, полная удовольствий, развлечений).
Инструментальные ценности:
1) аккуратность (чистоплотность, умение содержать в порядке свои вещи, порядок в делах);
2) воспитанность (хорошие манеры, вежливость);
3) высокие запросы;
4) чувство юмора;
5) исполнительность (дисциплинированность);
6) независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);
7) непримиримость к недостаткам в себе и в других;
8) образованность (широта знаний, высокая общая культура);
9) ответственность (чувство долга, умение держать слово);
10) рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения);
11) самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);
12) смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов;
13) твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями);
14) терпимость к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки;
15) широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы);
16) честность;
17) эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе);
18) чуткость, умение понять другого человека.
Все обработанные данные в результате тестирования были сведены в таблицы 3.1., 3.2., 3.3., 3.4., 3.5., 3.6.
Таблица 3.1. Наиболее значимые терминальные ценности.
№ | Наименование терминальных ценностей. | Среднее значение | |
девушки | юноши | ||
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Здоровье | 2,15 | 2,65 |
2 | Любовь | 4,35 | 8,65 |
3 | Материально обеспеченная жизнь | 5,9 | 2 |
4 | Счастливая семейная жизнь | 5,5 | 6,85 |
5 | Наличие хороших друзей | 6,05 | 4 |
6 | Развлечения | 12,05 | 5,75 |
7 | Свобода | 9 | 6,2 |
8 | Активная деятельная жизнь | 7,75 | 5,2 |
Таблица 3.2. Наиболее значимые инструментальные ценности.
№ | Наименование инструментальных ценностей. | Среднее значение | |
девушки | юноши | ||
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Независимость | 8,2 | 2 |
2 | Твердая воля | 8,55 | 3,1 |
3 | Жизнерадостность | 7,85 | 4,35 |
4 | Честность | 7,05 | 6,4 |
5 | Образованность | 5,7 | 8,5 |
Информация о работе Ценностные ориентации и социальные установки молодежи