Беспризорные дети

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2012 в 08:26, реферат

Краткое описание

Беспризорные дети отличаются более сильным инстинктом самосохранения, повышенной возбудимостью, склонностью к искусственным возбудителям (наркотикам, алкоголю и т. п.), так же у них обострено чувство справедливости и сострадания, они очень ярко и искренно выражают свои эмоции. Некоторые из них преждевременно начинают половую жизнь. Они также отличаются выносливостью, активностью, солидарностью в групповых действиях.

Файлы: 1 файл

Беспризорность.docx

— 40.72 Кб (Скачать)

 

Отношение к вопросам сохранения семьи  надо менять. Нужно проводить четкую государственную и социальную политику в интересах семьи, создавая благоприятные  социально-экономические условия  для стабилизации и повышения  жизненного уровня семей, находящихся  за чертой бедности, дети из которых, как  правило, пополняют ряды беспризорных и безнадзорных. Необходимо изменить инфраструктуру здравоохранения, образования, культуры, обеспечив их доступность  детям из семей всех типов.

 

Детская безнадзорность и беспризорность тесно связана с социальным сиротством. Проблема социального сиротства  вызывает особую обеспокоенность. По разным причинам дети остаются без родительского  попечения при живых родителях. За последнихегода в четыре раза выросло число родителей, лишенных родительских прав. Много стало детей, осиротевших социально. Но сегодня абсолютно понятно, что более раннее вторжение в кризисную семью, адекватная помощь взрослым и детям – это есть перспектива.

 

Органам государственной власти всех уровней, органам местного самоуправления необходимо признать семейное устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства родителей, приоритетным направлением политики в интересах  семьи и детей. Однако на самом  деле это происходит не так, потому что отсутствует достаточная, адресная социальная помощь семьям, в том  числе малообеспеченным, которые  взяли детей на воспитание. Для  этого необходимо менять механизмы  распределения бюджетных средств, предназначенных на содержание детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей, а также создавать  системы экономических гарантий, органами местного самоуправления и  семьям, которые приняли к себе детей. Необходимо усилить уголовное преследование родителей и других лиц, допускающих истязание детей, за оставление их в опасном состоянии, в том числе истощение, неоказание медицинской помощи, хулиганские действия, вовлечение в пьянство, проституцию и преступную деятельность. Закон на защите детей, но следственная и судебная практика по этим составам преступлений в отношении родителей пока не сложилась.

 

Практически сегодня бездействует 156 статья Уголовного кодекса Российской Федерации, да и ряд других. Любое преступление должно быть наказано, в особенности против детей. И, конечно же, надо усилить уголовную ответственность в отношении лиц, вовлекающих детей в преступную деятельность, занимающихся сексуальной эксплуатацией детей и подростков.

 

Результаты прокурорского надзора  показывают широко распространенное несоблюдение российского законодательства по вопросам, связанным с беспризорностью. Следствием всех вышеперечисленных проблем является рост детской преступности. Как известно, уже на протяжении довольно большого периода времени наблюдается рост общей преступности в целом, что безусловно связано с количественным ростом преступности несовершеннолетних.

 

Беспризорные дети, являясь так  называемой группой риска, не имея средств к существованию, изыскивают их доступным для себя способом. И не всегда законным путем. И как следствие, постоянно пополняют ряды несовершеннолетних преступников.

 

На сегодняшний день в России нет ни одной государственной  структуры, ответственной за социально-психологическое  состояние семьи. В отношении  же детей-сирот преобладает установка  на их содержание в учреждениях интернатного типа, то есть в изоляции от общества. Между многочисленными ведомствами, занимающимися вопросами детей, отсутствует какая-либо взаимосвязь.[23] Нет какого-либо координационного центра, в обязанности которого входили бы разработка и осуществление стратегии деятельности государства в интересах детей. Представителей неправительственных организаций, которые добровольно взяли на себя роль контролеров, таскают по инстанциям и отчитывают за то, что они пытаются бороться за права детей, которых продолжают не обувать, не одевать, не кормить, не воспитывать, не учить, а нередко – применять к ним насилие.

 

Существует три  основных направления совершенствования  работы органов власти:

 

1.                 Следует настойчиво совершенствовать  существующую систему путем развития  правовых, организационных, финансовых, информационных и других механизмов  взаимодействия между органами, учреждениями и организациями участвующими в работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, их социальной реабилитации.

 

2.                 Необходимо создать специальный  орган управления (желательно при  Совете Безопасности РФ), отвечающий  за решение указанной проблемы  и координацию действий различных  ведомств, учреждений и организаций.

 

3.                 Целесообразно передать функции  по профилактике безнадзорности  и правонарушений несовершеннолетних, их социальной реабилитации одному  из ныне действующих органов  власти (например, МВД). Одним из основных критериев предпочтения той или иной структуры является ее способность резко сократить организационные издержки, консолидировать и направить ограниченные материальные, финансовые и другие ресурсы на устранение детской беспризорности и безнадзорности – серьезной угрозы национальной безопасности России.

 

Правительству Российской Федерации  и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации  необходимо принять неотложные меры по ликвидации беспризорности и создать  условия для полноценной социализации детей:

 

·                   ужесточить контроль за полной реализацией мер, предусмотренных Федеральным законом «Об основах системы профилактики и безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

·                   восстановить роль школы в обеспечении  воспитания, всеобщей грамотности, внешкольного воспитания и досуга детей, усилить  ее работу с неблагополучными семьями;

·                   привлечь учреждения культуры и спорта, досуговые учреждения к целенаправленной работе с семьей и детьми;

·                   создать в каждом регионе инфраструктуру, обеспечивающую полноценную социализацию всех категорий детей, попавших в  трудную жизненную ситуацию (беспризорных детей, несовершеннолетних правонарушителей, детей из неблагополучных семей, нуждающихся в социальной реабилитации, детей-сирот и оставшихся без  попечения родителей, детей с  аномалиями в развитии, детей-инвалидов, детей наркоманов и алкоголиков, детей – жертв насилия и  др.);

·                   ввести общегосударственную систему  учета (банк данных) беспризорных и  безнадзорных детей, в том числе  не работающих и не учащихся детей, а также банк данных пропавших  детей, которых разыскивают родители, опекуны, интернатные учреждения;

·                   внедрить системы индивидуального  комплексного сопровождения (патронажа) каждого ребенка, попавшего в  трудную жизненную ситуацию, контроля за его развитием в государственном и негосударственном учреждении, в приемной и опекунской семье;

·                   внедрить новые инновационные модели семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей (приемные семьи, семейные группы);

·                   обеспечить учет реальных расходов семей  на содержание и воспитание детей  в государственной политике в  области оплаты труда, налоговой  политике, а также при реформировании образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, туризма, жилищно-коммунального хозяйства;

·                   создать федеральное министерство по работе с семьей и молодежью, а  также управленческие структуры  на региональном уровне.

 

Заключение

 

Среди проблем, характеризующих неблагополучие российского общества, одна из наиболее острых – детская безнадзорность и беспризорность. Основные причины, способствующие росту безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, – социально-экономическая трансформация общества, изменения привычного уклада жизни и нравственно-ценностных ориентаций населения, ослабление воспитательных возможностей семьи и школы.

Мощным фактором детской безнадзорности становится нарушение прав детей  в области образования, оздоровления, получения профессии и жилья, неоперативное решение органами опеки и попечительства вопросов жизнеустройства и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.

В РФ сложилась тревожная ситуация: дети из числа беспризорных все более  активно вовлекаются в занятие  проституцией, секс-бизнес, используются в съемках порнофильмов. Получили распространение общественно опасные  деяния, связанные с использованием беспризорных детей в мероприятиях, которые могут причинить существенный вред их психическому, духовному и  нравственному развитию. Многие из таких мероприятий имеют непристойный или откровенно сексуальный характер, нарушают духовно-нравственные нормы  общества.

Растущая из года в год беспризорность детей – следствие социальных и экономических потрясений в  обществе. За истекшее десятилетие  появилось множество факторов, подрывающих  стабильность семьи, препятствующих родителям  воспитывать своих детей. К примеру, фактор дефицита времени. Оказалось, что у взрослых для занятий с детьми не остается времени. Или фактор нехватки средств. Не секрет, что бедствуют многие российские семьи, где родители потеряли работу, многим не хватает средств, чтобы обеспечить нормальное питание своим детям. В основательно дезорганизованном обществе образовательные учреждения на протяжении последнего десятилетия с катастрофической быстротой теряли свою воспитательную функцию.Сфера детского досуга, спорта, перешедшая в область платных услуг, также требует затрат со стороны семьи.Проблема беспризорности тесно смыкается с такими негативными явлениями, распространенными в среде несовершеннолетних, как правонарушения, алкоголизм, наркомания, проституция.

В зарубежных странах существуют различные  категории социальных работников, занимающиеся проблемами реабилитации подростков. Кроме участковых, действующих непосредственно  в общине, ряд социальных работников функционирует в образовательных  и лечебных учреждениях, молодежных и подростковых центрах, проводя  индивидуальную и групповую работу.

В Российской Федерации объектами  первичной работы являются дети и  подростки, которые не были замечены в проявлении антиобщественных поступков, но пребывают долгое время в социально-опасном  положении.

Объектом вторичной профилактики являются беспризорные дети и подростки  различного возраста, начиная с дошкольного и заканчивая юношеским. Работа в отношении таких детей нацелена на развитие форм общественного и государственного воздействии с целью коррекции поведения и социальной адаптации детей, находящихся в зоне социального риска.

Работа с детской беспризорностью  на третьем уровне осуществляется исправительно-воспитательными  учреждениями, а также специализированными  социально-реабилитационными учреждениями, которые играют решающую роль в предупреждении преступности.

В настоящее время сложилась  определенная система коррекционно-реабилитационной работы с несовершеннолетними, находящимися в трудной жизненной ситуации. Эта система включает в себя различные  государственные и общественные организации, которые в пределах своей компетенции осуществляют меры по ликвидации девиантного поведения среди несовершеннолетних.

Проблема беспризорности детей  весьма сложная и многосторонняя, в связи с чем ее решение займет длительный период и потребует объединения усилий всех общественных сил.

 

 

Список использованной литературы

 

1.       Адлер А. Беспризорные  дети. – Ф.-на Майне. 1997. С. 135.

2.       Алмазов Б.Н.  Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних / Дис. на соиск. уч. степ. к.п.н. – Свердловск, 1986.

3.       Аналитический  вестник №14 (207) Государственная  политика в сфере профилактики

и реабилитации детской беспризорности и безнадзорности М.В. Гордеева.

4.       Балкин Ж.К., Как мы боремся с беспризорностью. // Итоги, 2001 г., №6.

5.       Беляева Л.И.  Материалы конференции «Подросток  и закон». Институт «Открытое  общество» (Фонд Сороса). – М.: Юристъ, 2002. С. 3


Информация о работе Беспризорные дети