Анропология игры

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 19:50, реферат

Краткое описание

РИгра сопровождает человека в течение всей жизни: родители играют с детьми, начиная с самого рождения, дети играют друг с другом во всё более сложные по мере взросления игры, молодёжь и взрослые участвуют в различных жизненных ситуациях, поведение внутри которых является ничем иным, как достаточно сложной, запутанной на взгляд со стороны игрой. Иногда незаметно, иногда явно, но почти каждый день мы становимся свидетелями и/или участниками тех или иных социальных, политических, экономических, культурных и спортивных игр. Поэтому вполне естественным является желание понять и определить роль игры как культурного и философского явления в развитии и текущем состоянии человечества.

Оглавление

Введение________________________________________________________________________________________3
Соотношение игры и культуры__________________________________________________________4
Определение понятия «игра»____________________________________________________________6
Функции игры_____________________________________________________________________________12
Игровая теория Хейзинга________________________________________________________________15
Понятие игры в герменевтике___________________________________________________________20
Играизация современного общества___________________________________________________22
Заключение_____________________________________________________________________________________26
Список используемой литературы___________

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 71.26 Кб (Скачать)

Игрой пропитана  политика. Политические деятели несутся  к своей цели (депутатский или  президентский мандат), как беговые  кони к финишу. Миллионы людей с  увлечением смотрят ни них, делают на них ставки.

Игрой переполнена  наука, где часто невозможно провести грань между знанием, необходимым  миру для выживания, и знанием  как моментом игры, не имеющим прикладного  значения. Наука ради науки. Но никто  не знает, где чисто научное открытие выльется в электрические лампочки, атомные ледоходы, эффективные технологии управления обществом. Гонка за научными званиями ничем не отличается от гонки  спортсменов за спортивными титулами.

Игрой пронизана  мода, процесс создания и покупки  товаров. Процесс покупки товаров  многим доставляет удовольствие и является потребностью. Этим объясняется масса  людей, бродящих по магазинам с пустыми  карманами и отсутствием плана  что-то купить. В английском языке  есть даже выражение "windows shopping" ("покупки витрин"). В этом случае человек играет в покупателя, компенсируя свою неспособность вообще или в данный момент приобрести привлекательную вещь.

Таким образом, игра - это один из видов социального  поведения в самых разных сферах жизни. Игра - является искусственно сконструированной  моделью тех или иных процессов  реальной жизни и выполняет две  основные функции: развития личности и  компенсации (замещения) процессов, которые, удовлетворяют некоторые потребности  индивидов, но не могут быть реализованы  в реальной жизни. Игра как в чистом виде, так и в форме игровых моментов реальной жизни выступает в качестве одного из мощных механизмов поведения людей, в том числе и в экономической сфере в качестве как производителей, так и потребителей.

Борьба за существование для тех, кто успешен  в ней, плавно насыщается игрой. Чем  дальше человек стоит от проблемы физического выживания, тем больше его жизнь пропитана элементами игры. На ранних этапах истории цивилизации  жизнь высших сословий была насыщена ею до предела: они играли в войны, турниры, балы и т.д. Для большинства  же населения их стран игра была лишь редким вкраплением в реальную жизнь. В современных экономически высокоразвитых странах уже весьма широкие слои населения тесно  переплели свою жизнь с игрой: ею насыщен труд и особенно потребление, вышедшее за рамки естественных потребностей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Определение игры как отдельной биологической  составляющей происходило по-разному, в зависимости от общих предпочтений того или иного этапа развития науки. Биологический взгляд на игру предполагал, что игра является некотором  видом деятельности, имеющий исключительно  инстинктивный характер и обуславливающий  развитие тех или иных жизненно необходимых  навыков, с тем чтобы в дальнейшем адаптация, вызванная их применением, происходила наименее болезненно, наиболее гладко. Детёныши гоняются друг за другом, кусают и теребят, отрабатывая тем самым основные движения, требуемые для погони и бегства, принятия боя и пр., подрастая, они играют с полуумерщвлённой дичью, которую им приносят родители, моделируя собственную охоту в будущем. Ребёнок играет в дочки-матери, войну и пр. Другая точка зрения утверждает, что игра – это подражательный процесс, при котором происходит неосознанное копирование поведенческих моделей. Существует также предположение, что основной функцией игры является компенсаторная, при котором игра предстаёт либо возможностью прожить не реализуемую в жизни ситуацию, либо дать выход тем эмоциям, поведенческим реакциям и пр., которые по каким-либо причинам не могут быть выражены в повседневной деятельности. Эти точка зрения, казалось бы, достаточно полно описывают цель игры, но тогда, поскольку они разные, одна должна была либо опровергнуть другие, либо вобрать их в себя. Поскольку этого не произошло, логично предположить их неполноту. В первых двух случаях вообще возникает вопрос: а почему играют взрослые? И во что тогда играют взрослые?

Всё вышеуказанное  было посвящено одному вопросу –  зачем (или почему) происходит игра? Но для ответа на него, и вообще, для  полного представления предмета изучения требуется задать вопрос –  а что такое игра? То есть дать какое-либо определение. Есть ли такие  составляющие игрового процесса, которые  являются общими для подавляющего большинства  игр в традиционном понимании  этого слова (сюда, в первую очередь, относятся спортивные, карточные  игры, шарады, театральные представления  и пр.)? Более того, в культурном, социальном и философском аспектах изучения данного вопроса требуется, чтобы эти составляющие совпадали  для различных социальных групп, народностей, конфессий и пр. И  тогда, возможно, и отпадёт необходимость  в вопросе «зачем», особенно, если будет видно, что игра – это  нечто, изначально присутствующее в  любом виде жизнедеятельности, изначально ему свойственное. Не исключено, что  тогда появится возможность увидеть  игровые элементы в тех событиях, к которым раньше нельзя было применить  термины, включающие в себя слово  «игра». 
 
 
 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Андреев А.Н. Культурология. Личность и культура. Минск, 2003.
  2. Аникеева Н.П., "Педагогика и психология игры". М.,2009
  3. Антология исследования культуры. - СПб., Т.1, 2008.
  4. Берлянд И.Е. Игра как феномен сознания. Кемерово, 2006.
  5. Гуревич П.С. Игра / Культурология. XX век. Словарь. - СПб., 2007.
  6. Запорожец А.В., Маркова Т.А., "Игра и её роль в развитии ребенка

    дошкольного возраста". М.,2008.

  1. История и культурология. М., 2009.
  2. Культурология. XX век. Антология. - М., 2005.
  3. Культурология. XX век. Словарь. - СПб., 2007.
  4. Сапронов П.А. Культурология. Курс лекций по теории и истории культуры. -

    СПб., 2008.

  1. Столович Л.Н., Искусство и игра / Эстетика. М., 2007.
  2. Устименко В.Ф., "Место и роль игрового феномена в культуре //

    Филосовские науки", 2003 г., №2, стр. 69 – 77.

  1. Хейзинга Й. Homo Ludens; Статья по истории культуры, М., 1997

Информация о работе Анропология игры