Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 19:34, курсовая работа
В истории человечества детская беспризорность существует давно. Но в периоды политических, социально-экономических потрясений: войн, революций, национальных междоусобиц число беспризорных детей возрастает. До начала XX в. проблема сиротства в России не имела той остроты, которую она приобрела впоследствии. Это во многом объясняется общинным устройством жизни людей и структурой крестьянской семьи. Ее традиционным типом, преобладавшим еще столетие назад, была так называемая большая семья, состоящая не менее чем из трех поколений
В 1874 г. Общество поощрения трудолюбия учредило исправительный приют, который предназначался для нищенствующих и бродяжничающих девочек. В приют принимались на воспитание девочки в возрасте от 4 до 14 лет и оставались там до шестнадцатилетнего возраста. Девочек помещали в приют по приговору суда или по просьбе родителей. Обучение в приюте проводилось по программе трехлетних начальных училищ. Кроме общей грамоты дети обучались портновскому и белошвейному ремеслам, в свободное от учебных занятий время девочки занимались домашней работой, огородничеством, уходом за птицей и домашним скотом. Труд детей оплачивался. Доход за продаваемые птицу, яйца и другую продукцию поступал в пользу приюта, однако треть выручаемой прибыли шла на выдачу наградных денег воспитанницам, получаемых ими по выходе из приюта27.
В 1866 г. Дамское попечительство о бедных создало совершенно новое для России учреждение — приют во имя св. Марии Магдалины для женщин, девушек и малолетних девочек, занимавшихся проституцией и пожелавших встать на праведный жизненный путь. Женщины и девушки, прожившие в приюте три года, получали право на его попечение, заключавшееся в оказании помощи в трудоустройстве. Они работали сиделками в больницах, устраивались в мастерские и частные дома. Те, кто выходил замуж, получали скромное приданое.
В 1910 и 1914 гг. в России состоялись I и II съезды деятелей социальной сферы. Одним из важнейших направлений деятельности ученых и практиков в это время было оказание помощи в построении системы воспитательных учреждений, куда попадали нищие и беспризорные дети. В Москве при Городской думе действовали Благотворительный совет и образованная им специальная Детская комиссия, которая осуществляла сбор статистических данных о детях, исключенных из школы или выгнанных из приютов за плохое поведение, контролировала условия содержания малолетних преступников, оказывала содействие в открытии детских приютов28.
Таким образом, до революции в России сложилась система социального призрения детей, базировавшаяся в основном на частной благотворительности, действовавшей под строгим контролем государства. Однако после 1917 г. большевики осудили благотворительность как буржуазный пережиток, официально она была запрещена. Отделение церкви от государства и ее фактическое репрессирование закрыло путь участию церкви в оказании помощи беспризорным. Уничтожив существовавшие ранее формы реальной помощи нуждающимся детям, социалистическое государство взяло на себя заботу о социально обездоленных.
2.2. Формы и методы решения проблемы беспризорности в первые годы советской власти
С насущной проблемой
массового сиротства и
Первый этап
становления новой системы
В этот период следствием
массового сиротства и
Следствием голода в 1921 г. было организация массового открытия детских домов, где дети могли получать питание, обеспечивались медицинским присмотром. Также по предложению Комиссии по улучшению жизни детей организовывались массовые перевозки детей из районов, пораженных голодом, в другие регионы, где спешно создавались новые детские дома. Тем не менее, беспризорность продолжала носить массовый характер. Детские дома к этому времени содержали свыше 540 тыс. детей32. Размах работы намного превышал дореволюционный, однако и масштабы детских проблем были совершенно иными. К тому же в отличие от дореволюционных заведений, в новых детских дома практически никакой педагогической работы в них не велось, не говоря уже о профессиональном обучении. В то же время Наркомат народного просвещения и его отделы на местах пытались в этот период найти какие-то формы и методы работы с детьми или возродить дореволюционные. Так, Московский отдел народного образования, опираясь на помощь фабричных и заводских комитетов, открывал клубы для беспризорных, прежде всего правонарушителей, ночлежки для беспризорных детей, трудовые коммуны. На последующих Всероссийских съездах (втором в 1924г., третьем в 1930г.) обсуждались проблемы трудовой подготовки воспитанников детских домов, содержание воспитательной работы, направленной на подготовку выпускников к самостоятельной жизни. 20 июня 1927 года ВЦИК и СНК утвердили трехлетний план действия по борьбе с беспризорностью, подготовленный наркоматом просвещения33. Данный план предполагал выполнение трех основных задач: полную ликвидацию уличной беспризорности путем развертывания новой сети детских учреждений; ускорение выпуска детей из существующих детских домов при осуществлении их серьезной профессиональной подготовки, дающей возможность легко начать самостоятельную жизнь и развертывание мероприятий, предупреждающих беспризорность. В последующие годы об этом плане практически перестали упоминать, поскольку у государства не оказалось необходимых финансовых средств для его выполнения. Тем временем ситуация в детских домах и других учреждениях оставалась крайне тяжелой. На третьем Всероссийском съезде в мае 1930г. было принято решение о закреплении всех детских домов за заводами, предприятиями, колхозами, что укрепляло материальную базу детских домов и решало проблему трудоустройства воспитанников и устройства их жилья.
В 1930 г. Советская власть осуществляла политику выселения из мест проживания в отдаленные регионы страны без судебных разбирательств. Их называли спецпереселенцами. В 1930-е это были кулаки и подкулачники. Позднее начались выселения по национальному и социальному признаку. Спецпереселенцы переселялись в Коми АССР с одной главной целью - развитие лесозаготавливающей промышленности. Высокая смертность спецпереселенцев приводила к постоянному увеличению числа беспризорных детей спецпереселенцев. Среди них было распространено бродяжничество и попрошайничество, особенно в Усть-Вымском и Сторожевском районах. Например, в 1932 г. в школе спецпоселка Лопью Сторожевского района в начале учебного года было 83 учащихся, а к весне осталось 46 - 16 детей умерло, остальные, оставшись без родителей, разбрелись по деревням в поисках средств существования. Оставшихся без родителей детей размещали по детским домам республики. Беспризорность среди детей постоянно росла, и в 1933 году все детдома были вдвое переполнены. В 1935 году перед руководством области встал вопрос об организации дополнительно девяти детдомов на 550 детей спецпереселенцев. Ставился вопрос и о переоборудовании Подъельского детского дома в детдом санаторного типа на 50-60 человек - тоже для детей спецпереселенцев, больных туберкулезом. Но к 1937 году количество детских домов даже уменьшилось, хотя при этом было открыто два детдома в спецпоселках Ниашор (Сыктывдинский район) и Итчет-ди (Троицко-Печорский район). Кроме этого, в с. Визинге был организован Дом ребенка на 15 детей спецпереселенцев34. Наряду с названными учреждениями возникла и система органов, специально предназначенная для рассмотрения дел о правонарушениях, - комиссия по делам несовершеннолетних. Схема борьбы с беспризорностью была простой: ребенок с улицы - детский приемный пункт - детский дом. Такой порядок очень скоро привел к переполнению детдомов, которые государство было уже не в силах содержать. С переводом детских учреждений на местный бюджет в 1923 г. количество детдомов и детей в них стало резко сокращаться. В целом по стране в 1923 г., по сравнению с 1922 г., сеть детдомов сократилась с 6063 до 3971, детей в них - с 540 тыс. до 253 237 человек35. В обеспечение исполнения законов об охране детства, в борьбу с беспризорностью и правонарушениями в подростковой среде сразу после своего создания включились органы прокуратуры. Большую работу проводила прокуратура по обеспечению законности в деятельности детских учреждений для беспризорных, борясь против хищений и бесхозяйственности, жестокого обращения с детьми. Сложилась и сама система мер в работе с подростками: однократное воспитательное воздействие (беседа, замечание); устройство или возврат в семью; длящийся надзор за поведением подростков; помещение их в закрытые воспитательные учреждения. Регламентируя вопросы уголовной ответственности несовершеннолетних, уже в Уголовном кодексе 1922 г. были сформулированы некоторые важнейшие положения: отнесение несовершеннолетия обвиняемого к числу смягчающих обстоятельств, возможность широкого применения к подросткам условного осуждения, замены судом уголовного наказания воспитательными мерами, достаточными для достижения цели исправления виновного.
Сама сеть учреждений для исправления и перевоспитания несовершеннолетних правонарушителей развивалась в двух направлениях. Во-первых, это закрытые учреждения для трудных подростков интернатского типа со строгим педагогическим режимом, обязательной школьной учебой и обучением профессии. К 1925 г. было 258 таких учреждений, где содержалось 16 тыс. воспитанников. Наряду с закрытыми воспитательными учреждениями создавались трудовые дома в городах и колонии в сельской местности, имевшие воспитательно-карательный характер. В 1928 г. была поставлена задача ликвидировать в кратчайшие сроки детскую беспризорность. Был составлен оперативный план ликвидации уличной беспризорности. Детей раздавали в крестьянские семьи, кустарям, в колхозы и совхозы. Крестьян и кустарей заинтересовывали брать детей из детдомов, предоставив дополнительный земельный надел на каждого взятого ребенка, освобождаемый от уплаты единого налога на три года. Кроме того, крестьяне пользовались правом бесплатного обучения питомца в школе и получали на него единовременное пособие. Центральным пунктом плана ликвидации уличной беспризорности являлось одновременное "изъятие" бездомных детей и подростков с обжитых ими мест обитания и размещение их в приемниках, детдомах и приютах. В циркуляре Наркомпроса от 19 марта 1928 г. работа по ликвидации уличной беспризорности приравнивалась к "боевому заданию". К операции привлекались только сотрудники ОГПУ, милиции и угрозыска, в редких случаях - работники детской инспекции и комсомольские работники. К середине 30-х годов с окончательным утверждением в стране тоталитарного режима все разнообразие различных видов детских учреждений исчезло и было заменено унифицированной системой детских домов-интернатов, которые существуют и по сей день.
В начале 20-х годов была создана школа социально-индивидуального воспитания им. Ф.М. Достоевского (1920-1925 гг.). Целью данного учреждения являлось воспитание и перевоспитание беспризорных детей, развитие у них стремлений к преобразованию самих себя, формирование активной жизненной позиции в труде, познании, творчестве. Педагоги осуществляли поиски новых воспитательных средств: применяли творчески-исследовательский метод и индивидуальный подход, связывали обучение с актуальными проблемами окружающей жизни, изобрели и воплотили в учебный процесс лозунг «Всякое знание превращать в деяние» и т. д. Одной из главных особенностей воспитательной системы школы им. Ф. М. Достоевского было всемерное стимулирование художественной деятельности, развитие интереса детей к литературе, создание творческой атмосферы в школе36. В это же время в Москве была создана школа им. А. Н. Радищева как опытно-показательное учреждение, подчинявшееся непосредственно Наркомпросу. В 1926 году школу возглавила талантливейший педагог З. Н. Гинзбург, создавшая своеобразную воспитательную систему, основой которой было трудовое воспитание. Идея трудового воспитания также относится к разряду инновационных идей этого периода. Наряду с трудовой деятельностью видное место в воспитательной системе школы занимала работа, направленная на развитие самодеятельности учащихся. Существовал устав школы, согласно которому ученики, избранные коллективом, являлись членами школьного совета. В школе действовала комсомольская ячейка, возглавляемая секретарем. Воспитательная система школы им. А.Н. Радищева, как и другие яркие воспитательные системы 20-х годов, формируя сугубо классовый подход, отодвинули на второй план общечеловеческие ценности и гуманистические идеалы, на которые ориентировались новые школы России конца XIX— начала XX вв.