Анализ состояния проблем беспризорности среди несовершеннолетних в России в первой половине XX века

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 19:34, курсовая работа

Краткое описание

В истории человечества детская беспризорность существует давно. Но в периоды политических, социально-экономических потрясений: войн, революций, национальных междоусобиц число беспризорных детей возрастает. До начала XX в. проблема сиротства в России не имела той остроты, которую она приобрела впоследствии. Это во многом объясняется общинным устройством жизни людей и структурой крестьянской семьи. Ее традиционным типом, преобладавшим еще столетие назад, была так называемая большая семья, состоящая не менее чем из трех поколений

Файлы: 1 файл

Главы.doc

— 225.50 Кб (Скачать)

В 1874 г. Общество поощрения трудолюбия учредило исправительный приют, который предназначался для нищенствующих и бродяжничающих девочек. В приют принимались на воспитание девочки в возрасте от 4 до 14 лет и оставались там до шестнадцатилетнего возраста. Девочек помещали в приют по приговору суда или по просьбе родителей. Обучение в приюте проводилось по программе трехлетних начальных училищ. Кроме общей грамоты дети обучались портновскому и белошвейному ремеслам, в свободное от учебных занятий время девочки занимались домашней работой, огородничеством, уходом за птицей и домашним скотом. Труд детей оплачивался. Доход за продаваемые птицу, яйца и другую продукцию поступал в пользу приюта, однако треть выручаемой прибыли шла на выдачу наградных денег воспитанницам, получаемых ими по выходе из приюта27.

В 1866 г. Дамское попечительство о бедных создало совершенно новое для России учреждение — приют во имя св. Марии Магдалины для женщин, девушек и малолетних девочек, занимавшихся проституцией и пожелавших встать на праведный жизненный путь. Женщины и девушки, прожившие в приюте три года, получали право на его попечение, заключавшееся в оказании помощи в трудоустройстве. Они работали сиделками в больницах, устраивались в мастерские и частные дома. Те, кто выходил замуж, получали скромное приданое.

В 1910 и 1914 гг. в России состоялись I и II съезды деятелей социальной сферы. Одним из важнейших направлений деятельности ученых и практиков в это время было оказание помощи в построении системы воспитательных учреждений, куда попадали нищие и беспризорные дети. В Москве при Городской думе действовали Благотворительный совет и образованная им специальная Детская комиссия, которая осуществляла сбор статистических данных о детях, исключенных из школы или выгнанных из приютов за плохое поведение, контролировала условия содержания малолетних преступников, оказывала содействие в открытии детских приютов28.

Таким образом, до революции в России сложилась система социального призрения детей, базировавшаяся в основном на частной благотворительности, действовавшей под строгим контролем государства. Однако после 1917 г. большевики осудили благотворительность как буржуазный пережиток, официально она была запрещена. Отделение церкви от государства и ее фактическое репрессирование закрыло путь участию церкви в оказании помощи беспризорным. Уничтожив существовавшие ранее формы реальной помощи нуждающимся детям, социалистическое государство взяло на себя заботу о социально обездоленных.

 

2.2. Формы и методы решения проблемы беспризорности в первые годы советской власти

 

С насущной проблемой  массового сиротства и беспризорничества, острейшей необходимостью государственного устройства, содержания и воспитания детей-сирот и детей, лишившихся попечения родителей, послереволюционная Россия столкнулась уже в первые годы советской власти.  Из всех воспитательных учреждений, создаваемых в эти годы, главной формой призрения детей-сирот являлись детские дома. Чаще всего они были смешанными, так как в них воспитывались малыши-дошкольники и ребята школьного возраста. Созданные в первые годы Советской власти дома размещались в хороших особняках, с большими наделами земли, с садами и огородами. В них существовали швейные, столярные, сапожные и переплетные мастерские. В детских домах были хор и духовой оркестр, клуб и библиотека. Детские дома также размещались в монастырях, церквях. Так в 1923 г. в зданиях ликвидированного Кылтовского монастыря был организован «детский городок» для сирот и беспризорных детей от 3 до 17 лет. Здесь функционировали детский сад, две начальные школы, совхоз «Кылтово», мастерские производственного обучения: слесарно-кузнечная, столярная, швейная и сапожная. В начале 1930 г. он получил статус исправительно-трудовой колонии для малолетих правонарушителей. В колонии содержались дети репрессированных (заключенных, спецпереселенцев, ссыльных). В 1917 году в детских домах воспитывалось 30 тысяч детей, в 1918 году - 80 тысяч, в 1919 году - 125 тысяч, В 1920 году - 400 тысяч, в 1922 году - 540 тысяч29. Все частные благотворительные общества и учреждения были ликвидированы. Новая власть, пришедшая в октябре 1917 года, включила в свою доктрину наиболее радикальное из имевшихся тогда предложений об устройстве социального обеспечения детей. Оно заключалось в передаче всей ответственности за призрение малолетних детей государству. Начала реализовываться возникшая еще в конце 19 века идея о том, что социальное обеспечение детей должно быть всецело передано в ведение государства. Более того в теоретических трудах Н. Крупской и А. Коллонтай государство должно было взять на себя воспитание и материальное обеспечение всех без исключения детей, чтобы освободить их от влияния семьи и создать новый тип людей, способных создать коммунистическое общество. Примечательно, что новая советская власть пыталась на практике реализовать эти идеи, взяв на себя заботу о детях. В первую очередь это касалось существующих детских приютов.

Первый этап становления новой системы социального  обеспечения детей приходился на годы гражданской войны, когда главной проблемой стала массовая беспризорность детей. Уже в декабре 1918 года был издан декрет СНК о комиссиях для несовершеннолетних, которые руководили разработкой и осуществлением конкретных мер в отношении беспризорных, т. е. государство отказывалось от репрессивных мер в отношении детей. Данный период характеризовался значительной организованной неразберихой: создавались новые ведомства, упразднялись старые. Ежедневно возникала масса различных идей о способах и формах обучения и воспитания детей, - за 1918 год было издано много различных инструкций и программ обучения и воспитания детей; чем за предшествующие сто лет. В феврале 1919 г. на первом Всероссийском съезде по охране детства, обсуждались вопросы содержания воспитательной работы нового коммунистического поколения. Чтобы как-то упорядочить работу по социальному обеспечению детей, в феврале 1919 года был создан Совет защиты детей, который работал при Наркомпросе и включал представителей наркоматов просвещения, труда, продовольствия, здравоохранения и социального обеспечения. Совет координировал усилия входивших в него ведомств по реализации декретов советской власти и бесплатном детском питании, и снабжении детей предметами первой необходимости. Совет также решал проблемы, связанные с охраной детей от эксплуатации, плохого обращения, беспризорности. Но как показало время, Совет защиты детей не был способным решить проблему беспризорности. В 1920 г. на смену ему была создана Комиссия по улучшению жизни детей. Ее первым председателем был Ф. Э. Дзержинский. Она включала представителей наркоматов просвещения, здравоохранения, продовольствия, труда, ВЧК. Комиссия имела на местах социальных уполномоченных, а затем и свои отделы губернских Советов депутатов. Она имела право вносить законодательные предложения по улучшению жизни детей30. В комиссию входило: оказание помощи продовольствием, жильем, топливом, одеждой учреждениям, ведающим охраной жизни и здоровья детей, прежде всего беспризорных; издание в пределах своих полномочий и на основе действующих законов постановлений, касающихся охраны жизни и здоровья детей; внесение в центральные органы власти предложений по созданию новых законов и постановлений, относящихся к сфере деятельности комиссии. Под руководством Дзержинского разрабатывалась перспективная стратегия борьбы с беспризорностью, но параллельно с образованием местных комиссий принимались и неотложные меры по детскому призрению. Следует отметить такую особенность этих комиссий, как их государственно-общественный характер, вследствие чего все начинания комиссий получали широкую поддержку и помощь со стороны населения. Ликвидация беспризорности требовала проведения санитарной обработки обитателей подвалов и улиц, в необходимых случаях лечения, организации питания и учебы детей, предоставления жилья и работы подросткам. Наряду с проведением Всероссийских недель беспризорного и больного ребенка требовалось и создание специальных детских учреждений: приемников-распределителей (временного пребывания), детских домов, «коммун" и детских «городков». Последние представляли собой объединение нескольких детских домов, школ, с обслуживающей их инфраструктурой и подсобными учреждениями. Активное участие в работе с детьми и подростками «с улицы» принимали и комсомольцы. Через 200 созданных в 1921 г. приемников-распределителей, рассчитанных на прием от 50 до 100 детей одновременно, в первый год целенаправленной государственной борьбы с беспризорностью прошло более 540 тысяч детей. 24 тысячи бездомных детей-сирот были расселены в 1920-1921 гг. по семьям только жителей Москвы31. В отличие от детских домов, принимавших детей до 12-14 лет, организовывавших их обучение и воспитание, «трудовые коммуны» принимали подростков более старших возрастов, где наряду с общеобразовательным велось и их трудовое обучение, более широко применялись принципы самоуправления и самообеспечения. Часть подростков направлялась также в музыкальные команды Красной Армии. 8 бывших беспризорников стали впоследствии академиками АН СССР, в том числе и всемирно известный ученый-генетик Николай Петрович Дубинин.

В этот период следствием массового сиротства и беспризорности явилась проституция. В 1923 г. более  половины несовершеннолетних, торговавших  собой, были беспризорными. Следует  отметить также тесную взаимосвязь  детской проституции с криминальной средой. Система мер в тот период предусматривала два основных направления: предупреждение проституции и борьбу с существующей проституцией. Первое из них обеспечивалось мероприятиями по ликвидации женской безработицы, женской и детской беспризорности, по охране женского труда, материнства и младенчества. Второе направление обеспечивалось предупреждением развития проституции путем усиления борьбы со спросом на такие услуги и пособничеством. В 1923 г. был организован Центральный совет по борьбе с проституцией, в который входили работники Наркомздрава, представители милиции и профсоюзов. Определенные новации появились и в профилактической деятельности, они состояли во взаимосвязи диспансеров, лечебно-воспитательных профилакториев, колоний и профилактических мер, предпринимаемых милицией.

 Следствием голода в 1921 г. было организация массового открытия детских домов, где дети могли получать питание, обеспечивались медицинским присмотром. Также по предложению Комиссии по улучшению жизни детей организовывались массовые перевозки детей из районов, пораженных голодом, в другие регионы, где спешно создавались новые детские дома. Тем не менее, беспризорность продолжала носить массовый характер. Детские дома к этому времени содержали свыше 540 тыс. детей32. Размах работы намного превышал дореволюционный, однако и масштабы детских проблем были совершенно иными. К тому же в отличие от дореволюционных заведений, в новых детских дома практически никакой педагогической работы в них не велось, не говоря уже о профессиональном обучении. В то же время Наркомат народного просвещения и его отделы на местах пытались в этот период найти какие-то формы и методы работы с детьми или возродить дореволюционные. Так, Московский отдел народного образования, опираясь на помощь фабричных и заводских комитетов, открывал клубы для беспризорных, прежде всего правонарушителей, ночлежки для беспризорных детей, трудовые коммуны. На последующих Всероссийских съездах (втором в 1924г., третьем в 1930г.) обсуждались проблемы трудовой подготовки воспитанников детских домов, содержание воспитательной работы, направленной на подготовку выпускников к самостоятельной жизни. 20 июня 1927 года ВЦИК и СНК утвердили трехлетний план действия по борьбе с беспризорностью, подготовленный наркоматом просвещения33. Данный план предполагал выполнение трех основных задач: полную ликвидацию уличной беспризорности путем развертывания новой сети детских учреждений; ускорение выпуска детей из существующих детских домов при осуществлении их серьезной профессиональной подготовки, дающей возможность легко начать самостоятельную жизнь и развертывание мероприятий, предупреждающих беспризорность. В последующие годы об этом плане практически перестали упоминать, поскольку у государства не оказалось необходимых финансовых средств для его выполнения. Тем временем ситуация в детских домах и других учреждениях оставалась крайне тяжелой. На третьем Всероссийском съезде в мае 1930г. было принято решение о закреплении всех детских домов за заводами, предприятиями, колхозами, что укрепляло материальную базу детских домов и решало проблему трудоустройства воспитанников и устройства их жилья.

 В 1930 г. Советская власть осуществляла политику выселения из мест проживания в отдаленные регионы страны без судебных разбирательств. Их называли спецпереселенцами. В 1930-е это были кулаки и подкулачники. Позднее начались выселения по национальному и социальному признаку. Спецпереселенцы переселялись в Коми АССР с одной главной целью - развитие лесозаготавливающей промышленности. Высокая смертность спецпереселенцев приводила к постоянному увеличению числа беспризорных детей спецпереселенцев. Среди них было распространено бродяжничество и попрошайничество, особенно в Усть-Вымском и Сторожевском районах. Например, в 1932 г. в школе спецпоселка Лопью Сторожевского района в начале учебного года было 83 учащихся, а к весне осталось 46 - 16 детей умерло, остальные, оставшись без родителей, разбрелись по деревням в поисках средств существования. Оставшихся без родителей детей размещали по детским домам республики.  Беспризорность среди детей постоянно росла, и в 1933 году все детдома были вдвое переполнены. В 1935 году перед руководством области встал вопрос об организации дополнительно девяти детдомов на 550 детей спецпереселенцев. Ставился вопрос и о переоборудовании Подъельского детского дома в детдом санаторного типа на 50-60 человек - тоже для детей спецпереселенцев, больных туберкулезом. Но к 1937 году количество детских домов даже уменьшилось, хотя при этом было открыто два детдома в спецпоселках Ниашор (Сыктывдинский район) и Итчет-ди (Троицко-Печорский район). Кроме этого, в с. Визинге был организован Дом ребенка на 15 детей спецпереселенцев34. Наряду с названными учреждениями возникла и система органов, специально предназначенная для рассмотрения дел о правонарушениях, - комиссия по делам несовершеннолетних. Схема борьбы с беспризорностью была простой: ребенок с улицы - детский приемный пункт - детский дом. Такой порядок очень скоро привел к переполнению детдомов, которые государство было уже не в силах содержать. С переводом детских учреждений на местный бюджет в 1923 г. количество детдомов и детей в них стало резко сокращаться. В целом по стране в 1923 г., по сравнению с 1922 г., сеть детдомов сократилась с 6063 до 3971, детей в них - с 540 тыс. до 253 237 человек35. В обеспечение исполнения законов об охране детства, в борьбу с беспризорностью и правонарушениями в подростковой среде сразу после своего создания включились органы прокуратуры. Большую работу проводила прокуратура по обеспечению законности в деятельности детских учреждений для беспризорных, борясь против хищений и бесхозяйственности, жестокого обращения с детьми. Сложилась и сама система мер в работе с подростками: однократное воспитательное воздействие (беседа, замечание); устройство или возврат в семью; длящийся надзор за поведением подростков; помещение их в закрытые воспитательные учреждения. Регламентируя вопросы уголовной ответственности несовершеннолетних, уже в Уголовном кодексе 1922 г. были сформулированы некоторые важнейшие положения: отнесение несовершеннолетия обвиняемого к числу смягчающих обстоятельств, возможность широкого применения к подросткам условного осуждения, замены судом уголовного наказания воспитательными мерами, достаточными для достижения цели исправления виновного.

Сама сеть учреждений для исправления и перевоспитания несовершеннолетних правонарушителей развивалась в двух направлениях. Во-первых, это закрытые учреждения для трудных подростков интернатского типа со строгим педагогическим режимом, обязательной школьной учебой и обучением профессии. К 1925 г. было 258 таких учреждений, где содержалось 16 тыс. воспитанников. Наряду с закрытыми воспитательными учреждениями создавались трудовые дома в городах и колонии в сельской местности, имевшие воспитательно-карательный характер. В 1928 г. была поставлена задача ликвидировать в кратчайшие сроки детскую беспризорность. Был составлен оперативный план ликвидации уличной беспризорности. Детей раздавали в крестьянские семьи, кустарям, в колхозы и совхозы. Крестьян и кустарей заинтересовывали брать детей из детдомов, предоставив дополнительный земельный надел на каждого взятого ребенка, освобождаемый от уплаты единого налога на три года. Кроме того, крестьяне пользовались правом бесплатного обучения питомца в школе и получали на него единовременное пособие. Центральным пунктом плана ликвидации уличной беспризорности являлось одновременное "изъятие" бездомных детей и подростков с обжитых ими мест обитания и размещение их в приемниках, детдомах и приютах. В циркуляре Наркомпроса от 19 марта 1928 г. работа по ликвидации уличной беспризорности приравнивалась к "боевому заданию". К операции привлекались только сотрудники ОГПУ, милиции и угрозыска, в редких случаях - работники детской инспекции и комсомольские работники. К середине 30-х годов с окончательным утверждением в стране тоталитарного режима все разнообразие различных видов детских учреждений исчезло и было заменено унифицированной системой детских домов-интернатов, которые существуют и по сей день.

В начале 20-х годов была создана школа социально-индивидуального воспитания им. Ф.М. Достоевского (1920-1925 гг.). Целью данного учреждения являлось воспитание и перевоспитание беспризорных детей, развитие у них стремлений к преобразованию самих себя, формирование активной жизненной позиции в труде, познании, творчестве. Педагоги осуществляли поиски новых воспитательных средств: применяли творчески-исследовательский метод и индивидуальный подход, связывали обучение с актуальными проблемами окружающей жизни, изобрели и воплотили в учебный процесс лозунг «Всякое знание превращать в деяние» и т. д. Одной из главных особенностей воспитательной системы школы им. Ф. М. Достоевского было всемерное стимулирование художественной деятельности, развитие интереса детей к литературе, создание творческой атмосферы в школе36. В это же время в Москве была создана школа им. А. Н. Радищева как опытно-показательное учреждение, подчинявшееся непосредственно Наркомпросу. В 1926 году школу возглавила талантливейший педагог З. Н. Гинзбург, создавшая своеобразную воспитательную систему, основой которой было трудовое воспитание. Идея трудового воспитания также относится к разряду инновационных идей этого периода. Наряду с трудовой деятельностью видное место в воспитательной системе школы занимала работа, направленная на развитие самодеятельности учащихся. Существовал устав школы, согласно которому ученики, избранные коллективом, являлись членами школьного совета. В школе действовала комсомольская ячейка, возглавляемая секретарем. Воспитательная система школы им. А.Н. Радищева, как и другие яркие воспитательные системы 20-х годов, формируя сугубо классовый подход, отодвинули на второй план общечеловеческие ценности и гуманистические идеалы, на которые ориентировались новые школы России конца XIX— начала XX вв. 

Информация о работе Анализ состояния проблем беспризорности среди несовершеннолетних в России в первой половине XX века