Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 21:43, курсовая работа
Целью данной работы является определение методов и способов управления конфликтами.
Задачи курсовой работы – рассмотреть конфликт как объект исследования, определить теоретические основы управления конфликтами и выделить основные способы управления конфликтами.
Объектом исследования в данной курсовой работе является конфликт, а предметом – управление процессами конфликта.
Введение…………………………………………………………………3
1. Конфликт как объект исследования………………………………...4
2. Теоретические основы управления конфликтами………………..23
Заключение…………………………………………………………….40
Список использованной литературы
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
ФГОУ ВПО «ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет социологии и политологии
Кафедра конфликтологии
АНАЛИЗ КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ВЫХОДА ИЗ НЕЁ
Курсовая работа
Ростов-на-Дону
2012
Оглавление
Введение…………………………………………………………
1. Конфликт как объект исследования………………………………...4
2. Теоретические основы управления конфликтами………………..23
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………………....41
Введение
Конфликт является неотъемлемым элементом функционирования любого общества.
Конфликты сопровождают человека на протяжении всей его жизни. Часто люди, связанные узами совместной деловой активности, сталкиваются в своих интересах, и тогда происходит конфликт, он дезорганизует людей, переводит их в состояние, когда им начинают управлять эмоции, а не разум.
В современном обществе, в условиях когда ежедневно увеличивается «скорость жизни», когда стрессы знакомы почти любому не понаслышке, когда каждый к чему-то стремится и чего-то боится, проблемы поставленные конфликтологией – предотвращение, анализ, прекращение конфликтов – стали особенно актуальны. Эти проблемы актуальны прежде всего потому, что конфликты могут присутствовать в любой сфере жизнедеятельности общества, а конфликт, пущенный на самотек, может привести к нежелательным последствия как для отдельных индивидов, так и для общества.
Целью данной работы является определение методов и способов управления конфликтами.
Задачи курсовой работы – рассмотреть конфликт как объект исследования, определить теоретические основы управления конфликтами и выделить основные способы управления конфликтами.
Объектом исследования в данной курсовой работе является конфликт, а предметом – управление процессами конфликта.
Методами исследования являются: анализ литературных источников, взаимоотношения и обобщение.
Теоретической базой курсовой работы являются труды отечественных и зарубежных ученых в области конфликтологических, психологических и социологических наук, тематические статьи.
разрешения конфликт работник
1. Конфликт как объект исследования
1.1 Понятие и функции конфликта
Слово конфликт происходит от латинского глагола, который в переводе на русский язык означает «противостоять, противоборствовать». Как и у многих понятий, в теории управления, у конфликта имеется множество определений.
В психологии под конфликтом понимают «столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия». В связи с этим можно дать определение конфликту как одной из форм человеческого взаимодействия, в основе которой лежат различного рода реальные или иллюзорные, объективные и субъективные, в различной степени осознанные противоречия между людьми, с попытками их разрешения на фоне проявления эмоций [1].
Конфликт чаще всего ассоциируется с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью. В результате бытует мнение, что конфликт - явление всегда нежелательное, что его необходимо, по мере возможности, избегать, и что его следует немедленно разрешать, как только он возникает. Немецкий философ-идеалист и социолог Г. Зиммель, называя конфликт «спором», считал его психологически обусловленным явлением и одной из форм социализации [1].
Тем не менее западными социологами и философами конфликты признаются важнейшими факторами социального развития. Английский философ и социолог Г. Спенсер (1820-1903) считал конфликт «неизбежным явлением в истории человеческого общества и стимулом социального развития».
Один из основателей чикагской школы социальной психологии Р. Парк включил конфликт в число четырех основных видов социального взаимодействия наряду с соревнованием, приспособлением и ассимиляцией (от лат. «видоизменять»). С его точки зрения, соревнование, являющееся социальной формой борьбы за существование, будучи осознанным, превращается в конфликт, который благодаря ассимиляции призван привести к прочным взаимным контактам, к сотрудничеству и способствовать лучшему приспособлению.
Современная точка зрения
заключается в том, что в организациях
с эффективным управлением
В целом можно выделить
две группы конфликтов — функциональные
конфликты и дисфункциональные.
Конфликты первой группы ведут к
повышению эффективности
Таким образом, конфликты
могут выполнять как
Основные негативные функции конфликтов:
Однако конфликты выполняют и позитивные функции [2]:
1. Конфликт – это
способ выявления проблем.
2. Конфликт выполняет
стимулирующую функцию. Мы
3. Конфликт помогает
познать самого себя. При общении
каждый из участников
4. Конфликт – это спусковой клапан эмоций. Сдерживание эмоций — психологическое умение, необходимое каждому человеку. Однако сдерживание эмоций требует значительной нервной энергии и большого напряжения. Это напряжение может привести к глубокому стрессу. Поэтому в некоторых случаях конфликт представляет собой способ ослабления эмоционального напряжения, играя роль своеобразного клапана для снижения уровня отрицательных эмоций. Естественно, человек не должен постоянно пользоваться «клапаном» конфликта, однако в некоторых случаях это просто необходимо.
5. Конфликт способствует
расширению набора
6. В определенных ситуациях,
когда негативные
7. Конфликт служит выражению неудовлетворенности или протеста, информированию конфликтующих сторон об их интересах и потребностях.
1.2 Классификация конфликтов
Конфликты – явление не только неизбежное и повсеместное, но и многоликое. Они отличаются большим разнообразием. Каждое конфликтное столкновение по-своему уникально, неповторимо по причинам возникновения, формам взаимодействия двух или более сторон, исходу и последствиям.
По формам проявления конфликты действительно имеют место во всех областях общественной жизни, а потому правомерно выделять социально-экономические, этнические, межнациональные, политические, идеологические, религиозные, военные, юридические, семейные, социально-бытовые и иные типы конфликтов. Они являются предметом рассмотрения в первую очередь соответствующих отраслей науки.
Основные типы и виды конфликтов приведены на рисунке 1.
Конфликты различаются по семи наиболее существенным признакам – источникам и непосредственным причинам возникновения, формам и степени конфликтного столкновения, коммуникативной направленности, масштабам и продолжительности, составу конфликтующих сторон, способам урегулирования, функциональной значимости. Как показано на рисунке, по источникам и причинам возникновения конфликты делят на объективные и субъективные. В первом случае конфликт способен развиться вне воли и желания его участников, просто в силу складывающихся обстоятельств. Но конфликтная ситуация может создаться также из-за мотивов поведения, преднамеренных устремлений того или иного субъекта социальных связей. Объектом столкновения выступает конкретная материальная или духовная ценность, к обладанию которой стремятся конфликтующие стороны.
Информация о работе Анализ конфликтной ситуации и прогнозирование выхода из нее